Совсем, кажется, недавно жизнь виделась мне очень предсказуемой и расписанной по нотам. Как мы живем и как должны жить наши дети? Очень понятно. Они должны хорошенько подготовиться к первому классу. Прийти в брючках со стрелочками и конечно — знанием английского и умением читать и писать. Потом школу пройти, шагая с пятерки на пятерку, ну ладно, иногда оступаясь на четверку. Ну, понятное дело — репетиторы, институт после школы — если не поступил на бюджет, платим за обучение, потом — работа. Может быть, у вас кругозор пошире моего — но я так жила и так думала.
Так и моим детям надлежало пройти прямой путь: школа — высшее учебное заведение покруче — работа. Она же карьера. И тут что-то случилось в пространстве, что все пошло не так. Что случилось и с чего это началось — я не знаю. Ко мне стала поступать информация, что путь обозначенный мысленно мной — не более чем моя собственная картина: нарисовала — отлично. Сдай на выставку. Пусть радуются, что бывают простые пути. Простые?
Мои друзья-музыканты взяли детей из школы, и оставили их на домашнем обучении, чтобы дети успевали работать в театре, учиться музыке и учить языки. Дети выросли самостоятельными, талантливыми и привыкшими к реальной работе. Получили хорошее домашнее образование. Сдали все экзамены, какие нужно было, экстерном. Двигаются дальше — свободные, спокойные, верующие детки, уже подростки, умеющие принимать решения, поющие в церковных хорах, играющие в спектаклях, лауреаты музыкальных премий.
Мой друг писатель уехал в далекую деревню и отдал сыновей в другой город — учиться профессии. Один из сыновей вернулся столяром, второй — печником. Сын-столяр остался в деревне с родителями, потому что хочет купить машину, чтобы ездить в город (о скандал! Папа и мама не покупают парню машину!) и работать, но быть рядом с родителями. Второй — сложил некоторое количество хороших печек и уехал в Москву — учиться на адвоката. Просто понял, чего ему хочется. Но не сразу. И сам.
Моя дочь, изо всех сил пытавшаяся саботировать репетиторов по обществознанию, отлично сдала выпускные ЕГЭ и не стала никуда поступать. Пошла работать официанткой, потом офис- менеджером. Я была в ужасе от всей этой непредсказуемости — но согласитесь, что я могла сделать? В офис-менеджерах дочь быстро соскучилась, и ушла работать... на подстанцию Марс. Да, на подстанцию Марс, которая открылась при Московском Планетарии. И теперь вместо бухгалтерских накладных и контрактов с клиентами она изучает способы добычи воды посредством горячего масла из марсианского песка. Представляете себе мое нарастающее ошеломление?
Зато когда тяга к учебе, наконец вернулась — вместе с четким представлением, чему она хочет учиться — дочь сидит на лекциях, забыв о себе, еде и вообще обо всем...
Я могу много рассказывать, но многие мои друзья все равно будут пытаться захотеть все прожить за своих детей по вот этой первоначальной, но, наверное, не всегда работающей схеме. В институт — ну хоть какой-нибудь. Хоть платный и нелюбимый. Но высшее!
Пути Господни для меня все более неисповедимы. Глаза мои расширяются все больше с каждым годом жизни — от удивления и иногда — от восторга. Зато, насколько все может сложиться лучше, чем мы сами задумали. Немного свободы. Немного творчества. Немного вместе подумать. На какое-то время забыть об одном-единственном пути. Немного понимания о том, что карьера — не всегда та награда, о которой мечтают с детства. Впустить немного воздуха в жизнь — свою и детей. Дать им немного пространства для того, чтобы чего-то захотеть. Чтобы не получилось как в песне Гребенщикова: «Их дети сходят с ума от того, что им нечего больше хотеть...» Дать им в конце концов услышать голос Творца — призывающий на что-то, о чем мы порой даже не догадываемся!
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер