
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 108 зач., XII, 1-3.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Как-то я встретил один афоризм — и он очень мне понравился, потому что он созвучен словам апостола Павла из 12-й главы послания к Римлянам — отрывок из которой сегодня читается за богослужением в храмах. А звучит афоризм так: «Кто идёт в ногу с веком сим, тот опоздает в вечность». Давайте послушаем отрывок и продолжим наши размышления.
Глава 12.
1 Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего,
2 и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.
3 По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил.
Апостол Павел противопоставляет две «жизненные стратегии»: «по миру сему» — и по Божьей воле. Другими словами, для него принципиально важным является то, в какой «системе координат» человек существует: сообразно окружающему миру — либо сообразно Евангелию.
Если с «миром сим» всё более-менее понятно и знакомо — для большинства — то вот со следованием воле Божией — всё сложнее. Давайте внимательнее всмотримся в то, как именно описывает апостол Павел самое существо Божьей воли.
Итак, воля Божия — «ἀγαθὸν καὶ εὐάρεστον καὶ τέλειον». Благая, угодная и совершенная. И сразу — вопросы: оказывается, нет единого понимания в этимологии корня «благой» — ἀγαθὸν. Интересна версия о том, что в основе лежит корень ag- «угодный или годный». Воля Божия — то, что «вполне годится», «в самый раз», — если совсем упростить.
Второе слово — εὐάρεστον — εὖ «хорошо» + ἀρέσκω «подгонять, прилаживать», «делать подходящим». Неожиданно, не так ли? Одна только деталь — для кого — подходящим?
И, наконец, третье слово — τέλειον — «полноценный, достигший цели», «исполненный до конца замысел».
Теперь попробуем «переговорить» эти три ключевых понятия на доступном русском языке. Сразу понятно, что воля Божия не выступает «антагонистом» по отношению к человеку как таковому: задача Господа — не «проутюжить», или «закатать» под асфальт человека Своей безграничной властью, а, напротив, помочь ему «сбыться», состояться. И следоваение Его воле — совершенно соразмерно человеку, «по нему сшито» — то есть учитывает все те «вводные», которые у каждого из нас имеются. Наша, самостоятельная воля, всегда «подпорчена»: костюмчик, который мы сами для себя «кроим» своими руками и подручными инструментами, никогда не будет нам «впору» — не только потому, что руки... ну немного кривоваты, но и потому, что весь инструментарий — подпорченный, далёк от идеального. Как ни крои, сколько много материала ни изведи — то узко, то обвисает. И всё — «не в пору!»
Как же нам научиться следованию воле Божией — тому самому замыслу Творца о каждом из нас, который только и позволяет нам «сбыться» максимально? Ответ — в завершающих сегодняшнее чтение словах апостола: не думать о себе слишком много. То есть — не смотреть на самого себя, как на собственный, авторский проект — а предоставить самих себя Богу как послушный Ему, нашему Господину и Мастеру, податливый материал — только в руках Которого и может быть вылеплена Им — а не только нами! — самая «годная» для нашей личности форма!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 116 зач., XV, 1-7.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Вера имеет различные степени, и вполне очевидно, что есть те, чья вера сильна и действенна, а есть и другие люди — их вера находится на этапе становления. У апостола Павла есть очень интересные мысли о том, как должна себя проявлять сильная вера, и об этом апостол рассказал в 15-й главе своего Послания к Римлянам. Отрывок из этой главы звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте его послушаем.
Глава 15.
1 Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать.
2 Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию.
3 Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня.
4 А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду.
5 Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса,
6 дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа.
7 Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.
Первая строка только что прозвучавшего отрывка апостольского послания отсылает нас к предшествующим размышлениям апостола Павла, в частности, к 14-й главе его Послания к Римлянам. В ней есть такие слова: «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» (Рим. 14:14). Павел был уверен, что в Церкви у каждого человека свой путь, и чья-то вера колеблется, а потому такой человек очень внимателен к пищевым ограничениям; он боится себя чем-либо осквернить, полагая, что идоложертвенная пища что-то значит, как что-то значат и сами идолы. Обращаясь к римским христианам из числа евреев, апостол Павел подразумевал и тех из них, кто продолжал быть под игом закона Моисея, не имея веры для освобождения от него. Таких людей апостол называл «немощными в вере» (Рим. 14:1).
Почему же люди, столь внимательные к пищевым ограничениям и боящиеся осквернения, а также соблюдающие закон Моисея, немощны в вере? Мы привыкли, что слабость веры проявляется иначе — как пренебрежение какими-либо ограничениями. Дело здесь в том, что Павел не верил в идолов, как не верил в действенность отжившего своё закона. Павел вообще ни во что не верил, кроме Христа. Сам он свою убеждённость выразил так: «Идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого» (1Кор. 8:4). А если это так, то осквернить человека может лишь то, что его отделяет от Бога; отделяет же от Бога грех, но никак не идоложертвенная пища или же несоблюдение, скажем, ритуальных постановлений книги Левит.
Но как быть с теми, кто ещё не взошёл на должную высоту веры?
Прозвучавший сегодня отрывок даёт нам исчерпывающий ответ: если вера человека сильна, то он должен «сносить немощи бессильных и не себе угождать». Иными словами, ему не стоит надмеваться собственной верой, не стоит гордиться, но подобает помогать тем, кто ещё слаб. Святой праведный Иоанн Кронштадтский прокомментировал эту мысль апостола Павла так: «Итак, по примеру Иисуса Христа, мы должны непременно носить на себе немощи немощных и не думать о своих выгодах, когда дело идёт о помощи ближнему. И как хорошо это делать! Мы подражаем в этом случае Самому Господу, Который, конечно, наградит по-Божески усердие верных Своих слуг, служащих своим братиям».
Увы, но зачастую получается нечто иное: мы, если ощущаем себя сильными в вере, свою силу пытаемся выставить на показ; мы редко обладаем той деликатностью, которая позволяет никого не уязвить. Апостол Павел сегодня призывает нас задуматься об этом. Ну а тех, кто ещё слаб, апостол призывает не переживать из-за этого, а с верой и надеждой на Христа идти своим путём ко спасению, памятуя, что силу веры подаёт просящим Воскресший из мёртвых Спаситель мира.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Философия родины и веры»

Гость программы — Николай Кавкин, философ, студент философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, помощник депутата Государственной думы Российской Федерации.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Поможем большой семье обрести дом

Николай — многодетный папа и очень трудолюбивый человек. Вместе со своей большой семьёй — супругой и пятерыми ребятишками — он много лет жил в сельской местности и работал на собственной ферме, которую построил вдвоём с отцом. От него Николай перенял любовь к труду, бережное отношение к земле и всему живому. Но сейчас от той прежней жизни осталась только привычка рано вставать. Любимой фермы и родного дома больше нет.
Однажды их село в Луганской области начали бомбить. Николаю с семьёй пришлось без раздумий оставить всё и уехать. В надежде найти жильё и работу они сменили несколько городов. И недавно вернулись в Луганскую область. От родного села почти ничего не осталось, поэтому семья обосновалась в другом. Здесь они обрели временный дом. Глава семьи устроился трактористом на ферму, а его супруга уборщицей. Детей пристроили в местную школу. Понемногу жизнь семьи стала налаживаться. Но сейчас возникла новая проблема. Необходимо найти другое жильё. Ведь очень скоро Николаю с супругой и детьми придётся покинуть временный приют.
Неподалёку, в том же селе, где они находятся сейчас, есть небольшой старый дом. Если его отремонтировать, в нём можно будет жить. А рядом с домом есть участок земли, на котором возможно создать своё хозяйство, что стало бы большим подспорьем для многодетной семьи. Покрыть часть затрат на новое жильё мог бы материнский капитал. Однако оформить его самостоятельно супругам не удалось.
Разобраться с документами, приобрести участок земли и отремонтировать дом им поможет Благотворительный фонд «Ясное дело». Сейчас на сайте фонда открыт сбор для многодетной семьи Николая, и вы можете его поддержать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов