«Надо уметь жить и пользоваться жизнью, опираясь на то, что есть в данный момент, а не обижаясь на то, чего нет». Так писал Павел Флоренский свой супруге Анне, находясь в сталинском лагере. Это было письмо, полное бесконечной любви к жене и детям. Такую любовь не смогла уничтожить колючая проволока.
В юности Павлу прочили карьеру физика. Он учился в университете, но пережив серьёзный духовный кризис, бросил точные науки и поступил в Духовную академию в Сергиевом Посаде. Окончив её, остался там преподавать историю философии. Павел мечтал стать священником. Но для этого было нужно или жениться, или принять постриг. Духовник Павла не благословил его на монашество, а жениться юноша не хотел, боясь, что тогда придётся «вместо Бога поставить на первый план семью». Не зная, как ему поступить, однажды Павел с другом уехал на охоту. Бродил по лесу, и вдруг вспомнил, что у этого друга есть сестра - Аня Гиацинтова, которая живёт в деревне и одинока. «Отчего бы не жениться на ней?».
Флоренский написал Ане письмо. Потом приехал к ней. И скоро был назначен день свадьбы. Готовясь к ней, Аня заказала подвенечное платье. Оно прекрасно село по фигуре с первой же примерки. Портниха заметила: «Ну, будешь счастливой».
Через год после свадьбы Павел стал не только священником, но и отцом. В семье родился Вася. Отец Павел окружил сына и жену необыкновенной заботой. Семья росла. Купили дом, который всегда был полон гомона – у Флоренских родились пятеро детей. Родители излучали счастье. Отец работал, мама занималась хозяйством, а сыновья и дочери никогда не ссорились и жили как в счастливой сказке.
После революции 1917 года Флоренским стало не на что жить. Отец Павел перебрался в Москву. Вспомнил свою первую профессию физика, трудился на заводе, преподавал в электротехническом ВУЗе Десять лет жил в постоянных разъездах, домой попадал только на выходные. В 1928 году по ложному доносу Флоренского ненадолго арестовали. В 33-м последовал новый арест. Приговор гласил: отправить отбывать наказание на Дальний Восток.
Флоренский и в ссылке заботился о доме и о том, чтобы в нём сохранялась тёплая семейная атмосфера. В письмах к жене он советовал, какие игры и задания нужно давать детям, как сделать для них учёбу увлекательной. Заочно проделывал со старшими опыты по физике. И просил детей «оказывать помощь маме, чтобы она не чувствовала себя перегруженной тяжестью жизни».
Анна Михайловна с огромным трудом выхлопотала разрешение на свидание с мужем и приехала к нему в 1934 году. Она привезла супругу весть о возможном освобождении. Президент Чехословакии Томаш Масарик предлагал Флоренскому свободу. Условие было только одно: эмиграция. Отец Павел отказался. Его тут же этапировали на Соловки.
Спустя три года Флоренского расстреляли. Анна Михайловна отказывалась в это верить и долго ещё, услышав звон дверного колокольчика, бежала открывать, надеялась, что на пороге стоит муж. Она пережила его на 36 лет. Сохранила дом, работы Флоренского, пианино, которое он любил. Умирая, просила, чтобы её похоронили с куском ткани, из которого было сшито свадебное платье, и с венчальными свечами. Старалась бодриться и улыбаться до своего последнего часа. Об этом её просил любимый супруг. А детям он писал в своём завещании: «Самое главное, о чём я вас прошу, – это чтобы вы помнили Господа и ходили пред Ним. Этим я говорю всё, что имею сказать».
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема