
Фото: roya ann miller / Unsplash
Жил в одной стране юноша-сирота. Решил он, что ему нужен наставник, который обучит житейской мудрости, и отправился по белому свету его искать. Шёл он как-то по лесу, и вдруг путь ему преградил леопард. Юноша остановился и в страхе схватился за нож.
В это время из-за деревьев вышел старик с вязанкой хвороста на плечах — немощный на вид, сгорбленный. Он что-то крикнул, хлопнул в ладоши, и леопард, испуганно поджав хвост, убежал в чащу.
— Ты спас меня, дедушка. Но как у тебя это получилось? — изумился юноша. — Никогда прежде не встречал я человека, который одним хлопком может укротить леопарда.
— Всему можно научиться, если захотеть, — улыбнулся старик. — Люди обладают не только физической, но ещё и духовной силой. Многие животные её чувствуют и признают превосходство человека.
— Возьми меня в ученики, дедушка, и научи такой храбрости, — попросил юноша.
— Я живу в бедной хижине, и тебе придётся выполнять трудную подённую работу, — сказал старик. — А когда я стану совсем немощным, тебе придётся обо мне заботиться и работать за двоих. Если тебя это не пугает — пойдём со мной.
Пришли они в город и стали вместе жить. Старик обучил юношу грамоте, сказав, что без этого невозможно развивать силу духа. Год за годом наставник давал своему ученику уроки терпения, смирения и трудолюбия.
Но однажды пришло время для уроков мужества: на страну напали враги. Огромная армия чужеземных завоевателей окружила город. Царь тоже собрал своё войско и вывел его для защиты на поле боя.
Долго длилась битва, и уже стало казаться, что вражеское войско одолевает защитников города. Тогда откуда-то появился никому не знакомый юноша, схватил оружие одного из убитых, бросился в гущу сражения, и пронзил мечом вражеского царя. Остатки армии защитников города вернулись домой с победой.
— Где тот юноша, без которого мы не смогли бы победить? — стал расспрашивать царь своих вельмож. — У него не было ни щита, ни доспехов. Поистине, он обладает царской храбростью! Вот кто мог бы стать моим преемником...
Но никто из вельмож не знал, где найти храбреца, ведь юноша и старик жили в бедной части города, куда они никогда не заглядывали.
Через какое-то время царь умер, не оставив наследника. А в той стране был такой обычай: для выбора нового правителя по всем улицам города пускали празднично украшенного слона, барабанщики били в барабаны, следом шла свита придворных. Вдруг слон остановился возле какой-тобедной лачуги, издал победный клич и опустился на колени. Из дверей вышел юноша, в котором все узнали того, кто проявил на поле боя царскую храбрость.
А ещё он обладал трудолюбием, скромностью и добротой, что немаловажно для хорошего правителя.
(по мотивам сингальской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
19 июля. Об исполнении Христом наших просьб

В 9-й главе Евангелия от Матфея есть слова некоторого начальника, обращённые ко Христу: «Дочь моя теперь умирает; но приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива».
Об исполнении Христом наших просьб — протоиерей Константин Харитонов.
Каждый из нас хочет получить от Бога помощь, особенно в исцелении недугов или каких-либо других бедственных положениях в своей жизни. Но не всегда, когда мы просим Бога, мы получаем эту помощь. Почему? Не потому, что Бог удерживает её. Нет. Бог свою помощь не удерживает. Бог свою помощь посылает каждому человеку, если он с верой обратится к Богу, Господь ему поможет.
Так евангельский начальник, обратившись ко Христу, попросил о помощи. Но в чём разница нашей просьбы и его просьбы? Мы попросим Бога, потом начинаем думать: а как Он это сделает? А когда? А почему не сейчас? А давай побыстрее? Или ещё как-нибудь?
Нет. У нас не должно быть таких размышлений и постоянных таких вот сомнений. А поможет ли Он мне? А не поможет? А я, может быть, грешный человек? Нет. Мы должны попросить Бога о том, чтобы Господь помог нам. Как евангельский начальник сказал: «Дочь моя теперь умирает. Приди, возложи на неё руку Твою, и она будет жива». И всё. И Господь уже встал тут же и пошёл, и помог.
Поэтому и наша молитва должна Богу быть простой. Господи, помоги. А уж как Господь поможет — Господь сам знает. Аминь.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 июля. О боли апостола Павла об иудеях

В 9-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Я желал бы сам быть отлучённым от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава».
О боли апостола Павла об иудеях — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Ни для кого не секрет, что апостол Павел любил свой народ, ибо евреям даны были заветы, и законоположения, и богослужения, и обетования. Их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог. Преданность своему народу апостол выразил таким сравнением, что готов был бы отдать самое ценное, что у него было, — единство со Христом, лишь бы вернуть евреев к истинному богопочитанию.
Но правда должна торжествовать, поэтому апостол раскрывает в той же девятой главе причины отпадения иудеев, указав, что они искали не в вере, а в делах закона. Да и сам Господь наш сказал про них: «Если бы Я не пришёл и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своём». То есть Христос своим пришествием вскрыл их греховные язвы, болезни гордыни и превозношения, самолюбия и даже человеконенавистничества.
Поэтому, скорбя о таком ожесточении сердец, однажды, будучи в Коринфе и уча в синагоге, святой Павел, видя, как они противились и злословили, отряс одежды свои, сказал к ним: «Кровь ваша на главах ваших; я чист, отныне иду к язычникам».
Будем же и мы внимательны к правде Божьей, чтобы и нам не потерять избрание Христово и Его милость.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 июля. О почитании Собора Радонежских святых

Сегодня 19 июля. Собор Радонежских святых.
Об их почитании — протоиерей Игорь Филяновский.
Первые списки учеников и последователей преподобного Сергия Радонежского были составлены в XVII веке. Примерно в то же время были написаны первые групповые иконы Радонежских святых — «Троицкие игумены и преподобный Сергий — соученики». Со временем сложилась традиция почитания святых учеников и последователей преподобного Сергия.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена было установлено празднование Собора Радонежских святых, совершаемое на следующий день после праздника в честь обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. Список Собора содержал имена 78 подвижников — святых сродников, учеников и собеседников преподобного Сергия Радонежского, а также святых иноков Троице-Сергиевой обители. Среди них преподобный Никон Радонежский, преподобный Савва Сторожевский, преподобный Андроник Московский, преподобный Андрей Рублёв и многие другие. Сегодня этот список содержит имена уже 96 подвижников.
В 2014 году, к 700-летию со дня рождения преподобного Сергия, по благословению наместника Лавры, братская трапезная, которая находится в подклете Сергиевского храма, была расписана многими фресками, изображающими Радонежских святых, чьи подвиги и благочестие оставили глубокий след в истории Русской Церкви.
Все выпуски программы Актуальная тема