...в середине девятого столетия Русскую землю заселяли следующие Славянские племена: по Днепру у Киева и ниже до хазарских владений — сидели поляне; выше их, по Днепру же, там, где широкая Русская равнина, идущая от Черного моря, сменяется лесом, сидели древляне, так прозывавшиеся, ибо жили в лесу среди деревьев; севернее древлян по реке Припяти жило племя дреговичей; восточнее дреговичей по реке Соже — радимичи; еще восточнее, по рекам Сейму и Десне — северяне. По реке Полоте, притоку Западной Двины и по верхнему и среднему течению последней реки — сидели полочане. В Волковском лесу, на возвышенной местности, откуда берут начало почти все великие русские реки, было расселено племя кривичей, так называвшееся по причине большой кривизны рек, на которых они жили.
Восточнее кривичей, по реке Оке, сидели вятичи, а севернее кривичей, вокруг озера Ильменя, в нынешней Новгородской стороне, — славяне Ильменские.
... на Западном Буге сидели бужане, или волыняне; между Южным Бугом и Днестром — тиверцы, а у устья самого Днестра —Уличи.
Все эти племена, подобно своим древним предкам ариями, жили родовым бытом и сохраняли все обычаи этого быта: отдельный человек подчинялся порядкам своего рода, а целый род покровительствовал каждому своему родичу, причем за обиду его полагалась кровавая месть целым же родом.
Безродный же человек назывался сиротой и имел самое убогое место среди людей, между которыми жил.
Большинство славян, как люди, занимавшиеся сельским промыслом, жило селениями; несколько селений одного рода или племени составляли Обволость, или волость; в такой волости власть принадлежала старейшинам — князьям. Эти старейшины жили зачастую в городках или городах. Там же, вокруг них, жили ратные люди, составлявшие княжескую дружину, промышленники, ремесленники купцы. В некоторых городах, главным образом торговых, где собиралось много разного люда со всех сторон, вместе с князьями дела решало вече, то есть собрание выборных людей от города. Городки рубились также и тогда, когда предки наши продвигались в местности, заселенные туземным коренным населением, по большей части финскими племенами, обитавшими на севере и востоке Русской земли. В этом случае городки представляли крепости, в которых порой отсиживались и выдерживались осады до прихода помощи.
Из городов девятого века более значительные были следующие: Ладога на озере Нево, Изборск на Великом озере; вскоре около него возник и Псков; затем Новгород на озере Ильмень; Смоленск на верхнем Днепре; Полоцк на реке Полоте; Чернигов на Десне — притоке Днепра, а на самом Днепре Любеч, и затем Киев — в том месте, где когда-то святой апостол Андрей Первозванный водрузил крест.
...славяне имели свои города и среди финских племен на Востоке: Белоозеро среди веси, Ростов у мери и Муром среди муромы, мещеры и мордвы.
... в Русской земле городов было тогда много, почему шведы и прозвали ее Гардарика, или страна городов.
Наибольшими городами были ... те, где могла бойко идти торговля. В этом отношении первое место принадлежало Киеву, а затем и Новгороду. Через эти города проходил Великий водный путь «из варяг в греки», по которому шал главнейшая торговля между племенами, жившими по Балтийскому морю, то есть варягами, с далеким Царьградом. Путь «из варяг в греки» шел от Балтийского моря через реку Неву в озеро Ладожское, или Нево, по реке Волхову на озеро Ильмень, а оттуда вверх по реке Ловати до ее верховьев в Волковском лесу; здесь суда перетаскивались по сухому пути волоком — в верховья Днепра и спускались по нему в Черное море.
По пути этому шло множество различных товаров: от варягов шло сукно, холст, полотно, медные и железные изделия, олово, свинец и драгоценный янтарь; кроме того, шла в большом количестве соленая сельдь. Русская земля торговала ... хлебом, дорогими мехами, медом, лесом, салом, скотом, лошадьми и рабами. Из Царьграда шли главным образом паволоки, каковыми именем назывались греческие шелковые ткани с золотом или без него; паволоки были в большом ходу как в Русской земле, так и у варягов, и всякий человек с достатком непременно шил себе одежду из паволок. Затем греки торговали золотом и серебром в различных вещах женского и мужского убора, каковыми были: серьги, запястья, обручи, перстни, запонки, кольца и пуговицы. Наконец, из Царьграда же шли тканые и кованые кружева для отделки платья, разного рода южные плоды и вина.
На этот путь «из варяг в греки» прибывали и товары из далекой Пермской страны — самоцветные камни и редчайшие меха, а также товары с Каспия, ковры из Вавилона, индийские ткани с причудливейшими узорами, бусы, бисер, пряности и благовония из Аравии.
Деньги в это время на Руси были кожаные: «куны» (мордочки куниц), «резаны» (отрезки) и «ногаты» — ткани и ушки белок с серебряными гвоздиками (с тех пор и идет название «полушка», то есть пол-ушка белки). Эти кожаные деньги ходили не только на Руси, но в Италии, Франции и на Востоке. Кроме кожаных денег, для крупных оборотов употреблялось необделанное серебро и серебряные шейные гривны, которые весили по фунту каждая.
... деньгами в то время на Руси служили и монеты различных государств, с которыми мы вели торговлю; больше же всего было в ходу монет греческих и арабских.
Торговлю на пути «из варяг в греки» начинали весною по вскрытии рек и оканчивали к осени — до замерзания... Торговое дело считалось у наших предков весьма важным и большим делом. Купцы, или гости, как их тогда называли, были всегда, везде и всюду, почетными и желанными людьми. Они должны были не только отлично знать все условия жизни тех стран, с которыми торговали, но должны были также обладать немалой отвагой и воинским искусством, так как нередко им приходилось в своих торговых странствованиях выдерживать бои с разбойниками или дикими туземцами. Наибольшей известностью, как мореходы и славные торговцы, пользовались в те времена варяжские купцы, принадлежавшие преимущественно к славянским племенам, сидевшим по южному побережью Балтийского моря. Они совершали отважные плавания по самым дальним странам и морям; однако, не отставали от них и купцы из природных уроженцев Русской земли. Они тоже смело пускались на своих ладьях по рекам нашего севера и востока в отдаленные края и доходили до северного Урала и Югры, где происходила с тамошним населением любопытнейшая немая торговля. Когда славянские купцы приезжали в их землю, то в назначенном месте раскладывали свои товары, положа на них заметки, и уходили. По уходе приходили местные жители и раскладывали рядом со славянскими товарами свои, большею частью меха. Затем купцы приходили опять, и кому мена кажется сходною, тот забирает разложенный товар, а свой оставляет. Кому же цена не покажется подходящею, тот не берет туземного товара, пока не сойдутся в цене.
Насколько ценились у нас гости, показывает старинный обычай провожать их по своей земле, чтобы им не чинили каких-либо обид; при этом, старейшины и князья не только наряжали ратных людей для охраны гостей, но на большом пути «из варяг в греки» сами со своими дружинами провожали купеческие караваны, когда они шли по Днепру и возвращались назад.
Это было постоянное занятие старейшин и князей в весеннее и летнее время, пока не закрывалось судоходство по рекам. Осенью же и зимой, как только становились реки, они отправлялись со своими дружинами в особые зимние походы, которые назывались полЮдье, по подвластным себе областям. Здесь они собирали дань, творили суд, охотились, а также принимали участие и в той торговле, которая велась зимой.
Так жили наши предки в середине девятого века.
Барбусё. Наталия Лангаммер
Этим утром я возвращалась из клиники, где усыпили нашу кошечку. Мотю. 13 лет назад в июне мы подобрали ее полу-живым котенком. Выходили, вылечили. Последние годы уже Мотя лечила мою маму. Кошка спала с ней весь день, мурлыкала под мышкой.
Я ехала домой в холодном ужасе. Что будет с мамой? При ее диагнозе такие потрясения катастрофичны. Что делать? Котенок! Нам срочно нужен котенок — решила я.
Да, мама, узнав страшную новость, рыдала. А я искала кошачьего малыша. Сначала, конечно, спросила в ветклинике, нет ли у них котят на примете.
— Нет — ответили мне — уже года полтора никто не приносил котят, чтобы мы пристроили.
Где же тогда срочно взять животное? Мы на даче. Ищу в интернете, кто из округи пристраивает, а сама молюсь. Я давно поняла, что животных нам посылает Господь. Кинула клич в соцсетях:
— Какого котенка хотите? — спрашивают меня.
— Несчастного. Которого согреем любовью.
И разверзлась бездна боли. И на меня посыпались предложения с фотографиями котят, которым нужен дом. Десятки, сотни глазок, полных боли! Сколько боли! Как помочь всем? Господи, возьми их всех в Свои руки.
Сильнее всего тронул взгляд белого пушистого котенка из Белбашского монастыря, что под Нижним Новгородом. Прислала коллега. Глазки у зверенка были в подтеках. «Он мой» — отозвалось в сердце — но он так далеко! Как его получить?
Коллега Света сказала, что придумает, как доставить кота. И стала рассказывать о нем. Оказалось, маму малыша зовут Мотя... Она тоже трехцветная, как была наша. И родился котенок 31-го мая. А это — день рождения моего папы. Какие еще могут быть сомнения? Это — мой зверь. Только договорилась, что беру, как вдруг мне прислали сообщение:
— Наташа, вот — контакт приюта. Совсем рядом с вами — две станции на электричке. Там много несчастных животных.
— А я уже выбрала.
— Очень жаль — был ответ. И меня он пронзил. Я написала в приют.
— У нас в клетке в приюте — две черные кошечки двухмесячные — рассказали меня кураторы приюта. Вы хотите дать кому-то из них дом?
— Да, хочу! И прямо завтра.
Утром я с переноской уже заходила в приют. Черные котята сидели в клетке, точнее бросались на решетку клетки, умоляя взять их оттуда.
— Хотите, покажем обеих на выбор? — предложили сотрудники.
— Нет, я не могу так. Давайте вот эту, которая первая ко мне протянула лапки.
Дома нас ждали мама, ее сиделка и готовая для нового жильца комната. Черная кошечка! Как назовем? Багира, Буся. Девочка вышла из переноски и погрузилась в любовь. Мама улыбалась.
А у меня звонил телефон.
— Здравствуйте, это из ветклиники. Вы вчера спрашивали, нет ли у нас котят? Сегодня утром принесли! Видимо, для вас.
— Простите, я уже взяла...
— Как жаль...
Тем временем, моя коллега Света, строила логистику для котенка из монастыря. Каким-то чудом в эти дни в монастырь приехал паломник из Москвы и он взялся помочь. Через день вечером к нам на дачу приехал белый котенок с больными глазками. Назвали его Бартон. Буся и Бася! Хорошая парочка!
Лечить глазки котенку мы поехали в ветклинику. А там... там в клетке сидел котенок, которого предлагали мне. На клетке — надпись: «Котенок Алексей. Ищет дом и добрые руки».
Люди подходили, умилялись, он бросался к каждому. Никто его не брал. Мы возили в эту клинику Батрона каждый день на уколы. И каждый день я видела этого несчастного малыша в клетке. Но куда мне третьего?
Через неделю этой пытки созерцания котячьего горя, я не выдержала.
— Его, правда, принесли для нас. Я забираю мальчика. Только назову не Алексей, а Лекс.
Про что эта история? Наверное, про то, что Бог может превратить боль в огромную радость. Мы теперь часами наблюдаем, как эта троица играет. Прямо какая-то кототерапия. Никогда прежде не встречала таких ласковых кошек. И не ждала от животных такого тепла. А получила.
Я зову их БарБуСё. Бартон, Буся и ЛеСёнок. В детстве меня родители звали Тусёк-Барбусёк. Мне всегда было тепло от этого слова. А теперь теплее втройне. Живите и радуйтесь, мои Барбусё — подарок Божий!
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
Вчера и сегодня Тот же. Екатерина Каштанова
Мне не раз приходилось слышать мысль, что наши сегодняшние духовные труды совсем малы по сравнению с подвигами христиан первых веков или даже начала 20-го века. У отцов Церкви я читала, что в последние времена не будет никаких собственных подвигов у ищущих Царствия Божия. Спасаться же будут только терпением скорбей и болезней.
В таком случае, мне думалось, что и награда должна быть меньше, раз меньше подвиг. Но однажды я прочитала в Священном писании слова, которые меня и потрясли, и тронули до слез.
«Господь Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» — восклицает апостол Павел. Господь Иисус Христос и вчера, и сегодня, и во веки веков силен являть Божественное заступление, Свою Божественную силу всем нам.
Оказывается, Господь любит нас, как любил первых подвижников. А я ведь всегда это чувствовала!
Мне было неловко за те малые действия, которые я совершаю ради собственного спасения. И в момент уныния, Господь стал утешать меня. Такие, казалось бы, мелочи, но важные лично для меня.
Мне казалось, что я уже опоздала на автобус, а выяснилось, что изменилось расписание, и он меня дождался. Господь видел, каким был насыщенный день, как я устала и сделал мне такой маленький бытовой подарок.
В компании рассказывают какую-то историю и она становится ответом на мои внутренние поиски. Именно когда это нужно. Кто все эти жизненные нити видит и соединяет?
А еще Господь дает мне сил сдержаться и не сказать кому-то злого слова. Делает так, что на улице мяукает кошка и я просыпаюсь на службу в храм без опозданий.
Для меня все это не про мистицизм. А про то, что через подобные мелкие проявления заботы я чувствую полноту Божьей любви. Умом понимаю, что Его любовь безгранична, но по-человечьи чувствую вот в таких маленьких деталях.
И я сделала для себя вывод, что не нужно унывать, что мне не по силам великие подвиги. Нужно стараться делать все, что тебе по силам, чтобы идти к любящему Отцу Небесному. И он примет и малое делание. Не даром говорится, что Бог и намерения целует!
Автор: Екатерина Каштанова
Все выпуски программы Частное мнение
Быть плохой. Екатерина Каштанова
Наверное в жизни каждого человека бывали случаи, когда мы тревожились о том, что про нас думают окружающие. Ну вот это:
— А что же скажут люди? Как я буду выглядеть в их глазах?
Мне всегда хотелось одобрения. Ведь я себя считала хорошим человеком. Но однажды произошла история, которая поменяла мой взгляд на этот вопрос.
Мы дружили с одним человеком много лет. Вместе проходили повороты жизни. Да, конечно, возникали и ссоры, и разногласия, но по-христиански мы это преодолевали. Ведь у нас есть прощение и снисхождение к недостаткам друг друга по заповеди Христа «носить бремена друг друга».
Но в какой-то момент жизни мы не поняли друг друга. Произошел конфликт. И мой добрый друг стал видеть меня злой. Он требовал заботы и любви, которые я не в состоянии была дать. Мои обстоятельства оказались так сложны, что я сама нуждалась в опоре вместо несения другого.
Не буду даваться в подробности. Тут главное, что я оказалась плохой для моего друга. А потом я увидела осуждающие взгляды наших общих знакомых.
Сначала мне это причинило боль. Ведь тут и гордыня оказалась задетой, и воспаленному тщеславию было место. Как это так, я такая хорошая, а меня осуждают? А потом я поняла. Нет, не надо людям ничего доказывать. Ведь излагая свой взгляд на конфликт, я уподоблюсь Хаму — открою грех другого человека. Уж лучше потерпеть осуждение. И, возможно даже клевету. Понести все это как лекарство.
В конфликте как правило есть доля вины каждой из сторон. Вот за свою долю вины я и решила не сопротивляясь понести боль от укоризненных взглядов окружающих. Я позволила себе быть плохой для кого-то. А подлинную долю моей вины знает лишь Господь. И со временем все расставит по местам. А я буду молиться, чтобы каждый увидел свой грех.
Автор: Екатерина Каштанова
Все выпуски программы Частное мнение