
Заслуженный артист театра и кино Валерий Рыжаков прочно ассоциировался у зрителей со своими персонажами — героическими солдатами, самоотверженными тружениками, неравнодушными, справедливыми людьми. Актёр всегда смотрел на жизнь с оптимизмом и говорил, что она полна радости. Главной радостью для артиста было делать людям добро.
Валерий пришёл в кино ещё подростком. В 1961-м сыграл школьника в известном фильме «Друг мой, Колька!». Роль была небольшой, но юного актёра с открытым лицом заметили. Почти каждый год Валерий начал сниматься в одном, а то и в двух кинофильмах. В итоге за тридцатилетнюю карьеру он сыграл более сорока ролей. Многие фильмы с его участием стали без преувеличения классикой: «Офицеры», «Юркины рассветы», «Вкус хлеба», «Ларец Марии Медичи». Актёрам и режиссёрам нравилось работать с Рыжаковым. На съёмочной площадке Валерий был неконфликтным, старался всем помогать. Иногда — даже рискуя собственной жизнью. Так случилось, например, в 1982-м, на съёмках картины «Приказ: перейти границу». Фильм рассказывал о событиях Русско-Японской войны 1945-го года. Во время съёмок одной из батальных сцен актёр Владлен Бирюков замешкался и не успел уйти с площадки, когда пиротехники начали взрывать снаряды. Это заметил Рыжаков. В мгновение ока он бросился к коллеге и оттолкнул его в сторону. Только благодаря этому Бирюков не пострадал. А вот Валерий получил ранение в ногу, и долго лежал в больнице. Ему сочувствовали, а он говорил: «Невелика беда. Главное, Владлен жив и здоров».
Больничная койка и вправду оказалась не самой большой бедой. Наступили лихие 90-е. Советский кинематограф рухнул вместе со страной. А в своеобразном киноискусстве той переломной эпохи Рыжаков себя попросту не видел. Скрепя сердце, Валерий Николаевич ушёл из профессии. Но нет худа без добра — именно тогда произошло событие, благодаря которому он снова нашёл себя. В киносообществе прошла молва, что 90-летний актёр Леонид Оболенский — ветеран кино, игравший ещё в немых лентах — нуждается в инвалидной коляске. Но не может купить, потому что она очень дорого стоит. Когда Рыжаков об этом узнал, что-то словно подтолкнуло его изнутри. Он купил коляску, привёз её пожилому актёру, который от неожиданности едва ли не плакал. После этого случая Рыжаков вместе с несколькими коллегами учредил Гильдию актёров — благотворительную организацию, которая помогала одиноким, пожилым, больным артистам. Тогда в душе актёра проснулась и вера в Бога. К Богу и Церкви в то время, на переломе эпох, обратились многие. Тут-то и обнаружилась острая нехватка церковной литературы, издание которой в советские годы было запрещено. И Валерий Николаевич начал издавать молитвенники, акафисты, церковные календари. Недорогие, чтобы любой человек мог их приобрести. Вырученные средства шли в фонд Гильдии актёров — на помощь старикам. Но в 1998-м грянул мировой экономический кризис. Рыжаков в одночасье лишился издательства и Гильдии.
Но Валерий Николаевич не пал духом. Он чувствовал, что в происходящем есть Божий Промысл. Так оно и оказалось. Московскому Храму Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве, прихожанином которого был Рыжаков, требовался плотник. Валерий умел держать в руках рубанок, и попросил настоятеля благословить его на этот труд. Так актёр Валерий Рыжаков стал плотником и столяром при храме. А ещё служил алтарником, пел в церковном хоре. Частенько в храм заглядывали любопытные журналисты, желая выведать, почему известный актёр взял в руки рубанок и поёт на клиросе. Рыжаков отвечал им так: «Не столь уж важно, где и кем работать. Главное — своей работой служить Богу и людям». Валерий Николаевич всю жизнь именно так и поступал. Актёр ушёл из жизни в 2015-м году, но навсегда остался в своих добрых фильмах и памяти тех, кто знал этого простого и отзывчивого человека.
Все выпуски программы Жизнь как служение
«Начать неделю с Богом»

Фото: Asep Bagja Priandana / Unsplash
Утро воскресного дня — а значит, нужно идти в храм. Но так хочется ещё поспать! Тем более, что вчера звонил руководитель с работы, с тысячью извинений просил внести срочные правки в готовый проект, и легла поздно... Может, никуда не ходить?
Мысль мелькнула — но развиться я ей не дала, просто не стала додумывать её да конца. Потому что знаю по своему же опыту: дать себе поспать, пропустить воскресную службу — и на душе потом будет как-то мутновато, и вся неделя начнётся хуже, чем могла бы. Не зря ведь на церковно-славянском языке слово «неделя» как раз и является названием воскресного дня, и днём этим не оканчивается, а начинается седмица — семидневный период, который мы сейчас называем неделей! Есть в этом и логика, и историческая мудрость: начинать неделю с посещения церкви, с собрания христиан, где мы все вместе возносим благодарность Господу и просим помощи Его на каждое мгновение жизни.
Я решительно поднимаюсь, крещусь и иду умываться. А через три часа — совершенно бодрая, без каких-либо следов недосыпания — иду из храма домой. Ощущение, что Бог рядом, совсем близко. И как же хорошо, что я не позволила себе утром поспать лишний час! Слава Тебе, Господи!
Текст Натальи Разувакиной читает Алёна Сергеева.
Все выпуски программы Утро в прозе
26 февраля. О паремиях о Страшном Суде

В 3-й главе Книги пророка Иоиля есть слова: «Толпы, толпы в долине суда! ибо близок день Господень к долине суда».
О паремиях о Страшном Суде — протоиерей Михаил Самохин.
Фрагменты второй и третий глав Книги пророка Иоиля, изображающие суд Божий и читаемый на паремиях, напоминают нам о смысле поста. В тексте пророка Иоиля слышен призыв к правильному, нелицемерному покаянию. Образно представив Господа, который придет с ангелами в день Страшного Суда, как непобедимого военачальника, которому никто не может противиться, пророк призывает, но и ныне еще говорит Господь: «Обратитесь ко мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании». Причем выбор в пользу Господа должен быть сделан сейчас, ведь скоро будет суд, на котором окончательно определится вечная участь каждого. Долина Геенном, в которой, по мнению толкователей, произойдет Страшный Суд, реально существует до сих пор. Местность вдоль Кедронского потока веками была свалкой города Иерусалима, на которой постоянно горел огонь и откуда доносилось зловоние. Очень яркий и понятный образ ада. Пусть этот образ и нас, как и древнего пророка, побудит к покаянию. Хотя бы для того, чтобы избежать адских мук.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 февраля. О сокрушении сердца

Во 2-й главе Книги пророка Иоиля есть слова: «Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив».
О сокрушении сердца — священник Стахий Колотвин.
Пророк Иоэль учит нас вроде очевидным вещам, что зачем раздирать одежды, зачем бить посуду, зачем колотить по столу — все это бесполезно, но что нам говорит современный мир? Это бесполезно, поэтому надейся на себя и все у тебя получится. Возьми, переедь всех как на танке, добейся своего, пройди по пути успеха. Да, сейчас ты неудачник, но к успеху ты все равно придешь. Так в том-то и дело, что пророк нам дает не только верное основание, что не нужно раздирать там одежды и портить имущество, когда тебя обуяли страсти, когда тебе тяжело, когда тебе плохо, но он и дает и правильный следующий шаг, который уже с советами мира сего расходится. И он говорит, нет, сокруши свое сердце. Вот это раздираемое сердце страстями пусть будет уже сокрушено не страстями, а покаянием. Обратись к Господу. Здесь слова пророка перекликаются с фразой царя и псалмопевца Давида: «Жертва Бога, дух сокрушен, сердце сокрушено и смиренно Бог не уничижит». И пророк дополняет псалмопевца. Он объясняет: «Если ты покаешься, то Господь уже сейчас на земле тебе даст утешение и покой». Лукавый говорит: «Ой, ты покаешься, но может это тебе пригодится только на страшном суде», а пророк говорит: «Нет, уже сейчас». Поэтому не отчаемся. Находим свои прегрешения, за которые Господь нас мог вразумить через какое-то несчастье, приносим свое покаяние, и Господь обязательно нас утешит, обязательно за нас заступится.
Все выпуски программы Актуальная тема