Такое не раз бывало: литератор начинает читать житие святого древних времен, удивляясь его приключениям. И на основе жития появляется новое, совершенно оригинальное произведение.
Здравствуйте! С вами — Ольга Клюкина с программой «Прообразы: святые в литературе».
Сегодня мы говорим о святом Патрике, покровителе Ирландии, и драме Кальдерона «Чистилище святого Патрика».
Творчество испанского драматурга и поэта 17 века Педро Кальдерона де ла Барка относят к вершинам литературы золотого века Испании. Особенно Кальдерон прославился в жанре так называемой философской драмы. Главным героем одной из них — «Чистилище святого Патрика» - стал святой Патрик, покровитель Ирландии.
Возле берегов языческой Ирландии затонул корабль, с которого спаслись только двое юношей. Их приводят к королю Ирландии. Одного из юношей зовут Патрик: он вырос в христианской семье, рано остался сиротой, и был украден разбойниками-ирландцами для продажи в рабство.
Со страхом слушал его рассказ Эгерио, король Ирландии. Накануне ему приснился похожий на этого юношу некий молодой раб, у которого изо рта исходило загадочное пламя… Патрик объясняет королю, что означает его сновидение.
КАЛЬДЕРОН:
То вещий сон, и пламя изо рта
есть истина евангельского света,
Который я несу, слова Христовы
я буду проповедовать тебе
и твоему народу…
Второй юноша, Людовико, тоже называет себя христианином, но при этом похваляется убийствами, предательством и другими злодеяниями. Королю-язычнику это куда ближе и понятнее. Он делает Людовико своим приближенным, а Патрика отсылает работать пастухом в поле. Хозяева не нарадуются на своего нового раба. Патрик отличается от других слуг смирением, скромностью, исполнительностью и вовсе не ропщет на свою рабскую долю.
КАЛЬДЕРОН:
О, Господи, с какой отрадой буду
Я жить отныне в этой тишине!
Здесь, пред Тобой,
Всевышним, преклоняясь,
Душа отдаться может созерцанью,
Смотря на ясный лик Твоих чудес
Божественных!
АВТОР:
Вскоре ПАтрику является Ангел Господень, приносит ему зеркало и послание. В зеркале Патрик видит множество людей, которые молят его о спасении… Это — народ Ирландии. По велению Бога Патрик должен стать апостолом Ирландии и просветить ирландцев светом Христовой веры. В послании даны и конкретные указания, что Патрик для этого должен сделать.
КАЛЬДЕРОН: …
Отправься во Францию,
Там есть епископ Герман,
Иди к нему и облекись в одежду
Монаха, отправляйся после в Рим,
Тебе дадут там буллы Селетина,
Послание, чтоб ты достиг счастливо
Блаженной цели странствий; посети
Мартина , он теперь епископ Турский…»
В общем-то, в этом послании изложены все основные биографические сведения о святом Патрике, проповедовавшем в 5 веке христианство ирландцам. Кальдерон основательно изучил его житие, все известные к тому времени средневековые легенды и народные предания об апостоле Ирландии.
Педро Кальдерон был католиком – поэтому в его пьесе появилось еще и чистилище, где, согласно католическому вероучению, после смерти для очищения пребывают души людей. Православная церковь отрицает существование чистилища.
Но в пьесе Каледрона для зрителей важны не догматические расхождения, а тот нравственный заряд, который она несёт.
Святой Патрик совершает великое чудо – воскрешает дочь короля, убитую Людовико. После чего король Ирландии тоже уверовал в силу Христовой веры.
Но великий испанский драматург показывает и другое чудо: переворот в душе Людовико, который под влиянием святого Патрика раскаивается в своих преступлениях и становится христианином по существу.
КАЛЬДЕРОН:
«Свершил я против Светлого Творца,
Такого милосердного, такого
Великого, что я могу снискать
Прощенье, если в муке покаянья
Я выплачу грехи мои.
Я полон Раскаянья, о Боже…»
Драма Кальдерона «Чистилище святого Патрика» показывает, как встреча со святостью преображает души людей и целых народов.
«Путь к священству». Священник Кирилл Беляев

У нас в гостях был клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Троицке священник Кирилл Беляев.
Наш гость расскажет о своем пути к священническому служению через сомнения и поиски и почему он не сразу решился пойти по стопам своего отца-священника.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.