
«Нежный возраст». Россия, режиссёр Валерий Исаков
— Кир, скажи мне откровенно, как матери. Нельзя ли сделать так, чтоб ты ещё поучился?
— Нельзя, мам. Я теперь выучился всему, что надо.
— Ну хотя бы месяца три. Может быть, за это время война и...
— Нельзя. Теперь мой черёд.
Конец декабря 1944-го года. Красная армия вытеснила врага за пределы нашей Родины и освобождает Европу — Болгарию, Румынию, Польшу. В это время выпускники Томского артиллерийского училища, бывшие одноклассники, а теперь — младшие лейтенанты, Кир Лопухов и его товарищ Алёша Мамыкин возвращаются в родную Москву. В ближайшие дни им предстоит получить распределение. Парни уверены, что их направят в действующую армию, на фронт. Ведь они — военные. И должны защищать Отечество, пусть даже теперь, когда понятно, что до полной победы над врагом осталось совсем недолго. Они хотят успеть внести свой вклад в эту Победу. А родные, конечно, хотят, чтобы молодые люди остались дома. Чтобы им не довелось столкнуться с войной в столь нежном возрасте...
«Нежный возраст» — именно так называется лента, фрагмент из которой мы услышали в начале нашей программы. Фильм снял режиссёр Валерий Исаков в 1983 году по одноимённому автобиографическому роману писателя Александра Рекемчука. Журнал «Спутник кинозрителя» так писал о картине в год её выхода на экраны: «В своём камерном, казалось бы, локальном фильме авторам удалось представить портрет целого поколения». Но ведь так оно и есть. Герои фильма — дети войны, юноши, которым в одночасье пришлось повзрослеть.
Мы как следует знакомимся с Киром и Алёшей, когда они учатся в школе, сидят за одной партой. На дворе 1941 год. Пока ещё его довоенные дни. Парни живут обычной мирной жизнью. Заканчивают 8-й класс и поступают в артиллерийскую школу. А потом начинается война.... Повествование в фильме нелинейное, оно то возвращает нас на несколько лет назад, когда герои, уже после артиллерийской школы, учатся в Томском военном училище. То снова, забегает вперёд, в конец 1944-го, когда младшие лейтенанты Лопухов и Мамыкин являются к командованию за должностным назначением. Оно становится для юношей большой неожиданностью и даже разочарованием...
— Где учились?
— Томское артиллерийское. До этого 4-я московская артспецшкола.
— Спецшкола? Вот вас-то мне и надо.
— Вы направляетесь в распоряжение начальника 4-й спецартшколы майора Зотова. Должностное назначение по прибытию на место. Ясно? Я спрашиваю, ясно?
— Так точно... Товарищ полковник! Разве мы для этого столько лет учились?
— Приказы не обсуждаются, их выполняют.
— Товарищ полковник, разрешите...
— Обращайтесь.
— Мы можем подать рапорт о назначении нас на фронт?
— Можете, можете! Согласно уставу, по команде. Устав изучали?
— Так точно.
— А теперь следуйте к месту назначения. Выполняйте.
Кир и Алёша были уверены, что отправятся на фронт. Но вот они снова в родной артиллерийской школе... Правда, теперь уже не учащиеся, а преподаватели. Рядом с близкими, в безопасности. Но каково при этом самим парням... Не понюхав пороху, они учат военной премудрости ребят, многие из которых уже воевали, и теперь сидят за партами с боевыми наградами на груди. Кир и Алёша, конечно, подали рапорты об отправке на фронт. Но успеют ли они повоевать за Родину? Не жалко ли им будет оставлять уже почти мирную жизнь, на которую у обоих наметились серьёзные планы? Об этом мы узнаем, посмотрев фильм Валерия Исакова «Нежный возраст».
В нём нет назидательных размышлений о долге и призвании. Есть просто юноши, «нежному возрасту» которых в силу обстоятельств, суждено продлиться считанные дни. Юноши, которые за эти считанные дни взрослеют, мужают и многое осознают. А вместе с ними — и мы.
29 июля. О Халкидонском соборе

Сегодня 29 июля. Память святых отцов IV (четвёртого) Вселенского Собора, который состоялся в 451 году.
О Халкидонском соборе — протоиерей Владимир Быстрый.
Сегодня мы с благоговением чтим память Святых Отцов Четвёртого Вселенского Собора, который произошёл в Халкидоне в 451 году. Этот собор стал духовной твердыней, утвердив незыблемую истину о нашем Спасителе. Господь наш Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек, познаваемый в двух природах — неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно в одной ипостаси Богослова. Но этот триумф православия был бы немыслим без ревностных защитников веры — святого благоверного императора Маркиана и святой благоверной императрицы Пульхерии.
Унаследовав империю, разделяемую ересью монофизитства, после печального разбойничьего Собора в Эфесе, они ясно поняли — только Вселенский Собор может исцелить Церковь. Маркиан и Пульхерия не просто созвали Собор, они стали его мудрыми покровителями и слугами. Они обеспечили безопасность, порядок и свободу богословских прений в Халкидоне, создав условия для торжества истины. Их действия были продиктованы не политическим расчётом, а глубокой верой и заботой о единстве Церкви. Не как господа, а как смиренные чада Церкви, они послужили делу спасения. Благодаря их вере, мужеству и организаторскому дару, собор смог издать своё вечное Халкидонское определение, ставшее столпом православия.
Будем и мы ревностно хранить переданную нам веру в Богочеловека, Господа нашего Иисуса Христа, основание нашего спасения. Святые и благоверные императоры Маркиан и Пульхерия, молите Бога о нас.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 июля. О различении времён и состоянии мира

В 16-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Лицемеры! различать лицо неба вы умеете, а знамений времён не можете».
О различении времён и состоянии мира — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Господь обличает иудейских старейшин в отсутствии духовного опыта. Те, кто хорошо разбирались в природных явлениях, должны были знать и духовные законы. Но, увы, фарисеи имели только внешнее благочестие. Поэтому благодать Святого Духа, которая от первых времён действовала в Божьих избранниках, не касалась каменных сердец иудейских предводителей.
А почему надо различать времена? Ведь однажды Спаситель сказал ученикам: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти». Уж если апостолам Господь отказал в знании будущего, то что говорить про нас?
Однако Христос сказал это в ответ на вопрос учеников о земном порядке. Ведь они спрашивали перед этим о будущем Израильского царства, а не о спасении мира.
Но если мы хотим знать о промысле Божьем, то надо вспомнить слова Господа: «От смоковницы возьмите подобие: когда ветви её становятся уже мягкими и пускают листья, то знаете, что близко лето». Значит, если мы будем внимательно изучать Евангелие, Слово Божье, в котором написано, что ожидает человечество в будущем, то по этим признакам можем точно представлять состояние мира.
Тогда мы будем во всеоружии и победим коварство хитрого врага, лукавого дьявола и его слуг. «Бодрствуйте и молитесь», — сказал Христос, чтобы не впасть в искушение.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 июля. Об обязанности апостола и каждого христианина

В 9-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!».
Об обязанности апостола и каждого христианина — священник Захарий Савельев.
Апостолы были Богом призваны к тому, чтобы проповедовать Слово Божие по всему миру. Преемниками апостолов явились мужи апостольские и епископы. Сегодня преемниками апостолов являются епископы и пресвитеры, и каждый православный христианин Богом призывается к тому, чтобы проповедовать Евангелие, проповедовать его разными способами: и словами, и делами.
Кто красноречив и говорит хорошие проповеди, те, кто трудится на светской работе и может просто по-христиански поступить, когда жизнь от нас требует обратного. Вот в этом и заключается проповедь Евангелия. И действительно, апостол Павел говорит, что это не является личной заслугой человека, это то, что мы обязаны делать.
Итак, каждый православный христианин обязан проповедовать о Боге.
Все выпуски программы Актуальная тема