Деян., 26 зач., X, 34-43.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Существует ли судьба? И кто ответственен за происходящее в жизни человека? Ответ на эти вопросы находим в отрывке из 10-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
34 Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен,
35 но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему.
36 Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех.
37 Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном:
38 как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним.
39 И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесив на древе.
40 Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться
41 не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых.
42 И Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых.
43 О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его.
Только что прозвучавшая речь апостола Петра адресована сотнику Корнилию, римскому воину, язычнику, который изъявил желание принять христианское Крещение. Рассказывая о том, что Бог сделал для человечества, апостол затрагивает очень любопытную тему — тему предопределения. По его словам, Христос после воскресения явился не всем, но только тем, которых Бог избрал заранее. На основании этих слов некоторые богословы приходили к мысли, что участь человека зависит исключительно от Божественного предопределения. Быть человеку верующим или неверующим, спастись ему или погибнуть — решено заранее. И ничего с этим решением поделать нельзя. Оно божественно. Согласитесь, звучит весьма фатально. А собственный опыт неудачных попыток привести близких к Богу или справиться с собственными недостатками ещё и подливает масла в огонь. «Такая судьба», — вздыхаем мы. От подобного богословия опускаются руки.
Однако мы должны помнить, что перед нами лишь фрагмент речи Петра. Да и сама эта речь целиком вплетена в контекст Нового Завета, а если ещё шире, то в контекст жизни раннехристианской Церкви. И здесь мы находим великолепные пояснения мысли Петра. Да, Божественное предопределение есть. Но абсолютно всех нас Господь предопределил ко спасению и радости в Царстве Небесном. Апостол Павел в послании к Тимофею выражает эту идею предельно ясно: Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины». Другими словами, для каждого из нас зарезервировано место за праздничной трапезой на приёме у Бога. И абсолютно каждому выслан пригласительный билет. И Пётр говорит сегодня об этом: сначала Бог «послал сынам Израилевым слово». А после этого Его приглашение вышло за пределы Израильского народа. Как опять же говорит Пётр, «Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определённый от Бога Судия живых и мёртвых». Более того, в одном из посланий апостола Петра мы слышим совсем универсальную идею. Бог пригласил в Своё Царство не только тех, кто жил и умер после рождения Христа, но и тех, кто умер от самого начала мира. Спаситель сошёл во ад и проповедовал там.
Получается, предызбраны абсолютно все. Но проблема в том, что не все готовы принять приглашение Господа. Этому могут мешать не только наши предрассудки и предубеждения. Порой мы так погружены в суету земной жизни, так сосредоточены на устройстве своего быта, что не находим время остановиться, сесть и вникнуть в слова Евангелия. И даже когда мы услышали эти слова, когда поразмыслили над ними, мы нередко боимся воплотить их в жизнь. Нас держит страх изменений. Ведь придётся отказываться от многого, что занимало в нашем сердце место Творца. Придётся совершать новые действия, понуждать себя думать новые мысли, испытывать новые чувства. А потому и лежит приглашение к новой жизни в почтовом ящике годами просто потому, что у нас нет готовности.
Итак, предопределение ко спасению похоже на монетку. С одной стороны, это дело Божие. С другой — человеческое. Бог выполнил свою работу на сто процентов. Теперь наш черёд. И если мы хотим оказаться в числе предъизбранных, нам необходимо найти в себе решимость просто перестроить свою жизнь согласно заповедям Евангелия. Во всех своих делах на ежедневной основе искать волю Творца и стараться оказывать милость, любовь и снисхождение тем людям, которых мы встречаем сегодня на своём жизненном пути.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать «Изумрудный город» — пространство для развития детей с инвалидностью

В фонде «Дети Ярославии» действует проект «Изумрудный город». Это пространство, где каждый ребёнок с инвалидностью может развиваться, раскрывать свои способности и находить друзей. Фонд организует для них разнообразный и полезный досуг. Дети вместе поют, танцуют, рисуют, участвуют в спектаклях, занимаются лечебной физкультурой, но главное — учатся общаться и быть самостоятельными.
Кристина Пушкарь посещает «Изумрудный город» уже 5 лет. Именно здесь у неё появились первые друзья, успехи в развитии и вдохновение к творчеству. Из-за внешних и умственных особенностей Кристине сложно находить понимание и поддержку в обществе. Но в «Изумрудном городе» её всегда ждут. Она может не стесняться быть собой. «Когда особенные дети получают большое количество любви, тепла, понимания и видят искреннее желание им помочь, они непременно меняются», — считает мама Кристины.
Не только дети с инвалидностью находят поддержку в «Изумрудном городе». Понимание, психологическую помощь и просто доброе участие обретают их родители. Многие из них включаются в организацию событий и жизнь фонда «Дети Ярославии».
Поможем сохранить такое нужное пространство для развития и радости в городе Ярославле. Поддержать проект «Изумрудный город», а также ребят с инвалидностью можно на сайте фонда «Дети Ярославии».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Советская ученая — тайная монахиня». Алексей Беглов
Гостем программы «Светлый вечер» был доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Алексей Беглов.
Разговор шел о выдающейся советской ученой, специалисте в области изучения туберкулеза, докторе биологических наук, тайной монахине Валентине Ильиничне Пузик (в монашестве — Игнатии). О ее судьбе, духовных размышлениях и об одной из ярчайших ее книг: «Божественная литургия». Валентине Пузик еще в молодости приняла тайный монашеский постриг, свою научную работу она воспринимала, как монашеское служение. Она прожила долгую жизнь: родилась в 1903г. и отошла ко Господу в 2004 г.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Мученица Татьяна Гримблит». Священник Анатолий Правдолюбов
Гостем программы «Светлый вечер» был клирик храма святителя Иова на Можайском шоссе священник Анатолий Правдолюбов.
Разговор шел о разных примерах подвига новомучеников, в частности о служении мученицы Татьяны Гримблит, посвятившей себя помощи заключенным.
Отец Анатолий приводит воспоминания Марии Николаевны Красноцветовой о Москве конца 1920-х годов, в которой привычные святыни исчезали, а город менялся на глазах. Вспоминается судьба священника Александра Тетюева и слова его дочери, передающие страх той эпохи и верность, которой жили их семьи.
Гость говорит о времени «первой безбожной пятилетки», о закрытии храмов и о результатах переписи 1937 года, неожиданно подтвердившей сохранение веры в народе.
Главная часть беседы посвящена мученице Татьяне Николаевне Гримблит. Отец Анатолий рассказывает о её юности, помощи заключённым и ссыльным, о её стойкости в ссылках, о словах о нательном кресте и о последних днях перед расстрелом на Бутовском полигоне. В завершение звучит напоминание о том, что её жизнь стала исполнением заповеди о любви к ближнему, которую она не откладывала ни при каких обстоятельствах.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер











