
Фото: Kazuo ota / Unsplash
В середине XIX века в России возрос интерес к национальной истории, культуре и традициям. Особенно это прослеживалось в сфере искусства: русские художники, литераторы и музыканты стали чаще брать за основу своих произведений русские фольклорные и исторические сюжеты. Среди музыкантов эта идея принадлежала творческому объединению композиторов, которое образовалось в Санкт-Петербурге в конце 50-х — начале 60-х годов XIX века. В него входили пять талантливых композиторов: глава кружка — Милий Балакирев, Модест Мусоргский, Николай Римский-Корсаков, Цезарь Кюи и Александр Бородин. Своей целью они определили создание и развитие национальной русской музыки, поэтому изучали церковное пение и фольклор, чтобы использовать русские мотивы в музыкальных произведениях. В 1867 году художественный и музыкальный критик Владимир Стасов написал об этих композиторах в газете «Санкт-Петербургские ведомости»: «сколько поэзии, чувства, таланта и уменья есть у маленькой, но уже "Могучей кучки" русских музыкантов». С этого момента объединение стали называть «Могучей кучкой». Идеи этого кружка нашли особое отражение в опере — театрализованном музыкальном произведении. За основу сюжетов для опер композиторы не раз брали события из истории России.
Так, в 1874 году на сцене Мариинского театра была поставлена опера Модеста Мусоргского «Борис Годунов». Сюжетная линия создавалась по мотивам трагедии, написанной Александром Пушкиным о царе Борисе, который правил Русским царством в годы Смутного времени. Кроме этого, для написания либретто композитор использовал «Историю государства Российского» Николая Карамзина. Постановка понравилась публике, но получила и критические отзывы за музыкальную составляющую. В 1881 году Мусоргский умер, а оперу «Борис Годунов» спустя 15 лет отредактировал и представил Николай Римский-Корсаков. Именно в этой версии «Борис Годунов» получил широкую популярность.
Кроме этой оперы Римский-Корсаков дописал и представил ещё одно музыкальное произведение Модеста Мусоргского — оперу «Хованщина». Мусоргский работал над ней вплоть до своей смерти, знакомился с трудами историков и документами. Опера погружала зрителей в атмосферу конца XVII века, когда в ходе стрелецкого бунта в Москве ненадолго утвердилась власть князя Ивана Хованского.
Одним их самых ярких произведений представителей «Могучей кучки» стала опера Александра Бородина — «Князь Игорь». В её основу лёг сюжет памятника древнерусской литературы — «Слово о полку Игореве», который рассказывает о трагическом походе на половцев князя Игоря Святославовича из Новгород-Северского княжества. Сценарий для оперы подготовил критик Владимир Стасов, опираясь на этот текст Бородин создал либретто. Музыкант тоже обращался к летописям и даже половецкому фольклору, чтобы лучше воссоздать национальный колорит и атмосферу.
Кроме опер, композиторы «Могучей кучки» создали множество музыкальных шедевров, знаменитых в России и за рубежом. Их произведения смогли сочетать в себе глубокую любовь к русской культуре и музыкальное мастерство. Благодаря «Могучей кучке» русская национальная музыка получила новый вектор развития и нашла своё продолжение в творчестве музыкантов последующих поколений. Сейчас оперы «Борис Годунов», «Хованщина» и «Князь Игорь» продолжают ставить в российских и зарубежных музыкальных театрах, где зрители могут услышать невероятную музыку и погрузиться в атмосферу исторического прошлого.
Все выпуски программы Открываем историю
Валентин Серов. Портрет императора Александра Третьего
Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Как же мне нравится парадный кабинет Александровского дворца в Царском селе, Маргарита Константиновна!
— Да, здесь по-домашнему тепло и уютно, Андрей Борисович.
— Потому что всё обустроено с любовью — резная деревянная лестница на галерею, изразцовый камин, круглый стол под голубым абажуром!
— И картины подобраны с душой — проникновенные пейзажи, выразительные портреты. Даже парадное изображение Александра Третьего не выглядит протокольным. Император, представленный в полный рост, словно вышел нам навстречу — живой, человечный.
— Ну ещё бы — ведь портрет написал Валентин Серов! Ему всегда был чужд формализм. Любые заказы талантливый живописец выполнял нестандартно. А эту картину художнику поручили писать при особых, печальных обстоятельствах, и он проникся своей миссией.
— Насколько я помню, портрет был написан после смерти Александра Третьего?
— Да, через несколько месяцев, в 1895 году.
— Удивительно, что изображение, написанное без сеансов позирования, получилось настолько живым. Смотришь и угадываешь характер императора — твёрдый и то же время великодушный. Спокойный уверенный взгляд серых глаз, лёгкая улыбка прячется в усах. Как можно было так достоверно передать эмоции человека, не глядя на него?
— Серов использовал фотографии. Кроме того, он уже не в первый раз писал Александра Третьего. Ранее художник выиграл конкурс на создание портрета царской семьи в память о чудесном спасении Романовых в октябре 1888 года. Помните, на станции Борки, в пятидесяти километрах от Харькова?
— Это во время крушения поезда?
— Совершенно верно! Царская семья возвращалась из Крыма, когда произошла катастрофа на железнодорожных путях. Супруга и дети Александра Третьего уцелели благодаря его богатырской силе. По свидетельствам очевидцев, государь держал на своих плечах рухнувшую крышу вагона, чтобы его спутники могли выбраться из-под завалов.
— Валентин Серов передал исполинскую мощь императора. Кажется, царю тесно в рамках портрета. И генеральский мундир подчеркивает выправку Александра Третьего. Военный костюм для него — словно вторая кожа.
— Так и было! Царь предпочитал эту одежду любой другой. Носил один и тот же военный мундир, пока сукно не сотрётся.
— При этом в годы его правления не было ни одной войны!
— За что Александр Третий и получил в народе прозвание «миротворец».
— Миротворец, богатырь, аристократ, чуждый внешнего лоска. Именно таким император предстает на картине Валентина Серова. Таким его и знали современники — подданные, придворные.
— И родные. Недаром этот портрет Александра Третьего любил его наследник, последний русский император Николай Второй. Он велел повесить картину Серова в Александровском дворце — своей любимой резиденции в Царском селе.
— Наверное, Николай Александрович смотрел на это полотно и вспоминал тёплые моменты, связанные с отцом.
— Да, от портрета Александра Третьего кисти Валентина Серова веет сердечным теплом. Картина не просто украшает парадный кабинет, она хранит семейную атмосферу, которая царила здесь в конце девятнадцатого — начале двадцатого века.
Портрет императора Александра Третьего кисти художника Валентина Серова можно увидеть в Государственном музее-заповеднике «Царское село» в Санкт Петербурге.
Все выпуски программы: Краски России
Аполлинарий Васнецов. «Шум старого парка»
Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Маргарита Константиновна, какое всё-таки удивительное место — московский музей Аполлинария Васнецова. Здесь можно увидеть, как жил художник, и одновременно полюбоваться его полотнами. Хорошо, что мы с вами сегодня решили сюда заглянуть.
— Соглашусь с тобой, Наташа, идея мемориально-художественной экспозиции музея просто замечательная. Здесь, в доме № 6 по Фурманному переулку, художник Аполлинарий Михайлович Васнецов поселился с женой и сыном в 1903-м году. И прожил тридцать лет. Обстановка квартиры — мебель, книги, предметы обихода, кабинет и домашняя мастерская художника — сохранилась в точности такой, как была когда-то при нём.
— Чувствуется дух и настроение той эпохи! Маргарита Константиновна, а Музей Аполлинария Васнецова — это ведь филиал Третьяковской галереи?
— Совершенно верно, Наташенька. Здесь представлены художественные работы Аполлинария Михайловича разных лет — графика, живопись. Небольшие наброски, этюды. И крупные, значимые произведения.
— А какие, например?
— Мы сейчас находимся в зале, который называется «Пейзаж». И вот, посмотри, прямо перед нами — картина Аполлинария Васнецова «Шум старого парка». Художник написал её в 1926 году.
— Вы имеете в виду вот эту, на которой изображён седой мужчина? Он сидит на каменной скамье у пруда, задумчиво подперев голову рукой, и смотрит на подёрнутую рябью воду. А вокруг шумят густыми кронами огромные деревья...
— Да, Наташа, я говорю именно об этом пейзаже. Как поэтично ты описала его настроение! Действительно, кажется, что слышен шум ветра, который раскачивает вековые деревья и треплет шторы на окнах усадебного дома с мезонином. Вот он, видишь, в левой части полотна? В доме горит свет, на старый парк опускаются сумерки. В такой обстановке невольно хочется размышлять, вспоминать...
— Кажется, это и делает седовласый, пожилой герой картины — да, Маргарита Константиновна? Наверное, он полон дум о безвозвратно ушедшем прошлом, о быстротечности жизни.
— И впрямь, Наташенька, Аполлинарий Михайлович смог передать зрителям настроение и мысли его героя. Кстати, работу «Шум старого парка» искусствоведы называют художественным завещанием Аполлинария Васнецова.
— А почему?
— Ну, во-первых, об этом упоминал сам живописец. О пейзаже «Шум старого парка» он говорил: «Это эпилог пройденного мною жизненного пути». Художнику было уже за семьдесят, когда он написал картину. Она стала последней его работой. Кроме того, её созерцательное, философское настроение навеяно трагическим событием — в 1926-м скончался его родной брат, знаменитый живописец Виктор Васнецов. Аполлинарий Михайлович потерял не только старшего брата, но и наставника, единомышленника, друга.
— Вероятно, потеря побудила живописца к размышлениям о скоротечности земного бытия, о том, что мы оставляем после себя в этой жизни. И эти мысли он отразил в пейзаже «Шум старого парка».
— Верно, Наташа. Картина автобиографична и в какой-то степени даже исповедальна. Исследователи творчества Аполлинария Васнецова считают, что в ней звучит не только ностальгия о былом, но и христианское смирение перед неизбежностью перехода в вечность.
— Маргарита Константиновна, а вы заметили парадокс: обычно ветер символизирует тревогу, волнение. Но у Аполлинария Васнецова на полотне «Шум старого парка» ветер навевает покой, и, как вы сами только что сказали — смирение. Удивительно, правда?
— Что ж, такому мастеру как Аполлинарий Михайлович, это вполне под силу. Недаром он считается одним из ярчайших пейзажистов своей эпохи. И ведь на самом деле, картина наполнена не только светлой грустью о прошедшем. Примечательно, что в ней нет ни тоски, ни горечи. Только любовь и благодарность за всё, что было в жизни.
— И если, по мнению искусствоведов, полотно является своеобразным завещанием художника, то он как будто бы говорит: да, жизнь быстротечна. Но именно поэтому нужно наполнить её смыслом.
— По-моему, замечательный совет даёт всем нам Аполлинарий Михайлович Васнецов на своей картине «Шум старого парка»!
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Алексей Венецианов. «Крестьянка с бабочками»
Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Ну, полно вам, Андрей Борисович! Я себя чувствую звездой кинематографа на красной ковровой дорожке. Вы уже, наверное, сто снимков сделали. На старом фотоаппарате уже давно бы пленка кончилась.
— Не могу ничего с собой поделать, Маргарита Константиновна! Так хочется запечатлеть бескрайние окские просторы, пшеничное поле с васильками вдоль межи и вас в красном сарафане! ...Так, стоп, замрите!
— Что такое?
— Ничего страшного! Просто вам на плечо села бабочка, постарайтесь не шевелиться!
— Ну вот, теперь я не кинозвезда, а героиня картины Алексея Венецианова «Крестьянка с бабочками». Помните этот портрет? Женская головка в алой косынке на фоне спелой ржи.
— Замечательное произведение начала девятнадцатого века! Девушка, срезающая на поле спелые колосья, подняла к лицу руку, чтобы смахнуть пот. И замерла, потому что прямо на ладонь к ней сели две бабочки. А вот вы, Маргарита Константиновна, все-таки пошевелились, улетела наша красавица! Какие кадры пропали! ...А картину Венецианова, о которой вы говорите, я видел всего два месяца назад.
— Правда?
— Да, ездил в Рязань и побывал в художественном музее. И даже, представьте себе, сделал там несколько снимков смартфоном. Вот, посмотрите, мне кажется, они удачные!
— Ну-ка, позвольте. О, да! Очень хорошо получилось. Отличная цветопередача!
— Я старался! Ведь цвет здесь очень важен. Венецианов настоящий поэт, он воспел свою героиню в красках. Колосья оттеняют золотой загар крестьянки, её глаза сродни василькам, алая косынка подчеркивает нежный румянец и губы.
— А серп в руке героини картины что означает? Вам не кажется, что орудие, которым крестьяне срезали спелые колосья, выглядит тревожно близ девичьего лица?
— Острый клинок, изогнутый полумесяцем и впрямь привносит напряжение в пасторальную картину. Полагаю, он здесь — символ скоротечности времени. В Библии итог человеческой жизни не раз сравнивается с жатвой.
— То есть, Алексей Венецианов своей картиной «Крестьянка с бабочками» хотел сказать, что молодость проходит, пройдет и жизнь?
— Вряд ли он был столь категоричен в своем художественном замысле. Мне кажется, Алексей Венецианов призывает ценить каждое мгновение жизни, благодарить Бога за красоту, которая нас окружает. Замирать, когда на твою руку садится бабочка. Это, кстати, тоже яркий символ!
— Бабочка?
— Ну, конечно! Образ преображения. Превращение гусеницы в бабочку — метафора продолжения человеческой жизни по окончании земного пути. Алексей Венецианов верит, что расставшись с бренным телом, человеческая душа станет крылатой. Как это удивительное творение Божие, что опять красуется у вас на плече.
— Сфотографируйте меня скорее, Андрей Борисович!
— С радостью, Маргарита Константиновна! Готово!
— Замечательно! Я распечатаю снимок, буду смотреть на него и вспоминать этот день, поле с васильками, наш разговор об удивительной картине Алексея Веницианова «Крестьянка с бабочками». И благодарить Бога за радость, которая мне дана.
Картину Алексея Венецианова «Крестьянка с бабочками» можно увидеть в Рязанском государственном областном художественном музее имени Ивана Пожалостина.
Все выпуски программы: Краски России