
Фото: Pixabay / Pexels
Недавняя выпускница Смольного института благородных девиц, шестнадцатилетняя Сашенька Шмакова, с трепещущим сердцем возвращалась из гостиной в свою комнату. Только что родители благословили её на брак. К Александре посватался Карл Андреевич фон-Розе, молодой петербургский дворянин, человек знатный и богатый, а главное — добрый и искренне её любящий. Он был другом семьи, Сашенька хорошо его знала, и тоже питала к нему глубокую сердечную привязанность. И вот, теперь они станут мужем и женой! Александру переполняло счастье. Лишь одно её тревожило. Жених, обрусевший немец, был лютеранином. Сашеньку же родители с младенчества воспитывали в православной вере. Не станет ли это причиной разногласий между нею и супругом? У отца с матерью Александра научилась во всех случаях полагаться на Господа. Так поступила она и в этот раз. Молитва уняла беспокойство девушки. Начались приготовления к свадьбе.
Александра Филипповна и Карл Андреевич фон-Розе обвенчались в 1824-м году, в одном из православных храмов Петербурга. Венчание православной христианки с лютеранином позволялось, при условии, что детей своих они воспитают в православной вере. Потекла размеренная семейная жизнь. Собственный дом в столице, роскошная обстановка, изысканное общество, балы, приёмы. Среди этого блеска и богатства Александра скоро почувствовала себя неуютно. Она устроила в их с мужем особняке небольшую домовую церковь, где проводила много времени в молитвах. Стала строго поститься, старалась избегать шумных собраний. Карл Андреевич поддерживал стремления супруги, и Александра Филипповна в глубине души надеялась, что муж примет православие. Однако он не торопился сделать этот шаг.
Так прошли 23 года их брака. И вот, в 1847-м, в семью пришла долгожданная радость — у супругов фон-Розе родилась дочь. Девочку назвали Марией. Но спустя два года малышка скончалась от внезапной болезни. Александре Филипповне казалось, что и её жизнь кончена. Карл Андреевич очень переживал, и поддерживал супругу в их общем горе. Однажды он сказал жене, что хочет быть рядом с нею и духом. А потому твёрдо решил принять православие. Спустя несколько дней над Карлом Андреевичем было совершено таинство Миропомазания — таков чин принятия лютеран в Православие. По собственному желанию, он принял православное имя — Николай, в честь святого Николая Чудотворца.
У супругов фон-Розе началась новая жизнь. Теперь они были неразлучны — вместе молились, ходили в храм, паломничали по святым местам. Во время одного из таких путешествий Николай Андреевич доверил супруге сокровенные думы. Он сказал: «Если тебе суждено умереть раньше меня, то я хотел бы устроить мужской монастырь. Если же я умру прежде тебя, то ты устрой женскую обитель. Так мы всегда будем помогать друг другу молитвами и не узнаем разлуки». Александра Филипповна была тронута его словами.
А пока жизнь шла своим чередом. В 1858-м году Николай Андреевич приобрёл поместье — небольшое сельцо Творожково под Псковом. После покупки Александра Филипповна приехала осмотреть новые владения. Её взору предстала... пустая земля с несколькими ветхими строениями. Муж увидел её недоумение и объяснил замысел: «Ты только посмотри: лесу много, озеро рядом, от больших селений далеко — какое удобное место для монастыря!». Супруги решили не мешкая перебраться в Творожково. Поселились в старой избе. Завели небольшое хозяйство. Николай Андреевич потихоньку закупал материал для будущей стройки. Однажды зимой он отправился за брёвнами на лесопилку, и сильно простудился. Началось тяжёлое воспаление лёгких. Понимая, что час его близок, Николай Андреевич позвал священника, исповедовался, причастился Святых Христовых Таин и мирно отошёл ко Господу. Оплакав любимого супруга, Александра Филипповна приступила к осуществлению их общего замысла — устроению обители. Продала столичное имущество, и на эти деньги за несколько лет построила в Творожково женский монастырь. В декабре 1866 года обитель была освящена во имя Святой Живоначальной Троицы. Накануне этого радостного события Александра Филипповна фон-Розе приняла монашеский постриг с именем Ангелина. Всё, что оставалось у неё ценного, она передала монастырю, и сама поселилась в нём. До самой своей кончины в 1880-м году матушка Ангелина жила в простоте, смирении и послушании. И каждый день молилась о любимом супруге.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Иван Ендогуров. «Мыс Фиолент. Скала Святого Георгия»

— Всё-таки живопись сродни чуду! Вот, стоишь в Иркутском художественном музее, можно сказать, в самом сердце Сибири. И вдруг видишь полотно, на котором плещется море — и, кажется, чувствуешь его солёное дыхание!
— Не всякая картина может произвести такое яркое впечатление. Но полотно Ивана Ендогурова «Мыс Фиолент. Скала Святого Георгия» и впрямь отличается особой выразительностью. Композиция предельно простая — море сливается с небом, линию горизонта справа заслоняют скалы, вдали дрейфует кораблик. Но как живо, проникновенно написано!
— И смело! В изображении воды и неба — все цвета радуги! Голубой, изумрудный, золотистый, розовый, фиолетовый!
— Да, в восьмидесятые годы девятнадцатого века картина «Мыс Фиолент...» произвела фурор своим неординарным колоритом. Море и небо здесь — словно две створки перламутровой раковины.
— Чувствуется рука опытного мастера!
— А вот и ошибаешься! Ивану Ендогурову было чуть больше двадцати, когда он работал над картиной «Мыс Фиолент. Скала Святого Георгия». Художник учился в Императорской академии художеств. Тогда же ему поставили страшный диагноз «чахотка».
— Это туберкулез?
— Да. Болезнь в то время неизлечимая. Чтобы замедлить её развитие, Иван много времени проводил у моря. В том числе и в Крыму, на мысе Фиолент.
— Это где-то в районе Севастополя?
— Да, неподалёку. Мыс растянулся на несколько километров. Насколько я понимаю, художник изобразил его со стороны Балаклавы — небольшого городка в Севастопольском районе. Оттуда открывается потрясающий вид на скалу Святого Георгия.
— Интересно, почему скала носит имя святого?
— О, это удивительная история! В 891 году здесь, возле Фиолента, попало в шторм греческое торговое судно. Волны играли кораблём и вот-вот могли разбить его о скалистый берег. Мореплаватели горячо молились! И увидели на одной из скал человеческую фигуру в ореоле удивительного, неземного света. С этого момента шторм начал утихать и вскоре прекратился.
— А что это за фигура была?
— Считается, что на помощь православным пришёл Георгий Победоносец. Его иконописный образ греческие торговцы обнаружили, причалив к той самой скале, где было явление. Потому ей и присвоили имя святого. И уже тогда, в девятом веке, на Фиоленте был основан Георгиевский монастырь.
— А когда Иван Ендогуров писал картину, этот монастырь действовал?
— Конечно! Художник наверняка бывал в обители, поднимался к ней по крутой лестнице, что ведет от скалы Святого Георгия. Иноки вырубили в отвесной горе 785 ступеней. На этом подъеме голова кружится не только от высоты, но и от потрясающей красоты.
— В это нетрудно поверить, глядя на полотно Ивана Ендогурова.
— Художнику удалось не просто передать великолепие крымского пейзажа. На его картине «Мыс Фиолент...» словно отразилось сияние, исходившее от святого Георгия, когда он явился тонущим мореплавателям. Иван Ендогуров смог уловить отблеск того, что люди во все века называли благодатью.
Картину Ивана Ендогурова «Мыс Фиолент. Скала Святого Георгия» можно увидеть в Иркутском областном художественном музее имени Владимира Сукачёва.
Все выпуски программы: Краски России
Владимир Ульянов. «Счастливо прожитые годы»

— Скажите, Андрей Борисович, вы счастливый человек?
— Безусловно, Маргарита Константиновна! Это ли не счастье — принимать вас в гостях осенним вечером? В окне пламенеет клён, на столе красуется ваш фирменный пирог, а в батареях уютно клокочет вода — слышите? Отопление дали, ура!
— Не слишком ли простая формула счастья?
— Могу предложить ещё несколько штрихов. Где-то у меня был старый журнал с репродукцией картины ярославского художника Владимира Ульянова «Счастливо прожитые годы»... Ах, да — вот! Взгляните — муж и жена преклонных лет пьют чай из самовара, сидя за столом друг напротив друга.
— О, я помню эту великолепную работу! Видела её в Ярославском художественном музее в 2013 году — мне тогда удалось побывать на авторской выставке художника, посвящённой его восьмидесятилетию. Полотно поразило меня своей правдивостью.
— Правдивостью?
— Именно так! С какой удивительной точностью художник воспроизвёл детали деревенского быта! В одном углу избы печка, покрытая изразцами, в другом — деревянный комод. На нём пузырьки с лекарствами. На стене старые семейные фотографии и отрывной календарь.
— Обратите внимание, он украшен портретом Юрия Гагарина. Видимо, выпущен к десятилетию первого полёта в космос. Владимир Ульянов начал писать свою картину в 1971 году, когда праздновали эту дату, а закончил в 1975-ом.
— О чём и речь — потрясающее внимание автора к мелочам, из которых состоит эпоха.
