Самая первая молитва в моей жизни была молитва «Отче наш». Я не помню, как и при каких обстоятельствах я с ней познакомилась, сколько мне было лет. Но помню как запечаталось в сознании слово «Отче», такое ещё тогда незнакомое, созвучное со словами «отец», «отчество»... Своего отца в детстве я видела редко. Он был военным и очень часто уезжал в командировки. Родители были для меня, как, наверное, и для каждого на свете ребёнка, всем миром. Они давали мне пищу, успокаивали меня, если было больно или страшно, защищали от опасностей. Я всегда чувствовала их поддержку и любовь. Этих двух ангелов-хранителей, маму и папу, дал мне Господь. Наш Небесный Отец. Безусловно любящий нас, ищущий нас, если теряемся, дающий всё, что необходимо для жизни. Именно Он дал нам молитву «Отче наш». Об этом рассказывают два апостола-евангелиста, Лука и Матфей. Вот как о молитве написано в Евангелии от Матфея: «И сказал Христос: Молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своём будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чём вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твоё; да прии́дет Царствие Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги́ наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого».
Давайте поразмышляем над текстом этой молитвы и послушаем её отдельными фрагментами в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря. Первая часть на церковнославянском языке звучит так: «Отче наш, Иже еси́ на небесе́х! Да святится имя Твое, да прии́дет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси́ и на земли́...» В этих строчках молитвы выражена её суть: Господь — не просто Владыка всего мира и строгий Судья. Он — наш родной Отец, тот, кто любит каждого из нас как единственного ребёнка. Давайте послушаем, как звучит первая часть молитвы.
Во второй части молитвословия заключены просьбы, самые простые и естественные: чтобы Господь давал нам пищу и всё нужное для жизни, защищал от зла, прощал наши грехи. Вот как звучит второй фрагмент молитвы на церковнославянском языке: «Хлеб наш насущный да́ждь нам дне́сь (то есть на сегодня); и оста́ви нам до́лги наша, якоже и мы оставляем должнико́м нашим. И не введи нас во искушение, но изба́ви нас от лука́ваго». Послушаем второй фрагмент молитвы.
Молитвословие «Отче наш» часто звучит во время богослужений. Важный момент исполнения молитвы — на Литургии перед Причастием. Её поют всем приходом, соборно, торжественно. А слова простые и незатейливые. Будто ребёнок обращается к маме или папе. Искренне, с открытым сердцем, с абсолютной верой в то, что они услышат его и помогут, что они очень любят его.
Давайте послушаем молитву «Отче наш» полностью, в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Автор: Алёна Рыпова
Все выпуски программы: Голоса и гласы
3 ноября. О блаженстве учеников Христа

В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа, обращённые к ученикам: «Блаженны очи, видящие то, что вы видите!»
О блаженстве учеников Христа — протоиерей Илья Кочуров.
Слово «блаженство» можно сравнить с русским словом «счастье» — счастливое пребывание человека в каком-то состоянии. Вне всякого сомнения, лицезрение пречистого лика Спасителя, слышание Его Божественного голоса — это само по себе является уже великим счастьем для человека.
И когда народ Божий, избранный, слышал от пророков о том, что грядёт время, когда придёт Мессия, Спаситель, безусловно, каждый из иудеев мечтал о том, что, может быть, Его Господь сподобит когда-то лицом к лицу увидеть Спасителя.
Но в этих словах мы ещё должны понимать, что блаженство, счастье для каждого человека, даже живущего не во времена Спасителя, — это иметь возможность постигать глубокое и спасительное учение Господа нашего Иисуса Христа.
Древние пророки, цари, даже возьмём Давида, царя Соломона, других благочестивых царей израильских, они, конечно же, мечтали и желали бы видеть Господа Иисуса Христа лицом к лицу. Пророки пророчествовали об этом, а вот апостолы были избраны для того, чтобы быть со Христом, слышать Его Слово и передать Его всему миру.
И блаженство нас, христиан, заключается в том, что мы имеем возможность через Евангелие, через проповедь Церкви слышать слова Христа, и, исполняя их, перед нами открывается вечное спасение.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 ноября. О ложном смиренномудрии

Во 2-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием».
О ложном смиренномудрии — священник Николай Конюхов.
Апостол Павел предупреждает, что некоторые люди под ложным смиренномудрием начинают мудрствовать неправильно, в том числе и о спасении, которое приходит к нам от Христа. Некоторые в христианской общине учили, что спасение происходит от ангелов, а это было неправильно.
И апостол Павел предупреждает нас не быть религиозно всеядными и не быть падкими на каждое новое или новомодное учение.
Поэтому очень важно, чтобы мы держались строго той истины, которую открыли для нас апостолы, которые сказали, что если мы или даже ангел с неба начнёт вам благовествовать что-то другое, чем мы вам благовествовали, не верьте.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 ноября. О четырёх правилах добродетели святого Илариона Великого
Сегодня 3 ноября. День памяти Преподобного Илариона Великого, отошедшего ко Господу в четвертом веке на Кипре.
О четырёх правилах добродетели святого Илариона — священник Родион Петриков.
Правила подвижника IV века поражают своей актуальностью. Их всего четыре, но они как надёжный компас в хаосе современной жизни.
Правило первое — умеренность во всём. Не голод, но и не излишество. Как писал святой Иларион, чрево — не враг, но становится бунтарём, если дать ему волю.
Правило два — храни чистоту сердца. Не только телесную, но и мысленную. Когда в голову лезут тревоги, святой советовал заменять их молитвой:«Господи, как Ты хочешь, так и будет».
Правило третье — непрестанная молитва. Не обязательно долгие правила, но даже короткое воздыхание в дорожной пробке: «Слава Богу за всё», —это уже стрела, пущенная к небу. Сам преподобный утверждал, что молитва — это воздух для души.
Правило четвёртое — помни о вечности. Когда знаешь главную цель, то не цепляешься за обиды или неудачи в карьере. Умирая каждый день, святой учился ценить дар Божий в самом малом. И это ведёт не к унынию, а к свободе и подлинной христианской радости.
Наконец, главный секрет святой видел в том, что добродетель — это не подвиг, а привычка на каждый день. Как он сам писал: «Сперва ты владеешь правилом, а потом оно владеет тобою и ведёт ко Христу».
Все выпуски программы Актуальная тема







