
Сегодня 13 ноября. Всемирный день доброты.
О доброделании — священник Николай Конюхов.
Преподобный Антоний Великий как-то сказал, что начало духовной жизни есть доброта. То есть мы думаем, что начало духовной жизни есть исполнение молитвенного правила. Или то, что мы начнём в храм ходить. Или ещё что-то. Но это важные вещи и правильные, но это не начало духовной жизни. Начинается всё именно с доброты.
Более того, если даже я горы переставляю, по слову апостола, или совершаю какие-то чудеса, а любви не имею, то я как медь звенящая или кимвал звучащий. То есть я просто звенящая пустота, потому что форма без содержания, как Христос говорил, — это гробы накрашенные.
И чтобы не быть таким гробом накрашенным, нам безусловно важна эта христианская добродетель — доброта, которая проявляется не только в том, что мы всем улыбаемся и говорим добрые слова, но в первую очередь это проявляется в поступках, когда мы, в чём-то даже себе отказывая, где-то ущемляя свои интересы, проявляем любовь и милосердие к нашим ближним.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 ноября. О пренебрежении древними иудеями заповедями Божьими ради заповедей человеческих

В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали».
О пренебрежении древними иудеями заповедями Божьими ради заповедей человеческих — священник Захарий Савельев.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 ноября. О милосердии к людям, лишённым зрения
Сегодня 13 ноября. Международный день слепых.
О милосердии к людям, лишённым зрения — священник Алексей Дудин.
Много даров дал Бог человеку, и среди этих даров есть главные — зрение, слух, обоняние, осязание, потому что через эти чувства мы познаём мир, мы видим, что Бог благ. И когда у нас есть возможность видеть красоту Божиего мира, то у нас есть как бы возможность видеть через этот мир Евангелие, благовествующее о том, что наш Бог есть любящий Отец.
И как же тяжело бывает, когда человек лишается этой возможности, как тяжело бывает такому человеку вновь обрести себя в мире, почувствовать любовь Божию, почувствовать полноту бытия. И здесь, конечно, необходима наша помощь.
Заботиться о слепых — это наша святая христианская обязанность. Это дело милосердия, это то дело, за которое Господь обещал и нас самих помиловать. Ведь когда мы заботимся о наших ближних, мы заботимся о Самом Творце.
Все выпуски программы Актуальная тема
Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
1 Сол., 265 зач., II, 9-14.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как победить в споре и обратить в христианство неверующего человека? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 2-й главы 1-го послания апостола Павла к Фессалоникийцам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
9 Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедовали у вас благовестие Божие.
10 Свидетели вы и Бог, как свято и праведно и безукоризненно поступали мы перед вами, верующими,
11 потому что вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих,
12 мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу.
13 Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие,- каково оно есть по истине, которое и действует в вас, верующих.
14 Ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев
Только что прозвучавшие слова апостола Павла адресованы христианам города Фессалоники. Это слова похвалы, поддержки и благодарности. Павел радуется тому, что его проповедь в этом городе принесла такие поразительные плоды. Фессалоникийцы приняли всё, сказанное апостолом о Христе и Его Евангелии, с детской искренностью, с доверчивостью и простотой. Это проявилось в том, что они принялись в точности исполнять слова Спасителя. Поэтому и говорит Павел им о том, что силой своей веры они стали похожи на христиан Палестины, многие из которых лично видели Христа. Точно так, как и они, верующие Фессалоник готовы были терпеть за Спасителя гонения и скорби от своих единоплеменников. Хотя они никогда даже не видели Его в своей жизни.
Для нас это повод призадуматься. Ведь мы порой буквально воюем со своими родственниками, которые родились, были крещены, воспитывались и получили образование в христианской стране, но которые, несмотря на все наши увещевания, Церковь обходят стороной. А тут бывшие язычники. Люди, рождённые и выросшие в мире, где многие тяжкие пороки считались нормой. И вдруг такой переворот. В чём же причина их пламенной веры? Безусловно, таких причин много. Это и жажда истины, которая копилась в людях той далёкой эпохи, это и особое действие Духа Божия, Который являл Себя ощутимым и очевидным для многих образом. Но, пожалуй, самое важное для нас — это манера проповеди Павла.
Он сравнивает свою миссионерскую работу с разговором, который может происходить между отцом и сыном. Причём это явно не папаша, который страдает нарциссическим расстройством личности. Который использует собственных детей в корыстных целях, диктует им, как жить и что думать, жёстко контролирует их и душит своей гиперопекой и токсичной заботой, при этом не интересуясь тем, чего они хотят сами. Из слов Павла следует, что он не боится открыться, подпустить человека к себе максимально близко и даже показаться незначительней, чем он есть на самом деле. Поэтому он и говорит о себе: мы «просили, и убеждали, и умоляли». Павла не особо интересует собственный авторитет. Он не боится потерять лицо. У него одна цель — чтобы сердца человека коснулась божественная благодать.
Это прекрасная иллюстрация исполнения заповеди Спасителя, Который говорит в Евангелии: «Ста́нет ли человек благодари́ть раба́ за то, что он испо́лнил приказа́ние? Не ду́маю. Так и вы, когда́ испо́лните всё повеле́нное вам, говори́те: мы рабы́ ничего́ не стоя́щие, потому́ что сде́лали, что должны́ бы́ли сде́лать». Вот так действовал и Павел. Так он ощущал себя и в жизни в целом, и проповедуя Евангелие. В проповеди Павла было мало самого Павла. Поэтому в ней так обильно действовала благодать Божия. Так может быть и с нами. В наших проповедях и высоконравственных призывах очень много нас самих, нашей самости, наших ложных представлений, а потому очень немного Бога. И люди это чувствуют. И сердца их остаются закрытыми. Они видят, что мы неискренни, мы фальшивим. Мы сами в себе ещё не до конца разобрались. И порой просто изображаем веру, как актёр играет роль. И даже не видим этого. А потому перед каждым верующим стоит важная духовная задача — познакомиться с самим собой. Или, как говорили святые отцы, — познать себя. Увидеть, что и кто на самом деле движет мной. Какие цели я преследую на самом деле. Это знание может принести нам душевную боль, но оно же даёт нам великую силу. Оно открывает в нас источник божественной благодати. И к этому источнику приходят люди, и начинают пить из него, чтобы утолить свою духовную жажду и преодолеть свои страдания от жизни без Бога.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов







