
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Ждет-пождёт с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи;
Не видать милого друга!
Только видит: вьётся вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белёшенька земля.
В данном отрывке из сказки Пушкина целых пять глаголов с постфиксом СЯ — морфемой, стоящей в самом конце слова. И сегодня мы об этом постфиксе и поговорим. Он образовался из старославянского возвратного местоимения «ся», что значит «себя». Поэтому глаголы с такой морфемой на конце называются возвратными. И вот здесь кроется корень споров по поводу употребления СЯ, или его варианта, СЬ, в слове «извиняюсь». Некоторые считают, что данный постфикс здесь имеет значение «себя», то есть «извиняюсь» — это «извиняю себя». А это невежливо.
Однако постфикс СЯ не всегда можно так напрямую перевести как возвратное местоимение. Например, глагол «смеяться» невозможно понять как «смеять себя». А в предложении «Лошадь лягается» животное само себя не лягает. Дело в том, что в русском языке морфема СЯ имеет множество значений.
Словарь Владимира Даля приводит 5 определений этого постфикса. Одно из них — участие в процессе, совершение действия. Прощаюсь — участвую в прощании, радуюсь — участвую в радости.
Так и слово «извиняюсь» не имеет значения «извиняю себя». Постфикс СЯ в данном случае говорит о том, что я сам произвожу действие. Как в словах «отказываюсь», «двигаюсь» и так далее. Итак, с определением постфикса, кажется, разобрались. Но ведь есть ещё один нюанс, который связан со словом «извиняюсь». Грамотно ли так говорить? Некоторые интернет-филологи сегодня уверенно утверждают, что это просторечно-разговорная форма. Хочу поспорить с такой позицией. Само слово «извиняюсь» не является просторечным. Просто оно требует определённой формы употребления.
По законам русского языка нужно говорить «извиняюсь за что-то» или «извиняюсь в том, что». То есть необходимо назвать причину вашего извинения. Вы скажете, ну вот, новое правило! Однако оно — старое, просто о нём почему-то часто забывают. А ведь русские классики использовали слово «извиняюсь» именно так.
«Опять тысячу раз извиняюсь, что сбиваюсь с прямой дороги в сторону», — например, писал в письме Достоевскому Иван Гончаров. Встречаем мы такую формулу извинения и в письмах Пушкина, и других писателей.
Итак, существует множество способов попросить прощения: извините, прошу простить, примите извинения, извиняюсь за свой поступок — все эти варианты грамотны. Главное — приложить к ним искренность и уважение к собеседнику.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Музыка и вера». Амвросий Тарасов

Гостем программы «Вечер воскресенья» был музыкант, доцент кафедры народного инструментального искусства Санкт-Петербургского института культуры Амвросий Тарасов.
С пяти лет он играет на балалайке, сейчас преподаёт, выступает с оркестрами и ансамблями, а также руководит Всероссийским конкурсом-фестивалем «Балалайка во фраке». В 2025 году фестиваль проходит во второй раз — с 25 по 31 октября в Петербурге при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Амвросий рассказал о своём пути в музыку, о вдохновляющих учителях и учениках, о том, как меняется восприятие искусства с возрастом и почему народная музыка снова вызывает интерес у молодёжи. Также наш гость поделился воспоминаниями о детстве в семье священника, о помощи отцу в алтаре и о том, как вера, заложенная с ранних лет, становится личным опытом.
Кроме того Амвросий говорил о радости отцовства, которое, по словам музыканта, стало для него самой настоящей «точкой полноты жизни».
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Суета и духовная жизнь». Прот. Григорий Крыжановский, Евгения Белонощенко, Сергей Комаров
В этом выпуске «Клуба частных мнений» протоиерей Григорий Крыжановский, основательница сети развивающих клубов для детей Евгения Белонощенко и публицист, катехизатор, главный редактор издательства «Никея» Сергей Комаров размышляли о том, что такое суета, как она влияет на жизнь человека, в том числе, на ее духовную сторону.
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Энни Джонстон «Гости Маленького полковника» — «Дорога любящего сердца»

Фото: Piqsels
Ни один наш поступок не проходит бесследно, каждое наше действие, каждое слово отзывается на окружающих нас людях и сохраняется в их памяти — светлым или мрачным воспоминанием. Как хорошо не забывать об этом! Героине повести «Гости Маленького полковника», написанной в начале двадцатого века американской писательницей Энни Джонстон, это удаётся.
Девятилетняя Бэтти, приехала погостить к своей крёстной, матери Маленького Полковника. За несколько дней до конца визита Бэтти заразилась корью. К всеобщему изумлению спокойная и благоразумная девочка разрыдалась: «Не хочу! Я не стану, не стану болеть корью! Ни за что, ни за что!»
Взрослые пытаются понять, чем вызвано такое бурное горе. Бетти в ответ рассказывает им о писателе Роберте Стивенсоне, авторе «Острова сокровищ». Последние годы жизни он провёл на острове в Южных морях. Местные жители выложили для Стивенсона, которого они прозвали Сказочником, дорогу белым камнем и назвали её дорогой любящего сердца.
Какая связь между этой историей и отчаянием Бэтти? Вот как она отвечает на этот вопрос: «Я хотела, чтобы для крёстной эти три недели были моей Дорогой Любящего Сердца. Поэтому я так старалась не оставить в её памяти резких слов, недобрых взглядов, капризов. А теперь вот я заболела, и всё испорчено». Крестная смогла утешить Бэтти, объяснив, что в болезни нет её вины, и корь не испортит её Дороги Любящего сердца.
Нас окружают люди, в памяти которых мы, как маленькая героиня повести Энни Джонстон, можем создавать свою Дорогу любящего сердца. Если не забывать о том, что каждое наше слово, каждый поступок либо украшают её, либо разрушают, насколько бережнее и вдумчивее станет наше отношение к ближним!
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение