
В 8-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха».
О свободе от греха — игумен Лука Степанов.
Человеку свойственно искать свободу, как самое главное сокровище. Лишенный свободы лишается заживо самой жизни. А вот Господь дает в этих словах подлинные ориентиры для того, чтобы душа не рабствовала. А это освобождение от власти грехов, которое дарует душе сам Христос. Тому дает, кто приходит к Нему с мольбой об этом. Бог всемогущ, и это всемогущество признает обращающийся ко Господу с покаянной молитвой: «Господи, прости, очисти мое согрешение! Верую, яко можешь сие сотворити». И вот таким образом обещает Господь свободу от рабства страстям, от того жалкого состояния, в котором оказалось человечество после грехопадения. Потому для каждого из нас есть рекомендация Священного Писания Нового Завета и от уст самого Господа, и от апостольских поучений: искать лучшее для души своей на поприще освобождения от страстей покаянием пред Христом.
Все выпуски программы Актуальная тема
Ипатьевский монастырь

Фото: Murat Ts. / Unsplash
На берегу реки Костромы расположился старинный Ипатьевский монастырь. По преданию, в 1330 году его основал татарский вельможа Чет, основоположник знаменитого рода Годуновых. Вельможа заболел, направляясь на службу к московскому князю Ивану Калите и остановился для отдыха на берегу в устье реки Костромы. Во сне больному явилась Пресвятая Богородица с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием. После этого явления Чет исцелился, принял крещение с именем Захария, а на месте случившегося чуда основал мужской монастырь. Обитель получила название в честь священномученика Ипатия, который жил на рубеже III-IV веков.
Современные историки ставят под сомнение легенду о татарском вельможе и склоняются к другим версиям основания монастыря. По одной из них обитель была основана костромским боярином Захарием Зерно, предком Годуновых, по другой — заложена новгородцами в XIII веке. Несомненным остаётся тот факт, что с XIV века в Ипатьевском монастыре хоронили предков Годуновых, которые считали это место своей родовой вотчиной. Долгие годы они жертвовали средства на содержание обители. Благодаря службе царю Иоанну Грозному род Годуновых возвысился: бояре стали приращивать новые земли к своим костромским владениям и, конечно же, не забывали о монастыре. В 1560 году в обители построили каменный собор Живоначальной Троицы, а в конце XVI века возвели крепостные стены.
После смерти царя Бориса Годунова в 1605 году Россия погрузилась в период Смутного времени, а монастырь превратился в обороняемую крепость. В 1608 году обитель была захвачена войском Лжедмитрия II — самозванца, претендовавшего на русский престол. Он называл себя Дмитрием Иоанновичем, сыном Иоанна Грозного. Народному ополчению удалось освободить монастырь лишь в 1609 году, после нескольких месяцев осады.
Спустя четыре года в этих же стенах произошло значимое историческое событие, завершившее Смуту. На русский престол был призван 16-летний боярин Михаил Фёдорович Романов. С 1612 года он жил в Ипатьевском монастыре с матерью, инокиней Марфой. Михаил согласился стать царём, и Россией начала править новая династия. В память об этих событиях монастырь стали называть «Колыбелью рода Романовых».
Впоследствии, обитель стала местом особого почитания для членов новой монаршей фамилии. При царе Михаиле Фёдоровиче был заново отстроен Троицкий собор и крепостные стены, пострадавшие от обстрелов в Смутное время. В следующий раз монастырь отреставрировал и частично перестроил известный архитектор Константин Тон в 1835 году по указу императора Николая I.
Особое внимание было уделено Ипатьевскому монастырю в 1913 году во время торжеств, приуроченных к 300-летнему юбилею династии Романовых. Тогда храмы обители были вновь отреставрированы к приезду императора Николая II. 19-го мая в Костроме звучал торжественный колокольный звон и гремели орудийные салюты. Государь побывал на праздничной Литургии и в палатах бояр Романовых, где хранились исторические реликвии, посвященные призванию его предка на царство. Однако это посещение монастыря оказалось последним для императора.
В 1918 году Николай II с семьёй был убит в одноимённом Ипатьевском доме в Екатеринбурге. А в 1919 году большевики закрыли монастырь, ставший за годы существования символом монаршей власти. Вновь Литургию в обители отслужили лишь в 1992 году. Сейчас монастырь вновь отреставрирован и открыт для посещения, где каждый может помолиться у старинных святынь и взглянуть на стены, которые помнят одни из самых судьбоносных страниц истории.
Все выпуски программы Открываем историю
Псалом 116. Богослужебные чтения

Можно ли радоваться в одиночку? В принципе, можно. Но всё же лучше разделить радость с кем-то, кто твой дар примет с благодарностью и подарит что-то в ответ. Примерно таким чувством проникнут псалом 116-й, что читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 116.
1 Хвалите Господа, все народы, прославляйте Его, все племена;
2 ибо велика милость Его к нам, и истина Господня пребывает вовек. Аллилуия.
Не удивляйтесь. Это не проблема с записью. Просто псалом 116-й очень короткий. Наверное, самый короткий из всех псалмов. Дело в том, что данное библейское произведение во времена ветхозаветного богослужения никогда не звучало отдельно. Псалом 116-й является торжественным окончанием для двух других псалмов, которые в древности пелись вместе. Это псалмы 114-й и 115-й. Оба они являются чрезвычайно торжественными, радостными, прославляющими величие Божие. Но всё же преимущественно по отношению к бытию народа Израильского.
А вот псалом 116-й говорит об общей радости. Вернее так — приглашает присоединиться к почитанию Бога истинного иные народы. И мы видим, на самом деле, поразительную вещь. Ведь нам кажется, что Ветхий Завет — это преимущественно про национальную и религиозную самоизоляцию древних евреев. Да, ряд ограничений действительно существовал и соблюдался со всей строгостью. Но уж точно не по какой-то, простите, сектантской причине.
Существовало вполне реальное опасение, что если открыться для иных народов, то и они ничему не научатся, и сами иудеи истинную веру утратят. Однако в псалме 116-м мы чувствуем поразительный энтузиазм, который имел всё же пророческий характер. А именно — автор псалма (непонятно — Давид ли это или нет) предсказывает, что произойдёт, когда в мир придёт Христос Спаситель. С пришествием Мессии ветхозаветные ограничения были упразднены. Господь Иисус прямо указывал апостолам — идти и проповедовать всем народам.
И то, что было не под силу людям, оказалось под силу Богу. Вдохновлённые благодатью Святого Духа апостолы смогли сохранить гармоничный баланс — и многих других людей в Церковь привести, и самой Церкви этим не навредить. Будем же просить у Бога милости и мудрости, чтобы поступать так же. Исполнять правду Божию, помогать людям найти веру, но и самим веру не утратить, духовной связи с Господом не потерять.
Псалом 116. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 116. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 116. На струнах Псалтири
1 Хвалите Господа, все народы, прославляйте Его, все племена;
2 ибо велика милость Его к нам, и истина Господня [пребывает] вовек. Аллилуия.