
Фото: Pietro Jeng / Pexels
Актёр театра и кино Анатолий Дмитриевич Папанов говорил, что в трудные моменты жизни его согревали и поддерживали воспоминания о детстве, семье и родительском доме. «Закроешь глаза — и вновь окажешься в знакомой восемнадцатиметровой комнатке, увидишь мать, отца, сестрёнку. И оживает душа, будто вливается в тебя новая сила», — делился артист сокровенными мыслями в своих мемуарах.
Анатолий появился на свет в октябре 1922-го, в городке Вязьма Смоленской губернии. Отец будущего артиста, Дмитрий Филиппович, был военным. Участвовал в Первой мировой и Гражданской войнах. Анатолий Папанов вспоминал о нём, как о скромном, деликатном человеке, мастере на все руки. Мама, Елена Болеславовна, по национальности — полька; она перешла из католичества в православие, и прививала веру своим детям — Анатолию и его старшей сестре Нине. Елена Болеславовна крестила сына в Троицком соборе Вязьмы. Впоследствии супруга Анатолия Папанова вспоминала, что муж часто молился, посещал Богослужения, читал Евангелие и старался жить по Христовым заповедям, как учила его мама.
От отца Папанов унаследовал актёрский талант. Дмитрий Филиппович занимался в местной художественной самодеятельности и часто привлекал сына к участию в постановках. Однажды шестилетний Толя изображал за кулисами гром. Для этого отец и сын принесли из дома железное корыто. В нужные моменты Толя ударял по нему молотком. Репетиция прошла успешно, однако ни Толя, ни его папа не заметили, что днище корыта изрядно помялось. Утварь вернули домой. Елена Болеславовна, обнаружив повреждения, огорчилась. Шутка ли — в корыте мама обстирывала всю семью! Чуть не разразилась гроза пострашнее театральной. К счастью, родители умели любовью и добротой предотвращать конфликты. Так вышло и на этот раз. Дмитрий Филиппович с сыном быстро починили корыто. «Я рос в очень дружной семье», — позднее с теплом рассказывал Папанов в интервью.
В 1930-м семья перебралась из Вязьмы в Москву. Отец уволился с военной службы и устроился работать на завод. Анатолий пошёл в школу. А едва окончил её, началась Великая Отечественная война. В 1941-м Анатолий отправился на фронт. Был тяжело ранен. Папанов вспоминал, как в страшные минуты, под вражескими пулями, он молился. А ещё думал об отце и маме. Сохранилось письмо сержанта Папанова из госпиталя, в котором он обращается к матери с простыми, но полными нежности словами: «Дорогая мамочка! Крепко-крепко тебя целую».
В 1943-м Папанова демобилизовали по ранению. Он вернулся в Москву и поступил на актёрский факультет Государственного института театрального искусства. Отец с большим одобрением отнёсся к выбору сына. И в дальнейшем всегда интересовался его работой — репетициями, съёмками, спектаклями. Анатолий Дмитриевич стал известным и востребованным актёром. При этом старался уделять внимание родителям — навещал их каждую неделю, постоянно звонил. По праздникам семья собиралась вместе.
В 1972-м скончалась Елены Болеславовна. Анатолий был на гастролях в городе Ташкенте. Когда по телефону ему сообщили горестную весть, он сразу же вылетел в Москву. Дочь Папанова, Елена, вспоминала, что потеря матери стала для актёра непростым испытанием. Анатолий Дмитриевич поддерживал овдовевшего отца, заботился о нём. Дмитрий Филиппович ушёл из жизни через 10 лет после супруги, в 1982-м. 60-летний Папанов рассказывал, что часто потом приходил к опустевшему родительскому дому: «Посмотрю на знакомое окно, и встрепенётся что-то в душе...».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Антон Чехов «Три сестры» — «Искусное притворство»

Фото: Piqsels
Самообман бывает очень искусным. Особенно, когда обманываемся мы насчёт своих собственных душевных качеств. Антон Павлович Чехов в пьесе «Три сестры» дал иллюстрацию подобному душевному камуфляжу.
Главные героини пьесы — сёстры Ирина, Маша и Ольга, тонкие, умные, чуткие девушки, живут мечтой уехать из провинциального городка в Москву. Их брат Андрей недавно женился на Наташе, которая исподволь старается выжить сестёр из дома. Казалось бы, всё просто. Сёстры — хорошие, Наташа — плохая. Но вот один из эпизодов пьесы «Три сестры» побуждает задуматься.
Старая няня Анфиса, устав, присаживается. Наташа гневно кричит: «При мне не смей сидеть! Встань! Ступай отсюда!» Няня выходит, Ольга взволнованно говорит: «Наташа, ты сейчас так грубо обошлась с няней. Пойми, милая... я не переношу этого. Подобное отношение угнетает меня, я заболеваю...». Няню Ольга упоминает лишь вскользь. Монолог — весь про саму Ольгу, про её переживания. Но, возможно, трагедия трёх сестёр заключается не в том, что им не удаётся уехать в Москву? Не скрываются ли под их тонкой душевностью самые обыкновенные чёрствость и душевная глухота? А если преодолеть эту чёрствость, то может и свой родной провинциальный городок покажется раем?
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
26 октября. О почитании святой великомученицы Златы

Сегодня 26 октября. Воспоминание чуда великомученицы Златы в Скопье в 1912 году.
О почитании святой — священник Стахий Колотвин.
Нередко в истории церкви бывает, что посмертные чудеса святых людей — они больше запоминаются, более масштабны, чем чудеса прижизненные. Более того, при жизни и чудес может никаких не быть сверхъестественных. Просто человек в своей жизни приблизился ко Христу, наследовал Царствие Небесное, и, уже оказавшись там, ходатайствует за своих близких, за тех, кто обращается к нему с просьбами, и Господь посылает чудеса уже только после смерти.
Одним из этих случаев является мученический подвиг простой сербской — или, болгары считают, болгарской, македонцы считают, что македонской, — девушки, которую звали Злата. Причём тоже можно встретить, что её звали Хриса. Ну, Хриса — это всего лишь Злата на греческий манер, а греки, как мы помним, тоже соседствовали рядом с этими тремя балканскими славянскими народами.
И вот эта простая девушка, дочка небогатого крестьянина, которая прославилась, по сути, тем, что решила не соглашаться (даже ради богатого, сытого замужества за иноверцем, но ради которого нужно было отречься от Христа) перейти в ислам, и поэтому была страшно умучена, и прославилась она как раз этим мученическим подвигом. А чудес никаких не было.
Но спустя 100 лет, когда начались балканские войны, и в союзе православные маленькие государства, которые бросили вызов могучей Османской империи, освобождали свои родные земли, то уже над столицей нынешней Македонии — Скопье — явилась девушка, которая направила сербские войска, и османские войска в страхе бежали. Родные земли были освобождены, и в храмах снова стала совершаться Божественная литургия, вплоть до наших дней.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О Христе, объединяющем всех его учеников

В 1-й главе послания апостола Павла к галатам есть слова: «Ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня».
О Христе, объединяющем всех его учеников — священник Николай Дубинин.
Апостол Павел пишет, как он посещает Иерусалим и как он пробыл в гостях у апостола Петра, также видел и апостола Иакова. И это свидетельствует о том, что очень разные люди, которые друг друга не знали, являются единым целым в очах Господа. И они составляют вот это единое пространство, составляют единую Церковь того времени.
И вот это очень важно осознать, что люди, которые находились в разных уголках тогдашнего мира, люди, которые друг друга мало знали, ощущали себя единым целым для служения Христу и Его Царству.
Так и мы сегодня, находясь в Церкви Христовой, несмотря на то, что мало можем знать друг друга, даже в одном приходе, мы все — одно целое. И потому мы не случайно называем друг друга братьями и сестрами.
И дай Бог, чтобы мы это не просто формально осознавали, но и через призму своей души и сердца, относясь друг к другу действительно как братья и сестры во Христе Иисусе.
Все выпуски программы Актуальная тема







