Ранний этап существования христианской Церкви был ознаменован жестокими гонениями со стороны язычников и иудеев. Языческие преследования христиан носили государственный характер. Последователи Спасителя отказывались почитать античных богов, а также не признавали божественного достоинства члена римского пантеона - императора. Таким образом, христиане автоматически оказывались вне закона. Не почитание императора делало их неблагонадежными гражданами, фактически преступниками, участь которых были тюрьма и смерть. Гонения на христиан со стороны иудеев имели несколько иной характер. Иудейские вожди добившись осуждения Христа на смерть, всячески препятствовали распространению Его учения. С точки зрения иудеев Христос был обманщиком и кощунником, который сознательно опровергал и нарушал ветхозаветный закон пророка Моисея. Руководствуясь подобными мыслями, иудеи сначала отправили на крест Иисуса Христа, а затем начали преследовать Его учеников. Одним из самых горячих гонителей христиан был первоначально апостол Павел. Его в тот период истории звали Савлом. Савл принял участие в казни первого мученика диакона Стефана, а затем отправился убивать христиан в город Дамаск. На пути в Дамаск Савлу чудесным образом явился Христос и обратил его с губительного пути. В тот момент Савла не стало и миру был явлен апостол Павел. Иудеи были предельно удивлены разительной перемене, которая произошла с Савлом. Поняв, что Савл стал христианином, иудеи решили его убить. Преследование Павла продолжалось довольно долго, но в конце концов вожди Израиля добились своего - апостол был обезглавлен в Риме примерно в 67 году по Рождестве Христовом. Незадолго до смерти Павел написал христианам Рима послание, в котором, в частности, затрагивает и тему иудейского противодействия христианам.
Братья, 9.1 истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, 9.2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: 9.3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, 9.4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; 9.5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный вовеки, аминь.
В послании к римлянам апостол Павел предельно искренне говорит о своем отношении к евреям. С одной стороны, Павел указывает на великие дары, которыми обладал избранный народ. С евреями Бог через Авраама заключил первый завет (иначе завет Ветхий), ставший, как говорит Павел, "детоводителем" ко Христу. Именно в еврейском народе были явлены великие святые, творившие чудеса и изрекавшие пророчества. Евреям Бог дал и возможность совершать истинное богослужение, с помощью которого они могли каяться в своих грехах. Главной привилегией от Бога, полученной избранным народом, с точки зрения апостола Павла, стало то, что Сын Божий принял человеческое естество, родившись именно в еврейской среде. С другой стороны, апостол Павел указывает на ужасающую трагедию, случившуюся с избранным народом. Вместо народа Богоносца иудеи стали народом богоборцем. Вместо того, чтобы принять обещанного пророками Мессию, они не только отвергли Его, но и осудили на казнь. Христос был отправлен на крест, а иудеи потеряли статус народа избранного. Те евреи, которые поверили во Христа, смогли сохранить высокое звание народа Богоносца и стали частью христианской Церкви - нового народа избранного, принадлежность к которому определяется уже не национальной принадлежностью, но живой верой во Христа Спасителя.
«Любовь к врагам». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты из книги святителя Тихона Задонского «Об истинном христианстве», посвященные теме любви к врагам.
Разговор шел о том, могут ли у христианина быть враги; как относиться к людям, желающим нам зла; как быть, если человек рядом отказывается идти на контакт; а также что может означать заповедь о любви к врагам.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Подарим малышам и подросткам из детских домов возможность начать новую жизнь

Программа «Добрые перемены» Национального фонда защиты детей от жестокого обращения действует во множестве детских домов по всей России. В рамках неё команда фонда обучает местных психологов и педагогов. Впоследствии специалисты помогают детям справляться с психологическими травмами и дают им возможность обрести любящую семью.
10-летний Витя несколько лет живёт в детском доме в Хабаровском крае. До этого он рос в семье, как «ребёнок-маугли». Из-за проблем с психикой мама была равнодушна к сыну и его потребностям, а папа давно умер. Мальчик не ходил в детский сад, не гулял, не общался с детьми — он просто не знал, как взаимодействовать с другими.
Когда Витя оказался в детском доме, он многого не умел, был замкнутым и отстранённым. Разговоры о семье не вызывали у него никаких эмоций. Мальчик не мог вспомнить ни одного радостного момента из жизни.
Для того, чтобы помочь ребёнку, специалисты детского дома вместе с Фондом защиты детей от жестокого обращения разработали индивидуальную программу реабилитации. И сегодня Витю не узнать! Он уже многое знает и умеет, общается с другими ребятами. В жизни подростка появилась радость и беззаботность, уверенность в себе и открытость миру.
Благодаря программе «Добрые перемены» десятки малышей и подростков обретают надежду на новую жизнь. У многих со временем появляются семьи.
Больше узнать о работе Национального фонда защиты детей от жестокого обращения и поддержать программу «Добрые перемены» можно на сайте проекта.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Книга Иова и мировая культура». Протоиерей Павел Карташев

У нас в студии был настоятель Преображенского храма села Большие Вязёмы Одинцовского района протоиерей Павел Карташёв.
Разговор шел о влиянии ветхозаветной книги Иова на мировую культуру и литературу.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных Книге Иова.
Первая беседа со священником Александром Сатомским была посвящена особенностям текста книги Иова;
Вторая беседа со священником Дмитрием Барицким была посвящена тому, как в Книге Иова преподносится встреча человека с Богом;
Третья беседа с Михаилом Скобелевым была посвящена тому, как в Книге Иова рассматривается проблема существования зла в мире;
Четвертая беседа с доцентом философского факультета МГУ Ильей Вевюрко была посвящена поэтике Книги Иова.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер