Сегодня, в Великий Пяток — апогей драматических событий недели. Воспоминание суда, распятия и погребения Христа. Исполняется то, ради чего Бог стал человеком — чтобы Его можно было убить. Бога убить невозможно — но став человеком, Он может принять смерть. Всё внимание приковано к жертве Христа. Вместо всего человечества на Кресте умирает Богочеловек, и Его смерть избавляет от смерти всех нас. Идея заместительной жертвы была присуща едва ли не всем религиозным культурам с глубокой древности. Жертва — и обязательно с пролитием крови! — призвана преодолеть пропасть между грешным человеком и святым Богом. И жертвенное животное становилось своего рода выкупом, заменой. Перед тем, как его закалывали, человек возлагал на него руки и тем самым как бы говорил: «Это я, я сам достоин смерти за свои грехи и признаю это, я не могу приблизиться к Тебе, но, Господи, вместо своей крови я приношу кровь этого барашка и прошу у Тебя прощения». В языческих народах высшей жертвой, которой можно было надеяться разрешить самую сложную ситуацию была жертва единственного наследника царя. В ВЗ все эти страшные человеческие жертвы были решительно отвергнуты. Но вот, сегодня Сам Бог приносит в жертву Своего Единородного Сына ради спасения человеческого рода.
Нам крайне сложно понять, почему по-другому было невозможно простить и исцелить преступление Адама. Но грех — это действительно серьезно. Цена греха — смерть. Это как горная лавина, вызванная неосторожно брошенным камнем. Но Бог Сам принял эту лавину на Себя, закрыл от нее человека. Но Он не пожелал просто взять и отменить лавину, сделать недействительной причинно-следственную связь. Ведь и Христос ничего не предпринимал специально, чтобы взойти на крест — но мир, пропитанный грехом, сам вытолкнул Его как нечто чужеродное, как вода выталкивает надутый воздухом мяч. Подлинное, настоящее добро в падшем мире не может привести никуда, кроме Голгофы, но отныне всякий восходящий на нее видит, что он там не один — Христос пришел туда первым и взял все самое тяжкое и страшное на Себя.
Сегодня на Кресте Бог уничтожает грех совершенно не так, как обычно мы пытаемся противостоять злу. Он не сопротивляется ему — он принимает его внутрь Себя — и это зло распадается, прекращает своё существование. Всё то, обо что спотыкается ежедневно человек — страх смерти и страх страданий — во Христе прекращает быть неразрешимой проблемой. Отныне Христос — наш Вождь, за спиной Которого нам уже не страшен диавол, каким бы ухищрениями ни пытался он сбить нас с толку, какой бы кажущейся силой ни пытался принудить нас признать его всевластие. В наших руках — знамя спасения, Крест Христов. Не какой-то магический знак — но образ Нашего Бога, свидетельство Его любви к нам. Как же важно всегда помнить, какой ценой дарована нам свобода от греха!
Бесплодная смоковница
В Великий понедельник на богослужении читается отрывок из Евангелия о бесплодной смоковнице.
Это случилось утром, в Великий Понедельник. Христос с учениками направлялся в Иерусалим. По дороге он увидел смоковницу, так раньше называли фиговое дерево, инжир. Иисус попытался найти среди листьев плоды, но когда ничего не обнаружил, то сказал дереву: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек». И смоковница тотчас засохла.
Апостолы удивились чуду. Тогда Иисус ответил ученикам: «если будете иметь веру и не усомнитесь,.. если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите».
В то время глубокий разговор обычно вёлся на языке притч, иносказаний. История со смоковницей — это тоже своего рода притча. Евангелист Марк особо отмечает — в это время года инжир не плодоносил, было слишком рано, поэтому очевидно, что Христос не в буквальном смысле ждал от дерева плодов. Что же символизирует эта история, помимо сказанного прямо — что истинная вера способна творить чудеса?
Есть ещё одна притча о смоковнице, Христос рассказывал её ученикам примерно за полгода до Своей последней Пасхи.
«Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу; и пришел искать плода на ней, и не нашел. И сказал виноградарю: «вот я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице, и не нахожу; сруби ее: на что она землю занимает?» Но он сказал ему в ответ: «господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее... : не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее».
Это иносказание было вполне понятно современникам Иисуса. С ветхозаветных времён символы Израиля — виноград и смоковница. Очевидно, что хозяин виноградника — Бог-Отец, виноградарь — Сын Божий. Богоизбранному народу было дано откровение о приходе Спасителя. Три года как сбылись пророчества и к народу Израиля вышел с проповедью долгожданный Мессия. Но люди ждали избавления от власти язычников, Рима, а не избавления от власти греха. Большинство не узнало и не приняло Христа, его проповедь о покаянии и спасении. Плод от смоковницы так и не вызрел.
На пороге крестных страданий, Спаситель каждый день оплакивал судьбу Израиля. Но люди сами вольны делать свой выбор. Христос на примере иссохшей смоковницы показал, к чему этот выбор может привести. Этот случай называют «проклятием смоковницы», но в этом проклятии не было злости, ярости. Господь стремился предотвратить надвигающуюся трагедию.
Но история бесплодной смоковницы — не только пророчество о судьбах Израиля. Сын Божий обращается ко всем нам: а где плоды вашей веры? Что скрывается за словами о любви к ближнему, о деятельном раскаянии, об исправлении своей жизни? Ведь теперь вся Церковь Христова, все мы — это то древо, которое пестует Господь.
Все выпуски программы Встречаем Пасху
29 апреля. О вере и молитве
В 21-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите».
О вере и молитве, — священник Максим Пустовый.
29 апреля. О богослужениях недели
Сегодня 29 апреля. Начало страстной седмицы.
О богослужениях недели, — протоиерей Андрей Ефанов.