Такое не раз бывало: литератор начинает читать житие святого древних времен, удивляясь его приключениям. И на основе жития появляется новое, совершенно оригинальное произведение.
Здравствуйте! С вами — Ольга Клюкина с программой «Прообразы: святые в литературе».
Сегодня мы говорим о святом Патрике, покровителе Ирландии, и драме Кальдерона «Чистилище святого Патрика».
Творчество испанского драматурга и поэта 17 века Педро Кальдерона де ла Барка относят к вершинам литературы золотого века Испании. Особенно Кальдерон прославился в жанре так называемой философской драмы. Главным героем одной из них — «Чистилище святого Патрика» - стал святой Патрик, покровитель Ирландии.
Возле берегов языческой Ирландии затонул корабль, с которого спаслись только двое юношей. Их приводят к королю Ирландии. Одного из юношей зовут Патрик: он вырос в христианской семье, рано остался сиротой, и был украден разбойниками-ирландцами для продажи в рабство.
Со страхом слушал его рассказ Эгерио, король Ирландии. Накануне ему приснился похожий на этого юношу некий молодой раб, у которого изо рта исходило загадочное пламя… Патрик объясняет королю, что означает его сновидение.
КАЛЬДЕРОН:
То вещий сон, и пламя изо рта
есть истина евангельского света,
Который я несу, слова Христовы
я буду проповедовать тебе
и твоему народу…
Второй юноша, Людовико, тоже называет себя христианином, но при этом похваляется убийствами, предательством и другими злодеяниями. Королю-язычнику это куда ближе и понятнее. Он делает Людовико своим приближенным, а Патрика отсылает работать пастухом в поле. Хозяева не нарадуются на своего нового раба. Патрик отличается от других слуг смирением, скромностью, исполнительностью и вовсе не ропщет на свою рабскую долю.
КАЛЬДЕРОН:
О, Господи, с какой отрадой буду
Я жить отныне в этой тишине!
Здесь, пред Тобой,
Всевышним, преклоняясь,
Душа отдаться может созерцанью,
Смотря на ясный лик Твоих чудес
Божественных!
АВТОР:
Вскоре ПАтрику является Ангел Господень, приносит ему зеркало и послание. В зеркале Патрик видит множество людей, которые молят его о спасении… Это — народ Ирландии. По велению Бога Патрик должен стать апостолом Ирландии и просветить ирландцев светом Христовой веры. В послании даны и конкретные указания, что Патрик для этого должен сделать.
КАЛЬДЕРОН: …
Отправься во Францию,
Там есть епископ Герман,
Иди к нему и облекись в одежду
Монаха, отправляйся после в Рим,
Тебе дадут там буллы Селетина,
Послание, чтоб ты достиг счастливо
Блаженной цели странствий; посети
Мартина , он теперь епископ Турский…»
В общем-то, в этом послании изложены все основные биографические сведения о святом Патрике, проповедовавшем в 5 веке христианство ирландцам. Кальдерон основательно изучил его житие, все известные к тому времени средневековые легенды и народные предания об апостоле Ирландии.
Педро Кальдерон был католиком – поэтому в его пьесе появилось еще и чистилище, где, согласно католическому вероучению, после смерти для очищения пребывают души людей. Православная церковь отрицает существование чистилища.
Но в пьесе Каледрона для зрителей важны не догматические расхождения, а тот нравственный заряд, который она несёт.
Святой Патрик совершает великое чудо – воскрешает дочь короля, убитую Людовико. После чего король Ирландии тоже уверовал в силу Христовой веры.
Но великий испанский драматург показывает и другое чудо: переворот в душе Людовико, который под влиянием святого Патрика раскаивается в своих преступлениях и становится христианином по существу.
КАЛЬДЕРОН:
«Свершил я против Светлого Творца,
Такого милосердного, такого
Великого, что я могу снискать
Прощенье, если в муке покаянья
Я выплачу грехи мои.
Я полон Раскаянья, о Боже…»
Драма Кальдерона «Чистилище святого Патрика» показывает, как встреча со святостью преображает души людей и целых народов.
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер