Как это важно – записать и передать впечатления о незабываемой встрече! Особенно, если знаешь, что тебе даровано общение с человеком святой жизни.
Сегодня мы говорим о святом праведном Иоанне Кронштадтском и книге Сергея Животовского «На север с отцом Иоанном Кронштадтским».
Летом 1903 года петербургскому художнику Сергею Васильевичу Животовскому довелось сопровождать отца Иоанна Кронштадтского в его ежегодной поездке на Север, в родное село Сура Архангельской губернии. Об этом путешествии господин Животовский писал путевые очерки для газеты «Петербургский листок», сопровождая их своими рисунками и фотографиями. Как он пишет, вся поездка была сплошным триумфальным шествием отца Иоанна.
25 мая 1903 года, в день Святой Троицы, огромная толпа народа собралась на Английской набережной в Петербурге, чтобы проводить пароход, увозивший отца Иоанна Кронштадтского на север.
Животовский:
Трудно было отчалить от берега, так как провожающие со слезами на глазах, ухватившись за борт парохода, долго не хотели его отпускать. Когда же, наконец, пароход отделился от берега, из толпы раздался громкий голос:
– Батюшка, родной! Я бедный чиновник, четыре раза добивался увидеть вас, и все напрасно! Помогите, ради Бога! В семье у меня горе!
Батюшка попросил капитана, чтобы тот вновь причалил пароход к пристани, священник побеседовал с нуждающимся и передал ему пакет с деньгами…
К началу XX века популярность настоятеля Андреевского собора в Кронштадте протоиерея Иоанна Сергиева, или как звали его в народе — батюшки Иоанна Кронштадтского - достигла широких масштабов. Верующие почитали его как подвижника, неверующие были впечатлены благотворительной деятельностью отца Иоанна.
Во время ежегодного летнего путешествия батюшки Иоанна в родное село Суру по всем берегам Ново-Мариинского канала пароход встречали жители окрестных сел с иконами и хоругвями.
Животовский:
В каждом шлюзе происходила трогательная сцена встречи батюшки с моментально собравшимся народом.
«Солнышко ты наше красное! Голубчик ты ненаглядный! Помолись ты за нас грешных!» - слышалось из толпы.
Всем хотелось пожаловаться на свои невзгоды и получить утешение.
Глядя на неутомимого, по-юношески бодрого отца Иоанна, никому из его спутников и в голову не приходило жаловаться на усталость.
Когда пароход прибыл в Суру, батюшка ни минуты не сидел на месте — навещал родных и друзей, хлопотал о храме и школе, которые строились в селе Сура благодаря его активному участию.
Животовский:
Все только поражались энергией этого замечательного человека. Встать раньше всех, отслужить утреню и обедню и, не отдыхая, по тяжелой дороге проехать 36 вёрст в страшный зной — и не устать, при 74 годах от роду, — как хотите, а дело не совсем обыкновенное.
Во время пути отец Иоанн даже в плохую погоду допоздна сидел на палубе, читая Евангелие или наслаждаясь величественной красотой природы.
Автор книги «На Север с Иоанном Кронштадтским» передает один доверительный разговор с батюшкой…
Животовский:
- Вот когда я отдыхаю вполне, - говорит подошедший ко мне отец Иоанн, - только на пароходе и есть возможность провести время в полном спокойствии. Тяжела мне подчас бывает моя популярность: никуда нельзя показаться, нигде нельзя свободно пройти незамеченным.
И действительно, он принадлежит сам себе только тогда, когда со всех сторон окружен водой.
Всем старался помочь отец Иоанн Кронштадский – да ведь и сам Сергей Васильевич не стал исключением. В издание книги «На Север с Иоанном Кронштадтским» художник вложил весь свой капитал. Но по неопытности в коммерческих делах наделал долгов и оказался на грани банкротства. Узнав о бедственном положении Сергея Васильевича, протоиерей Иоанн Кронштадтский помог Животовскому расплатиться по векселям и выкупил часть тиража.
В настоящее время это уникальное дореволюционное издание переиздано. И мы тоже имеем возможность мысленно совершить путешествие «На север с отцом Иоанном Кронштадтским».
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.