
Фото: Mark van Jaarsveld / Unsplash
В 1802 году по указу императора Александра I было создано Министерство иностранных дел, которое занималось внешнеполитическими делами Российской империи. В ведомство министерства входили русские посольства и дипломатические миссии, расположенные в разных странах. При каждом представительстве, кроме послов и сотрудников, службу несли православные священники. В здании посольств или рядом с ними устраивались домовые церкви. Они назывались «посольскими» и тоже входили в ведение министерства иностранных дел. Так в Риме на территории русского представительства с 1836 года находился храм святителя Николая Чудотворца, а в Берлине в 1837 году был устроен храм во имя равноапостольного князя Владимира. Подобные посольские церкви появились в Лондоне, Вене, Копенгагене и других городах. К концу правления императора Николая II при посольствах действовало 15 церквей.
Храм в посольстве был необходим для окормления русских путешественников и служащих представительств. Многие дипломаты годами выполняли свою заграничную работу в странах, где не было распространено православие. Для них посольская церковь была важным местом, служащие могли участвовать в Литургии и Таинствах, таких как Исповедь и Причастие.
Исследователи отмечают, что штат православного духовенства за рубежом состоял из одного или нескольких священников, иногда дьякона и псаломщиков, которые получали жалование от министерства иностранных дел. Для зарубежного служения Святейший Синод выбирал самых образованных священнослужителей, со знанием иностранных языков. Кандидатура согласовывалась Министерством иностранных дел. Посольские священники являлись официальными представителями России и сталкивались с разными внешнеполитическими вызовами. Например, в период Крымской войны в пятидесятых годах 19 века во Франции оказалось более тысячи пленных русских солдат и офицеров. Из-за военных действий Париж были вынуждены покинуть сотрудники посольства, за исключением священника — протоиерея Иосифа Васильева, который служил в посольском храме во имя апостолов Петра и Павла. Впоследствии, именно ему местные власти позволили встречаться с военнопленными. Он духовно окормлял их, служил требы и добился улучшения положения соотечественников, а в дальнейшем принимал участие в их возвращении на Родину. Русскому духовенству приходилось сталкиваться и с другими сложностями. Небольшие посольские церкви не всегда могли вместить всех желающих поучаствовать в богослужении. Поэтому русские миссии в европейских странах начали активно возводить новые храмы и соборы. Так, например, в 1861 году в Париже появился ещё один православный храм — во имя святого благоверного князя Александра Невского, а в 1899 году был построен посольский храм в Вене во имя Святителя Николая Чудотворца.
В течение XIX века и в начале XX века священники продолжали нести службу при посольских храмах и заниматься делом возведения православных церквей за рубежом. После революции 1917 года многие зарубежные посольские церкви были юридически отделены от уже советских дипломатических представительств или закрыты.
К делу возведения русских храмов за границей вернулись в Российской Федерации. В 2006 году в Риме на территории русского посольства был освящён храм во имя святой Великомученицы Екатерины. В 2012 году при посольстве в Праге появился храм в честь мученицы Людмилы, княгини Чешской. Посетить их могут все желающие. Старинный посольский храм во имя Святителя Николая в Риме сейчас является одним из храмов Московского патриархата в Италии. В нём регулярно совершаются богослужения, которые может посетить каждый путешественник.
Все выпуски программы Открываем историю
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла

Апостол Павел
Флп., 240 зач., II, 5-11

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В церковном богослужении немало повторяющихся песнопений и гимнов. Чтения из Священного Писания то же довольно часто повторяются. Может показаться, что в этих бесконечных повторах есть нечто навязчивое. Но можно размышлять о них и иначе: да, повторений много, однако исполняю ли я то, что слышу? А что, если эти повторы нужны для меня, для того, чтобы я наконец-то услышал и понял слова Церкви и слова Самого Бога?
Сегодня мы празднуем Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. В этот день Церковь предлагает обратить наше внимание на прекрасно знакомый всем православным христианам отрывок из 2-й главы Послания апостола Павла к Филиппийцам. Этот отрывок звучит сегодня во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
Невозможно не заметить, что только что прозвучавший отрывок ничего не говорит о Божией Матери. Он полностью посвящён Христу, и это неудивительно, ведь и жизнь чествуемой сегодня Пресвятой Девы тоже была безраздельно посвящена Христу, и, вспоминая Ее, мы не можем в своём воспоминании не делать акцент на Том, Кого Она любила — на Её Сыне.
Однако, есть одна проблема. Церковь решила, что, говоря о Божией Матери, разумнее всего будет говорить не просто о Её Сыне, а о Его смирении. Для нас это странно: во-первых, праздник — это, как будто бы, не самое лучшее время, чтобы размышлять о смирении, а во-вторых, разве мы не можем сказать о Воплощённом Боге нечто иное? Разве мало у нас дней, в которые мы вспоминаем Крест Христов и неразрывно связанное с ним смирение Сына Божия?
На второй из этих двух вопросов ответ прост: нет, не достаточно, ведь если бы было достаточно, то мы — чада Церкви — уже давно бы обрели «те же чувствования, какие и во Христе Иисусе», и не стали бы ни завидовать друг другу, ни биться за обладание благами тленного мира, мы не боялись бы нищеты, мы не обижались бы на оскорбления и не стремились мстить, мы во многом были бы подобны Пресвятой Деве. Увы, но мы не таковы, а потому нам требуется напоминать вновь и вновь.
Почему же сделан акцент на смирении Христа?
Его смирение — это, пожалуй, самое непостижимое чудо из всех возможных чудес. Мы по себе знаем, как бывает сложно попросить прощения даже в том случае, если наша вина известна и нам, и всем окружающим. Почти невозможно попросить прощения, если мы объективно не виноваты. Беспредельно сложно ставить себя на последнее место. Почти невозможно не думать о самом себе. Церковь вновь и вновь напоминает: путь возвеличивания самого себя — это тупиковый путь. Христос победил ад, пройдя по противоположному пути — Он смирил Себя не только став человеком, Его смирение простёрлось дальше: будучи человеком, Он предал Себя в руки других людей, Он отказался от сопротивления ради того, чтобы «Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени». Христос, смирившись, обрёл то величие, которое дают не люди, а Сам Бог. Божия Матерь сумела уподобиться в этом Своему Сыну, и Она обрела истинное величие. Церковь призывает нас последовать этому примеру, и получить вместо тленной славы нетленную радость Христова Царства. Пусть же Божия Матерь поможет всем нам на этом пути!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Успение Пресвятой Богородицы». Протоиерей Павел Карташёв

У нас в студии был настоятель Преображенского храма села Большие Вязёмы Одинцовского района протоиерей Павел Карташёв.
Накануне дня Успения Пресвятой Богородицы мы говорили об истории и смыслах этого события.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти программ, приуроченных ко дню Успения Пресвятой Богородицы.
Первая беседа со священником Александром Сатомским была посвящена отношению к ограниченности земной жизни в Ветхом Завете.
Вторая беседа с протоиереем Дионисием Лобовым была посвящена христианскому отношению к уходу близких из земной жизни.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Блаженная Матрона Анемнясевская». Священник Анатолий Правдолюбов

У нас в гостях был клирик храма святителя Иова на Можайском шоссе священник Анатолий Правдолюбов.
Разговор шел о непростой, но удивительной судьбе блаженной Матроны Анемнясевской, которая еще при жизни своими молитвами помогала людям и считалась святой, за что была арестована советскими властями, при том, что была слепой и не могла самостоятельно передвигаться.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер