
Сегодня все чаще можно слышать мнение, что процесс глобализации стирает различия между различными народами и культурами. С этим сложно поспорить. Народные традиции, действительно, постепенно исчезают. Особенно в городах, которые становятся похожи друг на друга, как две капли воды, — в какой бы точке мира вы бы ни оказались.
Но, к счастью, по-прежнему существуют местные обряды, которые отказываются исчезать и продолжают соблюдаться как городскими, так и сельскими семьями. Вот, например, в Сербии рождественский стол, что в селе, что в городе, на протяжении столетий непременно украшает особый пышный хлеб, который печется именно к празднованию главного православного праздника зимы. Называется он «чесница» (в переводе с сербского — «угощение»).
С одной стороны, рецепт чесницы чрезвычайно прост. Это мука, вода и сода. Да-да. Пышная чесница печется без дрожжей, но получается воздушной и очень мягкой. В том и заключается искусство хозяйки — обойтись без дрожжей и суметь выпечь пышный хлеб.
Традиционно чесницу сверху украшает изображение креста. Оно показывает, что чесница — угощение для православного праздника. В дополнение к кресту творчески настроенные хозяйки помещает вверху чесницы фигурки рождественских персонажей. Например, коровок и овечек, которые по преданию присутствовали при рождении Спасителя.
В дополнение к этому на чесницу после выпекания выкладывают зеленые листочки или побеги растений. В знак того, что Рождество Христа вернуло жизнь нашему миру.
Кроме сугубо православных традиций с чесницей связан и один интересный народный обычай. Перед запеканием в тесто кладется монета, обычно серебряная или золотая.
Рождественская трапеза у сербов начинается с молитвы, после которой чесница разламывается на несколько кусков — по числу присутствующих за столом. Кому достанется кусок с монетой — тот считается благословенным Богом.
Обычно монета для чесницы хранится в семье хозяев как драгоценная реликвия. Поэтому если вы попадете на рождественскую трапезу в Сербии и вам достанется монета в куске чесницы, вам, к сожалению, придется ее вернуть. Но не переживайте — гостеприимные сербы обязательно подарят вам что-нибудь взамен.
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема