Псалом 133. Богослужебные чтения - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Псалом 133. Богослужебные чтения

Псалом 133. Богослужебные чтения
Поделиться Поделиться
Раскрытая книга

Герои фильма «Матрица» пытались выяснить, как свобода человека сочетается с судьбой? Имеет ли человек право надеяться на то, что именно он действительно совершает выбор? Или же речь идёт о какой-то иллюзии? Давайте посмотрим, как о соотношении человеческой воли и не судьбы, конечно, а воли Божией, рассуждает автор псалма 133-го, что звучит сегодня в храмах во время богослужения.

Псалом 133.

Песнь восхождения.

1 Благословите ныне Господа, все рабы Господни, стоящие в доме Господнем, во дворах дома Бога нашего, во время ночи.

2 Воздвигните руки ваши к святилищу, и благословите Господа.

3 Благословит тебя Господь с Сиона, сотворивший небо и землю.

Сначала немного исторического контекста. Псалом 133-й не принадлежит царю и пророку Давиду. Текст был написан значительно позже — по окончании Вавилонского плена, продлившегося почти 70 лет. В конце шестого века до Рождества Христова персидский царь Кир II, захвативший Вавилон, наконец-то отпустил иудеев домой. Данное событие, безусловно, воспринималось евреями как милость Божия. Это был самый настоящий дар — снова жить в мире на своей земле. Но никакой подарок от Господа не упраздняет свободы человека.

Распоряжаться дарами Небес можно по-разному. Как же поступили иудеи? К сожалению, неправильно. Вместо того, чтобы поблагодарить Бога, восстановить Его храм в Иерусалиме, начать череду богослужений, они бросились пахать и сеять. Но земля отказывалась приносить урожай. Так Бог призвал евреев к покаянию. И те, придя в себя, восстановили храм, начали с благодарностью молиться Богу-освободителю. В ту эпоху и был написан псалом 133-й. Автором его стал, скорее всего, кто-то из служителей заново отстроенного храма.

Псалмопевец призывает своих читателей приходить на богослужение, молиться Богу вместе. Или вот как он пишет: «Благословите ныне Господа, все рабы Господни, стоящие в доме Господнем, во дворах дома Бога нашего, во время ночи». Да. В традиции второго, то есть восстановленного Иерусалимского храма, появились ночные службы. Они имели покаянный характер, напоминая людям об ошибках прошлого и недопустимости их повторения.

Псалмопевец призывает читателей собираться на службу, но молиться горячо, искренне. Не потому, что Бог этого желает или в этом нуждается. А для того, чтобы сердца людей не остывали, чтобы не было места для гордости и лени. Вот что пишет псалмопевец: «Воздвигните руки ваши к святилищу, и благословите Господа». За искренность и усердие в молитве псалом обещает человеку милость от Бога: «Благословит тебя Господь с Сиона, сотворивший небо и землю».

Сион — гора, на которой стоял и стоит Иерусалим. Он долгое время считался неприступной крепостью. И таковой оставался до тех пор, пока древние евреи были Богу верны. Кстати, Зион из «Матрицы» — есть отсылка к библейскому Сиону. И тут мы с вами возвращаемся к теме соотношения свободы воли и судьбы. Герои «Матрицы» в какой-то момент понимают, что всё можно изменить принципиально и к лучшему, если в сердце живёт настоящая любовь.

Это совершенно христианская идея. Её, на основании исторического опыта, можно дополнить только одним уточнением. Свобода выбора безусловно существует, она реальна. Но также реальна и ответственность за данный выбор. И тот, кто свою свободу с милостью и любовью согласует с заповедями Божиими, в итоге обретёт мир и радость. Иные, печальные и гнетущие плоды, получит тот, кто шел вопреки промыслу Господню. Но не потому, что Бог мстителен, а потому что счастье вопреки воле Божией не построишь. Как ни старайся!


Псалом 133. (Русский Синодальный перевод)


Псалом 133. (Церковно-славянский перевод)

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем