Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Переживая испытания, люди начинают сомневаться в Боге, иногда упрекают Его, напоминают Ему о том, что Он есть любовь и не должен допускать человеческих страданий. Порой подобные кризисы заканчиваются отходом от веры. Но чем на самом деле должны заканчиваться наши возмущения и вопрошания? Ответить на этот вопрос помогает 88-й псалом, который, согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 88.
1 Учение Ефама Езрахита.
2 Милости Твои, Господи, буду петь вечно, в род и род возвещать истину Твою устами моими.
3 Ибо говорю: навек основана милость, на небесах утвердил Ты истину Твою, когда сказал:
4 «Я поставил завет с избранным Моим, клялся Давиду, рабу Моему:
5 навек утвержу семя твоё, в род и род устрою престол твой».
6 И небеса прославят чудные дела Твои, Господи, и истину Твою в собрании святых.
7 Ибо кто на небесах сравнится с Господом? кто между сынами Божиими уподобится Господу?
8 Страшен Бог в великом сонме святых, страшен Он для всех окружающих Его.
9 Господи, Боже сил! кто силен, как Ты, Господи? И истина Твоя окрест Тебя.
10 Ты владычествуешь над яростью моря: когда воздымаются волны его, Ты укрощаешь их.
11 Ты низложил Раава, как поражённого; крепкою мышцею Твоею рассеял врагов Твоих.
12 Твои небеса и Твоя земля; вселенную и что наполняет её, Ты основал.
13 Север и юг Ты сотворил; Фавор и Ермон о имени Твоём радуются.
14 Крепка мышца Твоя, сильна рука Твоя, высока десница Твоя!
15 Правосудие и правота — основание престола Твоего; милость и истина предходят пред лицом Твоим.
16 Блажен народ, знающий трубный зов! Они ходят во свете лица Твоего, Господи,
17 о имени Твоём радуются весь день и правдою Твоею возносятся,
18 ибо Ты украшение силы их, и благоволением Твоим возвышается рог наш.
19 От Господа — щит наш, и от Святаго Израилева — царь наш.
20 Некогда говорил Ты в видении святому Твоему, и сказал: «Я оказал помощь мужественному, вознёс избранного из народа.
21 Я обрёл Давида, раба Моего, святым елеем Моим помазал его.
22 Рука Моя пребудет с ним, и мышца Моя укрепит его.
23 Враг не превозможет его, и сын беззакония не притеснит его.
24 Сокрушу пред ним врагов его и поражу ненавидящих его.
25 И истина Моя, и милость Моя с ним, и Моим именем возвысится рог его.
26 И положу на море руку его, и на реки — десницу его.
27 Он будет звать Меня: Ты отец мой, Бог мой и твердыня спасения моего.
28 И Я сделаю его первенцем, превыше царей земли,
29 вовек сохраню ему милость Мою, и завет Мой с ним будет верен.
30 И продолжу вовек семя его, и престол его — как дни неба.
31 Если сыновья его оставят закон Мой и не будут ходить по заповедям Моим;
32 если нарушат уставы Мои и повелений Моих не сохранят:
33 посещу жезлом беззаконие их, и ударами — неправду их;
34 милости же Моей не отниму от него, и не изменю истины Моей.
35 Не нарушу завета Моего, и не переменю того, что вышло из уст Моих.
36 Однажды Я поклялся святостью Моею: солгу ли Давиду?
37 Семя его пребудет вечно, и престол его, как солнце, предо Мною,
38 вовек будет твёрд, как луна, и верный свидетель на небесах».
39 Но ныне Ты отринул и презрел, прогневался на помазанника Твоего;
40 пренебрёг завет с рабом Твоим, поверг на землю венец его;
41 разрушил все ограды его, превратил в развалины крепости его.
42 Расхищают его все проходящие путём; он сделался посмешищем у соседей своих.
43 Ты возвысил десницу противников его, обрадовал всех врагов его;
44 Ты обратил назад остриё меча его и не укрепил его на брани;
45 отнял у него блеск и престол его поверг на землю;
46 сократил дни юности его и покрыл его стыдом.
47 Доколе, Господи, будешь скрываться непрестанно, будет пылать ярость Твоя, как огонь?
48 Вспомни, какой мой век: на какую суету сотворил Ты всех сынов человеческих?
49 Кто из людей жил — и не видел смерти, избавил душу свою от руки преисподней?
50 Где прежние милости Твои, Господи? Ты клялся Давиду истиною Твоею.
51 Вспомни, Господи, поругание рабов Твоих, которое я ношу в недре моём от всех сильных народов;
52 как поносят враги Твои, Господи, как бесславят следы помазанника Твоего.
53 Благословен Господь вовек! Аминь, аминь.
Итак, перед нами довольно большой текст, который на первый взгляд состоит из трёх блоков. В первом автор восхищается Богом и говорит о Его величии. Господь для него источник истины и милости, Он владычествует над природой и миром людей, Он возвышает и низводит царей, и рассеивает любых врагов. Этот блок заканчивается очень важной идеей: блажен народ, который такого Бога называет своим Богом, блаженны те, кого Господь называет своим народом. Со всей очевидностью вторая часть, а это, конечно, прямая речь Бога, является усилением первой. Псалмопевец цитирует обещания Божии, которые даны Им Давиду и его потомкам. И, естественно, речь идёт о покровительстве и верности Бога своему благословению. Однако в третьей части тональность резко меняется, потому что для автора псалма очевидно, что современные ему иудеи в беде. Говоря о Боге, автор употребляет слова: «отринул», «презрел», «прогневался», «пренебрёг», «поверг» и «разрушил». В своих горьких думах псалмопевец уподобляется Иову и обращает к Творцу мольбу, в которой звучит и просьба, и вопрос: вспомни, какой мой век, то есть как коротка моя жизнь... И ответь, неужели люди сотворены для суеты и ложных надежд? Ведь никакой человек, сколько бы он ни жил, не может избежать смерти... Автор не утверждает своей безгрешности, не оправдывается, но, как кажется, лишь скорбит. И всё же, на самом деле на этом псалом не заканчивается. В нём есть несопоставимая по размеру четвёртая часть, которая состоит всего из нескольких слов. Вопреки всей своей скорби, псалмопевец оказывается способен благословить Бога и даже утверждать, что это истинно так. И, несомненно, в этих кратких словах заключена великая сила. Радоваться Богу и доверять Ему, когда у тебя всё хорошо и ты процветаешь, довольно легко. Но вверить себя Его суду и Его промыслу, когда ты в глубочайшем кризисе, проявление подлинного смирения перед Творцом, которое только и может помочь во дни испытаний.
Псалом 88. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 88. (Церковно-славянский перевод)
10 ноября. О любви к внешним эффектам как неверном подходе к духовной жизни

В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова о Христе и народе: «Народ стал сходиться во множестве, Он начал говорить: род сей лукав, он ищет знамения».
О любви к внешним эффектам как неверном подходе к духовной жизни — игумен Назарий (Рыпин).
Людям свойственно искать каких-то зрелищ, чудес, искать чего-то внешнего. Потому что внутренний труд — это всегда сложнее, нежели какие-то внешние эффекты. И люди падки до этих каких-то внешних эффектов. И именно поэтому Господь и говорит им, что они ходят за Ним не потому, что Он великий учитель, тот, кто должен и способен возвести человека на небо, а потому что они видят эти чудеса. И для них это повод, быть может, потщеславиться тем самым, перед кем-то этим похвалиться.
Почему и до сих пор люди бегают в поисках прозорливых старцев? Не потому, что они хотят от них что-то услышать назидательное для себя, а чаще всего для того, чтобы навязать им свою волю, выпросить благословение на то, что они и так хотят совершить, но оправдываться этим благословением. И потом ещё в кругу своих знакомых, церковных и не очень, (ну, это, как правило, люди, ещё не укоренившиеся в вере), хвалиться о том, что они были у такого-то или такого-то именитого отца, духовника или старца.
Поэтому нужно не искать чудес, а благодарить Бога за все чудеса, которые Он являет в Своей Церкви. Потому что само существование Церкви — величайшее чудо, которая было уничтожаема веками, которая совершает и являет нам чудо Евхаристии ежедневно и которая являет нам величайшее чудо — это способность преображения человеческой души, когда грешники становятся праведниками и святыми, и Церковь являет нам это уже на протяжении двух тысяч лет непрестанно.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 ноября. О проповедниках Слова Божия
В 1-й главе 1-го Послания апостола Павла к фессалоникийцам есть слова: «Наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе, и во Святом Духе, и со многим удостоверением».
О проповедниках Слова Божия — протоиерей Илья Кочуров.
Апостолы проповедовали не от себя, они были посланниками Божиими, и дело апостольское укреплялось Святым Духом. В день Пятидесятницы святые апостолы, а через них и вся Церковь, получают благодать Святого Духа.
Таким образом, выйдя из Сионской горницы, апостолы были уже не слабыми рыбаками, а могущественными проповедниками Слова Божия. Посланниками Бога. И своё посланничество они часто подтверждали не только словом, но и делом. Господь дал апостолам власть исцелять, изгонять бесов.
Люди видели в слове апостолов и слышали в нём не просто какой-то интересный рассказ. Апостольская проповедь имела такую силу, что слушатели в единочасье изменяли весь образ своих мыслей, изменяли всю свою жизнь. Апостол Пётр выходит на проповедь, и тут же три тысячи человек становятся христианами и требуют себе крещения.
Таким образом, проповедь святых апостолов — это явление особой силы Божией, которая изменяет мир.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 ноября. О подвиге Святителя Арсения Первого

Сегодня 10 ноября. День памяти Святителя Арсения Первого, архиепископа Сербского, жившего в тринадцатом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Когда рядом с тобой будет человек, который оказывает влияние на ход национальной и мировой истории, как святитель Савва Сербский, то, конечно, в его тени оказываешься, и о тебе вроде никто не вспоминает. Но святитель Арсений, чью память мы сегодня празднуем, — это достойный преемник и ученик величайшего святого, который своим смирением смог приумножить его труды.
Мы видим, что не только его избрали преемником святителя Саввы, но и сам святитель Савва, который нуждался в молитве, нуждался немножко отвлечься от каких-то хозяйственных, можно сказать, политических забот, от забот по устроению приходской церковной жизни, отправился в Иерусалим. Уже тогда, ещё при своей жизни, он уже ставит святителя Арсения управлять церковью.
Имя святителя Арсения прежде всего связано с монастырем Печская Патриархия, который сейчас находится в многострадальном Косовском крае. Поэтому в этот день, дорогие друзья, наш долг обратиться к святителю Арсению не только с молитвами о наших каких-то личных нуждах, но и помолиться о гонимом сербском народе в сердце православной Сербии, которая находится под оккупацией, где разрушаются святыни, где идут настоящие гонения.
Святителю отче Арсение, помоги! Без небесной помощи нам не справиться.
Все выпуски программы Актуальная тема







