
Фото: cottonbro studio / Pexels
Институты благородных девиц — закрытые учебные заведения для дочерей дворян — стали важной страницей истории женского образования в России. Первый, Смольный институт благородных девиц, был открыт в Санкт-Петербурге в 1764 году по указу императрицы Екатерины II. Располагался он на месте, где когда-то находились склады для хранения смолы. Отсюда и название — Смольный. Государыня хотела, чтобы новое учебное заведение способствовало воспитанию и образованию будущих матерей и членов общества. Так женские институты, подобные Смольному, стали появляться по всей стране.
В 1812 году институт благородных девиц был открыт и на юге Российской империи в городе Харьков по инициативе местного дворянского благотворительного общества. Его участники хотели создать учебное заведение для девочек из бедных дворянских семей, лишённых возможности получить хорошее образование. В институте девушек учили рукоделию и готовили к преподавательской деятельности для обучения детей.
Уже в 1818 году под своё покровительство институт взяла императрица Мария Фёдоровна — мать императора Александра I. Так из частного учреждение стало государственным. В 1829 году у института, до этого скитавшегося по разным помещениям, наконец появилось свое здание в центре города на Сумской улице. Деньги на строительство нового помещения пожертвовала сама императрица и благотворители.
В стенах учебного заведения девочки жили в течение девяти лет, возвращаясь к родным только на время каникул. Они изучали грамматику, историю, Закон Божий, иностранные языки, музыку, учились рукоделию и танцам. Лучшие ученицы получали стипендию от членов монаршей фамилии.
Так, для многих девушек из обедневших семей институт стал шансом для получения достойного образования, позволил зарабатывать на жизнь в качестве гувернанток.
Накануне революции в институте училось более двухсот девушек. После 1917 года Харьковский институт благородных девиц продолжил своё существование в эмиграции в городе Нови Бечей Королевства Сербов, хорватов и словенцев. В стенах института девушки из семей русских эмигрантов получали отечественное образование и изучали культуру родной страны, от которой оказались оторваны.
В 1930 году Харьковский институт был объединён с Донским институтом, тоже находившимся в эмиграции. Новый «Русский девичий институт имени императрицы Марии Фёдоровны» просуществовал до 1943 года, дав национальное образование многим русским эмигранткам.
Все выпуски программы Открываем историю
Псалом 26. На струнах Псалтири
1 Господь - свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться?
2 Если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою, то они сами преткнутся и падут.
3 Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться.
4 Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать [святый] храм Его,
5 ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия, скрыл бы меня в потаенном месте селения Своего, вознес бы меня на скалу.
6 Тогда вознеслась бы голова моя над врагами, окружающими меня; и я принес бы в Его скинии жертвы славословия, стал бы петь и воспевать пред Господом.
7 Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю, помилуй меня и внемли мне.
8 Сердце мое говорит от Тебя: «ищите лица Моего»; и я буду искать лица Твоего, Господи.
9 Не скрой от меня лица Твоего; не отринь во гневе раба Твоего. Ты был помощником моим; не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой!
10 ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня.
11 Научи меня, Господи, пути Твоему и наставь меня на стезю правды, ради врагов моих;
12 не предавай меня на произвол врагам моим, ибо восстали на меня свидетели лживые и дышат злобою.
13 Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых.
14 Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа.
2 июня. О воздействии дьявола на людей

В 14-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего».
О воздействии дьявола на людей — священник Алексий Долгов.
Накануне крестных страданий и смерти Христос, утешив апостолов словами о пришествии мира Духа Святого, постепенно подводит их к мысли о том, что время Его земной жизни заканчивается. Вот почему Господь предупреждает Своих учеников, что идёт князь мира сего, который не имеет с Ним ничего общего.
Святые отцы говорят, что князь мира сего — это дьявол. Падший ангел владычествует над миром, так как Бог дал ему эту власть. Об этом говорил дьявол Христу в пустыне, когда искушал Сына Божия после сорокадневного поста.
Дьявол называется князем мира сего потому, что он имеет власть только над людьми порочными, привязанными к земным благам. Над самой природой и животными дьявол власти не имеет, иначе бы он уничтожил всё, что нас окружает.
Над грешниками же дьявол приобретает полную власть, поскольку, служа греху, люди сами добровольно отдают себя в рабство злому духу. Об этом говорил еще апостол Пётр: «Кто кем побежден, тот тому и раб».
К тем же, кто борется с ним, — а эта борьба не против плоти и крови, как говорит апостол Павел в послании к Ефесянам, а против духа злобы поднебесной, — дьявол не может даже приблизиться. Он не способен обладать волей кающегося грешника, твердо ставшего на путь исправления.
Жития многих подвижников благочестия нашей Церкви являются наглядным подтверждением того, что дьявол ничего не может поделать с теми, кто служит Богу и старается жить по заповедям.
Все выпуски программы Актуальная тема