
Сегодня, в Великий Пяток — апогей драматических событий недели. Воспоминание суда, распятия и погребения Христа. Исполняется то, ради чего Бог стал человеком — чтобы Его можно было убить. Бога убить невозможно — но став человеком, Он может принять смерть. Всё внимание приковано к жертве Христа. Вместо всего человечества на Кресте умирает Богочеловек, и Его смерть избавляет от смерти всех нас. Идея заместительной жертвы была присуща едва ли не всем религиозным культурам с глубокой древности. Жертва — и обязательно с пролитием крови! — призвана преодолеть пропасть между грешным человеком и святым Богом. И жертвенное животное становилось своего рода выкупом, заменой. Перед тем, как его закалывали, человек возлагал на него руки и тем самым как бы говорил: «Это я, я сам достоин смерти за свои грехи и признаю это, я не могу приблизиться к Тебе, но, Господи, вместо своей крови я приношу кровь этого барашка и прошу у Тебя прощения». В языческих народах высшей жертвой, которой можно было надеяться разрешить самую сложную ситуацию была жертва единственного наследника царя. В ВЗ все эти страшные человеческие жертвы были решительно отвергнуты. Но вот, сегодня Сам Бог приносит в жертву Своего Единородного Сына ради спасения человеческого рода.
Нам крайне сложно понять, почему по-другому было невозможно простить и исцелить преступление Адама. Но грех — это действительно серьезно. Цена греха — смерть. Это как горная лавина, вызванная неосторожно брошенным камнем. Но Бог Сам принял эту лавину на Себя, закрыл от нее человека. Но Он не пожелал просто взять и отменить лавину, сделать недействительной причинно-следственную связь. Ведь и Христос ничего не предпринимал специально, чтобы взойти на крест — но мир, пропитанный грехом, сам вытолкнул Его как нечто чужеродное, как вода выталкивает надутый воздухом мяч. Подлинное, настоящее добро в падшем мире не может привести никуда, кроме Голгофы, но отныне всякий восходящий на нее видит, что он там не один — Христос пришел туда первым и взял все самое тяжкое и страшное на Себя.
Сегодня на Кресте Бог уничтожает грех совершенно не так, как обычно мы пытаемся противостоять злу. Он не сопротивляется ему — он принимает его внутрь Себя — и это зло распадается, прекращает своё существование. Всё то, обо что спотыкается ежедневно человек — страх смерти и страх страданий — во Христе прекращает быть неразрешимой проблемой. Отныне Христос — наш Вождь, за спиной Которого нам уже не страшен диавол, каким бы ухищрениями ни пытался он сбить нас с толку, какой бы кажущейся силой ни пытался принудить нас признать его всевластие. В наших руках — знамя спасения, Крест Христов. Не какой-то магический знак — но образ Нашего Бога, свидетельство Его любви к нам. Как же важно всегда помнить, какой ценой дарована нам свобода от греха!
29 августа. О Святом Убрусе

Сегодня 29 августа. Церковь празднует Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа.
Об истории события — протоиерей Владимир Быстрый.
Сегодня мы обратимся к событию, которое является ярчайшей страницей христианской истории и глубокой духовной вехой — перенесению Нерукотворного образа Спасителя из Едессы в Константинополь. Это произошло в 944 году.
Почему это так важно? Во-первых, сам Святой Убрус — это уникальная святыня. Это не икона, написанная рукой человека, а чудесное отображение Лика Христа на плате. Это зримое свидетельство Боговоплощения, икона икон, основа иконопочитания.
Во-вторых, исторический контекст: к Х веку Едесса, хранившая образ веками, оказалась под угрозой. Византийские императоры, видя в Убрусе символ божественного покровительства, предприняли сложнейшую дипломатическую миссию. Благодаря выкупу и переговорам с эмиром святыня была торжественно, как сам Небесный Царь, встречена в Константинополе.
И в-третьих, этот праздник имеет двойное измерение. Церковь видит в нём торжество веры в реальность Христова Лика и Божий промысел. На Руси же он органично слился с народной традицией Хлебного Спаса, благодарения за урожай, где земной хлеб освящается как дар от истинного Хлеба Жизни.
Этот праздник напоминает нам о реальности Христа, призывает нести Его образ в своих сердцах, быть благодарными за дары от величайших святынь до насущного хлеба. И в современном мире искажённых образов — утверждать непреходящую ценность истинного образа Спасителя.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 августа. О Живописце Александре Бейдемане

Сегодня 29 августа. В этот день в 1826 году родился русский живописец Александр Бейдеман.
О его трудах и их значении для современных художников — протоиерей Артемий Владимиров.
Русский живописец, график, мемуарист, оставивший после себя огромное наследие, в том числе и мозаичное. Трудившийся в храмах Левадии, делавший эскизы для Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, человек, неутомимо работавший над совершенствованием своей собственной кисти живописной, оставивший после себя десятки сюжетов античного и библейского содержания.
Александр Бейдеман много трудился для православных храмов, выстроенных в странах Европы, и до последнего издыхания он работал, устали не зная и не желая почивать на лаврах.
Сегодня особенно значима классическая школа, и современному талантливому молодому человеку нелегко усвоить наследие классической художественной школы, именно потому, что, как ни парадоксально вам может это показаться, в Америке и Европе сегодня юношей и девушек, одарённых художественным талантом, учат компьютерной графике, концептуальному искусству, примитивизму и прочим постмодернистским тенденциям.
Александр Бейдеман виртуозно владел мазком. Его кисть запечатлевала величественные картины античной и библейской истории — это высокое классическое искусство, которого сегодня практически не найти у молодых художников, если они игнорируют ту школу трудоёмкую, которая всегда лежала в основании школьных и академических занятий в России.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 августа. О мученике Диомиде-враче

Сегодня 29 августа. День памяти Мученика Диомида врача, жившего в третьем веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
«Орудия мучений проложили тебе путь на небо, воин Христов Деомид. Ты победил козни дьявола и со Христом прославился на небесах. Молись о чтущих с верой память твою,» — говорится в тропаре святому мученику Деомиду.
Святой Деомид был родом из Тарса Киликийского, откуда происходил и апостол Павел. На рубеже III и IV веков он занимался врачебной практикой в Византии на европейском берегу Босфора. Деомид был схвачен во время одной из поездок. Причина ареста неизвестна, но, как это часто случалось с христианскими врачами, лечившими пациентов даром и от неизлечимых болезней, он, вероятно, стал жертвой доноса со стороны языческих врачей-конкурентов. Так произошло, например, с другими великими врачами того времени — Космой и Дамианом. Святого обвинили в том, что он проповедовал веру, лечил безвозмездно, а когда медицина была бессильна, призывал над больными имя Христово, и многие исцелялись.
Поскольку на месте служения Деомида спустя всего четверть века царь Константин Великий построил город Константинополь, почитание святого в этой новой столице империи было огромным.
Вместе со святыми Космой и Дамианом, Киром и Иоанном, Пантелеимоном и Ермолаем, Самсоном, Фотием и Никитой святой Деомид призывается православной церковью в таинстве Елеосвящения и молитвах об исцелении болящих.
Все выпуски программы Актуальная тема