Неверующему человеку трудно понять веру православного человека в помощь святых угодников. Один мой знакомый говорит мне: "Скажи мне, как современный образованный человек может верить, например, в то, что святитель Спиридон Тримифунтский, живший на острове Кипр в 3-м веке от Рождества Христова, ныне почивающий на греческом острове Корфу, путешествует по всему свету так, что ежегодно на его мощах меняют стоптанные тапочки? Ну, вот чем вы, православные, отличаетесь от язычников? Те тоже молились какой-нибудь богине Афродите или Деметре, просили у нее помощи и защиты".
Считать православных дремучими невеждами - это уже достаточно общее мнение у неверующих людей, к этому я отношусь спокойно. Не знаю, получилось ли у меня объяснить достаточно понятно, но ответила я ироничному агностику так:
«Понимаешь, разница в том, что я обращаюсь к святому с совершенно другой целью, чем язычник обращался к своим богам. У него была исключительно утилитарная задача: он приносил богам жертву, они должны были ему что-то дать взамен: например, удачу в делах или любви.
Православный человек обращается к святому, который его тронул, поразил, которого он полюбил, на которого ему хочется быть похожим, достойным его жития. Я читаю акафист святителю Луке Войно-Ясенецкому, потому что я восхищаюсь им, благоговею перед его подвигом, его стойкостью, мужеством, благородством и чистотой. Мне хочется чему-то научиться у него, стать хоть чуть-чуть ближе к нему, и через него - к Богу, у Которого святитель Лука сейчас пребывает.
Видишь ли, человеку очень сложно вместить в себя возможность святости. Когда видишь эти невероятные слова Христа: "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный", вся натура наша человеческая недоумевает. Как, как мы можем быть совершенными?! Тем более, как Отец наш Небесный - по сравнению с Которым, мы все крохотные пылинки. Но Христос всегда говорит только правду. Значит, мы можем, и более того -- это наше призвание.
Мне кажется, святость человеческая -- словно полёт. Человеку несвойственно летать, думаем мы, у него нет крыльев и оперения, как у птиц. И тем не менее человек может полететь! Есть дельтапланы, самолеты и вертолеты - множество путей для того, чтобы подняться в небо. И у каждого из нас свой путь и способ полета. Посмотри, сколько различных святых у Церкви - какое невероятное разнообразие индивидуальностей, судеб, характеров, способностей! И каждый на пути к своей святости, к открытию в себе образа Божьего, преодолел множество таких препятствий, которые казались ему непреодолимыми и непереносимыми. Но невозможное человеку - возможно Богу. С Божьей помощью человек может и совершенным стать, и полететь. Духовно.
Божья помощь -- совершенно удивительная помощь. Она не бывает оплатой за твои достоинства или хорошие дела. Она всегда совершенно безвозмездная и даже часто незаслуженная. Когда получаешь помощь от Бога, вдруг понимаешь, как могли святые терпеть невероятные мучения или совершать чудеса, недоступные человеческому естеству - сверхъестественные.
И поэтому я обращаюсь к святым: к тем, кто уже пролетел свой путь. Конечно, он индивидуальный, и каждый должен взлететь сам, своим способом, с Божьей помощью. Но гораздо сподручнее пытаться взлететь, когда тебя согревает молитвенная помощь святых угодников. Когда ты видишь, что те, кто делал это раньше, также падали и ошибались, но всякий раз упорно вставали и пытались вновь. И этот пример вдохновляет и ободряет, как бы ни было больно и трудно возобновлять свои попытки.
«Журнал от 09.05.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Константин Мацан и Наталия Лангаммер, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы, связанные с 80-летием победы в Великой Отечественной войне.
Ведущий: Константин Мацан, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Журнал
Единственная

В давние времена жили в деревушке две семьи. В одной был сын— звали его Шан, в другой — дочь по имени Мэйли, что значит «прекрасная слива». Дети дружили с малолетства, а когда выросли — полюбили друг друга и поклялись никогда в жизни не разлучаться.
Пошёл Шан в дом к любимой девушке свататься, но родители отказали юноше из-за его бедности. Хотелось им отдать дочь с выгодой, за Вана-богача.
Наступил день свадьбы. Громко заиграли трубы, носильщики подняли украшенный цветами свадебный паланкин и понесли Мэйли к дому жениха. Сидит она в паланкине, горько плачет. Полпути прошли, вдруг что-то зашумело, засвистело, поднялся сильный ветер, паланкин с невестой в воронку закрутило, и унесло неведомо куда.
Узнал об этом Шан и решил во что бы то ни стало найти Мэйли.
— Зачем тебе чужую невесту искать? Как бы самому не пропасть, — уговаривали его друзья, — В деревне и других красивых девушек много...
— Мэйли для меня — единственная, — сказал Шан, и отправился в дальний путь.
Много дорог он прошёл, но никто нигде не слышал о пропавшей девушке. Печаль одолела однажды юношу: сел он у дороги и заплакал.
Вдруг откуда ни возьмись явился перед ним белобородый старец.
— Отчего ты плачешь, юноша? Кто тебя обидел?
Рассказал ему Шан про свою печаль, а старец ему в ответ:
— Пойдем со мной. Я знаю, где она.
Шли они, шли, и повстречали ещё одного путника. Спрашивает его старец:
— Кто ты и куда путь держишь, юноша?
— Зовут меня Ван Лан, я ищу свою невесту, которая исчезла в день свадьбы.
— Идём с нами. Я знаю, где она, — сказал старец.
Пошли они дальше втроем: Шан, Ван Лан и белобородый незнакомец. Привёл старец юношей к большому дому и пригласил войти, чтобы немного подкрепиться и передохнуть.
Хозяйка дома для гостей богатый стол накрыла, усадила всех за стол, и говорит:
— Хочу я с вами заодно, юноши, об одном деле потолковать. Муж мой давно умер, живу я вдвоём с дочкой. Вот и решила я в дом зятя принять, чтобы кормил меня на старости лет. Кто из вас двоих хочет здесь остаться?
Вышла из-за ширмы девушка — нарядная, красивая как цветок ириса. Понравилась она сразу Ван Лану, да и богатый дом приглянулся.
— Я останусь, — обрадовался он. — Такая невеста мне подходит.
— А я должен свою Мэйли найти, — сказал Шан.
Говорит ему тогда белобородый старец:
— Иди домой, там тебя твоя невеста ждёт. Тысячи лет живу на земле, а всё никак не могу к человеческим слезам привыкнуть... Уж так она в паланкине слезами обливалась, что я её похитил, чтобы проверить, кто из вас её по-настоящему любит...
— Кто ты, дедушка? — спросил Шан.
Но волшебник ничего не ответил и исчез. Зато он помог соединиться двум любящим сердцам.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..