
Фото: Pixabay / Pexels
Недавняя выпускница Смольного института благородных девиц, шестнадцатилетняя Сашенька Шмакова, с трепещущим сердцем возвращалась из гостиной в свою комнату. Только что родители благословили её на брак. К Александре посватался Карл Андреевич фон-Розе, молодой петербургский дворянин, человек знатный и богатый, а главное — добрый и искренне её любящий. Он был другом семьи, Сашенька хорошо его знала, и тоже питала к нему глубокую сердечную привязанность. И вот, теперь они станут мужем и женой! Александру переполняло счастье. Лишь одно её тревожило. Жених, обрусевший немец, был лютеранином. Сашеньку же родители с младенчества воспитывали в православной вере. Не станет ли это причиной разногласий между нею и супругом? У отца с матерью Александра научилась во всех случаях полагаться на Господа. Так поступила она и в этот раз. Молитва уняла беспокойство девушки. Начались приготовления к свадьбе.
Александра Филипповна и Карл Андреевич фон-Розе обвенчались в 1824-м году, в одном из православных храмов Петербурга. Венчание православной христианки с лютеранином позволялось, при условии, что детей своих они воспитают в православной вере. Потекла размеренная семейная жизнь. Собственный дом в столице, роскошная обстановка, изысканное общество, балы, приёмы. Среди этого блеска и богатства Александра скоро почувствовала себя неуютно. Она устроила в их с мужем особняке небольшую домовую церковь, где проводила много времени в молитвах. Стала строго поститься, старалась избегать шумных собраний. Карл Андреевич поддерживал стремления супруги, и Александра Филипповна в глубине души надеялась, что муж примет православие. Однако он не торопился сделать этот шаг.
Так прошли 23 года их брака. И вот, в 1847-м, в семью пришла долгожданная радость — у супругов фон-Розе родилась дочь. Девочку назвали Марией. Но спустя два года малышка скончалась от внезапной болезни. Александре Филипповне казалось, что и её жизнь кончена. Карл Андреевич очень переживал, и поддерживал супругу в их общем горе. Однажды он сказал жене, что хочет быть рядом с нею и духом. А потому твёрдо решил принять православие. Спустя несколько дней над Карлом Андреевичем было совершено таинство Миропомазания — таков чин принятия лютеран в Православие. По собственному желанию, он принял православное имя — Николай, в честь святого Николая Чудотворца.
У супругов фон-Розе началась новая жизнь. Теперь они были неразлучны — вместе молились, ходили в храм, паломничали по святым местам. Во время одного из таких путешествий Николай Андреевич доверил супруге сокровенные думы. Он сказал: «Если тебе суждено умереть раньше меня, то я хотел бы устроить мужской монастырь. Если же я умру прежде тебя, то ты устрой женскую обитель. Так мы всегда будем помогать друг другу молитвами и не узнаем разлуки». Александра Филипповна была тронута его словами.
А пока жизнь шла своим чередом. В 1858-м году Николай Андреевич приобрёл поместье — небольшое сельцо Творожково под Псковом. После покупки Александра Филипповна приехала осмотреть новые владения. Её взору предстала... пустая земля с несколькими ветхими строениями. Муж увидел её недоумение и объяснил замысел: «Ты только посмотри: лесу много, озеро рядом, от больших селений далеко — какое удобное место для монастыря!». Супруги решили не мешкая перебраться в Творожково. Поселились в старой избе. Завели небольшое хозяйство. Николай Андреевич потихоньку закупал материал для будущей стройки. Однажды зимой он отправился за брёвнами на лесопилку, и сильно простудился. Началось тяжёлое воспаление лёгких. Понимая, что час его близок, Николай Андреевич позвал священника, исповедовался, причастился Святых Христовых Таин и мирно отошёл ко Господу. Оплакав любимого супруга, Александра Филипповна приступила к осуществлению их общего замысла — устроению обители. Продала столичное имущество, и на эти деньги за несколько лет построила в Творожково женский монастырь. В декабре 1866 года обитель была освящена во имя Святой Живоначальной Троицы. Накануне этого радостного события Александра Филипповна фон-Розе приняла монашеский постриг с именем Ангелина. Всё, что оставалось у неё ценного, она передала монастырю, и сама поселилась в нём. До самой своей кончины в 1880-м году матушка Ангелина жила в простоте, смирении и послушании. И каждый день молилась о любимом супруге.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Церковь, Предание, Отчизна. Мысли и наставления афонского старца Паисия Святогорца»

Преподобный Паисий Святогорец, афонский монах и один из наиболее почитаемых старцев ХХ века, большую часть жизни провёл вдали от мира. Однако духовно он постоянно находился вместе с людьми, разделял их беды и невзгоды. К старцу обращались не только с личными проблемами. Многие из тех, кто посещал его келью на Святой горе Афон, часто делились своими переживаниями по поводу каких-либо житейских, политических или церковных вопросов. Всё это преподобный Паисий рассматривал исключительно в духовной плоскости. Его взгляды на некоторые общественные проблемы кратко сформулированы в небольшой по объёму книге «Церковь, Предание, Отчизна. Мысли и наставления афонского старца Паисия Святогорца».
