Счастливы супруги, которые с первых минут знакомства поняли, что хотели бы провести друг с другом всю жизнь. О таких людях говорят, что их свело Божественное провидение. И что как не оно сделало встречу Николая Муравьёва и Катрин де Ришемон судьбоносной?
В 1844 году генерал Муравьёв – ветеран трёх войн – проходил лечение за границей. В Париже 35-летний Николай встретил Катрин де Ришемон. Французская аристократка поразила Муравьёва. Генерал понял, что сражён навсегда. Энергичный и обаятельный, он тоже пленил сердце Катрин. Кажется, тогда она ответила себе на вопрос, почему в 28 лет всё ещё не замужем. Впрочем, до свадьбы было далеко. Муравьёв вернулся в Россию, не сделав Катрин предложения. Николая смущало его скромное материальное положение и отсутствие собственного дома. А без этого предлагать руку и сердце владелице замка он считал неприличным.
Вскоре Муравьёв стал губернатором Тулы. Должность предполагала и высокую зарплату, и особняк. К Катрин тут же полетело письмо: «Будьте моей женой!». В ответ пришло всего одно слово: «Да!». После венчания, принявшая православие Катрин, стала Екатериной Николаевной Муравьёвой.
Когда Николая назначили генерал-губернатором Восточной Сибири - самой большой и неосвоенной части России, Екатерина поехала с мужем. Её пугали снегами и морозами, но она дала обещание безропотно переносить все трудности. А слёзы, если они бывали, скрывала. В первый раз это случилось, когда Муравьёв с женой отправился на Камчатку. Начало пути - 25 вёрст верхом по бездорожью, Катя преодолела с трудом. И поняла, что дальше ехать не может. Муравьёв требовал, чтобы жена прервала путешествие, но она, не желая оставлять супруга, заставила себя продолжить путь. Восхищённый Николай назвал этот поступок героическим.
Муравьёв любил свою Катеньку за лёгкий характер и оптимизм. А ещё за то, что она обладала даром укрощать его непростой характер. Генерал-губернатор был человеком вспыльчивым, Екатерина улаживала конфликты и не раз спасала подчинённых супруга от его не всегда справедливого гнева.
Дом Муравьёвых был одним из самых красивых в Иркутске. В нём имелась даже оранжерея, где в морозы цвели розы, зрели лимоны и ананасы. Супруги устраивали в своём особняке балы. И были на них самой красивой танцующей парой. Но танцевать приходилось нечасто. За 14 лет службы в Восточной Сибири Муравьев провёл в Иркутске всего два с половиной года. Екатерина немногим больше. Супруги не любили расставаться и Катя ездила вместе с мужем. На лошадях, на собачьих упряжках, на оленях, на плотах по Амуру, а сплавы иногда длились по полгода и были опасны для жизни. В одном из своих докладов Муравьев писал, что ему лично ничего не нужно, но в случае своей смерти просил окружить вниманием жену.
Волновался он не зря. Суровый климат подорвал здоровье Екатерины Николаевны. Ей пришлось уехать во Францию. Не желая жить порознь, Николай Николаевич подал в отставку. Её не приняли и семейную разлуку Муравьёв перенёс, лишь загрузив себя работой. В 1858 году он подписал Айгунский договор с Китаем, установивший русско-китайскую границу по реке Амур и закрепивший за Россией права на Сахалин. За заслуги перед страной Муравьёва удостоили графского титула и приставки «Амурский» к фамилии. Это было триумфальное завершение карьеры и вскоре «Сибирский Пётр Великий», как его называли, вышел в отставку. Поселились супруги во Франции.
Когда Николая Николаевича не стало, его вдова передала скульптору Аникушину портрет супруга. По нему создавался памятник графу в Хабаровске – городе, который заложил Николай Николаевич. На монументе закреплены пять досок с именами людей, помогавших присоединить Приамурье к России. В их числе и Екатерина Николаевна – верная жена, бесстрашная помощница и ангел-хранитель Муравьёва-Амурского.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 107 зач., XI, 25-36.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Во время богослужения прочитывается далеко не весь Новый Завет, а потому сам выбор Церковью для чтения во время литургии того или иного отрывка заслуживает нашего внимания. Так, сегодня читается отрывок из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам, он заканчивает собой начатые апостолом ранее размышления относительно судьбы его родного народа — евреев. Возможно, что кому-то покажется довольно странным выбор Церковью именно этой главы и этого отрывка апостольского послания для чтения за богослужением. Однако странного здесь ничего нет, и мы это поймём после того, как послушаем сегодняшний отрывок Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,- чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
Как мы только что услышали, свои размышления об израильском народе апостол Павел адресовал не евреям, а язычникам, и сделал он это по одной простой причине, которая была озвучена здесь же: «Чтобы вы не мечтали о себе» (Рим. 11:25). Вообще, о мечтательности как о пороке было много сказано древними христианскими аскетами, можно вспомнить, к примеру, слова преподобного Иоанна Лествичника: «Мечтание есть исступление ума при бодрствовании тела. Мечтание есть видение того, чего нет». В схожем ключе о мечтательности писали и другие, более близкие к нам по времени жизни, святые, в частности, у святителя Феофана Затворника мы можем найти такую мысль: «Смотрите, не возмечтайте о себе паче, нежели подобает, чтобы не заставить Господа, любящего вас, принять в отношении вас смирительные меры».
Собственно, упомянутые святителем Феофаном «смирительные меры» — это то, от чего хотел предостеречь своих адресатов из числа бывших язычников апостол Павел, а Церковь, избрав для чтения во время литургии этот отрывок, хочет предостеречь против мечтательности всех своих чад.
Увы, но впадать в мечтательность свойственно не только отдельным людям, но и целым народам. Всем нам известны трагические исторические примеры, когда народы вместо кропотливого труда внезапно начинали думать о себе как об особенных избранниках Божиих, которым надлежит господствовать над всем миром. Знаем мы и то, к чему в конечном итоге привели такие мысли, ставшие на какой-то период времени государственной идеологией.
Слова апостола Павла самим своим существованием показывают, что в пагубную мечтательность может впасть какой угодно человек и какой угодно народ, и есть только один путь избежать этого порока, указание на него мы только услышали в заключительных словах прозвучавшего отрывка апостольского послания: стоит помнить, что бездна мудрости заключена в Боге, а не в наших измышлениях, следовательно, и доверять стоит Богу, а не самим себе, «ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:36).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Церковная горячая линия оказывает срочную помощь людям. Проекту важна поддержка

Поддержка горячей линии «Милосердие» Русской Православной Церкви не имеет границ! Разные страны, часовые пояса, иное вероисповедание — не препятствие для оказания срочной помощи.
Четырнадцатилетняя Сабрина живёт в Ташкенте, столице Узбекистана. Однажды, развешивая бельё после стирки на балконе, она неудачно встала на стул, сорвалась и упала с четвёртого этажа. Сабрина получила травму позвоночника. Ей потребовалась срочная дорогостоящая операция по замене позвонков. Быстро собрать необходимую сумму мама девушки не могла. В растерянности она позвонила брату Руслану, который в тот момент жил и работал в России. Мужчина в составе ремонтной бригады восстанавливал купола православных храмов. Узнав о беде, Руслан обратился за помощью на горячую линию «Милосердие» по номеру: 8-800-70-70-222. Проект приходит на выручку людям в самых разных ситуациях.
После звонка Руслана заработал сложный механизм церковной социальной помощи. Нужные средства на операцию собрали при поддержке Бишкекской епархии Русской Православной Церкви. И уже на следующий день Сабрину прооперировали.
Со временем девушка полностью восстановилась и вернулась к обычной жизни. В благодарность за спасение дочери, её мама регулярно делает пожертвования на дела милосердия в ближайшем к их дому православном храме несмотря на то, что семья исповедует другую религию.
Ежемесячно операторы церковной горячей линии «Милосердие» принимают около пяти тысяч звонков. Во многих случаях помощь людям необходима незамедлительно. Поэтому горячей линии очень важна поддержка. Присоединяйтесь к делам милосердия Церкви, переходите на сайт проекта «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианство на Кавказе — археологические данные». Анна Кадиева

У нас в студии была научный сотрудник Государственного исторического музея, руководитель объединенной Северо-Кавказской археологической экспедиции Анна Кадиева.
Разговор шел о том, что археологические находки и исторические экспонаты говорят о культуре народов Кавказа и о том, как на эти земли пришло Христианство.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой была посвящена истории Новодевичьего монастыря в Москве;
Вторая беседа с заведующей музеем «Покровский собор» Татьяной Сарачевой была посвящена истории знаменитого храма Василия Блаженного;
Третья беседа с заведующей отделом дерева и мебели Натальей Углевой была посвящена деревянным церковным сокровищам в собраниях ГИМа.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер