В церкви рядом с домом я познакомилась с одним удивительным человеком. Александр вдовец и отец девяти детей. При этом – умный, образованный и очень тонкий человек, из тех, кого я называю «приятно с ним рядом постоять». О своем вдовстве говорить не любит, зато когда у меня возникали какие-то сложные для меня вопросы, я всегда удивлялась точности его ответов. Храм, в который мы с ним ходили, был отстроен местным меценатом, очень богатым и благочестивым.
Сам меценат ходил на каждую воскресную обедню с семьей, а так как был очень большого роста, то прямо-таки возвышался посреди прихожан, под руку с красивой и красиво одетой женой. Прихожане кланялись, когда он входил, и даже батюшки, как мне казалось, начинали как-то излишне суетиться. Не реагировал только Александр, он всегда стоял в сторонке и видно было, что он ничего не видит вокруг себя. Оно и понятно, вдовцу, растящему девятерых детей, всегда есть о ком и о чем помолиться!
Меня же это величественное семейство меценатов не то чтобы раздражало – видно было, что люди они хорошие – а как-то отвлекало и мешало. Мне не нравилось, что их пропускают без очереди на исповедь – бабушки и дедушки, беременные и кормящие мамочки. И потом – я всегда краем глаза видела эту высокую статную фигуру отца семейства. В конце концов я решила ходить в другой храм. О чем и сообщила Александру, когда мне посчастливилось попасть к нему в гости. Я говорю, понимаешь, я так не могу, все вокруг этой семьи как-то угождают им все время, даже батюшки, понимаешь? По его лицу вижу, что он пытается понять, о чем я говорю. И не может! Наконец сдался и говорит: «Прости, не помню, о ком ты! Я туда же просто помолиться хожу!»
Меня это «просто помолиться» отрезвило. Как же, думаю, легко меня от этого «просто» отвлечь! И теперь я знаю, что надо отвечать, когда начинают жаловаться на припаркованный у храма мерседес какого-нибудь батюшки, сердитых церковных бабулей или слишком позолоченные образа. А давайте помолимся просто, товарищи! Мы же вроде за этим пришли…
«Христианин в современном мире». Павел Астахов
У нас в гостях был заслуженный юрист России, адвокат, писатель, телеведущий Павел Астахов.
Наш гость рассказал о том, как в юношеские годы во время учебы в Высшей школе КГБ он пришел к вере, как это отразилось на его жизни и работе, и почему для него важно снимать фильмы и писать книги о происходящих в жизни чудесах и о разнообразных святых местах.
«Уход из жизни супруга или супруги: как пережить разлуку?». Анна Леонтьева, протоиерей Андрей Харчук, Наталья Великанова
В дискуссии участвовали: автор текстов, радиоведущая Анна Леонтьева, экономист Наталья Великанова и клирик храма святителя Василия Великого при одноименной гимназии в Московской области протоиерей Андрей Харчук.
Все наши гости когда-то столкнулись со страшной потерей: у Анны в аварии погиб муж, у отца Андрея после продолжительной и тяжелой болезни умерла жена, а муж Натальи трагически ушел из жизни, попав под электричку в попытке спасти человека. Мы размышляли, как можно пережить смерть самого близкого человека и что может помочь не увязнуть в горе.
Табынская икона Божией Матери
Одним из первых русских поселений в Башкирии была Вознесенская пустынь на реке Усолка. Православные монахи ещё в шестнадцатом веке подвизались на здешних землях, которые в летописях именуются Табынскими. Иноки кормились нелёгким промыслом — выпаривали соль из соляного источника.
В 1590-х годах в Вознесенской обители произошло чудо. Один из насельников шёл на солеварню и услышал голос: «Возьми образ Мой». Монах решил, что это наваждение и не стал реагировать. Но на следующий день всё в точности повторилось. Инок огляделся, и увидел на камне над пещеркой, где била солёная вода, образ Божией Матери. По иконографии он был схож с Казанской иконой, явленной в 1579 году, но имел некоторые отличия в деталях одежды Пречистой Девы. Образ стали называть Табынским. Он хранился в Вознесенской пустыни и исчез после разорения монастыря кочевниками в конце семнадцатого века.
Однако, в 1765 году Богородица вновь явила людям свою Табынскую икону. Её нашли три пастуха-башкира на том же самом месте — над пещерой с соляным источником. Язычников находка не обрадовала. В раздражении они попытались разрубить иконописную доску и... ослепли! Пастухи стали горячо просить прощения у Божией Матери за свой поступок, и зрение вернулось к ним. В дальнейшем башкиры приняли крещение.
Икона хранилась в церкви села Табынское, в пятнадцати километрах от места обретения. Во время эпидемий, стихийных бедствий и набегов кочевников с ней совершались крестные ходы. Последний раз образ Царицы Небесной пронесли по Башкирии спустя два года после революции 1917-го. Вместе с беженцами, спасающимися от большевиков, икона пересекла границу России, побывала в Китае, затем в Австралии и США. На чужбине святыня была утрачена, и где она находится сейчас, неизвестно.
В Башкирии сохранилось несколько списков Табынской иконы. Два из них хранятся в женском Богородице-Табынском монастыре. Обитель была основана в 1998 году на месте явления чудотворного образа, близ соляного источника. К настоящему времени этот родник нашёл множество выходов на поверхность. Его целебную воду используют в оздоровительных целях в местных санаториях.
Главный, материнский источник, возле которого обрели Табынскую икону, оживает только раз в году, в день празднования чудотворного образа. В девятую пятницу после Пасхи пересохший ключ в маленькой пещере начинает источать влагу. Вода сочится всего три дня, и верующие с благоговением собирают драгоценные капли. В это время в Богородице-Табынский монастырь съезжаются паломники со всей России.
Все выпуски программы Небесная Заступница