...простить грекам нашу неудачу было невозможно, и, чтобы их тяжко наказать, Игорь, по прибытии домой, стал сейчас же собирать новую большую рать и послал за море приглашать варягов. Военные сборы русских продолжались три года.
В это время, когда по всей стране и даже за морем разносился военный клич, у Игоря в 942 году родился сын Святослав, будущий мститель за все обиды, причиненные русским в княжение его отца. Вся русская сила и варяги из-за моря собрались к 944 году. Кроме варягов, Игорь призвал и печенегов, а для укрепления соглашения взял у них заложников. После этого его огромное войско двинулось в поход на ладьях и конях.
КОрсунцы первые узнали об этом походе и послали в Царьград сказать: «Идут русские — кораблей нет числа, покрыли всё море кораблями». Болгары, дружившие тогда с греками, со своей стороны дали весть: «Идут русские, наняли себе и печенегов». Видя неминуемую беду, греческий царь Роман поспешил послать навстречу русским лучших бояр, которые сказали Игорю: «Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, придам и еще к той дани». И к печенегам послал Роман много пАволок и золота, ... подкупая их отстать от Руси. Игорь в это время дошел уже до Дуная. Он созвал дружину, и дружина решила: «Если царь говорит о мире и дает дань, еще и с большой прибавкой, то чего же и думать больше». Игорь послушал дружину, взял у греков золото и пАволоки на все войско и воротился домой, а печенегам велел воевать Болгарскую землю.
На другое же лето, греческий император прислал в Киев просить снова заключить мир такой, какой был заключен при Олеге.
«Говорите, что сказал ваш царь», — вопросил Игорь, когда греческие послы явились перед ним. «Наш царь рад миру, — отвечали греки. — Мир и любовь хочет иметь с князем русским. Твои послы водили нашего царя к клятве, и наш царь послал водить к клятве тебя и твоих мужей». «Хорошо», — сказал Игорь. Утром на другой день он вышел с послами на холм, где стоял Перун. Там Русь положила перед истуканом свое оружие: щиты, мечи и прочее, а также золото (запястья с рук и гривны с шей). И клялся Игорь и все люди, сколько их было некрещеных; а христианская Русь клялась в своей Соборной церкви Святого Ильи. Утвердив мир и выгодный договор с греками, Игорь одарил греческих послов русскими товарами: дорогими мехами, челядью, воском.
Рассчитавшись таким образом с греками за тяжелую неудачу на море, понесенную три года тому назад, князь Игорь ... с наступлением осени, отправился, как обычно, в полЮдье, за сбором дани и для совершения суда и расправы. Прибыв в Древлянскую землю и получив дань, он отпустил дружину и направился с небольшим отрядом к городу Искоростеню, чтобы потребовать дани лично для себя. Древляне со своим князем Малом решили убить Игоря. Они напали на него, перебили всех его слуг, а самого привязали к двум нагнутым деревьям и заживо растерзали пополам, развязав связанные деревья. Так в 945 году несчастливо кончил свою жизнь князь Игорь.
Вообще, вся жизнь его была не очень удачной: неудачный первый поход за Каспий, приход в южнорусские степи печенегов, а затем и неудачный большой поход на кораблях к Царьграду в 941 году. Но, несмотря на все эти сильные невзгоды, Игорь в течение своей долгой жизни упорно продолжал дело отца своего Рюрика и вещего Олега — собирал воедино Русскую землю. Даже в случае поражений в военных походах он не падал духом, а готовил новую ратную силу и жестоко мстил врагам за обиду. Игорь достиг многого: Царьград должен был склонить перед ним свою голову и, заплатив тяжелую дань, просить мира; с печенегами ему удалось заключить соглашение и даже переманить их на свою сторону...
Владислав Крапивин «Та сторона, где ветер» — «О решимости преодолевать препятствия»

Фото: PxHere
Трудности, на нашем жизненном пути, порой кажутся неодолимыми. Ставишь цель, но появляются препятствия — и руки опускаются.
В таком состоянии пребывает Генка, герой повести Владислава Крапивина «Та сторона, где ветер». Мальчику необходимо пересдать английский язык, иначе он останется в пятом классе на второй год. Генка переживает, но что делать, думает он, если английский просто не укладывается у него в голове. Мальчик смиряется с, казалось бы, неизбежным — быть ему второгодником.
За три недели до пересдачи английского Генка знакомится со слепым ровесником, Владиком. Владик мечтает прозреть. Для этого нужна сложная операция, но пока никто за неё не берётся. Услышав это, Генка приходит домой, кладёт на стол учебник английского и плачет. Плачет, потому что учебник ему ненавистен и потому что выхода у него нет, ведь он обязательно должен успешно пересдать английский. Генка твёрдо решил: он станет врачом и сам прооперирует Владика. Поэтому нельзя снова возвращаться в пятый класс, ведь для Владика это будет означать ещё один год слепоты. И Генка открывает учебник. А через три недели он благополучно пересдаёт экзамен. А Владику чуть позже нашли хирурга, и после успешной операции он стал видеть.
Митрополит Сурожский Антоний, известный проповедник двадцатого века, говорил, что если у нас есть сильное желание достичь цели, то воля делается твёрдой, непоколебимой и способной устранить все препятствия, которые стоят на пути. Владыка подчёркивал, что особенно это касается служения ближним.
Подобная воля обнаружилась и у Генки, героя повести Владислава Крапивина «Та сторона, где ветер». Воля, укреплённая желанием помочь ближнему, и помогла ему преодолеть препятствие, казавшееся непреодолимым.
Все выпуски программы: ПроЧтение
Элинор Портер «Поллианна» — «Добрые мысли преображают реальность»

Фото: PxHere
Всем нам время от времени хочется изменить что-то в нашей реальности, но как этого добиться? Возможно, стоит попробовать найти поводы для радости, как это делает девочка из повести Элинор Портер «Поллианна»? Поллианна — дочь священника. Время от времени в приходскую общину её отца поступали благотворительные посылки. Однажды Поллиаанна попросила прислать ей куклу, но вместо неё из-за какой-то ошибки девочке прислали пару костылей. Тогда-то отец и научил Поллианну игре в радость — умению во всём отыскивать повод для радости.
— Чему же тут радоваться? — недоумённо спросила девочка, и он ответил:
— Тому, что тебе костыли не нужны!
Эта игра захватила девочку, и с тех пор Поллианна всегда в неё играла.
Через несколько лет отец Поллианны умирает, и девочка переезжает в маленький городок к тёте Полли. Здесь Поллианна продолжает играть в радость. Она рассказывает всем, с кем знакомится, как однажды её отец посчитал, сколько раз в Библии Господь говорит нам: «Радуйтесь!». Свыше восьмисот.
— Значит, — восклицает Поллианна, — надо Его слушаться!
Одновременно и незаметно для самой себя девочка совершает множество добрых дел. Мирит стоящих на пороге развода супругов, утешает погружённую в глубокую депрессию вдову, находит дом для беспризорного мальчика.
Получается, что радость Поллианны — это не розовый оптимизм. Её радость неразрывно соединена с деятельной, активной любовью, которая вскоре преображает едва ли не весь городок. Но началось всё с того, что преподобный Паисий Афонский, подвижник двадцатого столетия, называет «добрым помыслом». Значит, мысли настолько важны? Да. Архимандрит Фаддей Витовницкий, сербский подвижник благочестия конца двадцатого — начала двадцать первого века, писал: «какие у нас мысли, такая и жизнь», «потрудитесь иметь добрые мысли и добрые желания и увидите, какой добрый плод получите и вы, и все, кто вас окружает».
Именно так и поступает маленькая героиня повести Элинор Портер «Поллианна».
Все выпуски программы: ПроЧтение
Эмили Дикинсон «Не дать единственному сердцу» — «Прожить не напрасно»

Фото: PxHere
Жизненный успех. Как его измерить не в терминах экономического или социального благополучия, а с точки зрения нравственно-этического, духовного преуспеяния? Поэтесса Эмили Дикинсон размышляет об этом в стихотворении под названием «Прожить не напрасно». Оно очень коротко:
Если смогу от боли сердце одно уберечь,
Если ношу одну на себя возьму,
Если замёрзшую отогрею птицу
Я не напрасно живу.
Внести в чью-то жизнь любовь и свет, милосердие и сострадание — вот какой критерий успешности жизни предлагает Дикинсон. Только ли она?
«Спасти душу свою — значит дать ей то значение и место, какое ей назначено Богом, то есть быть царственною, богоподобною» — так писал преподобный Анатолий Оптинский, подвижник девятнадцатого века. Богоподобная же душа милостива и сострадательна, а дела любви и милосердия и наполняют жизнь смыслом. Они необязательно должны быть великими — достаточно и малых. Например, отогреть (реальную или метафорическую) птицу.
Все выпуски программы: ПроЧтение











