«Родник» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Родник»

«Родник»
Поделиться Поделиться
Кадр фильма «Родник»

«Родник». Россия, режиссёр Аркадий Сиренко

— Вставайте, вставайте, мужики. Вон, скачет уже. Ну, артист...

— Да что он, скаженный, детей подавит!

— Да что ж ты делаешь!

— Война!..

— Молотов объявил... Война, братцы, с немцем.

Жители деревеньки Усвяты устали во время сенокоса; решили отдохнуть и перекусить прямо в лугах, на свежем воздухе. Один из них верхом на лошади отправился в сельский магазин. Но очень скоро вернулся — скакал, не разбирая дороги, потому что нёс односельчанам страшную весть, которую узнал в деревне: началась война... Непросто оказалось людям в моменте осознать новую реальность. Ведь всё вокруг оставалось прежним. Зеленели бескрайние луга, сверкала на солнце река, смеялись дети... Таким показывает нам утро 22-го июня 1941-го года режиссёр Аркадий Сиренко в своей картине «Родник». Фрагмент из неё прозвучал в начале программы.

На экраны фильм вышел в 1981-м году. В основу его сценария легла повесть писателя-фронтовика Евгения Носова «Усвятские шлемоносцы». Для Аркадия Сиренко картина стала первым самостоятельным полнометражным фильмом. Тема Великой Отечественной войны — священной, народной — всегда волновала режиссёра. Ему хотелось исследовать глубинные, духовные корни той русской силы, которая сумела дать отпор страшному врагу — фашизму, сломить его и уничтожить. Именно это Аркадий Сиренко и сделал в картине «Родник».

Название ленты символично, хотя, на первый взгляд как будто напрямую и не связано с сюжетом. Связь эта раскрывается постепенно, по мере того как разворачивается на экране неторопливое, до глубины души пронзительное действие. Родник, чистый, неиссякаемый исток живой воды — это сами люди, которые выстояли в испытаниях, не утратив надежды и веры. Недаром киновед Юрий Тюрин в своей рецензии на страницах журнала «Советский экран» сразу после выхода картины определил её своеобразный жанр как «народную хронику». Главным героем ленты стал народ. Хлебопашцы, сеятели, кузнецы — все те, кому пришлось в одночасье расстаться с привычным мирным бытием, и превратиться в солдат, защитников Отечества. Конечно, непросто давалось такое преображение. Ещё вчера деревенские мужики косили луга, а сегодня матери и жёны собирают им солдатские сумки, пекут в дальнюю дорогу хлеб, омоченный слезами... А вокруг — приволье, речные заводи, лёгкие облака на безмятежном синем небе. Каким особенным и прекрасным кажется всё это перед лицом войны. И глядя на родные просторы, каждый из мужчин понимает: им нужно защитить. Защитить Родину, саму жизнь. И вдруг оказывается, что каждый из них — воин, защитник родной земли, пусть и отродясь не держал в руках оружия. Удивительно передаёт это новое ощущение, которое пробудилось в мужчинах села Усвяты, сцена проводов в доме деда Селивана. Старый солдат, он воевал ещё при царе, принёс с фронта «святого Егория» — солдатский Георгиевский крест. Добрый и мудрый, дед Селиван по-своему благословляет и укрепляет молодых односельчан. Достав старинную книгу, он читает каждому о значении его имени. И выходит так, что Николай — это победитель. Никифор — несущий победу. Алексей — заступник Отечества, всех страждущих, слабых, всех человеков и тварей Божьих. И Касьян, центральный персонаж картины, тоже, оказывается, носит своё имя неспроста.

— А уж ежели кто среди нас природный воитель, так это Касьянка.

— Ну, ты уж загнёшь, Селиван Степаныч!

— Касьян и мухи не обидит.

— Это неважно. Наречение ему такое вышло. Указание к воинскому делу.

— Ну-ну, расскажи, дедка!

— Счас, голубь ты мой, про то прочитаем, про твоё назначение. Так... А, Касьян. Нареченный Касьяном да возгордится именем своим, ибо несёт оно в себе освящение и благословение к подвигам бранным и славным.

Именно через образ Касьяна, немногословного, работящего крестьянина, режиссёр Аркадий Сиренко показывает зрителю русский народ. Как и все, постепенно, не сразу, осознаёт Касьян своё предназначение — отстоять родную землю. И другие герои фильма «Родник» поразительно точно передают настроение русского народа перед лицом войны — подъём духа и веры. Мать Касьяна, провожая сына на фронт, молится, кладёт перед иконами земные поклоны. «С Богом!», — напутствует молодых односельчан дед Селиван. Надо думать, непросто было советскому режиссёру отстоять эти эпизоды перед художественным советом.

Аркадий Сиренко показал зрителям войну без войны. В фильме «Родник» нет выстрелов, бомбёжек. Только голубое небо и бесконечные зелёные просторы. И они почему-то трогают сердце куда сильнее иных батальных сцен. Может быть, потому что это — наша Родина, отчая земля, наша жизнь.

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем