
Фото: PxHere
Зачастую, когда мы сетуем на безграмотность кого-либо, то обращаем внимание и на ошибки в пунктуации. Многие помнят советский мультфильм «В стране невыученных уроков», где герой, школьник Виктор Перестукин, мучается в сомнениях, где именно поставить запятую в предложении «казнить нельзя помиловать». Казалось бы, простая перестановка маленького знака — но это может сильно повлиять на понимание текста. А возможно, и на жизнь человека.
Однако в последнее время участились случаи чрезмерного использования пунктуации. То есть в предложении запятые стоят там, где они не нужны.
Почему так происходит? Зачастую потому, что некоторым кажется, будто обилие знаков препинания — признак грамотности. А иногда человек просто сомневается, где именно должна стоять запятая. И ставит на всякий случай пару лишних. Например, многие любят выделять союз «потому что» с двух сторон: «Я не пойду на выставку (запятая) потому что (запятая) идёт дождь. В первом случае знак нужен, а во втором — нет.
Встречается и следующее объяснение: «Я так чувствую!» Человеку кажется, что нужно поставить знак препинания, а соответствует ли это правилам синтаксиса, он не знает. Один из вариантов такого якобы креативного отношения к пунктуации — ставить запятые по дыханию и интонации: сделал остановку — поставил. Но ведь... любое... предложение... можно... произнести... с большим количеством пауз. Это не значит, что постановка знака должна следовать за нашими желаниями.
Цель пунктуации — содействовать пониманию текста, она выделяет специальные обороты и вводные слова, показывает, где простое предложение, а где сложное и так далее. Если вы ставите знак препинания не в том месте, это путает читателя, создаёт барьер для общения.
Я часто вспоминаю совет, который мне дал мой школьный учитель русского языка: ставь запятую только в том случае, если можешь объяснить её употребление правилом.
Как же избежать подобной чрезмерной любви к знакам препинания? Думаю, стоит периодически повторять теорию. Сейчас есть много увлекательных пособий, а также интересных видео-уроков, которые в простой форме объяснят правила пунктуации. Конечно, это пожелание относится именно к тем, кто хочет глубоко знать родной язык и писать действительно грамотно.
Все выпуски программы: Сила слова
- Что означают имена сказочных героев
- Сколько искусственных языков существует и зачем они нужны
- Почему заимствования их других языков — это хорошо
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
16 апреля. О трудах Семёна Венгерова

Сегодня 16 апреля. В этот день в 1855 году родился русский историк и библиограф Семён Венгеров.
О его трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Он стал подлинным энциклопедистом, библиографом, главным делом которого было составление краткой характеристики биографии писателей, описания их произведений. И за всю жизнь он составил более двух тысяч словарных статей по творчеству русских писателей и около миллиона библиографических описаний. Венгеров стоял во главе издания первого в России масштабного сборника библиографических, справочных, критических материалов о литературе как древнерусской, так и всех последующих столетий, вплоть до 20-го столетия. Такая колоссальная работоспособность, такая преданность науке, неутомимая усидчивость свойственны могут быть только человеку мирного, светлого и кроткого духа, ограничивающего общение с внешним миром и уходящего вглубь собственного сердца. Семен Афанасьевич Венгеров много потрудился для культурного наследия России. Одним из самых главных его достижений было создание Русского библиологического общества, в рамках которого он стремился к осуществлению полной регистрации и каталогизации книг. Интересно, что сегодня один маленький компьютер может вмещать в себя обширные картотеки, над которыми трудился наш ученый.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 апреля. О личности и трудах Николая Трубецкого

Сегодня 16 апреля. В этот день в 1890 году родился русский языковед Николай Трубецкой.
О его личности и трудах — протоиерей Игорь Филяновский.
Он учился у знаменитого русского лингвиста Фортунатова и после окончания учебы остался преподавать на кафедре языковедения. После революции в 1920 году уехал в Болгарию, а затем получил место преподавателя в Венском университете. В 20-х годах Николай Трубецкой был активным участником движения евразийцев, автором многих программных работ этого течения русской мысли в эмиграции. В эти годы выходят его книги «Наследие Чингисхана» и «К проблеме русского самопознания». Как ученый-лингвист Николай Трубецкой занимался фонологией, был идейным лидером Пражского лингвистического кружка. Его авторитет был признан всеми ведущими лингвистами того времени. Профессор Реформатский назвал работу Трубецкого «Основы фонологии» первой фонологической энциклопедией, классическим лингвистическим трудом XX века. В своих лекциях по истории русской литературы Трубецкой высказывал идеи о необходимости открытия миру древнерусской литературы на подобии открытия русской иконы в начале XX столетия. Николай Трубецкой был глубоко церковным человеком, выполнял обязанности старосты Свято-Никольского прихода. Как ученый и как христианин выступал в печати против набиравшего силу национал-социализма в Германии. После аншлюса Австрии в его доме гестапо провело обыск, и ученый был арестован на трое суток. После обыска часть рукописи была конфискована, а Николай Сергеевич попал в больницу, где скончался от инфаркта в 1938 году.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 апреля. О предательстве Иуды

Сегодня 16 апреля. Великая среда.
О предательстве Иуды, воспоминаемом Церковью в этот день — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Как мы знаем из Священного Писания, после входа Господня в Иерусалим, Спаситель захотел устроить прощальную вечерю со своими учениками. Накануне ее Иуда пошел к первосвященникам и сказал: «Что вы дадите мне, и я вам предам Христа». Они предложили ему 30 сребреников, и с того времени он искал удобного случая предать его. Этот сын погибели, как называет его сам Господь, настолько был преисполнен страстей, что даже явные Божьи на нем благодеяния, косвенное обличение из уст Христа и призывы к покаянию не умягчили каменное сердце предателя. И он, побежденный страстью сребролюбия, совершил страшнейшее преступление на земле. Церковные песнопения этого дня как бы останавливаясь от взора на Божественного Учителя, переключают нас на личность Иуда Искариота. Церковь предупреждает своих верных чад, чтобы мы не заигрывали со страстями, не принижали их тлетворное действие на душу, ибо незаметно, шаг за шагом, вольные грехи способны так окаменить сердце, что бывает этот процесс необратимым. Да избавит нас Господь от предательства, Иудина греха и окамененного нечувствия!
Все выпуски программы Актуальная тема