«С каждым мигом все шире, шире и светлей, и светлей река, Я в совсем неведомом мире, И ладья моя так легка», - возвышенно описывает поэт Николай Гумилев остров Мадагаскар, расположенный у восточного побережья Африканского континента. Мадагаскар… даже просто при произнесении этого названия в нашем воображении неминуемо возникают картины удивительной по красоте природы, живописных тропических лесов, в которых обитают экзотические звери и птицы.
Да, это Мадагаскар. Но Мадагаскар - это еще и абсолютная нищета местного населения, почти полное отсутствие бесплатного образования и здравоохранения, как следствие поголовная безграмотность, а еще и забытые в Европе болезни: чума, проказа, брюшной тиф. Так и хочется, вспоминая один советский фильм, сказать: «Мадагаскар – остров контрастов». Удивительная по красоте природа острова контрастирует с нищенским существованием его жителей.
Малагасийская республика, так официально называется государство острова, фактически о своих гражданах не заботится. Одной из немногих структур, которая оказывает местным жителям всю посильную помощь, является Православная Церковь, а вернее Мадагаскарская митрополия Александрийского Патриархата. Мадагаскар, как и иные регионы Африки, находится в ведении Александрийской Православной Церкви.
С 2004 года Мадагаскарской митрополией руководит митрополит Игнатий (Сеннис), грек по национальности, который, однако, стал для местных жителей очень близким человеком. Благодаря его стараниям мадагаскарская христианская община с нескольких сотен человек выросла до 15 тысяч и продолжает увеличиваться. Митрополит Игнатий не только активно занимается проповедью Православия, но еще и делает все, чтобы облегчить жизнь бедных малагасийцев.
Сегодня на острове действуют благотворительные столовые - в них питаются несколько сотен неимущих семей, работают шестнадцать общеобразовательных православных школ, обучение в которых бесплатное. Также на Мадагаскаре есть четыре бесплатные церковные клиники и три училища, где девушки могут овладеть швейным ремеслом.
В 2015 году случилось удивительное событие. На острове появился первый православный университет. Расположен он в городе Манакаре, административном центре региона Ватувави-Фитувинани на юго-востоке острова. Открытие университета возглавил предстоятель Александрийской Церкви Патриарх Феодор Второй.
Обучение в православном университете Мадагаскара для его студентов является бесплатным. Учебное заведение функционирует исключительно на средства благотворителей. Студенты университета имеют возможность кроме православного богословия изучать и светские профессии: медицину, педагогику, строительные технологии, юриспруденцию. Таким образом Православный университет Мадагаскара готовит для острова самых необходимых специалистов: врачей, инженеров-строителей, учителей и, конечно, православных священников.
«Путь к священству». Священник Кирилл Беляев

У нас в гостях был клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Троицке священник Кирилл Беляев.
Наш гость расскажет о своем пути к священническому служению через сомнения и поиски и почему он не сразу решился пойти по стопам своего отца-священника.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.