
Фото: Сергей Власов / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Довольно часто от критиков христианства можно слышать, что вера принижает человека, неодобрительно отзывается о том, что сопутствует телесности. Ответом может служить праздник Вознесения Господня, и вот почему.
Не стоит путать преодоление телесности с её презрением. Действительно, в христианской антропологии существует иерархия: дух главенствует над телом. Её нарушение ведёт к искажению человеческой личности, самого замысла о человеке. Да, тело несовершенно, его можно и нужно ограничивать. Но Творец освятил и преобразил человеческую природу.
Господь воплотился от Девы Марии. Он претерпел страдания в полной мере, и Божественная природа не уменьшила Его боль и скорбь. Так же во плоти состоялось и Воскресение Христово.
После Воскресения Господь не раз являлся Своим ученикам. В Евангелиях перечисляются самые важные эпизоды: встреча Христа с Марией Магдалиной и женами-мироносицами, путешествие Сына Божия вместе с Лукой и Клеопой в селение Эммаус; совместная трапеза, уверение апостола Фомы, ловля рыбы с семью учениками на Тивериадском озере.
Спаситель показал учениками свои раны, призвал их дотронуться и убедиться, что Он всё тот же. Господь ел вместе с апостолами их пищу. Сын Божий сказал «блаженны невидевшие и уверовавшие», но не в укор ученикам. Ему было необходимо, чтобы у апостолов рассеялось всяческое недоумение, чтобы они доподлинно понимали происходящее. Потому что в этом же человеческом естестве Христос взошёл к Отцу Небесному.
Митрополит Сурожский Антоний описывает смысл произошедшего так: «теперь мы... смотрим и видим, что в сердцевине, в самых глубинах тайны Святой Троицы — человек... Человечество наше теперь покоится в недрах Господних. Разве не можем мы об этом ликовать?!»
Святитель Иоанн Златоуст восклицает:
«Мы были изгнаны из рая, а введены в небо; мы были осуждены на смерть, но даровано нам бессмертие; мы навлекли на себя неблаговоление и были отринуты, а теперь удостоены имени чад Божиих, и не только чад, но и... сонаследников Христовых».
Евангелист Марк, говоря о Вознесении, упоминает, что Христос «воссел одесную Бога». Этот образ не стоит понимать буквально. Его смысл проясняется из исторического контекста. Почётное место по правую руку от царя всегда принадлежало соправителю, тому, кто разделяет власть. То есть Христос во всей своей полноте, Божественной и человеческой, обрёл власть над всем миром.
Спаситель показал апостолам, что телесность не может помешать жить праведно, воскреснуть и вознестись к Отцу Небесному. Возможность человека повторить этот путь зависит лишь от состояния его души и духа, от мыслей и устремлений. Но главное — не расходятся ли возвышенные идеалы с делами, делает ли человек добро, преобразует ли его любовь окружающий мир.
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











