Послание апостола Павла к Ефесянам. Глава 5, стихи 8-19.
Одним из наиболее влиятельных городов Римской империи считался Эфес. Этот город, расположенный в Малой Азии на самом берегу Эгейского моря, богатством и насыщенной культурной жизнью долгое время соперничал с самой столицей империи – Римом. Благодаря своему географическому положению Эфес контролировал значительную часть торговли между западом и востоком. На рынках города можно было найти товары, привезенные из разных концов света. В Эфесе жили выходцы из многочисленных стран. Особую славу придавал Эфесу храм, посвященный языческой богине плодородия – Артемиде. В храме Артемиды Эфесской не только совершались религиозные действия, но и проходили городские собрания. Кроме того, культовое здание использовалось и как хранилище для казны всех римских провинций Малой Азии. Христианство стало развиваться в Эфесе благодаря деятельности апостола Павла. Он, как минимум, два раза посещал Эфес. Причем во время второго посещения прожил здесь около двух лет и чуть было не пострадал от рук язычников. Те были возмущены, что из-за ежедневной проповеди Павла многие эфесяне обратились в христианство и потому храм Артемиды опустел. Люди прекратили жертвовать деньги на языческий культ, перестали покупать статуэтки богини. Собственно, бунт против апостола подняли как раз те ремесленники, которые изготавливали из серебра статуэтки Артемиды и из-за деятельности Павла несли теперь серьезные убытки. По причине восстания язычников апостол был вынужден покинуть Эфес. Но там он оставил крепкую общину христиан, о судьбе которой он постоянно заботился, а в конце своей жизни направил христианам Эфеса послание, ставшее духовным завещанием Павла. Отрывок из него читается сегодня во время утреннего богослужения:
5.8 Братья, вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света, 5.9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. 5.10 Испытывайте, что́ благоугодно Богу, 5.11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. 5.12 Ибо о том, что́ они делают тайно, стыдно и говорить. 5.13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть. 5.14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос». 5.15 Итак, смотри́те, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, 5.16 дорожа временем, потому что дни лукавы. 5.17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что́ есть воля Божия. 5.18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, 5.19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу.
Апостол Павел много потрудился проповедуя учение Христа в Эфесе и поэтому очень переживал, чтобы его эфесские ученики не поддались искушению вернуться к прежней языческой жизни. Такая вероятность имелась, так как храм Артемиды продолжал свою деятельность. Здесь язычники днем приносили обильные жертвоприношения в честь богини, а ночами собирались на так называемые «мистерии», которые по сути являлись проявлениями невоздержания и разврата. Апостол Павел призывает христиан Эфеса не искушаться и не посещать храма Артемиды, потому что ничего кроме грехов и пороков там найти нельзя. Павел говорит, что христиане должны жить мудро – не тратить время на совершение грехов, но использовать время жизни для добрых дел. Последователей Артемиды он называет теми, кто пребывает во тьме. Тьмы удобна для тех, кто творит беззаконие. Человек наивно полагает, что в отсутствие света можно безнаказанно грешить. Но Бог видит все, и не важно - ночью или днем действует человек. И христианин понимает, что вся его жизнь освещена присутствием Бога. Человек, живущий без Бога, живет во тьме – в том смысле, что не знает, куда идти и как строить свою жизнь. Человек верующий, стремится открыть для себя волю Божию, а потому жизнь его идет осмысленно и по-настоящему счастливо – ведь в ней присутствует Бог. Плодом такого присутствия, по слову апостола Павла являются для человека благость, праведность и истина.
«Путь к священству». Священник Кирилл Беляев

У нас в гостях был клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Троицке священник Кирилл Беляев.
Наш гость расскажет о своем пути к священническому служению через сомнения и поиски и почему он не сразу решился пойти по стопам своего отца-священника.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.