Крещение Руси не превратило русскую землю в православную в один миг. На это требовались годы – многие люди привыкли к старой языческой жизни и не собирались от нее отказываться. Большую роль в распространении веры играли отшельники. Отрешившись от обычной, мирской, жизни, они уходили жить в пещеры, где постоянно молились. Они следовали примеру Иисуса Христа – принимали страдания за других людей, веря, что это спасет грешный мир, полный пороков, от Божьей кары. Таких отшельников уважали, благодарили, называя «святыми людьми». И, в свою очередь, они становились примером для многих мирян…
…Киево-Печерский монастырь, год тысяча сто седьмой…
В тихой келье слышался только скрип пера. Света едва хватало для глаз, молодой послушник терпеливо вырисовывал круглые буквы, высунув от усердия язык. Нельзя ошибиться – один раз не так крючок завернешь, всю бересту выкидывать. Жалко. Да и монахи заругают.
Мальчишка знал, что писцы не всегда разумели грамоте. Им главное в точности перенести все закорючки на новый лист, и то ладно. Но этот послушник попросил выучить его буквам по-настоящему, чтобы самому читать. Ведь там столько интересного! А уж перечитывать и переписывать труды самого Нестора… За такое доверие можно и целыми днями просиживать в келье, сгорбившись на неудобной лавке с гусиным пером в руке.
Увлекшись словами, которые составлялись в чу́дные рассказы, послушник не заметил, как неслышно отворилась дверь.
Нестор:
Долго сидишь, не заснул случаем?
Послушник:
Что вы, отче! Я как раз про преподобного Феодосия… А неужто правда, что он еще отроком всю дорогую одежду нищим раздал, в церкви все время проводил, да попросил себе цепь железную сделать и на теле носил?
Нестор:
Правда. Блаженный отец наш Феодосий ребенком был, а Господь уж избрал его себе на служение. Мне то известно от брата Феодора, а ему мать преподобного Феодосия рассказала. Ох, и сопротивлялась она боголюбию сына… А все ж и сама стала после монахиней.
Послушник:
Смирилась, да?
Нестор:
Смирилась. Отец Феодосий был богоносным человеком. От лица его словно свет исходил, и все этот свет видели, и за ним шли. Он в молитве и притеснениях только и жил, все вспоминал Господа нашего Иисуса, как тот за всех грехи принял, да страдал и телесно, и душою. Вот помню, мне чернец Илларион рассказал – слышит он ночью, кто-то горько плачет, Богу молится. Подошел тихонько к келье преподобного – точно, отец Феодосий поклоны кладет, лбом о земляной пол бьется, за всех братьев молитвы шепчет. Илларион отошел в сторону, а потом подошел, громко топая, и спросил: «Ты ли, отче, плачешь?». Преподобный ничего не ответил, но притворился, что спит. Скромный он был.
Послушник:
И в житии про это есть?
Нестор:
Есть. А ты какое место сейчас переписываешь?
Послушник:
Про то, как отец Феодосий в Киев впервые пришел, еще отроком, постригся и поселился у отшельника Антония. И жили они втроем со святым Никоном.
За троих трудился Феодосий в пещере. Таскал воду, носил дрова, молол зерно, плел шерсть – и ни разу не высказал усталости. Когда над пещерой возвели церковь, он первым приходил на богослужение и последним уходил – такое смирение еще молодого отшельника привлекало к пещерам все больше братьев, а молва о Феодосии разносилась по городам и деревням. Вскоре он стал игуменом церкви, поставил возле нее кельи и переселился в них с другими отшельниками – впятеро выросла братия, тесны ей стали пещеры. Устав нового монастыря был очень строг, и Феодосий требовал полного его соблюдения. Но и сам он неукоснительно его придерживался – ел хлеб и вареные овощи, постоянно трудился, носил власяницу, а поверх – ветхую одежду. Около монастыря он устроил двор для калек, отдавая им десятую часть от всех монастырских доходов. Князья уважали игумена и приезжали к нему за советом. Простые миряне дивились монашескому подвигу Феодосия и часто просили его заступничества. Будучи человеком суровым, но мудрым, он неоднократно разрешал споры по справедливости. А главное – Феодосий неустанно претворял в жизнь сам дух православия, считая, что русский народ должен иметь лишь одну истинную веру.
Сегодня Феодосия Печерского почитают как основоположника общежительного монашества на Руси, а также как одного из основателей знаменитой Киево-Печерской Лавры. Лавра и по сей день находится над той пещерой, в которую когда-то за монашеским постригом пришел религиозный юноша.
Тропарь Благовещения

«Благовещение» Леонардо да Винчи, 1472–1476 гг., из собрания галереи Уффици во Флоренции, Италия
Одним апрельским утром много лет назад я шла на работу. Воздух был свежим и прохладным, пели птицы, природа просыпалась, но вот только я этого почему-то не замечала. На душе было тоскливо, хотя и причины-то особой для печали не было.
Двери храма, мимо которого пролегал мой путь на работу, были в то утро открыты. Через них слышалось пение. Наверное, сегодня праздник — подумала я и решила зайти.
В храме было много людей. Горели свечи, пахло свежими цветами — их принесли к иконе Богородицы. На всю службу я остаться не могла, но решила постоять хотя бы некоторое время и помолиться.
Хор запел песнопение, в котором упоминался архангел Гавриил, и я догадалась — это был Праздник Благовещения. А слова этого праздничного песнопения надолго остались в памяти. Давайте поразмышляем над его текстом и послушаем отдельными фрагментами в исполнении сестёр храма Табынской иконы Божией Матери Орской епархии.
Как я поняла позже, это был тропарь Благовещения — то есть гимн, прославляющий праздник. Он описывает евангельское событие, когда Архангел Гавриил принёс благую весть юной Деве Марии. Ей суждено стать Божией Матерью.
Первая часть песнопения в переводе на русский язык звучит так: «Сегодня начало нашего спасения, сегодня открытие вечной тайны: Сын Божий стал Сыном Девы Марии, и об этой радости говорит Гавриил». Вот как эти строчки звучат на церковнославянском языке: «Днесь спасения нашего главизна,/ и еже от века таинства явление:/ Сын Божий, Сын Девы бывает,/ и Гавриил благодать благовествует». Давайте послушаем первую часть тропаря Благовещения.
Вторая часть молитвы понятна почти без перевода. По-церковнославянски звучит она так: «Темже и мы с ним Богородице возопиим (то есть будем петь):/ радуйся, Благодатная,// Господь с Тобою».
Послушаем второй фрагмент тропаря Благовещения.
Когда я вышла в тот праздничный день из храма, утро было всё таким же — прохладным, весенним, чуть влажным от тающего снега. Люди спешили по делам, шумел город, а во мне звучала мысль: как хорошо в храме Божием! Какая благодать! И почему я раньше не заходила? Именно там, в тишине молитвы и в звуках церковного пения в Праздник Благовещения, сердце снова научилось радоваться — так душевно и так по-весеннему.
Давайте послушаем тропарь Благовещения полностью в исполнении сестёр храма Табынской иконы Божией Матери.
Все выпуски программы: Голоса и гласы
Оренбург. Мученик Александр Шморель

Фото: Nico Siegl / Pexels
В сонме святых Оренбургской епархии есть имя мученика Александра Шмореля. Он родился в Оренбурге в 1917 году. Отец Александра был немцем, а мать — русской. Родители крестили сына в оренбургской Петропавловской церкви. Мальчик в два года потерял маму, а в четыре переехал с отцом в Германию. В 1940 году Шморель поступил учиться на медицинское отделение Мюнхенского университета. В то время Германия переживала время гитлеровской диктатуры. Вокруг Александра образовался студенческий кружок «Белая роза». Его участники выпускали и распространяли листовки с призывом сопротивляться нацистскому режиму. В 1943 году подпольщиков схватила полиция. 19 апреля Александра Шмореля приговорили к смертной казни. Три месяца он провёл в тюрьме, прежде чем приговор был приведён в исполнение. Перед лицом смерти юноша оставался спокойным. Опору он находил в вере во Христа. И в письмах утешал родных, уверяя в грядущей встрече за пределами земной жизни. В 2012 году Церковь прославила Александра Шмореля в лике святых. В 2020-ом в Оренбурге на Парковом проспекте был установлен памятник мученику.
Радио ВЕРА в Оренбурге можно слушать на частоте 88,3 FM
12 февраля. «Смирение»

Фото: Aaron Burden/Unsplash
Как всего плодоноснее учиться у Господа смирению? Конечно, с благоговением и покаянием призывая Его всесвятое имя. Молитва Иисусова, свершаемая в простоте и незлобии, с посильным вниманием и постоянством, — один из лучших и кратчайших путей к стяжанию смирения. Имя Господне, подобно преизливающейся чаше, наполняет сердце христианина живой водой — благодатью смирения.
Ведущий программы: Протоиерей Артемий Владимиров
Все выпуски программы Духовные этюды