— От их обилия и безыскусности полотно получилось пёстрым. Цветочные узоры на обоях, занавеска над печкой, одежда хозяйки состязаются в яркости. Зелёные на красном фоне, розовые на жёлтом, голубые на малиновом.
— Но при этом не возникает мысли «ах, какая безвкусица!»
— Правда! Цветовой шум производит светлое впечатление, будто птицы весело щебечут. Отрадно смотреть на тканые полосатые дорожки на полу, скатерть на столе с красно-белым народным орнаментом. Трапеза хозяев проста — свежеиспечённые пироги да хлеб, мёд и колотый сахар, а возникает ощущение праздника!
— На дедушке васильковая рубашка в полоску, седые волосы сияют, пышные усы красиво уложены. И супруга с любовью смотрит на него.
— Да, на картине царит умиротворение.
— Веришь, что её герои жили счастливо.
— Особенно, если не задумываться, сколько испытаний им выпало. Этим крестьянам лет по восемьдесят, то есть родились они в конце девятнадцатого века. Пережили революцию, гражданскую войну, Великую Отечественную.
— Вы полагаете, что название полотна «Счастливо прожитые годы» звучит иронично?
— Отнюдь! Герои картины Владимира Ульянова нашли опору друг в друге, их любовь проверена временем. Они вместе прошли через трудности. И сохранили способность довольствоваться малым. Радоваться таким простым вещам, как хлеб, мед, горячий чай.
Картину Владимира Ульянова «Счастливо прожитые годы» можно увидеть в Ярославском художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Владимир Любимов. Портрет Константина Циолковского

— Дядя Андрей, взгляни на картину! Седовласый старец сидит у реки на фоне закатного неба. Голова его чуть запрокинута — то ли он смотрит вдаль, то ли погружён в размышления. На плечах чёрный плащ без рукавов, прихвачен фигурной застёжкой. Это какой-то сказочный персонаж?
— Нет, Паша! Это Константин Эдуардович Циолковский, основоположник космонавтики. Выдающийся российский ученый долгое время жил здесь, в Калуге, и в городе хранят память о нём. Ей служит и портрет, написанный художником Владимиром Любимовым. Важный экспонат музея изобразительных искусств, в котором мы с тобой находимся!
— Портрет был с натуры написан?
— Нет, Любимов создал его в 1977 году, на тот момент Циолковского уже больше сорока лет не было в живых. Владимир Петрович работал по карандашным эскизам, которые сделал в начале тридцатых годов двадцатого века.
— При встрече с учёным?
— Да! Любимов на тот момент был отчислен, как сын священника, из Ленинградского художественного института. Он вернулся в родную Калугу, где познакомился с Циолковским. Несколько набросков, которые он сделал с натуры, в дальнейшем стали основой для серии портретов.
— Циолковский похож на себя на портрете, что висит перед нами? Он и в самом деле выглядел как добрый волшебник из фэнтези?
— Сходство безусловное! И плащ-разлетайку учёный носил, и неординарность была ему свойственна. Жители Калуги считали его городским чудаком. И тому были причины!
— А какие, расскажи?
— Константин Эдуардович проводил различные испытания, которые и удивляли людей, и веселили, и пугали. Зимой он устанавливал на кресло парус и катался по льду Оки. Летом запускал в небо деревянного ястреба с привязанным к нему фонарём.
— А зачем Циолковский это делал? Детей развлекал?
— Вовсе нет! Изучал возможности для развития воздухоплавания, разрабатывал идеи, которые современникам казались фантастическими. Так, в 1887 году научное сообщество раскритиковало доклад Циолковского о создании управляемого металлического дирижабля. А спустя несколько лет немецкий офицер Фердинанд Цеппелин подхватил идею и создал первый аэростат.
— Циолковский переживал из-за этого?
— Наверное. Но, вместе с тем, продолжал заниматься наукой. Он на тот момент уже вынашивал идею освоения космоса. Что выглядело не только недостижимым, но и дерзким. Многие ошибочно считали богоборчеством стремление лететь к звёздам.
— А как сам Циолковский к религии относился?
— Он был верующим. В 1898 году Константин Эдуардович написал статью «Научные основания религии», в которой рассуждал о Боге, как о Первопричине мира.
— Теперь понятно, почему такой просветлённый взгляд у Циолковского на картине Владимира Любимова!
— Да, автор передал внутренний настрой Константина Эдуардовича. Художнику, как сыну священника, было важно показать ученого не богоборцем, а искателем, работающим во славу Божию!
Портрет Константина Циолковского кисти Владимира Любимова можно увидеть в Калужском музее изобразительных искусств.
Все выпуски программы: Краски России