Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Как же мне нравится парадный кабинет Александровского дворца в Царском селе, Маргарита Константиновна!
— Да, здесь по-домашнему тепло и уютно, Андрей Борисович.
— Потому что всё обустроено с любовью — резная деревянная лестница на галерею, изразцовый камин, круглый стол под голубым абажуром!
— И картины подобраны с душой — проникновенные пейзажи, выразительные портреты. Даже парадное изображение Александра Третьего не выглядит протокольным. Император, представленный в полный рост, словно вышел нам навстречу — живой, человечный.
— Ну ещё бы — ведь портрет написал Валентин Серов! Ему всегда был чужд формализм. Любые заказы талантливый живописец выполнял нестандартно. А эту картину художнику поручили писать при особых, печальных обстоятельствах, и он проникся своей миссией.
— Насколько я помню, портрет был написан после смерти Александра Третьего?
— Да, через несколько месяцев, в 1895 году.
— Удивительно, что изображение, написанное без сеансов позирования, получилось настолько живым. Смотришь и угадываешь характер императора — твёрдый и то же время великодушный. Спокойный уверенный взгляд серых глаз, лёгкая улыбка прячется в усах. Как можно было так достоверно передать эмоции человека, не глядя на него?
— Серов использовал фотографии. Кроме того, он уже не в первый раз писал Александра Третьего. Ранее художник выиграл конкурс на создание портрета царской семьи в память о чудесном спасении Романовых в октябре 1888 года. Помните, на станции Борки, в пятидесяти километрах от Харькова?
— Это во время крушения поезда?
— Совершенно верно! Царская семья возвращалась из Крыма, когда произошла катастрофа на железнодорожных путях. Супруга и дети Александра Третьего уцелели благодаря его богатырской силе. По свидетельствам очевидцев, государь держал на своих плечах рухнувшую крышу вагона, чтобы его спутники могли выбраться из-под завалов.
— Валентин Серов передал исполинскую мощь императора. Кажется, царю тесно в рамках портрета. И генеральский мундир подчеркивает выправку Александра Третьего. Военный костюм для него — словно вторая кожа.
— Так и было! Царь предпочитал эту одежду любой другой. Носил один и тот же военный мундир, пока сукно не сотрётся.
— При этом в годы его правления не было ни одной войны!
— За что Александр Третий и получил в народе прозвание «миротворец».
— Миротворец, богатырь, аристократ, чуждый внешнего лоска. Именно таким император предстает на картине Валентина Серова. Таким его и знали современники — подданные, придворные.
— И родные. Недаром этот портрет Александра Третьего любил его наследник, последний русский император Николай Второй. Он велел повесить картину Серова в Александровском дворце — своей любимой резиденции в Царском селе.
— Наверное, Николай Александрович смотрел на это полотно и вспоминал тёплые моменты, связанные с отцом.
— Да, от портрета Александра Третьего кисти Валентина Серова веет сердечным теплом. Картина не просто украшает парадный кабинет, она хранит семейную атмосферу, которая царила здесь в конце девятнадцатого — начале двадцатого века.
Портрет императора Александра Третьего кисти художника Валентина Серова можно увидеть в Государственном музее-заповеднике «Царское село» в Санкт Петербурге.
Все выпуски программы: Краски России
«Помощь детям из неблагополучных семей». Протоиерей Александр Маликов
У нас в гостях был руководитель приюта «Святая Параскева» в станице Манычской Шахтинской епархии, председатель молодежного отдела Шахтинской епархии, настоятель Пятницкого архиерейского подворья станицы Манычской протоиерей Александр Маликов.
Наш гость рассказал о том, как они вместе с супругой начали помогать детям-сиротам из неблагополучных семей, почему для них важно, чтобы у ребенка было общение с кровными родителями и каким образом они помогают родителям в преодолении зависимостей, чтобы дети смогли вернуться в свои семьи, как удается налаживать связь с трудными детьми и подростками, а также почему для него выбранное служение — открытое Евангелие.
Все выпуски программы Делатели
Александр Пушкин «Евгений Онегин» — «Искушение самооправдания»

Фото: PxHere
Самооправдание достаточно редко встречается в чистом виде. Мало кто беззастенчиво скажет: «Это мои родственники, соседи, обстоятельства мешают мне быть таким, каким меня хочет видеть Бог». Самооправдание хитрит и камуфлируется. Яркий образец подобной маскировки можно найти в «Евгении Онегине» Александра Сергеевича Пушкина.
