
Фактически во всех языках есть правила и исключения из этих правил. Это естественные процессы, поскольку любая речевая практика отличается от академической нормы.
Исключения возникают по разным причинам. Одна из них — это воздействие элементов друг на друга. Ведь слова не существуют в вакууме, они зависят от произношения или написания других частей речи. Например, часто слова с неподвижным ударением влияет на те, у которых акцент может смещаться. Например, глагольные формы берегУ-бережЁшь-бережЁм-берЁг, береглА и так далее всегда сохраняют ударение на последнем слоге. А в глаголе «принять» под влиянием других слов оно может меняться: «примУ — прИмешь — прИнял — принялА».
Также нужно сказать, что иногда слова становятся исключениями из-за своего происхождения. Вспомним правило о наречиях, которые заканчиваются на шипящий. Все они имеют мягкий знак на конце: настежь наотмашь. И только три слова — уж, замуж и невтерпёж — пишутся иначе. Причина в том, что данные наречия произошли от существительных «уж», «муж» и «терпёж», которые изначально относятся к мужскому роду и пишутся без мягкого знака, в отличие, например, от слова «отмашь». Добавлю, что слово «уж» произошло не от названия пресмыкающегося, а от старославянского «уже, ужица», что значит верёвка.
На появление исключений может влиять изменение в составе слова. Некоторые суффиксы сокращаются и соединяются с другими. Например, раньше писали так: «оловяньный, деревяньный, стекляньный», то есть суффиксов было два, а потом второй сократился и присоединился к суффиксу «ЯН». И появились эти три известных исключения.
Ещё одной причиной можно назвать то, что много слов заимствовано из других языков и сохраняют написание источника. Поэтому они не укладываются в правила традиционной русской грамматики. Например, «парашют» и «брошюра», которые, как мы знаем, пишутся через букву «Ю». Хотя правило диктует: «чу, шу, щу пиши через У». Но эти слова пришли к нам из французского языка, потому и сохраняют прежний буквенный состав.
В русском, как и в любом другом языке, постоянно происходят изменения. Учёные фиксируют эти изменения в определённых правилах, которые позволяют закрепить общеупотребительную норму.
Все выпуски программы: Сила слова
- Как создавали букварь и в чём его отличие от азбуки
- С отчеством или без. Как правильно упоминать деятелей науки и искусства с точки зрения русского языка
- Всегда ли синонимы совпадают по смыслу
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— День рождения А.С. Пушкина;
— Влияние произведений Пушкина на читателей;
— Пушкин в культуре: кино, театре и др.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Журнал от 06.06.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Константин Мацан и Наталия Лангаммер, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— Призывание помощи святых в сложных обстоятельствах;
— Жизнь в вере и богообщение;
— Пожертвования и роль прихожан в содержании храмов;
— Влияние А.С. Пушкина на русскую культуру и язык.
Ведущий: Константин Мацан, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Журнал
Псалом 127. Богослужебные чтения

Есть ли у верующего человека надежда на счастье — семейное, трудовое, в конце концов, личное? Конечно, есть. Ведь Господь всеблаг и щедро делится этой Своей благостью с человеком. Но только при одном условии. Каком? Давайте узнаем, послушав псалом 127-й, что читается сегодня во время богослужения. Итак, давайте послушаем.
Псалом 127.
Песнь восхождения.
1 Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его!
2 Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!
3 Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоём; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей:
4 так благословится человек, боящийся Господа!
5 Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей;
6 увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!
Прозвучавший псалом был написан значительно позже царя и пророка Давида — автора многих других псалмов. В случае с псалмом 127-м автор так и остался неизвестным. Время же написания учёные выяснили — произведение было составлено после возвращения древних евреев из Вавилонского плена, т.е. в 6-м веке до Рождества Христова. Освобождение от власти Вавилона воспринималось как второй Исход. Напомню — первый Исход — это освобождение евреев из-под власти Египта, произошедшее стараниями пророка Моисея в 13 веке до Рождества Христова. Тогда через Моисея Господь совершил множество чудес.
В случае с окончанием Вавилонского плена всё обстояло иначе. Пророка во главе народа не было. Обильных чудес тоже никто не совершал. Но то было только половиной бед. Прибыв в историческую Палестину, евреи столкнулись с враждебными народами, не желавшими делиться землями. А те земли, что удалось занять, не приносили урожая. Народ впал в уныние. Стал требовать у вождей, священников, самого Бога ответа. Что происходит? Почему мы страдаем? Ответ был дан Священным Писанием, где неоднократно повторяется следующая мысль — сначала исполни правду Божию, а затем всё остальное. И древние евреи не сразу, но всё же поняли. Они не сделали очень важной вещи. Не восстановили храм в Иерусалиме, не начали череды богослужений.
А как можно рассчитывать на земное, если ты не уделил должного старания духовному? Надо сказать, древние евреи оперативно исправились. И мы слышали слова псалма, передающие радость преодоления скорбей: «Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его! Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!» Псалмопевец делает совершенно верный вывод. Счастье, радость возможны там, где есть страх Божий. Не ужас перед Господом, а здоровая боязнь разрушить с Творцом отношения, неправильно выстроить приоритеты жизни. Перепутать важное со второстепенным.
Прозвучавший псалом позволяет задать вопрос — а мы сами всегда ли поступаем верно? Всегда ли полагаем веру в Бога в основание нашей жизни? Если у нас есть сомнения при ответе на данные вопросы, стоит не просто задуматься, а поскорее исправиться. Чтобы почва нашего бытия не засохла, не перестала приносить урожай. Не потому что Бог жесток, а потому что мы сами отсекли, отделили себя от Его животворной благодати!