
Сегодня, в Великий Пяток — апогей драматических событий недели. Воспоминание суда, распятия и погребения Христа. Исполняется то, ради чего Бог стал человеком — чтобы Его можно было убить. Бога убить невозможно — но став человеком, Он может принять смерть. Всё внимание приковано к жертве Христа. Вместо всего человечества на Кресте умирает Богочеловек, и Его смерть избавляет от смерти всех нас. Идея заместительной жертвы была присуща едва ли не всем религиозным культурам с глубокой древности. Жертва — и обязательно с пролитием крови! — призвана преодолеть пропасть между грешным человеком и святым Богом. И жертвенное животное становилось своего рода выкупом, заменой. Перед тем, как его закалывали, человек возлагал на него руки и тем самым как бы говорил: «Это я, я сам достоин смерти за свои грехи и признаю это, я не могу приблизиться к Тебе, но, Господи, вместо своей крови я приношу кровь этого барашка и прошу у Тебя прощения». В языческих народах высшей жертвой, которой можно было надеяться разрешить самую сложную ситуацию была жертва единственного наследника царя. В ВЗ все эти страшные человеческие жертвы были решительно отвергнуты. Но вот, сегодня Сам Бог приносит в жертву Своего Единородного Сына ради спасения человеческого рода.
Нам крайне сложно понять, почему по-другому было невозможно простить и исцелить преступление Адама. Но грех — это действительно серьезно. Цена греха — смерть. Это как горная лавина, вызванная неосторожно брошенным камнем. Но Бог Сам принял эту лавину на Себя, закрыл от нее человека. Но Он не пожелал просто взять и отменить лавину, сделать недействительной причинно-следственную связь. Ведь и Христос ничего не предпринимал специально, чтобы взойти на крест — но мир, пропитанный грехом, сам вытолкнул Его как нечто чужеродное, как вода выталкивает надутый воздухом мяч. Подлинное, настоящее добро в падшем мире не может привести никуда, кроме Голгофы, но отныне всякий восходящий на нее видит, что он там не один — Христос пришел туда первым и взял все самое тяжкое и страшное на Себя.
Сегодня на Кресте Бог уничтожает грех совершенно не так, как обычно мы пытаемся противостоять злу. Он не сопротивляется ему — он принимает его внутрь Себя — и это зло распадается, прекращает своё существование. Всё то, обо что спотыкается ежедневно человек — страх смерти и страх страданий — во Христе прекращает быть неразрешимой проблемой. Отныне Христос — наш Вождь, за спиной Которого нам уже не страшен диавол, каким бы ухищрениями ни пытался он сбить нас с толку, какой бы кажущейся силой ни пытался принудить нас признать его всевластие. В наших руках — знамя спасения, Крест Христов. Не какой-то магический знак — но образ Нашего Бога, свидетельство Его любви к нам. Как же важно всегда помнить, какой ценой дарована нам свобода от греха!
Коробка с игрушками

Фото: ViTa / Pexels
Ранним утром последнего командировочного дня еду на рынок Нальчика. Хочется купить сувениры. Когда была в этом городе в прошлый раз, приглянулись маленькие вязанные игрушки. Их вяжет женщина. Изделия у неё получаются милыми и добрыми. Как будто часть её душевного тепла переходит аккуратными петельками в лица куколок, мордочки зайцев, мишек.
Приближаясь к заветному ряду, вижу знакомый силуэт. Женщина стоит ко мне спиной, заботливо поправляя товары на прилавке. Подхожу, здороваюсь. Выбираю зайку в зелёном платье для средней дочери и медвежонка в красных шортах для сына. Осталось выбрать подарок для младшей. Взгляд падает на игрушки в небольшой коробке. Маленькие куколки, лежащие в ней, похищают на мгновение моё сердце. Аккуратно беру коробку и подношу ближе к глазам, чтобы рассмотреть игрушки.
Хозяйка витрины объясняет, что куколок вяжет её знакомая. Она находится сейчас на длительном лечении в больнице, и делает их, чтобы иметь возможность отблагодарить тех, кто ей помогает. Покупаю несколько, хочется хоть как-то поддержать болеющего человека. Одну подарю младшей дочке, остальных — детям подруги.
Покидаю рынок через ряды цветастых варежек, пуховых платков и направляюсь к автобусной остановке. И сердце согревает мысль, что в пакете у меня не просто игрушки, а связанное кем-то тепло.
Текст Екатерина Миловидова читает Алёна Сергеева
Все выпуски программы Утро в прозе
20 февраля. О милосердии и справедливости

Сегодня 20 февраля. Всемирный день социальной справедливости.
О милосердии и справедливости — настоятель подворья Троице-Сергиевой Лавры в городе Пересвет Московской области протоиерей Константин Харитонов.
Это, конечно, очень важно, чтобы справедливость и правда были вокруг нас и в нас самих. Наверное, больше не справедливость даже, а правда. Правда Божия. Потому что у каждого своя правда. Если каждый начнёт жить по своей правде, то ни о какой социальной справедливости и речи быть не может.
Но святые отцы учат нас, чтобы мы больше были милосердны, чем справедливы. Потому что милосердие — это область добра. И мы должны всегда стремиться, когда видим, что где-то с нами поступают несправедливо, где-то, может быть, что-то выходит не так, как бы нам хотелось, где-то нас ущемляют, — не раздражаться, не обижаться, не таить злобу, а поступать милосердно. Прощать всякого такого человека. От души.
Других вариантов нет. У нас два варианта: или злиться, или прощать. Так лучше прощать. И Господь, видя наше милосердие, воздаст нам по справедливости, каждому по Его милосердию. Каждое наше сердце и нашу жизнь. Обогатит нас гораздо больше, чем мы думали.
Все выпуски программы Актуальная тема
20 февраля. О традиции целования руки епископу или священнику
О традиции целования руки епископу или священнику — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
В последней книге Библии «Откровение» Иоанн Богослов, приняв повеление от Ангела записать слова о блаженстве пребывающих с Господом, сказал: «Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему, но он сказал мне: „Смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, Богу поклонись“». Это и другие места Священного Писания указывают нам, что поклоняться в Духе и Истине мы должны только единому Богу, так называемое Богопоклонение.
А тому, что в этом мире освящено Божественной благодатью, например, иконам или мощам святых, мы должны оказывать достодолжное или относительное поклонение. Поклонение святыням переходит в Богопоклонение Божественной благодати, которая почивает на них.
Так как пресвитер в Таинстве Священства принимает благодать, которая имеет преемство от самих апостолов, то ему также воздаётся достодолжное поклонение. Выражается это через целование его рук; этой традиции столько же лет, сколько существует институт священства.
Христианин, принимающий невидимое благословение священника, получает от него Божию благодать и воздаёт благодарность, поклонение Богу за этот дар посредством целования руки иерея.
Все выпуски программы Актуальная тема











