Крещение Руси не превратило русскую землю в православную в один миг. На это требовались годы – многие люди привыкли к старой языческой жизни и не собирались от нее отказываться. Большую роль в распространении веры играли отшельники. Отрешившись от обычной, мирской, жизни, они уходили жить в пещеры, где постоянно молились. Они следовали примеру Иисуса Христа – принимали страдания за других людей, веря, что это спасет грешный мир, полный пороков, от Божьей кары. Таких отшельников уважали, благодарили, называя «святыми людьми». И, в свою очередь, они становились примером для многих мирян…
…Киево-Печерский монастырь, год тысяча сто седьмой…
В тихой келье слышался только скрип пера. Света едва хватало для глаз, молодой послушник терпеливо вырисовывал круглые буквы, высунув от усердия язык. Нельзя ошибиться – один раз не так крючок завернешь, всю бересту выкидывать. Жалко. Да и монахи заругают.
Мальчишка знал, что писцы не всегда разумели грамоте. Им главное в точности перенести все закорючки на новый лист, и то ладно. Но этот послушник попросил выучить его буквам по-настоящему, чтобы самому читать. Ведь там столько интересного! А уж перечитывать и переписывать труды самого Нестора… За такое доверие можно и целыми днями просиживать в келье, сгорбившись на неудобной лавке с гусиным пером в руке.
Увлекшись словами, которые составлялись в чу́дные рассказы, послушник не заметил, как неслышно отворилась дверь.
Нестор:
Долго сидишь, не заснул случаем?
Послушник:
Что вы, отче! Я как раз про преподобного Феодосия… А неужто правда, что он еще отроком всю дорогую одежду нищим раздал, в церкви все время проводил, да попросил себе цепь железную сделать и на теле носил?
Нестор:
Правда. Блаженный отец наш Феодосий ребенком был, а Господь уж избрал его себе на служение. Мне то известно от брата Феодора, а ему мать преподобного Феодосия рассказала. Ох, и сопротивлялась она боголюбию сына… А все ж и сама стала после монахиней.
Послушник:
Смирилась, да?
Нестор:
Смирилась. Отец Феодосий был богоносным человеком. От лица его словно свет исходил, и все этот свет видели, и за ним шли. Он в молитве и притеснениях только и жил, все вспоминал Господа нашего Иисуса, как тот за всех грехи принял, да страдал и телесно, и душою. Вот помню, мне чернец Илларион рассказал – слышит он ночью, кто-то горько плачет, Богу молится. Подошел тихонько к келье преподобного – точно, отец Феодосий поклоны кладет, лбом о земляной пол бьется, за всех братьев молитвы шепчет. Илларион отошел в сторону, а потом подошел, громко топая, и спросил: «Ты ли, отче, плачешь?». Преподобный ничего не ответил, но притворился, что спит. Скромный он был.
Послушник:
И в житии про это есть?
Нестор:
Есть. А ты какое место сейчас переписываешь?
Послушник:
Про то, как отец Феодосий в Киев впервые пришел, еще отроком, постригся и поселился у отшельника Антония. И жили они втроем со святым Никоном.
За троих трудился Феодосий в пещере. Таскал воду, носил дрова, молол зерно, плел шерсть – и ни разу не высказал усталости. Когда над пещерой возвели церковь, он первым приходил на богослужение и последним уходил – такое смирение еще молодого отшельника привлекало к пещерам все больше братьев, а молва о Феодосии разносилась по городам и деревням. Вскоре он стал игуменом церкви, поставил возле нее кельи и переселился в них с другими отшельниками – впятеро выросла братия, тесны ей стали пещеры. Устав нового монастыря был очень строг, и Феодосий требовал полного его соблюдения. Но и сам он неукоснительно его придерживался – ел хлеб и вареные овощи, постоянно трудился, носил власяницу, а поверх – ветхую одежду. Около монастыря он устроил двор для калек, отдавая им десятую часть от всех монастырских доходов. Князья уважали игумена и приезжали к нему за советом. Простые миряне дивились монашескому подвигу Феодосия и часто просили его заступничества. Будучи человеком суровым, но мудрым, он неоднократно разрешал споры по справедливости. А главное – Феодосий неустанно претворял в жизнь сам дух православия, считая, что русский народ должен иметь лишь одну истинную веру.
Сегодня Феодосия Печерского почитают как основоположника общежительного монашества на Руси, а также как одного из основателей знаменитой Киево-Печерской Лавры. Лавра и по сей день находится над той пещерой, в которую когда-то за монашеским постригом пришел религиозный юноша.
Псалом 143. Богослужебные чтения

В каких делах мы должны призывать Бога на помощь? А в каких Его участие необязательно? Ответ на этот вопрос находим в 143-м псалме пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 143.
Давида. [Против Голиафа.]
1 Благословен Господь, твердыня моя, научающий руки мои битве и персты мои брани,
2 милость моя и ограждение моё, прибежище моё и Избавитель мой, щит мой, — и я на Него уповаю; Он подчиняет мне народ мой.
3 Господи! что есть человек, что Ты знаешь о нём, и сын человеческий, что обращаешь на него внимание?
4 Человек подобен дуновению; дни его — как уклоняющаяся тень.
5 Господи! Приклони небеса Твои и сойди; коснись гор, и воздымятся;
6 блесни молниею и рассей их; пусти стрелы Твои и расстрой их;
7 простри с высоты руку Твою, избавь меня и спаси меня от вод многих, от руки сынов иноплеменных,
8 которых уста говорят суетное и которых десница — десница лжи.
9 Боже! новую песнь воспою Тебе, на десятиструнной псалтири воспою Тебе,
10 дарующему спасение царям и избавляющему Давида, раба Твоего, от лютого меча.
11 Избавь меня и спаси меня от руки сынов иноплеменных, которых уста говорят суетное и которых десница — десница лжи.
12 Да будут сыновья наши, как разросшиеся растения в их молодости; дочери наши — как искусно изваянные столпы в чертогах.
13 Да будут житницы наши полны, обильны всяким хлебом; да плодятся овцы наши тысячами и тьмами на пажитях наших;
14 да будут волы наши тучны; да не будет ни расхищения, ни пропажи, ни воплей на улицах наших.
15 Блажен народ, у которого это есть. Блажен народ, у которого Господь есть Бог.
Филистимляне были язычниками, которые жили на территории Палестины и долгое время досаждали богоизбранному народу. Однажды филистимская армия вторглась в пределы еврейского государства. Царь Саул выдвинул навстречу неприятелю свою силу. Два войска встретились и расположились друг перед другом в боевой готовности. Ни та, ни другая сторона не решалась первой ступить в бой. Тогда из лагеря филистимлян вышел воин по имени Голиаф. Он приблизился к израильским отрядам и потребовал, чтобы евреи выставили против него своего богатыря для схватки. Кто одолеет, того войско и будет победителем в противостоянии.
Никто не решался принять вызов. Дело в том, что Голиаф отличался нечеловеческой силой и огромным ростом. Писание говорит, что в нём было шесть с половиной локтей. То есть около двух метров и 80-ти см. Он был одет в броню, вес которой составлял пять тысяч сиклей меди. То есть около 57 кг металла. Один только наконечник копья, которым был вооружён Голиаф, весил 600 сиклей железа, то есть около 7 кг. Не человек, машина для убийства. Немудрено, что из еврейских воинов никто не вышел. Лишь один юноша по имени Давид принял вызов Голиафа. У Давида не было доспехов. Он был простой пастух. И его единственным оружием была праща — простая верёвка с петлёй для камня на конце. Однако при её помощи он совершил немыслимое — в мгновение ока одолел великана.
Псалом, который мы услышали, посвящён воспоминанию об этом событии. Давид приписывает свой подвиг не столько собственным силам, сколько Божественной поддержке и сверхъестественному вдохновению. По его словам, Бог управлял его действиями: «Благословен Господь, твердыня моя, научающий руки мои битве и персты мои — брани, ...щит мой, — и я на Него уповаю». И далее Давид продолжает. Не только в сражении с Голиафом ему помог Господь, но и в не менее сложных делах. В первую очередь — в управлении государством. «Он подчиняет мне народ мой», — пишет Давид.
На этом псалмопевец не останавливается. Он рассуждает о том, кем является человек без этой поддержки свыше? «Человек подобен дуновению; дни его — как уклоняющаяся тень». То есть без Бога и Его Духа удел человека печален. Его жизнь хрупка и мимолётна. Она проносится, как лёгкий ветерок. Или же, скорее, напоминает бледную тень, которая исчезает после захода солнца.
Мы можем сказать: где мы, а где Давид? Он великий герой. И очевидно, что для таких значимых подвигов ему требовалась особая помощь. Нас это не касается в такой степени. Наша жизнь намного прозаичней, и задачи, которые стоят перед нами, скромнее. Однако Новый Завет подчёркивает и даже усиливает идею псалма. Апостол Павел ставит повседневную жизнь человека в прямую зависимость от Духа Божия. «Мы Им живём и движемся, и существуем», — говорит он. А Христос в Евангелии прямым текстом заявляет Своим ученикам: «без Меня не можете делать ничего». Так, Писание напоминает: то, как мы себя ощущаем в этом мире, напрямую зависит от нашей связи с Творцом. А потому нашей главной повседневной заботой должно быть то, как эту связь усилить и поддерживать. Ведь кто знает, какие подвиги и свершения Господь предопределил нам совершить?
Псалом 143. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 143. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 143. На струнах Псалтири
1 Благословен Господь, твердыня моя, научающий руки мои битве и персты мои брани,
2 милость моя и ограждение мое, прибежище мое и Избавитель мой, щит мой, — и я на Него уповаю; Он подчиняет мне народ мой.
3 Господи! что есть человек, что Ты знаешь о нем, и сын человеческий, что обращаешь на него внимание?
4 Человек подобен дуновению; дни его — как уклоняющаяся тень.
5 Господи! Приклони небеса Твои и сойди; коснись гор, и воздымятся.
6 Блесни молниею и рассей их; пусти стрелы Твои и расстрой их.
7 Простри с высоты руку Твою, избавь меня и спаси меня от вод многих, от руки сынов иноплеменных,
8 которых уста говорят суетное, и которых десница — десница лжи.
9 Боже! новую песнь воспою Тебе, на десятиструнной псалтири воспою Тебе,
10 дарующему спасение царям и избавляющему Давида, раба Твоего, от лютого меча.
11 Избавь меня и спаси меня от руки сынов иноплеменных, которых уста говорят суетное,
и которых десница — десница лжи.
12 Да будут сыновья наши, как разросшиеся растения в их молодости; дочери наши — как искусно изваянные столпы в чертогах.
13 Да будут житницы наши полны, обильны всяким хлебом; да плодятся овцы наши тысячами и тьмами на пажитях наших;
14 да будут волы наши тучны; да не будет ни расхищения, ни пропажи, ни воплей на улицах наших.
15 Блажен народ, у которого это есть. Блажен народ, у которого Господь есть Бог.
2 апреля. О творчестве Ганса Христиана Андерсена

Сегодня 2 апреля. В этот день в 1805 году родился датский писатель Ганс Христиан Андерсен.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Перу Ганса Христиана Андерсона принадлежат более чем 170 сказок и историй, многие из которых признаны шедеврами мировой литературы. На сказках Андерсона во многих странах мира было воспитано не одно поколение детей и подростков. Его произведения положены в основу фильмов, мультфильмов, спектаклей и музыкальных постановок. Миллионы читателей хранят в памяти истории про Стойкого оловянного солдатика, Оле Лукойе, Русалочку, Свинопаса, Диких лебедей. Андерсон искал себя в разных видах творчества, пока не понял, что его призвание — сочинять сказочные истории. «Вы обладаете драгоценной способностью находить жемчуг в каждой канаве», — сказал Андерсону его современник-поэт Ингеман. Многие сказки Андерсона звучат как библейские притчи. Да и все его творчество можно оценивать как художественную проповедь христианского взгляда на мир и на отношения между людьми. Готовая на самопожертвование Герда из «Снежной Королевы» или герой сказок «Девочка со спичками», «Цветы маленькой Иды», «Девочка, наступившая на хлеб». Они говорят нам о присутствии Божьего промысла в жизни человека, о его ответственности перед ближними. И даже самые печальные сказки великого датчанина исцеляют души и дарят надежду своим читателям.
Все выпуски программы Актуальная тема