«С каждым мигом все шире, шире и светлей, и светлей река, Я в совсем неведомом мире, И ладья моя так легка», - возвышенно описывает поэт Николай Гумилев остров Мадагаскар, расположенный у восточного побережья Африканского континента. Мадагаскар… даже просто при произнесении этого названия в нашем воображении неминуемо возникают картины удивительной по красоте природы, живописных тропических лесов, в которых обитают экзотические звери и птицы.
Да, это Мадагаскар. Но Мадагаскар - это еще и абсолютная нищета местного населения, почти полное отсутствие бесплатного образования и здравоохранения, как следствие поголовная безграмотность, а еще и забытые в Европе болезни: чума, проказа, брюшной тиф. Так и хочется, вспоминая один советский фильм, сказать: «Мадагаскар – остров контрастов». Удивительная по красоте природа острова контрастирует с нищенским существованием его жителей.
Малагасийская республика, так официально называется государство острова, фактически о своих гражданах не заботится. Одной из немногих структур, которая оказывает местным жителям всю посильную помощь, является Православная Церковь, а вернее Мадагаскарская митрополия Александрийского Патриархата. Мадагаскар, как и иные регионы Африки, находится в ведении Александрийской Православной Церкви.
С 2004 года Мадагаскарской митрополией руководит митрополит Игнатий (Сеннис), грек по национальности, который, однако, стал для местных жителей очень близким человеком. Благодаря его стараниям мадагаскарская христианская община с нескольких сотен человек выросла до 15 тысяч и продолжает увеличиваться. Митрополит Игнатий не только активно занимается проповедью Православия, но еще и делает все, чтобы облегчить жизнь бедных малагасийцев.
Сегодня на острове действуют благотворительные столовые - в них питаются несколько сотен неимущих семей, работают шестнадцать общеобразовательных православных школ, обучение в которых бесплатное. Также на Мадагаскаре есть четыре бесплатные церковные клиники и три училища, где девушки могут овладеть швейным ремеслом.
В 2015 году случилось удивительное событие. На острове появился первый православный университет. Расположен он в городе Манакаре, административном центре региона Ватувави-Фитувинани на юго-востоке острова. Открытие университета возглавил предстоятель Александрийской Церкви Патриарх Феодор Второй.
Обучение в православном университете Мадагаскара для его студентов является бесплатным. Учебное заведение функционирует исключительно на средства благотворителей. Студенты университета имеют возможность кроме православного богословия изучать и светские профессии: медицину, педагогику, строительные технологии, юриспруденцию. Таким образом Православный университет Мадагаскара готовит для острова самых необходимых специалистов: врачей, инженеров-строителей, учителей и, конечно, православных священников.
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.