
Фото: Dmitriy Soloduhin / Unsplash
Каким по счету днём недели является воскресенье? Ответ, казалось бы, ясен — конечно, последний! Но так было не всегда. Изначально день памяти о великом чуде — Воскресении Господа Иисуса Христа — считался первым днём. Как сказано в Евангелии, Воскресение Христово произошло «по прошествии субботы, в первый день недели».
Действительно, в еврейском календаре, суббота, шаббат — день отдыха, посвященный Богу, — был последним, седьмым. А остальные носили просто порядковые номера. Таким образом, согласно еврейскому исчислению времени, Господь Иисус Христос воскрес в первый день недели, именовавшийся «Йом ришон».
Интересно, что такой счет дней по их порядковым номерам сохранился в ряде европейских языков — к примеру, в православной Греции и католической Португалии. Понедельник именуется «вторым днем». На греческом «дефтера», а на португальском — «сегунда-феира».
В той же Греции, принявшей историческое наследие православной Византии, в которой христианство было государственной религией, — название воскресенья сохранилось с древних времен, когда христиане называли этот день «Днём Господним». По-гречески — «кирияки», от слова «Кириос» — Господь. «Днём Господним» воскресенье называется и в романских языках. На итальянском воскресенье — «доменика», на испанском — «доминга». От «доминикус» — «Господний».
А вот в Северной Европе, на территориях, где некогда жили германские и кельтские племена, так и осталась память о древнем, дохристианском названии этого дня, посвященного Солнцу — от немецкого «зонтаг» до английского «сандэй».
Но, пожалуй, самое большое различие в названии дня проявилось в семействе славянских языков. Во всех этих языках, включая самые близкие к русскому — украинский, белорусский, болгарский, — воскресенье именуется «неделей», то есть именно днем отдыха, когда можно и нужно оставить работу и ничего не делать. Это название пришло из дохристианских времен, но оказалось созвучным принятому еще в триста двадцать первом году указу императора Константина равноапостольного, объявившего воскресенье выходным днем. Церковнославянское слово «неделя» обозначает воскресенье в календаре Русской Православной Церкви, а в светском календаре оно обозначает всю «семидневку», называемую Церковью — «седмицей».
И только в русском языке день, посвященный Богу, стал называться именно «воскресеньем» — днём, напоминающим о великом чуде Воскресения Господа из мертвых и спасении Им всего человечества.
Все выпуски программы Встречаем Пасху
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