Главный герой по семейным обстоятельствам из Петербурга приезжает в деревню. Там он знакомится с соседними помещиками — молодым поэтом Ленским и сёстрами Лариными, одна из сестёр — Татьяна — признаётся ему в любви. Но Онегин не отвечает ей взаимностью. Вскоре он уезжает из деревни, много путешествует, а когда приезжает в Петербург, встречает на балу уже замужнюю Татьяну. Онегин понимает, что любит Татьяну. Он пишет ей письмо, признаваясь в своих чувствах. Перечисляя разлучившие их обстоятельства, Онегин упоминает и смерть своего друга, Ленского. Вот как он это делает:
«Ещё одно нас разлучило...
Несчастной жертвой Ленский пал...»
Складывается впечатление, что Онегин непричастен к гибели друга. Но это не так, ведь Ленский погиб на дуэли, а стрелял в него сам Онегин. Однако убийца не видит своей вины, настолько им овладело самооправдание.
«С того момента как человек оправдывает то, чему нет оправдания, он отделяет, изолирует себя от Бога», — говорил преподобный Паисий Святогорец, один из самых известных подвижников двадцатого века. Душевное опустошение, охватившее Онегина в финале романа, связано в том числе и с его неспособностью увидеть себя без личины самооправдания.
Тем ярче выступает на этом тёмном фоне внутренняя красота Татьяны. Несмотря на то, что она со времени их первой встречи в деревне любит Онегина, Татьяна без колебаний выбирает верность мужу.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Великосельский Кремль (с. Великое, Ярославская область)

Есть под Ярославлем село Великое. Первые письменные упоминания о нём относятся к концу 14 столетия. На его древней земле русские воины бились с ордынцами и сходились в междоусобных схватках удельные князья. В 1612-м по пути на Москву в Великом останавливались войска Народного ополчения Минина и Пожарского. А в 1702-м здесь побывал Пётр Первый. На одном из великосельских домов сегодня можно даже увидеть табличку, которая сообщает, что именно здесь царь тогда заночевал. Позже Пётр пожаловал село Великое своему ближайшему соратнику, фельдмаршалу, князю Аниките Репнину. В 1709-м году по распоряжению нового владельца в селе был построен храм Рождества Пресвятой Богородицы — в память о разгроме шведов под Полтавой. Спустя тридцать лет потомки фельдмаршала возвели рядом с Богородице-Рождественским ещё один храм — Покровский. А между ними — высокую многоярусную Соборную колокольню. Уже в то время величественный храмовый ансамбль в центре села, на берегу пруда стали именовать Великосельским Кремлём. Именно так называют его и сегодня. Сохранившийся до наших дней Великосельский Кремль — одна из жемчужин Ярославщины.
Добраться до села Великое из Москвы несложно: на 253-м километре Ярославского шоссе сворачиваем направо по указателю «Гаврилов Ям». Ещё 11 километров, и мы на месте. Кремль виден сразу. Над приземистым одноэтажным зданием из красного кирпича — пять больших, цвета сочной летней зелени, чешуйчатых куполов. Чуть поодаль — изящная, лёгкая белокаменная Покровская церковь с голубой кровлей и такого же цвета главками. Объединяет два этих очень разных с точки зрения архитектуры храмов высокая арочная колокольня. Сохранились фрагменты ограды, которая когда-то опоясывала храмовый комплекс — ворота и три угловые башенки-часовни.
С начала 1930-х Великосельский Кремль стоял закрытым и заброшенным. Вернули его Русской Православной Церкви только в 2004 году. К счастью, ансамбль удивительно хорошо сохранился. На алтарных окнах Покровского храма можно увидеть цветные изразцы — бело-голубые плитки с миниатюрными изображениями церквей, фигурами людей и животных. Внутри Богородице-Рождественского храма сохранились фрагменты фресок — иллюстрации евангельских притч и Христовых чудес. А на западной стене изображён Страшный суд. В ходе реставрации, которая идёт полным ходом, старинные фрески будут восстановлены. Но чтобы полюбоваться величественным Великосельским Кремлём, не обязательно ждать окончания работ. Можно приехать в Великое прямо сейчас. Помолиться в храмах Кремля и прикоснуться к его истории.
Все выпуски программы ПроСтранствия