
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 108 зач., XII, 1-3.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Как-то я встретил один афоризм — и он очень мне понравился, потому что он созвучен словам апостола Павла из 12-й главы послания к Римлянам — отрывок из которой сегодня читается за богослужением в храмах. А звучит афоризм так: «Кто идёт в ногу с веком сим, тот опоздает в вечность». Давайте послушаем отрывок и продолжим наши размышления.
Глава 12.
1 Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего,
2 и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.
3 По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил.
Апостол Павел противопоставляет две «жизненные стратегии»: «по миру сему» — и по Божьей воле. Другими словами, для него принципиально важным является то, в какой «системе координат» человек существует: сообразно окружающему миру — либо сообразно Евангелию.
Если с «миром сим» всё более-менее понятно и знакомо — для большинства — то вот со следованием воле Божией — всё сложнее. Давайте внимательнее всмотримся в то, как именно описывает апостол Павел самое существо Божьей воли.
Итак, воля Божия — «ἀγαθὸν καὶ εὐάρεστον καὶ τέλειον». Благая, угодная и совершенная. И сразу — вопросы: оказывается, нет единого понимания в этимологии корня «благой» — ἀγαθὸν. Интересна версия о том, что в основе лежит корень ag- «угодный или годный». Воля Божия — то, что «вполне годится», «в самый раз», — если совсем упростить.
Второе слово — εὐάρεστον — εὖ «хорошо» + ἀρέσκω «подгонять, прилаживать», «делать подходящим». Неожиданно, не так ли? Одна только деталь — для кого — подходящим?
И, наконец, третье слово — τέλειον — «полноценный, достигший цели», «исполненный до конца замысел».
Теперь попробуем «переговорить» эти три ключевых понятия на доступном русском языке. Сразу понятно, что воля Божия не выступает «антагонистом» по отношению к человеку как таковому: задача Господа — не «проутюжить», или «закатать» под асфальт человека Своей безграничной властью, а, напротив, помочь ему «сбыться», состояться. И следоваение Его воле — совершенно соразмерно человеку, «по нему сшито» — то есть учитывает все те «вводные», которые у каждого из нас имеются. Наша, самостоятельная воля, всегда «подпорчена»: костюмчик, который мы сами для себя «кроим» своими руками и подручными инструментами, никогда не будет нам «впору» — не только потому, что руки... ну немного кривоваты, но и потому, что весь инструментарий — подпорченный, далёк от идеального. Как ни крои, сколько много материала ни изведи — то узко, то обвисает. И всё — «не в пору!»
Как же нам научиться следованию воле Божией — тому самому замыслу Творца о каждом из нас, который только и позволяет нам «сбыться» максимально? Ответ — в завершающих сегодняшнее чтение словах апостола: не думать о себе слишком много. То есть — не смотреть на самого себя, как на собственный, авторский проект — а предоставить самих себя Богу как послушный Ему, нашему Господину и Мастеру, податливый материал — только в руках Которого и может быть вылеплена Им — а не только нами! — самая «годная» для нашей личности форма!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Храм Покрова Пресвятой Богородицы (с. Черкасское, Пензенская область)
Село Черкасское в Пензенской области — тихий уголок русской глубинки с узкими улицами и простыми деревенскими домами. Но почти на окраине, за которой — только луга и лес, возвышается семиглавый храм из тёмно-красного кирпича. Высоко серебрятся кресты на его серых куполах-луковицах. Это — сельская церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
Дата её постройки — 1898 год. Возвести величественный храм в небольшом селе помогла Надежда Михайловна Рихтер, известная пензенская благотворительница. Её усыпальница находится на территории церкви. Храм выполнен в сложной манере эклектизма — то есть, смешения разных исторических и архитектурных стилей. К основному зданию примыкают сразу две объединённые между собою колокольни. Церковь выглядит как бы многослойной, многоступенчатой и объёмной. Украшения фасада удивляют разнообразием. Здесь и кокошники — полукруглые декоративные элементы, напоминающие женский головной убор; и пилястры — выступы на стенах в форме колонн; и так называемые «сухарики» — особый зубчатый орнамент. Любопытно, что изначально кресты на куполах были облицованы зеркальным стеклом и, по воспоминаниям старожилов села, сияли даже в облачный день.
В годы советской власти Покровский храм в пензенском селе Черкасском постигла та же участь, что и тысячи других по всей стране. Он был закрыт, какое-то время использовался в хозяйственных целях, а потом постепенно начал разрушаться, зарастать травой и кустарниками. Перед самым закрытием церкви сельчанам удалось вынести оттуда большую часть икон, которые потом хранились в семьях и передавались из поколения в поколение. Сегодня многие из них вновь вернулись в храм — в начале 2000-х годов Покровскую церковь передали сельской православной общине и отреставрировали. И снова, как когда-то, поклониться её святыням приезжают верующие со всей Пензенской области и из других регионов. В храме есть чудотворная икона Божией Матери «Хлебная». Перед нею молятся об избавлении от материальных трудностей. А ещё здесь прямо на глазах у всех происходит чудо — обновляется икона «Тайная вечеря». Когда она вернулась в храм в 2017 году, изображение с трудом можно было различить. Теперь образ постепенно проявляется, краски становятся ярче и насыщеннее.
Покровский храм в селе Черкасском тоже кажется настоящим чудом — величественный корабль посреди моря бескрайних лугов, на борту которого можно укрыться от жизненных бурь и невзгод.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Храм Сорока Мучеников Севастийских (Переславль-Залесский, Ярославская область)
Переславль-Залесский — тихий городок на Ярославщине, одна из точек Золотого Кольца России. Здесь деревянные домики соседствуют с древними храмами. В живописном месте, на берегу Плещеева озера, там, где в него впадает река Трубеж, стоит одна из красивейших в городе церквей — храм Сорока Мучеников Севастийских. В народе его зовут Сорокосвятским. Вокруг — камыши, плакучие ивы и лодочные причалы. Всё почти так же, как и несколько веков назад, когда здесь располагалась Рыбацкая слобода. Выходцы из неё — московские купцы Иван и Михаил Щелагины и построили храм Сорока Мучеников, пожертвовали средства на его возведение. Пятиглавая церковь поднялась над водами озера в 1755 году. Её построили на месте старой, деревянной, которая стояла здесь с середины 17 века и сильно обветшала.
До нас дошли некоторые сведения из прошлого о приходской жизни Сорокосвятской церкви. Вот, к примеру, запись из епархиальной ведомости от 1876 года: «Числится 205 душ мужского пола и 199 женского. Церковные документы хранятся в целости. Утварью, ризницей, святыми и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно». Расцвет храма Сорока Мучеников Севастийских в Переславле-Залесском пришёлся на конец 19 — начало 20 века. Тогда его настоятелем был протоиерей Евгений Елховский, прославленный впоследствии Русской Православной Церковью как священномученик. Именно при отце Евгении храм был расписан снаружи. Работал над росписью переславский живописец Василий Шманаев. И сегодня на одной из церковных стен сохранилась монументальная фреска, изображающая подвиг сорока Севастийских мучеников на покрытом льдом озере.
Церковь стоит буквально в нескольких метрах от Плещеева озера, словно в напоминание о подвиге мучеников, которые замерзали от холода, стоя на льду. Храм кажется то парящим над водой, то плывущим по ней, подобно большому кораблю. Кое-где волны плещутся у самых его стен. Горожане называют Сорокосвятский храм на озере «переславской Венецией». А историки причисляют церковь Сорока Мучеников к редким образцам провинциального приходского храма в изысканном стиле «елизаветинского барокко». К примеру, в этом же стиле построены Зимний и Петергофский дворцы, а также Смольный собор в Санкт-Петербурге. Для этого направления характерны обилие декоративных элементов — резьбы и орнамента, а также яркие цветовые контрасты. Всё это соединилось в архитектуре Сорокосвятского храма в Переславле-Залесском. Его стены красно-карминового цвета, купола с серебристыми и зелёными луковками, и высокий шпиль колокольни, видны издалека.
А ведь в советские годы этот уникальный архитектурный памятник и святыню чуть было не уничтожили. В 1938-м храм закрыли. Хотели взрывать, но вступились местные рыбаки. Заявили, что храм служит для них своего рода маяком, ориентиром, когда они уходят за рыбой далеко от берега. Власти прислушались и здание церкви сохранили. На долгие годы в нём расположилась лодочная спасательная станция. Островом духовного спасения посреди вод Плещеева озера остаётся он и сегодня — отреставрированный и возвращённый верующим.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Дарить тепло

Фото: finhov / Pexels
Проснулся я сегодня рано. И первым делом распахнул шторы в спальне. На дворе лето. Сквозь сочную листву пробивается солнце, отовсюду доносится радостный щебет птиц. Только мне не очень-то и весело — я болею. Пошёл на кухню и вместо чашки любимого ароматного кофе, запах которого я всё равно едва ощущаю, — заварил себе чай с лимоном и мёдом. В квартире тишина. Мои домашние разъехались кто-куда. А я остался один. Сижу и думаю: как же это грустно болеть, особенно в одиночестве. И так себя жалко стало... Полез в телефон отвлечься. Листаю фотографии и тут на глаза мне попалась фотография, сделанная несколько лет назад на отдыхе в деревне. На снимке извилистая, поросшая травой дорога к дому моего деда. У калитки, рядом с кустами густо цветущего шиповника, стоит он сам и радостно машет мне рукой. Деду в этом году исполнилось 90! Для меня он — пример невероятной силы духа и доброты. Дед всегда стойко и с верой переносил все невзгоды и нас, внуков, учил тому же. Я вспомнил те дни, проведённые с ним в деревне, и мне сделалось так хорошо, так светло на душе. От моей хандры не осталось и следа. «Спасибо, Господи, за те тёплые моменты!», — подумал я и по памяти набрал знакомый номер, чтобы услышать на том конце провода дорогой моему сердцу голос деда.
Текст Дарья Никольская читает Илья Дрознин
Все выпуски программы Утро в прозе











