Кремль с башнями, палатами и колокольнями является главной достопримечательностью многих старинных русских городов. Сюда обязательно приезжают туристы. Здесь располагаются главные городские музеи. И часто здесь же размещаются органы государственной власти. В России больше двадцати кремлей. Но только один из них находится к востоку от Уральских гор на бескрайних просторах Сибири. Это кремль в городе Тобольске.
Он стоит на высоком Троицком мысу над рекой Иртыш и словно господствует над окружающей местностью. Белые стены с зубцами и семь оборонительных башен свидетельствуют о том, что когда-то это была мощная крепость. Но в былые времена люди не представляли земного могущества без помощи Божией. Поэтому над высоким мысом и неприступной цитаделью видны кресты и купола церквей.
Современный Тобольск по российским меркам город не очень большой. Население только приближается к сотне тысяч жителей. Однако несколько веков подряд именно здесь располагалась столица Сибири.
Основание города относится к 1587 году. Тогда на день Святой Троицы здесь высадились пятьсот московских стрельцов, и была построена первая деревянная крепость. Уже вскоре сюда приезжают воеводы для управления присоединенным к России Сибирским царством. Из Тобольска выходят отряды первопроходцев, чтобы продвигаться всё дальше и дальше в сторону Тихого океана. Сюда стекается главное богатство тогдашней Сибири – меха пушных зверей. В 1620 году царём Михаилом Фёдоровичем и патриархом Филаретом в Тобольске учреждается православная епархия. С конца 17 века начинается строительство каменного кремля, который стоит и поныне.
Главное архитектурное сооружение кремля – роскошный пятиглавый Софийско-Успенский собор. Первый тобольский архиепископ Киприан освятил главный храм сибирской столицы во имя Софии Премудрости Божией, подобно храмам в Новгороде, Киеве и Константинополе. В 1686 году на его месте был построен каменный собор. За основу проекта взяли Вознесенский собор Московского кремля и посвятили новый храм Успению Божией Матери. Колокольня собора достигает высоты 65 метров, а большой колокол весит 25 тонн.
Но это морозная Сибирь. Служить в высоком храме, обдуваемом всеми ветрами, можно лишь три месяца в году. Поэтому рядом в 18 веке построили невысокий, тёплый и очень вместительный Покровский собор. Сейчас здесь хранятся главные святыни Тобольска. В северном крыле собора покоятся мощи святителя Иоанна Тобольского. Уроженец Украины в 1711 году он стал митрополитом всея Сибири. Прославился миссионерской деятельностью среди народов Севера, строительством церквей, поддержкой образования. В южном крыле собора покоятся мощи священномученика Гермогена Тобольского, которого в 1918 году большевики утопили в реке Туре.
Один из центров сибирской ссылки, Тобольск оказался связан со многими трагическими событиями в истории России. В Тобольском кремле сохранилась звонница, где раньше висел Угличский колокол. В 1591 году он возвестил об убийстве царевича Димитрия и за это был отправлен в символическую ссылку в Сибирь. Это события первой российской Смуты. А неподалёку от кремля в бывшем Губернаторском доме сегодня действует кабинет-музей императора Николая Второго. Царь-страстотерпец и его семья жили здесь после Февральской революции до апреля восемнадцатого года, когда были направлены в Екатеринбург на место мученической смерти.
Много разных событий повидали белые стены Тобольского кремля. Люди здесь надеялись на новую жизнь в богатом природой краю; горевали о доме, оставшемся где-то за Уралом; обустраивали быт; окультуривали сибирские просторы; молились. Старинная сибирская столица помнит всё это и готова поделиться воспоминаниями с гостями.
Все выпуски программы ПроСтранствия
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.