
Фото: Vladimir Vinogradov / Unsplash
23-го августа 1901 года в семью пензенского дьякона Якова Гулынина и его супруги Натальи пришла большая радость — на свет появился сын. В крещении младенца нарекли Павлом, а в доме ласково звали Павлушей. Родители старались передать сыну свою любовь к Господу, понимание всей жизни как служения Ему. Неудивительно, что Павел ещё в детстве решил избрать для себя духовную стезю, пойти по отцовским стопам. В 1912-м, после окончания церковно-приходской школы, он поступил в пензенское Тихоновское духовное училище. В 1917-м, когда заканчивал последний курс, прогремела октябрьская революция. А за нею — гражданская война. Семнадцатилетнего Павла мобилизовали в Красную Армию. Домой он вернулся только в 1920-м, после тяжёлого ранения. Яков Кондратьевич встретил сына один. За эти годы диакон успел овдоветь, а Павел — осиротеть: матушка Наталья Никифоровна скончалась от тифа.
В 1921-м году Яков Кондратьевич благословил сына на брак. Избранницей Павла стала скромная девушка по имени Серафима, дочь священника. Павел получил место псаломщика в Никольской церкви села Глубовка, что в Пензенской губернии, а в январе 1924 года был рукоположен в сан диакона. Тогда же они с супругой, наконец, построили небольшой дом. Завели хозяйство. Со временем в семье появились дети. Часто в гости заезжал Яков Кондратьевич, и тогда из дома Гулыниных раздавалось чудное пение на два голоса — отец и сын любили вместе петь.
Казалось, жизнь постепенно входит в колею. Но в 1930-м по чьему-то ложному доносу Якова Кондратьевича и Павла арестовали — за контрреволюционную пропаганду. Павла через несколько часов отпустили, а вот его отец получил срок — два года заключения. Здоровье пожилого уже человека не выдержало — Яков Кондратьевич скончался в тюрьме в1932-м. Не оставили в покое и Павла. Власти предложили ему сотрудничать — доносить на прихожан храма. Пойти на такое он не захотел. Тогда ему приказали как можно скорее покинуть деревню.
Отец Павел с семьёй переехал в уездный городок Моршанск Тамбовской губернии. Но сперва принял рукоположение во иерея. Этот его решительный шаг в годы, когда шли преследования и аресты духовенства, поддержала супруга отца Павла. Матушка Серафима заверила мужа: если Господу будет угодно послать ему испытания, она разделит с ним все трудности. Ей довелось выполнить это своё обещание.
В ноябре 1937-го, в полночь, в дом Гулыниных ворвались сотрудники НКВД. Провели обыск. И арестовали отца Павла. Через несколько дней состоялся суд. Приговор — 58-я статья. Контрреволюция. С клеймом «враг народа» отца Павла отправили в Колымский исправительно-трудовой лагерь. Оттуда, из страшных условий, он писал родным: «Скучаю. Хочу вас увидеть, обнять, поцеловать. Молитесь за меня, чтобы Господь помог мне с терпением перенести этот крест». Долгие 13 лет матушка Серафима добивалась разрешения выехать к мужу. Весной 1950 года она, наконец, его получила. На Колыму её провожали взрослые уже дети. Встретив жену, отец Павел воспрял духом — теперь рядом с ним был дорогой близкий человек. А через три года, в светлый праздник Благовещения, вышла амнистия для политических заключённых. Попал под неё и отец Павел Гулынин. В мае 1951-го они с матушкой вернулись домой.
После всех испытаний Господь послал им ещё сорок лет мирной жизни. Отец Павел служил в храме, нянчил внуков. Вот только часто болел. Весной 1989 года, предчувствуя скорую кончину, отец Павел принял монашеский постриг. В нём ему нарекли то же самое имя — Павел. Через месяц, в окружении родных — сестёр, братьев, детей и внуков — иеросхимонах Павел (Гулынин) мирно отошёл ко Господу. Спустя несколько лет рядом с мужем на Базенском кладбище города Моршанска нашла упокоение и матушка Серафима. Отец Павел говорил, что нет лучшей отрады, чем вера в Бога, семья и дети. Эта отрада всегда была с ним в его жизни.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Псалом 74. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Не погуби. Псалом Асафа. Песнь.
2 Славим Тебя, Боже, славим, ибо близко имя Твое; возвещают чудеса Твои.
3 "Когда изберу время, Я произведу суд по правде.
4 Колеблется земля и все живущие на ней: Я утвержу столпы ее".
5 Говорю безумствующим: "не безумствуйте", и нечестивым: "не поднимайте ро'га,
6 не поднимайте высоко ро'га вашего, [не] говорите [на Бога] жестоковыйно",
7 ибо не от востока и не от запада и не от пустыни возвышение,
8 но Бог есть судия: одного унижает, а другого возносит;
9 ибо чаша в руке Господа, вино кипит в ней, полное смешения, и Он наливает из нее. Даже дрожжи ее будут выжимать и пить все нечестивые земли.
10 А я буду возвещать вечно, буду воспевать Бога Иаковлева,
11 все роги нечестивых сломлю, и вознесутся роги праведника.
9 декабря. О наставлениях Иннокентия Иркутского

Сегодня 9 декабря. В День памяти Святителя Иннокентия Иркутского, жившего в восемнадцатом веке.
О его наставлениях о терпении — священник Захарий Савельев.
Святитель Иннокентий Иркутский говорил: «Ободрение к терпению мы можем найти в мысли, что все скорби века сего временны, что они заменятся радостями нескончаемыми и что будет время, когда Господь навсегда отрёт слезы наших очей».
В этих словах святителя Иннокентия, наверное, видится весь смысл христианской жизни. Когда человек прибегает к Богу и спрашивает у Него помощи, и Господь, по слову святителя Иннокентия Иркутского и мысли святого апостола евангелиста Иоанна Богослова, не оставляет ни одну нашу печаль без Своего внимания.
И более того, когда с нами случается несправедливость и горе, хоть они и попускаются Господом, но виновниками являемся мы сами. И Господь, на самом деле, в этой ситуации стремится человека утешить и спасти.
Но Его промысел, он бывает не замечаем на кратком промежутке времени, но когда перед человеком открывается весь потенциал его жизни, весь смысл и значение его существования, то и действия промысла Божия особенно заметны в этом долгом жизненном пути.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 декабря. О народе и первосвященниках

В 19-й главе Евангелия от Луки есть слова о Христе: «Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его, и не находили, что бы сделать с Ним; потому что весь народ неотступно слушал Его».
Об отношении ко Христу книжников и фарисеев — протоиерей Михаил Самохин.
Отношение к простым людям таких же людей, но чуть более образованных, знающих, всегда было хорошим маркером не состояния ума таких людей, а состояния их души. «Уверовал ли в Него кто из начальников или фарисеев? Но этот народ, невежда в законе, проклят Он», — так вопрошают о Христе и одновременно отзываются о простых людях члены иудейского синедриона.
Такой образ мыслей, такое настроение сердца делает людей порождениями ехидны, детьми дьявола и дьяволами. Неспособны они к покаянию, не способны усвоиться Богу, не способны наследовать спасение и блаженство, которое всемилосердный Бог даёт даром людям, сознающим свою греховность и врачующим её истинным покаянием. «Удел несчастных гордецов, преисполненных самомнения и плотского мудрования — вечная смерть», — такой жёсткий приговор произносит святитель Игнатий Брянчанинов безумным гордецам. Народ мешает этим людям. И главное, глядя на образ подобных слепых учителей, вовремя в себе самих заметить ростки гордости и самомнения, презрения к другим людям. Если нам начал мешать народ, если все люди вокруг не такие, значит, в нашу душу прокралась фарисейская закваска, от которой так предостерегал учеников сам Спаситель. «Не приведи нас, Господи, к такой духовной слепоте».
Все выпуски программы Актуальная тема











