
«Родник». Россия, режиссёр Аркадий Сиренко
— Вставайте, вставайте, мужики. Вон, скачет уже. Ну, артист...
— Да что он, скаженный, детей подавит!
— Да что ж ты делаешь!
— Война!..
— Молотов объявил... Война, братцы, с немцем.
Жители деревеньки Усвяты устали во время сенокоса; решили отдохнуть и перекусить прямо в лугах, на свежем воздухе. Один из них верхом на лошади отправился в сельский магазин. Но очень скоро вернулся — скакал, не разбирая дороги, потому что нёс односельчанам страшную весть, которую узнал в деревне: началась война... Непросто оказалось людям в моменте осознать новую реальность. Ведь всё вокруг оставалось прежним. Зеленели бескрайние луга, сверкала на солнце река, смеялись дети... Таким показывает нам утро 22-го июня 1941-го года режиссёр Аркадий Сиренко в своей картине «Родник». Фрагмент из неё прозвучал в начале программы.
На экраны фильм вышел в 1981-м году. В основу его сценария легла повесть писателя-фронтовика Евгения Носова «Усвятские шлемоносцы». Для Аркадия Сиренко картина стала первым самостоятельным полнометражным фильмом. Тема Великой Отечественной войны — священной, народной — всегда волновала режиссёра. Ему хотелось исследовать глубинные, духовные корни той русской силы, которая сумела дать отпор страшному врагу — фашизму, сломить его и уничтожить. Именно это Аркадий Сиренко и сделал в картине «Родник».
Название ленты символично, хотя, на первый взгляд как будто напрямую и не связано с сюжетом. Связь эта раскрывается постепенно, по мере того как разворачивается на экране неторопливое, до глубины души пронзительное действие. Родник, чистый, неиссякаемый исток живой воды — это сами люди, которые выстояли в испытаниях, не утратив надежды и веры. Недаром киновед Юрий Тюрин в своей рецензии на страницах журнала «Советский экран» сразу после выхода картины определил её своеобразный жанр как «народную хронику». Главным героем ленты стал народ. Хлебопашцы, сеятели, кузнецы — все те, кому пришлось в одночасье расстаться с привычным мирным бытием, и превратиться в солдат, защитников Отечества. Конечно, непросто давалось такое преображение. Ещё вчера деревенские мужики косили луга, а сегодня матери и жёны собирают им солдатские сумки, пекут в дальнюю дорогу хлеб, омоченный слезами... А вокруг — приволье, речные заводи, лёгкие облака на безмятежном синем небе. Каким особенным и прекрасным кажется всё это перед лицом войны. И глядя на родные просторы, каждый из мужчин понимает: им нужно защитить. Защитить Родину, саму жизнь. И вдруг оказывается, что каждый из них — воин, защитник родной земли, пусть и отродясь не держал в руках оружия. Удивительно передаёт это новое ощущение, которое пробудилось в мужчинах села Усвяты, сцена проводов в доме деда Селивана. Старый солдат, он воевал ещё при царе, принёс с фронта «святого Егория» — солдатский Георгиевский крест. Добрый и мудрый, дед Селиван по-своему благословляет и укрепляет молодых односельчан. Достав старинную книгу, он читает каждому о значении его имени. И выходит так, что Николай — это победитель. Никифор — несущий победу. Алексей — заступник Отечества, всех страждущих, слабых, всех человеков и тварей Божьих. И Касьян, центральный персонаж картины, тоже, оказывается, носит своё имя неспроста.
— А уж ежели кто среди нас природный воитель, так это Касьянка.
— Ну, ты уж загнёшь, Селиван Степаныч!
— Касьян и мухи не обидит.
— Это неважно. Наречение ему такое вышло. Указание к воинскому делу.
— Ну-ну, расскажи, дедка!
— Счас, голубь ты мой, про то прочитаем, про твоё назначение. Так... А, Касьян. Нареченный Касьяном да возгордится именем своим, ибо несёт оно в себе освящение и благословение к подвигам бранным и славным.
Именно через образ Касьяна, немногословного, работящего крестьянина, режиссёр Аркадий Сиренко показывает зрителю русский народ. Как и все, постепенно, не сразу, осознаёт Касьян своё предназначение — отстоять родную землю. И другие герои фильма «Родник» поразительно точно передают настроение русского народа перед лицом войны — подъём духа и веры. Мать Касьяна, провожая сына на фронт, молится, кладёт перед иконами земные поклоны. «С Богом!», — напутствует молодых односельчан дед Селиван. Надо думать, непросто было советскому режиссёру отстоять эти эпизоды перед художественным советом.
Аркадий Сиренко показал зрителям войну без войны. В фильме «Родник» нет выстрелов, бомбёжек. Только голубое небо и бесконечные зелёные просторы. И они почему-то трогают сердце куда сильнее иных батальных сцен. Может быть, потому что это — наша Родина, отчая земля, наша жизнь.
«Ответственность родителей за детей». Татьяна Воробьева
В программе «Пайдейя» на Радио ВЕРА совместно с проектом «Клевер Лаборатория» мы говорим о том, как образование и саморазвитие может помочь человеку на пути к достижению идеала и раскрытию образа Божьего в себе.
Гостьей программы «Пайдейя» была Заслуженный учитель России, детский психолог высшей категории Татьяна Воробьева.
Мы говорили о том, какую ответственность перед Богом за воспитание детей несут родители, как при этом родителям не переоценить свою роль в жизни детей, как передавать детям важные ценности, помогать в образовании, но не подавлять и не отнимать данную Богом свободную волю.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Пайдейя
Чарльз Диккенс «Рождественская песнь в прозе» — «Счастье не по векселю»

Фото: Piqsels
Английский писатель Чарльз Диккенс в 1843 году написал повесть «Рождественская песнь в прозе». Эта книга положила начало жанру святочной повести. Кратко её сюжет таков: в рождественскую ночь скряга и бездушный делец Скрудж встречает трёх духов — прошлого Рождества, настоящего и будущего. Они показывают герою его жизнь. Результатом встречи становится его преображение. Покаяние в переводе с греческого языка и означает: изменение. Скрудж в Рождественскую ночь не просто осознаёт свои ошибки и грехи. Это — лишь половина покаяния. Он возрождается к новой жизни. В нём пробуждаются милосердие, сострадание, молитва и любовь. Скрудж немедленно принимается действовать, помогает бедным, примиряется с племянником, заботится о больном мальчике, сынишке своего клерка Крэтчита.
Этот внутренний переворот Скруджа сопровождается ликованием и весельем. Герой не погружается в мрачную пучину переживания о своих грехах, напротив. Утром Рождества герой восклицает:
— Я, как новорождённое дитя! Я так счастлив, что могу пуститься в пляс!
На первый взгляд эти слова удивляют. За плечами Скруджа — жизнь, наполненная грехами. Он едва коснулся покаяния. До радости ли ему? А всё просто. Радость неотделима от покаяния. Если ты прощён, если ты с Богом, то как ты можешь, будь хоть миллион раз недостоин, быть несчастным?
Осознавал ли Скрудж своё недостоинство? Да. Но это осознание не исключает счастья. А счастье не дают по векселю. Оно всегда — дар. Надо только принять его — с любовью, благодарностью и радостью.
Поэтому так ликует первым утром своей новой жизни герой «Рождественской песни» Чарльза Диккенса.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Храм Рождества Иоанна Предтечи — Нижний Новгород

Фото: Piqsels
Нижний посад — один из старейших районов Нижнего Новгорода. Ещё в тринадцатом веке здесь, в устье реки Почайны, у подножия Дятловых гор, шумел торг. К шестнадцатому столетию прибрежная территория представляла собой оживлённую слободу из полутора тысяч дворов, с бесчисленными лавками и амбарами. Центром Нижнего посада стала церковь Иоанна Предтечи. С паперти этого храма в 1612 году Козьма Минин огласил своё воззвание. Мужественный горожанин призвал тогда нижегородцев создать ополчение и защитить Москву от польских интервентов.
Иоанно-Предтеченская церковь в ту пору была деревянной. В камне её перестроили в 1683 году. Инициатором и организатором строительства стал успешный нижегородский промышленник Гавриил Дранишников. Он лично закупал материалы, нанимал каменщиков и отделочников и контролировал все этапы возведения церкви. К сожалению, меценат не дожил до освящения храма. Перед смертью он завещал всё свое состояние брату Лаврентию — с условием, что тот завершит богоугодное дело. И наследник с честью исполнил поручение.
Храм встал на склоне высокого холма, словно корабль на гребне волны. У его основания, под горой, строители обустроили так называемое «подцерковье» — просторные каменные помещения. Прихожане сдавали их внаём приезжим купцам и тем пополняли казну храма. В тридцатых годах девятнадцатого века эти строения снесли по велению императора Николая Первого. Он посетил Нижний и дал немало указаний по обустройству города. Вместо «подцерковья» соорудили каменную террасу, которая стала для храма своеобразным пьедесталом.
В 1882 году рядом с церковью Иоанна Предтечи построили часовню во имя Александра Невского. Так горожане почтили память императора Александра Второго, погибшего от рук террориста. Архитектурный ансамбль стал украшением Нижнего Посада. Он чудом уцелел после революции 1917 года. Безбожники закрыли Иоанно-Предтеченский храм вместе с Александровской часовней и приговорили к сносу. Однако, не снесли. Церковные строения приспособили под спортивную школу мотоциклистов и библиотеку.
В девяностых годах двадцатого века храм Иоанна Предтечи вновь стал принадлежать верующим. Горожане немало потрудились, чтобы вернуть зданию исторический облик. Научная реставрация завершилась в 2005-ом. В том же году 4 ноября, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй освятил возрожденную церковь Иоанна Предтечи. С тех пор богослужения в ней не прекращались.
Отреставрировали нижегородцы и Александровскую часовню. Небольшое изящное здание с фигурной островерхой крышей примыкает к Иоанно-Предтеченской церкви с северо-западной стороны. В народе часовню называют Царской. И этот эпитет не только напоминает о мученической кончине императора Александра Второго, но и свидетельствует об архитектурном великолепии здания.
Все выпуски программы ПроСтранствия







