Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Ждет-пождёт с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи;
Не видать милого друга!
Только видит: вьётся вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белёшенька земля.
В данном отрывке из сказки Пушкина целых пять глаголов с постфиксом СЯ — морфемой, стоящей в самом конце слова. И сегодня мы об этом постфиксе и поговорим. Он образовался из старославянского возвратного местоимения «ся», что значит «себя». Поэтому глаголы с такой морфемой на конце называются возвратными. И вот здесь кроется корень споров по поводу употребления СЯ, или его варианта, СЬ, в слове «извиняюсь». Некоторые считают, что данный постфикс здесь имеет значение «себя», то есть «извиняюсь» — это «извиняю себя». А это невежливо.
Однако постфикс СЯ не всегда можно так напрямую перевести как возвратное местоимение. Например, глагол «смеяться» невозможно понять как «смеять себя». А в предложении «Лошадь лягается» животное само себя не лягает. Дело в том, что в русском языке морфема СЯ имеет множество значений.
Словарь Владимира Даля приводит 5 определений этого постфикса. Одно из них — участие в процессе, совершение действия. Прощаюсь — участвую в прощании, радуюсь — участвую в радости.
Так и слово «извиняюсь» не имеет значения «извиняю себя». Постфикс СЯ в данном случае говорит о том, что я сам произвожу действие. Как в словах «отказываюсь», «двигаюсь» и так далее. Итак, с определением постфикса, кажется, разобрались. Но ведь есть ещё один нюанс, который связан со словом «извиняюсь». Грамотно ли так говорить? Некоторые интернет-филологи сегодня уверенно утверждают, что это просторечно-разговорная форма. Хочу поспорить с такой позицией. Само слово «извиняюсь» не является просторечным. Просто оно требует определённой формы употребления.
По законам русского языка нужно говорить «извиняюсь за что-то» или «извиняюсь в том, что». То есть необходимо назвать причину вашего извинения. Вы скажете, ну вот, новое правило! Однако оно — старое, просто о нём почему-то часто забывают. А ведь русские классики использовали слово «извиняюсь» именно так.
«Опять тысячу раз извиняюсь, что сбиваюсь с прямой дороги в сторону», — например, писал в письме Достоевскому Иван Гончаров. Встречаем мы такую формулу извинения и в письмах Пушкина, и других писателей.
Итак, существует множество способов попросить прощения: извините, прошу простить, примите извинения, извиняюсь за свой поступок — все эти варианты грамотны. Главное — приложить к ним искренность и уважение к собеседнику.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Подросткам о вере»
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин, востоковед Анна Тумаркина и сестра милосердия, руководитель благотворительных проектов в Иркутской епархии Анастасия Старцева размышляли о том, как говорить с детьми о вере и отвечать на их далеко не всегда простые вопросы, что делать родителям в случае охлаждения веры у ребенка или подростка, какой может быть христианская проповедь в школах и ВУЗах, а также кто может стать духовным авторитетом для современного молодого человека.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
7 декабря. О важности принесения духовных плодов

В 5-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине».
О важности принесения духовных плодов — протоиерей Владимир Быстрый.
Апостол Павел напоминает нам о радикальном преображении в жизни христианина: «Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе». Это не просто призыв к нравственности, но констатация нового онтологического статуса. Верующий — принципиально новое творение, призванное сиять в мире.
Но как отличить подлинный свет благодати от поддельного? Апостол даёт точный критерий: плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Ключевое слово «плод» — это не разрозненные добрые дела, а целостное состояние души, которое естественно изливается наружу, подобно спелому плоду. Благость — это внутреннее устроение, исполненное милосердия и противостоящее жестокости. Праведность — это жажда Божьей правды во всех отношениях, исцеляющая от всех болезней и грехов. Истина — это полная искренность перед Богом и собой, отказ от лжи и самообольщения.
Однако апостол призывает не к пассивности, а к активному деланию: испытывайте, что благоугодно Богу. Жизнь во Христе — это творческое сотрудничество нашей воли и благодати, требующее труда и рассуждения. Завершается же мысль властным повелением: «Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». Свидетельство истины — это не только слова, но и вся жизнь, сияющая добрыми делами.
Таким образом, плод Духа — это и дар, и задание. Он является внутренним критерием, помогая нам идти путём преображения от тьмы к свету и принести Господу плод во сто крат.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 декабря. О значении Эрмитажа в просвещении людей
Сегодня 7 декабря. В этот день в 1764 году в Санкт-Петербурге был создан Государственный Эрмитаж.
О значении этого музея для просвещения его посетителей — протоиерей Артемий Владимиров.
Всякий гражданин нашего отечества, не говорю о заморских гостях, посещая Северную Пальмиру — Санкт-Петербург, почитает для себя внутренние необходимости войти под просторные своды Эрмитажа. В переводе с французского «некое заключённое замкнутое пространство», сегодня является подлинным заповедником культуры, переходя из залы в залу которого, вы воссоединяетесь с прошедшими эпохами, черпая от них всё лучшее, что только художественный гений запечатлел в красках, в линиях, в каменной фактуре.
И выходите из Эрмитажа обогащённым, вдохновлённым, а главное, чувствуете сами внутреннюю потребность созидать, а не разрушать. Непреходящим является значение Эрмитажа как города высокого искусства, где каждый из нас может найти для себя любимого художника, скульптора, исторического деятеля.
Ибо в сердце всякого человека сокрыт художник. Мы наделены от нашего создателя творческой способностью, развитие которой и помогает тебе стать личностью, помогает избежать действий разрушительных, страстей, войти в жизнь как человеку под знаком красоты, добра, любви.
Все выпуски программы Актуальная тема











