В разговорный язык слово «рефлексировать» вошло в значении «думать о своих убеждениях и действиях», критически их оценивать, задумываться над их оправданностью и обоснованностью. В негативном смысле это слово используется как синоним нерешительности.
Но если мы обратимся к Священному Писанию, мы обнаружим, что, хотя там нет самого слова «рефлексия», такое явление там часто описывается — и описывается как что-то хорошее. «Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим»
Бог призывает людей вместо того, чтобы бодро идти куда шли, остановиться и погрузиться в раздумья — а туда ли мы идем?
Другой пророк оплакивает несчастного идолопоклонника, который не может остановиться и задуматься: «Он гоняется за пылью; обманутое сердце ввело его в заблуждение, и он не может освободить души своей и сказать: "не обман ли в правой руке моей?"»
Библия много раз призывает людей быть рассудительными.
Нерассудительность — это, во-первых, поспешные, принятые под влиянием эмоций момента решения, во-вторых — неспособность свернуть с уже избранного пути. Мы, люди, так устроены, что склонны оправдывать уже принятые решения — даже если со стороны они выглядят очевидно глупыми. Если вы потратили большие деньги на ненужную вещь, Вам будет трудно признать ее ненужной — тем труднее, чем больше Вы потратились. Человеку, посвятившему годы служению той или иной идее, будет трудно признать ее ложность. Чем больше человек вложился, тем труднее ему развернуться — и он идет дальше и дальше в лес, в который не стоило заходить с самого начала.
Может показаться невероятным, как люди твердо держаться за жутких сектантов вроде Дэвида Кореша или Секо Асахары, но тут работает тот же механизм - «неужели я так мучился совершенно зря, как последний глупец?»
Люди часто попадаются в такие ловушки — тем более, что им их намеренно ставят.
Рассудительность, способность посмотреть на свои эмоции и желания со стороны, учинить своим помыслам строгий допрос — откуда они, и куда они хотят меня увлечь, и что они хотят мне продать — это то, что в христианской традиции называется «трезвением». Сам термин взят из Первого Послания Святого Апостола Петра: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить»
Это способность стать немного в стороне от себя и посмотреть на себя как бы извне — то, что отличает человека от животных, и эта способность связана с тем, что мы знаем — нас видят. Нас видит Бог, который знает истину, который есть Истина, и мы должны потратить время и силы на то, чтобы остановиться и глубоко, очень медленно подумать — а куда это я иду? А что из этого выйдет? А угодно ли это будет Богу? А что я скажу об этом на страшном суде?
11 июля. Об отношении людей к святым целителям

Сегодня 11 июля. День памяти преподобного Павла, врача из Коринфа, жившего предположительно в девятом веке.
Об отношении людей к святым целителям — священник Стахий Колотвин.
В святцах у нас множество святых, но особенно народной любовью пользуются те святые, которые при жизни занимались врачебным ремеслом.
Увы, как бы мы ни вспоминали о своей душе, о её несовершенстве, о том, что надо о ней заботиться, мы люди телесные, если что-то где-то заболит, заколет, то тогда мы прежде всего, конечно, обратившись к врачу, обращаемся и ко Господу, и просим ходатайства у святых его угодников, особенно которые были связаны с врачебным ремеслом.
Среди них, тем не менее, малоизвестен преподобный Павел, врач коринфский. Хотя, с одной стороны, вроде и Коринф — древний христианский город, куда апостол Павел адресовал своё послание, мы смотрим, что врачебное ремесло тоже должно было привлечь к нему некоторое внимание.
Но вот мы вспоминаем, что и была в его жизни настоящая клевета, когда он, уже оставив врачебное ремесло, удалившись в монастырь, чтобы Богу служить, возможно, даже этим он смог людей раздражить: что же ты не занимаешься нашими болячками, а идёшь что-то молиться, почему ты не лечишь людей? Вот и на фоне этого и был он оклеветан.
На его отношении с Богом и радости престола Божия это никак не сказалось. Поэтому тоже, дорогие друзья, молимся этому замечательному, смиренному святому, он нам поможет и в здоровье души, и тела.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О духовном слышании

В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Кто имеет уши слышать, да слышит!».
О духовном слышании — священник Родион Петриков.
Эти слова Христа звучат как загадка, ведь физически слышат Его все. Господь говорит о другом: о духовном слухе, о способности услышать за словами голос Бога.
Представьте: два человека стоят в лесу. Один слышит только шум листвы, а другой различает и шум листвы, и пение птиц, и журчание ручья, и шепот ветра. Так и в духовной жизни можно слушать Евангелие годами и при этом оставаться глуховатым к его смыслу.
Почему так? Потому что настоящая глухота — это не отсутствие слуха, а сердечное, внутреннее нежелание слышать. Ведь фарисеи прекрасно слышали слова Христа, однако их сердца были закрыты, а мытари-грешники каялись и шли за своим Спасителем.
Сегодня этот вопрос звучит каждому из нас. А у меня какие уши? Уши, которые слышат только то, что хотят слышать? Или же уши, готовые принять божественную правду?
Христос не случайно повторяет эту фразу в Евангелии семь раз. Это как настройка радиоприемника: нужно найти правильную частоту, чтобы поймать сигнал. Бог говорит всегда. Вопрос только в том, готовы ли мы перестать шуметь в своей душе, чтобы расслышать Его.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О служении Павла Булацеля

Сегодня 11 июля. В этот день в 1867 году родился русский журналист, публицист и общественный деятель Павел Булацель.
О его служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Павел Фёдорович, получив прекрасное юридическое образование, стал в зрелые годы одним из основателей Союза Русского Народа — монархического движения, выступавшего в поддержку государственного строя в начале XX столетия.
В 1905 году, как руководитель Союза Русского Народа, он был принят государем Николаем Александровичем II. Из уст Павла Фёдоровича государь услышал такие слова: «Как дневной свет ненавистен кротам, так самодержавие ненавистно врагам России. Оно их обессиливает и потому раздражает. Они понимают, что доколе будет существовать самодержавие, дотоле Россия не распадётся. Не верьте, государь, тому, кого выдвигают масоны и кто опирается только на инородцев. Обопритесь на русских людей, и врата ада не одолеют русского государя, окружённого своим народом».
Он отошёл от политики после революции и жил тихо в своём имении до тех пор, пока не нашли его чекисты. Томился в тюрьме. Замечательно, что никакой вины предъявить ему было невозможно.
Как русский человек, патриот, православный христианин, Павел Фёдорович был расстрелян в Петрограде 18 февраля 1919 года.
Помолимся об упокоении души раба Божьего Павла, да воздаст ему Господь за служение Отечеству прощением согрешений и Царствием Небесным!
Все выпуски программы Актуальная тема