Неверующему человеку трудно понять веру православного человека в помощь святых угодников. Один мой знакомый говорит мне: "Скажи мне, как современный образованный человек может верить, например, в то, что святитель Спиридон Тримифунтский, живший на острове Кипр в 3-м веке от Рождества Христова, ныне почивающий на греческом острове Корфу, путешествует по всему свету так, что ежегодно на его мощах меняют стоптанные тапочки? Ну, вот чем вы, православные, отличаетесь от язычников? Те тоже молились какой-нибудь богине Афродите или Деметре, просили у нее помощи и защиты".
Считать православных дремучими невеждами - это уже достаточно общее мнение у неверующих людей, к этому я отношусь спокойно. Не знаю, получилось ли у меня объяснить достаточно понятно, но ответила я ироничному агностику так:
«Понимаешь, разница в том, что я обращаюсь к святому с совершенно другой целью, чем язычник обращался к своим богам. У него была исключительно утилитарная задача: он приносил богам жертву, они должны были ему что-то дать взамен: например, удачу в делах или любви.
Православный человек обращается к святому, который его тронул, поразил, которого он полюбил, на которого ему хочется быть похожим, достойным его жития. Я читаю акафист святителю Луке Войно-Ясенецкому, потому что я восхищаюсь им, благоговею перед его подвигом, его стойкостью, мужеством, благородством и чистотой. Мне хочется чему-то научиться у него, стать хоть чуть-чуть ближе к нему, и через него - к Богу, у Которого святитель Лука сейчас пребывает.
Видишь ли, человеку очень сложно вместить в себя возможность святости. Когда видишь эти невероятные слова Христа: "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный", вся натура наша человеческая недоумевает. Как, как мы можем быть совершенными?! Тем более, как Отец наш Небесный - по сравнению с Которым, мы все крохотные пылинки. Но Христос всегда говорит только правду. Значит, мы можем, и более того -- это наше призвание.
Мне кажется, святость человеческая -- словно полёт. Человеку несвойственно летать, думаем мы, у него нет крыльев и оперения, как у птиц. И тем не менее человек может полететь! Есть дельтапланы, самолеты и вертолеты - множество путей для того, чтобы подняться в небо. И у каждого из нас свой путь и способ полета. Посмотри, сколько различных святых у Церкви - какое невероятное разнообразие индивидуальностей, судеб, характеров, способностей! И каждый на пути к своей святости, к открытию в себе образа Божьего, преодолел множество таких препятствий, которые казались ему непреодолимыми и непереносимыми. Но невозможное человеку - возможно Богу. С Божьей помощью человек может и совершенным стать, и полететь. Духовно.
Божья помощь -- совершенно удивительная помощь. Она не бывает оплатой за твои достоинства или хорошие дела. Она всегда совершенно безвозмездная и даже часто незаслуженная. Когда получаешь помощь от Бога, вдруг понимаешь, как могли святые терпеть невероятные мучения или совершать чудеса, недоступные человеческому естеству - сверхъестественные.
И поэтому я обращаюсь к святым: к тем, кто уже пролетел свой путь. Конечно, он индивидуальный, и каждый должен взлететь сам, своим способом, с Божьей помощью. Но гораздо сподручнее пытаться взлететь, когда тебя согревает молитвенная помощь святых угодников. Когда ты видишь, что те, кто делал это раньше, также падали и ошибались, но всякий раз упорно вставали и пытались вновь. И этот пример вдохновляет и ободряет, как бы ни было больно и трудно возобновлять свои попытки.
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
Флп., 247 зач., IV, 4-9.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться радоваться этой жизни? Что необходимо сделать, чтобы ощущение счастья всегда наполняло наше сердце? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Филипийцам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.
9 Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, и Бог мира будет с вами.
Отрывок, который только что прозвучал, написан апостол Павлом во время заточения. Учитывая это, слова, которыми начинается отрывок, очень примечательны. Обращаясь к христианам города Филиппы, Павел призывает их радоваться.
Радость, о которой говорит апостол, не имеет ничего общего с теми состояниями, которые мы привыкли обозначать этим словом. Это не сентиментальные переживания, не эмоциональное возбуждение, не чувственный восторг. Сам апостол определяет эту радость как «мир Божий, который превыше всякого ума». Иными словами, это Божественная благодать, которая соединяет наше сердце с Богом, даёт нашей душе мир, покой и безмятежность. Это состояние, источник которого коренится намного глубже наших эмоций и мыслей. Парадоксальным образом, человек может быть носителем этой радости, хотя внешне испытывать физический дискомфорт и даже душевные терзания.
И сам апостол является живым свидетельством того, что это не пустые слова. На личном опыте он переживает то, к чему призывает. Ведь посмотрите, Павел находится в римской тюрьме в ожидании решения его участи императором. Обстоятельства весьма стеснённые и скорбные. Под угрозой сама жизнь апостола. Ведь, возможно, приговор будет смертным. Как простому человеку Павлу, безусловно, страшно. Он испытывает телесные и душевные муки. Однако у него хватает сил воспринимать всё происходящее вокруг с миром. В нём нет сопротивления и борьбы. Он не грозит своим обидчикам небесными карами, не проклинает их, не требует справедливости, никому ничего не доказывает, не оправдывается. Он видит во всех этих событиях руку Божию. Ведь ни один волос не упадёт с головы тех, кто служит Христу, случайно. Так Господь говорит в Своём Евангелии.
Как же Павел достиг такого состояния? Как нам получить эту силу? Опять же приглядимся к образу апостола. Всё, о чём он думает, — как бы хоть чем-то послужить своим ближним. Он весь сосредоточен на исполнении Евангельской заповеди Христа. Заповеди о жертвенном служении. Остальное его интересует лишь постольку-поскольку. Поэтому он и призывает своих адресатов: «Не заботьтесь ни о чём». То есть не думайте, что то, к чему вы стремитесь в своей жизни, наполнит вас и принесёт вам подлинную радость. Все вещи преходящи. Сегодня они дарят нам эмоциональное возбуждение, а завтра ввергают в пучину уныния и депрессии. А потому не зацикливайтесь ни на людях, ни на вещах, ни на эмоциях. Не вовлекайтесь в них. Не посвящайте этому всю свою жизнь. Ваше внимание должно быть всецело сосредоточено на Христе, на поиске Его воли, на исполнении Его заповедей. Поэтому апостол Павел и говорит: «Кротость ваша да будет известна всем человекам». Вот тогда Господь наполнит ваше сердце благодатью, откроет в нём источник подлинной радости. Эта радость не вероломна. Она не оставит и не предаст. И тем более никто и никогда не сможет у нас её отнять.
Икона Божией Матери «Избавительница»
Пресвятую Богородицу с первых веков христианства верующие почитают своей Защитницей. Божия Матерь всегда откликалась на молитвы, помогала людям в жизненных испытаниях, избавляла их от скорбей и страстей. Одна из Её икон так и называется — Избавительница.
Образ небольшой — четырнадцать на тринадцать сантиметров. Он был написан в середине семнадцатого века в Греции. Неизвестный автор изобразил Пречистую Деву в соответствии с иконописным типом Одигитрия, что означает Путеводительница. Левой рукой Богородица держит Младенца Христа, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения. Голова Царицы Небесной увенчана короной.
История реликвии прослеживается с конца восемнадцатого столетия. Тогда она принадлежала греческому иеромонаху Константию Феодулу, подвизавшемуся на полуострове Пелопоннес. От старца икону унаследовал его ученик, монах Мартиниан. В 1821 году он поселился на горе Афон в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Святыню, доставшуюся от наставника, подвижник постоянно носил на шее в жестяном футляре.
В девятнадцатом веке икона «Избавительница» прославилась чудотворениями. По молитвам перед ней исцелялись люди, страдавшие беснованием. Жители села Мавровуни близ Спарты, где монах Мартиниан побывал с реликвией, избавились от нашествия саранчи. Там же произошло невероятное событие. Умершего мальчика по имени Анастасий молитвенно осенили чудотворной иконой, и он воскрес!
Образ Божией Матери «Избавительница» стал известен во всём православном мире. Списки иконы распространились далеко за пределы Греции, появились они и в России. Копия чудотворной реликвии сопровождала императора Александра Третьего и его семью в поездке из Ливадии в Санкт-Петербург осенью 1888 года. 30 октября произошло крушение царского поезда. Романовы остались в живых чудом, по милости Божией Матери. Дата спасения императорской фамилии стала днём празднования иконы «Избавительница».
А ещё через год первообраз святыни перенесли с Афона в Абхазию, в молодой монастырь Симона Кананита. Его основали в 1875 году монахи святогорской Свято-Пантелеимоновой обители. Монастырь получил название Новоафонский. Образ Божией Матери «Избавительница» стал одной из главных его святынь. В Новом Афоне реликвия пребывает и поныне.
Все выпуски программы Небесная Заступница