За то, что Евгений Поселянин стал писателем, мы должны сказать спасибо святому старцу Амвросию Оптинскому. Это он благословил только что окончившего университет молодого человека на литературный труд, и даже подсказал ему тему первого произведения. Произошло это в тысяча восемьсот восемьдесят восьмом году; с тех пор на протяжение четверти века Евгений Поселянин радовал и удивлял читателей своими необыкновенно чистыми, искренними и вдохновенными книгами о православной вере, изложениями житий святых и богословскими размышлениями. Одна из этих книг – «Святые вожди земли Русской» - вполне могла бы до нас и не дойти, так как после революции оказалась на полке спецхрана Лубянки. Но, к счастью, настали другие времена, и сегодня мы можем читать её, не наспех переписанную кем-то от руки, а красиво изданную и великолепно проиллюстрированную.
На первый взгляд, в книге вроде бы нет чего-то принципиально нового. Все знают, к примеру, о том, как обратилась в христианство княгиня Ольга и как была крещена Русь. Но почему-то в изложении Поселянина эти знакомые вроде бы истории воспринимаются совершенно по-иному! Возможно, дело в том, что автор, пусть и не претендуя на историческую новизну, и порой даже не вдаваясь в детали, тем не менее, сумел по-настоящему глубоко погрузить читателя в те события, о которых он пишет.
А чтобы в книге «Святые вожди земли Русской» всё было по-настоящему правдиво, Евгений Поселянин не стремился «сгладить углы»: да, Ольга жестоко отомстила древлянам за смерть своего супруга, а князь Владимир захватил киевский престол силой. Но эти факты из их дохристианской биографии убедительно доказывают, что без православия, в корне изменившего языческое сознание наших предков, мы, скорее всего, ещё долго оставались бы на примитивно-первобытном уровне развития…
Может быть, для кого-то эта книга откроет и новые имена – ведь не все русские князья упоминаются так часто, как вышеназванные Ольга и Владимир. Интересна и колоритна, к примеру, фигура княгини Анны Всеволодовны, более известной как княгиня Янка – так называли её в кругу семьи, и даже некоторые жития этой святой повторяют не официальное, а именно это, милое и домашнее её имя. Янка основала первую в Европе женскую школу и сама же руководила ею.
Но самое главное - перевернув последнюю страницу книги «Святые вожди Земли Русской», с удивлением понимаешь, что Евгению Поселянину удалось поговорить с читателем о государственных делах России, совершенно не вдаваясь в политику! Разговор и без этого получился познавательным и интересным.
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.