Крещение Руси не превратило русскую землю в православную в один миг. На это требовались годы – многие люди привыкли к старой языческой жизни и не собирались от нее отказываться. Большую роль в распространении веры играли отшельники. Отрешившись от обычной, мирской, жизни, они уходили жить в пещеры, где постоянно молились. Они следовали примеру Иисуса Христа – принимали страдания за других людей, веря, что это спасет грешный мир, полный пороков, от Божьей кары. Таких отшельников уважали, благодарили, называя «святыми людьми». И, в свою очередь, они становились примером для многих мирян…
…Киево-Печерский монастырь, год тысяча сто седьмой…
В тихой келье слышался только скрип пера. Света едва хватало для глаз, молодой послушник терпеливо вырисовывал круглые буквы, высунув от усердия язык. Нельзя ошибиться – один раз не так крючок завернешь, всю бересту выкидывать. Жалко. Да и монахи заругают.
Мальчишка знал, что писцы не всегда разумели грамоте. Им главное в точности перенести все закорючки на новый лист, и то ладно. Но этот послушник попросил выучить его буквам по-настоящему, чтобы самому читать. Ведь там столько интересного! А уж перечитывать и переписывать труды самого Нестора… За такое доверие можно и целыми днями просиживать в келье, сгорбившись на неудобной лавке с гусиным пером в руке.
Увлекшись словами, которые составлялись в чу́дные рассказы, послушник не заметил, как неслышно отворилась дверь.
Нестор:
Долго сидишь, не заснул случаем?
Послушник:
Что вы, отче! Я как раз про преподобного Феодосия… А неужто правда, что он еще отроком всю дорогую одежду нищим раздал, в церкви все время проводил, да попросил себе цепь железную сделать и на теле носил?
Нестор:
Правда. Блаженный отец наш Феодосий ребенком был, а Господь уж избрал его себе на служение. Мне то известно от брата Феодора, а ему мать преподобного Феодосия рассказала. Ох, и сопротивлялась она боголюбию сына… А все ж и сама стала после монахиней.
Послушник:
Смирилась, да?
Нестор:
Смирилась. Отец Феодосий был богоносным человеком. От лица его словно свет исходил, и все этот свет видели, и за ним шли. Он в молитве и притеснениях только и жил, все вспоминал Господа нашего Иисуса, как тот за всех грехи принял, да страдал и телесно, и душою. Вот помню, мне чернец Илларион рассказал – слышит он ночью, кто-то горько плачет, Богу молится. Подошел тихонько к келье преподобного – точно, отец Феодосий поклоны кладет, лбом о земляной пол бьется, за всех братьев молитвы шепчет. Илларион отошел в сторону, а потом подошел, громко топая, и спросил: «Ты ли, отче, плачешь?». Преподобный ничего не ответил, но притворился, что спит. Скромный он был.
Послушник:
И в житии про это есть?
Нестор:
Есть. А ты какое место сейчас переписываешь?
Послушник:
Про то, как отец Феодосий в Киев впервые пришел, еще отроком, постригся и поселился у отшельника Антония. И жили они втроем со святым Никоном.
За троих трудился Феодосий в пещере. Таскал воду, носил дрова, молол зерно, плел шерсть – и ни разу не высказал усталости. Когда над пещерой возвели церковь, он первым приходил на богослужение и последним уходил – такое смирение еще молодого отшельника привлекало к пещерам все больше братьев, а молва о Феодосии разносилась по городам и деревням. Вскоре он стал игуменом церкви, поставил возле нее кельи и переселился в них с другими отшельниками – впятеро выросла братия, тесны ей стали пещеры. Устав нового монастыря был очень строг, и Феодосий требовал полного его соблюдения. Но и сам он неукоснительно его придерживался – ел хлеб и вареные овощи, постоянно трудился, носил власяницу, а поверх – ветхую одежду. Около монастыря он устроил двор для калек, отдавая им десятую часть от всех монастырских доходов. Князья уважали игумена и приезжали к нему за советом. Простые миряне дивились монашескому подвигу Феодосия и часто просили его заступничества. Будучи человеком суровым, но мудрым, он неоднократно разрешал споры по справедливости. А главное – Феодосий неустанно претворял в жизнь сам дух православия, считая, что русский народ должен иметь лишь одну истинную веру.
Сегодня Феодосия Печерского почитают как основоположника общежительного монашества на Руси, а также как одного из основателей знаменитой Киево-Печерской Лавры. Лавра и по сей день находится над той пещерой, в которую когда-то за монашеским постригом пришел религиозный юноша.
Псалом 61. Богослужебные чтения

61-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, имеет очень интересные и непохожие друг на друга переводы на разные языки своего первого стиха. Давайте сначала послушаем весь псалом — а потом поразмышляем над причинами разных переводов.
Псалом 61.
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё.
3 Только Он — твердыня моя, спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своём клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он — твердыня моя и спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение моё и слава моя; крепость силы моей и упование моё в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие — только суета; сыны мужей — ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаёшь каждому по делам его.
В русском синодальном переводе первый стих звучит так: «Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё». Открываем церковно-славянский текст: «Не Богу ли повинется душа моя? от того бо спасение мое». Как вам разночтение? В русском — «успокаивается», в славянском — «повинуется». Вроде бы как совсем не об одном и том же, не так ли?
Очень интересным видится перевод, сделанный архиепископом Амвросием (Зертис-Каменским) в середине XVIII века: «Точию пред Богом молчание [да будет] [тебе] душе моя! от Того бо спасение мое». А вот как поэтически переложил этот стих священник Гавриил Пакацкий: «Не Богу ли в повиновенье Предаться должен ты, мой дух! Не той ли даруя спасенье, Возвеселит мой взор и слух?»
Если попробовать подытожить всё вышеизложенное, то главный смысл этого стиха можно передать так: только перед Богом моё сердце может спокойно помолчать. И это молчание — «беременно надеждой»; оно не пассивно, оно рождается не от пустоты или обречённости, а, напротив, от глубокой веры и спокойного ожидания спасения. И вот именно в этой точке смыкаются наконец-то «успокоение» и «повиновение»: человек вручает всего себя целиком водительству Божественной воли, и через это «отпускание» себя успокаивается: так преодолевается кажущаяся двойственность между Божественной силой и Божественной милостью — упоминанием которых и завершается 61-й псалом.
В завершение мне хотелось бы привести мысли блаженного Августина из его «Комментариев на Псалмы» именно об этой кажущейся двойственности: «Два основания — сила и милость. Поймите Божью силу, и поймите Божью милость. Этими двумя охватывается почти всё Писание. Его силу — бойтесь; Его милость — любите. Не надейтесь на милость так, чтобы презреть силу; и не бойтесь силы так, чтобы отчаяться в милости».
Псалом 61. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 61. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 61. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое.
3 Только Он - твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своем клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он - твердыня моя и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие - только суета; сыны мужей - ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его.
8 июля. О сострадании и сочувствии друг другу

В 12-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими».
О сострадании и сочувствии друг другу — священник Николай Конюхов.
Апостол Павел призывает нас быть внимательными к другим людям, поскольку мы эгоисты, мы очень сильно зациклены на себе, и часто мы транслируем именно то, что с нами происходит, в окружающий мир, и хотим, чтобы люди с нами плакали и с нами смеялись.
Но христианство учит открывать глаза и видеть, что происходит с людьми, находящимися рядом с нами, и в том числе замечать их состояние. Если они скорбят, было бы правильно и благочестиво войти в их страдания, открыть своё сердце для сострадания.
И наоборот, если мы увидим чью-то радость, у кого-то что-то получилось, то не стоит завидовать и думать: «Почему это, Господи, им такие благодеяния? Ты их что, любишь, а меня — нет?»
Нужно быть сострадательными и плакать с теми, у кого случилось горе, и учиться радоваться с теми, у кого что-то получилось.
Все выпуски программы Актуальная тема