Преподобный Паисий был твёрд и непреклонен, когда речь заходила о Православной Церкви. Он говорил: «Всё, что имеет Церковь, очищено, подобно дистиллированной воде. Спасение людей осуществляется в Церкви». Старец и на человека смотрел, как на часть единого Тела Христова — Православной Церкви. С детства отец Паисий впитал любовь и глубокое уважение к церковному преданию, к установлениям святых отцов Церкви. В беседах с духовными чадами он часто говорил о том, как когда-то жили и подвизались они, и как живём сегодня мы. Преподобный Паисий говорил: «Мы должны сравнивать себя со святыми, чтобы видеть, продолжаем ли мы их дело».
Любовь к Церкви для старца являлась неотделимой от любви к Отечеству. Отец Паисий часто повторял: «Отечество — это большая семья». Он хотел, чтобы христиане были патриотами своей Родины. Духовными советами старец помогал многим государственным служащим. В книге «Церковь, Предание, Отчизна» говорится о том, как к нему на Афон приезжали высокопоставленные политики. И старец просил их, чтобы они направили действия на благо Родины и Церкви. Сам преподобный Паисий Святогорец в юности защищал родную землю — во время гражданской войны в Греции 1946-1949 годов он служил в разведке радистом. А став монахом, помогал Отечеству молитвой. И побуждал к этому других. Он часто повторял: «Давайте будем молиться, чтобы Бог просвещал тех, кто занимает в государстве ответственные должности, потому что такие люди могут сделать много добра».
Мудрые мысли и наставления афонского старца Паисия Святогорца помогут нам глубже понять духовную суть многого, что происходит вокруг нас в мире. И что в любой ситуации у человека есть твёрдые, незыблемые опоры — Церковь, Предание, Отчизна.
Все выпуски программы Литературный навигатор
Наталья Мелёхина. «Животинки из Паутинки»

Есть в Вологодской области деревенька Полтинино. Местные жители ласково называют её «Полтинка». Но из-за их своеобразного северного говора слышится: «Паутинка». В Полтинке-Паутинке родилась и выросла писательница Наталья Мелёхина. Одну из своих книг о родной деревне она так и назвала — «Животинки из Паутинки».
Уже из названия становится понятно, что речь в книге пойдёт о братьях наших меньших. По признанию самого автора, родился этот сборник рассказов из постов в социальных сетях. Наталья Мелёхина любила наблюдать за животными в деревне; на своей интернет-страничке она писала о птицах, ежах, зайцах, собаках и кошках. Читателям эти короткие, добрые зарисовки нравились, и они стали просить писательницу, чтобы она собрала их в отдельную книгу. Наталья так и сделала. Книга получилась небольшая, наполненная радостью от того, что живёшь на земле и каждый день видишь родные места. Как пишет сама Наталья Мелёхина: «Нет в моей деревне ничего особенного, кроме красоты, незаметно и щедро разли́той Богом везде и всюду».
«Животинки из Паутинки», о которых рассказывает автор — неотъемлемая частичка этой красоты Божьего мира. Собака Вега — лайка-сладкоежка, любительница малинового пирога, приготовленного в русской печи. Ёж Иванович — частый гость клубничных грядок, настолько привыкший к людям, что спокойно лакомится спелыми ягодами прямо у них на глазах. Воробьишка Тишка, проживающий во дворе возле колодца, с которым семья писательницы по-братски делится завтраками.
В мире животных, который рисует на страницах своей книги Наталья Мелёхина, много такого, к чему стоит присмотреться и человеку. Например, героиня рассказа «Лесные гости», зайчиха, кормит не только своих, но и чужих зайчат. «Нам есть чему у зайцев поучиться, не делить детей на своих и чужих в час нужды», — делает вывод писательница. Её увлекательные истории со смыслом, зарисовки с натуры и ностальгические лирические миниатюры полны жизнеутверждающей радости и тёплого юмора.
Вторая часть сборника «Животинки из Паутинки» называется «Дашкины рассказы». Их героиню, девочку Дашу из деревни Полтинино, Наталья Мелёхина, по собственному признанию, наделила многими своими чертами. Даша заботится о зверях и птицах. Под окнами своего дома она устраивает птичью столовую. Любит ходить по грибы, рыбачить с отцом в бурной горной речке, а по вечерам слушать бабушкины сказки. В красоте окружающего мира она чувствует незримое присутствие Бога. В течении ручья, благоухании цветов, в бабушкиных иконах, в небе, на земле и в самой себе.
Книга Натальи Мелёхиной «Животинки из Паутинки» — это тепло деревенского дома, где зимой в печке потрескивают дрова, а на столе дымится каравай свежего хлеба. Это дар видеть руку Творца в каждой травинке, каждой малой птице. И понимать, что каждая жизнь — чудо.
Все выпуски программы Литературный навигатор
Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) и его семья

Фото: Mihail Tregubov / Unsplash
В семье крестьян Сидоренко из краснодарского села Екатериновка ожидалось прибавление. Супруги Николай Гордеевич и Александра Васильевна горячо молились о том, чтобы Господь даровал им здорового ребёнка. В праздник Святой Живоначальной Троицы, 3 июня 1928 года, малыш появился на свет. Господь послал родителям сына.
На восьмой день после рождения мальчика окрестили и нарекли Виталием. Александра Васильевна удивлялась спокойному, тихому младенцу. Плакал он очень редко, и почти всегда улыбался, лёжа в маленькой деревянной кроватке, которую смастерил для Виталия отец. Однажды поздним вечером мать убаюкивала малыша, напевая колыбельную, и не заметила, как уснула. Из дрёмы её вывело прекрасное пение. Оно звучало прямо над кроваткой младенца. Невидимые голоса славили Бога, и под эти звуки Виталий мирно спал. Впоследствии, вспоминая об этом случае, Александра Васильевна говорила: «то ангелы баюкали моё дитя». Чудесный случай убедил родителей мальчика в том, что Господь уготовил ребёнку особый путь.
Подрастая, Виталий только подтверждал это предположение. Уже в пятилетнем возрасте он начал строго соблюдать все православные посты. Время тогда и без того было голодное. На столе у Сидоренко обычно стояла картофельная похлёбка да ржаной хлеб. Виталий брал себе корочку, а от похлёбки отказывался. Николай Гордеевич и Александра Васильевна переживали за сына. Но мальчик рос здоровым и весёлым. Впрочем, он любил уединение. Порой, когда Виталий долго не появлялся дома, родителям приходилось отправляться на поиски сына. Часто его находили на берегу реки, в зарослях камыша, погружённого в глубокую молитву.
Когда Виталию исполнилось 8 лет, родители отдали его в сельскую школу. Едва научившись грамоте, мальчик взял у матери Евангелие. Он не расставался с ним — носил Священное Писание с собой в класс и на переменках читал ребятам. Николай Гордеевич и Александра Васильевна были верующими людьми, однако время тогда наступило безбожное, и за открытую проповедь могли даже арестовать. Опасаясь за сына, родители пытались спрятать от него Евангелие. Но Виталий снова и снова находил его. И это было единственным его непослушанием. В девятилетнем возрасте Виталий стал помогать отцу и матери — на каникулах подрабатывал в колхозе пастухом. Шёл 1937 год, — процветали доносы, шли аресты. Тем летом Николай Гордеевич принёс домой с колхозного поля пару початков кукурузы. Кто-то увидел, пожаловался, и Сидоренко осудили на 6 лет — по статье «Хищение государственного имущества». Из мест заключения в 1942 году он отправился прямиком на фронт — шла Великая Отечественная война. Вскоре почтальон принёс в дом Сидоренко похоронку... Теперь Виталий стал главой семьи. Он старался помогать матери. Понимал, как трудно ей без отца, и всем сердцем жалел. А душа его неудержимо стремилась к Богу. Он уже давно и твёрдо решил стать монахом. Так сбылась материнская молитва о том, чтобы сын избрал в жизни путь служения Богу. В 1948 году 20-летний Виталий Сидоренко стал послушником Глинской пустыни — монастыря близ украинского города Сумы.
Впоследствии он принял монашеский постриг, много странствовал с проповедями. Люди почитали отца Виталия как подвижника веры и мудрого духовного наставника. Часто в беседах старец Виталий (Сидоренко) с любовью рассказывал о своих родителях. И в наставлениях учил всегда почитать отца и мать, слушаться их и любить.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен