Заслуженный артист театра и кино Валерий Рыжаков прочно ассоциировался у зрителей со своими персонажами — героическими солдатами, самоотверженными тружениками, неравнодушными, справедливыми людьми. Актёр всегда смотрел на жизнь с оптимизмом и говорил, что она полна радости. Главной радостью для артиста было делать людям добро.
Валерий пришёл в кино ещё подростком. В 1961-м сыграл школьника в известном фильме «Друг мой, Колька!». Роль была небольшой, но юного актёра с открытым лицом заметили. Почти каждый год Валерий начал сниматься в одном, а то и в двух кинофильмах. В итоге за тридцатилетнюю карьеру он сыграл более сорока ролей. Многие фильмы с его участием стали без преувеличения классикой: «Офицеры», «Юркины рассветы», «Вкус хлеба», «Ларец Марии Медичи». Актёрам и режиссёрам нравилось работать с Рыжаковым. На съёмочной площадке Валерий был неконфликтным, старался всем помогать. Иногда — даже рискуя собственной жизнью. Так случилось, например, в 1982-м, на съёмках картины «Приказ: перейти границу». Фильм рассказывал о событиях Русско-Японской войны 1945-го года. Во время съёмок одной из батальных сцен актёр Владлен Бирюков замешкался и не успел уйти с площадки, когда пиротехники начали взрывать снаряды. Это заметил Рыжаков. В мгновение ока он бросился к коллеге и оттолкнул его в сторону. Только благодаря этому Бирюков не пострадал. А вот Валерий получил ранение в ногу, и долго лежал в больнице. Ему сочувствовали, а он говорил: «Невелика беда. Главное, Владлен жив и здоров».
Больничная койка и вправду оказалась не самой большой бедой. Наступили лихие 90-е. Советский кинематограф рухнул вместе со страной. А в своеобразном киноискусстве той переломной эпохи Рыжаков себя попросту не видел. Скрепя сердце, Валерий Николаевич ушёл из профессии. Но нет худа без добра — именно тогда произошло событие, благодаря которому он снова нашёл себя. В киносообществе прошла молва, что 90-летний актёр Леонид Оболенский — ветеран кино, игравший ещё в немых лентах — нуждается в инвалидной коляске. Но не может купить, потому что она очень дорого стоит. Когда Рыжаков об этом узнал, что-то словно подтолкнуло его изнутри. Он купил коляску, привёз её пожилому актёру, который от неожиданности едва ли не плакал. После этого случая Рыжаков вместе с несколькими коллегами учредил Гильдию актёров — благотворительную организацию, которая помогала одиноким, пожилым, больным артистам. Тогда в душе актёра проснулась и вера в Бога. К Богу и Церкви в то время, на переломе эпох, обратились многие. Тут-то и обнаружилась острая нехватка церковной литературы, издание которой в советские годы было запрещено. И Валерий Николаевич начал издавать молитвенники, акафисты, церковные календари. Недорогие, чтобы любой человек мог их приобрести. Вырученные средства шли в фонд Гильдии актёров — на помощь старикам. Но в 1998-м грянул мировой экономический кризис. Рыжаков в одночасье лишился издательства и Гильдии.
Но Валерий Николаевич не пал духом. Он чувствовал, что в происходящем есть Божий Промысл. Так оно и оказалось. Московскому Храму Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве, прихожанином которого был Рыжаков, требовался плотник. Валерий умел держать в руках рубанок, и попросил настоятеля благословить его на этот труд. Так актёр Валерий Рыжаков стал плотником и столяром при храме. А ещё служил алтарником, пел в церковном хоре. Частенько в храм заглядывали любопытные журналисты, желая выведать, почему известный актёр взял в руки рубанок и поёт на клиросе. Рыжаков отвечал им так: «Не столь уж важно, где и кем работать. Главное — своей работой служить Богу и людям». Валерий Николаевич всю жизнь именно так и поступал. Актёр ушёл из жизни в 2015-м году, но навсегда остался в своих добрых фильмах и памяти тех, кто знал этого простого и отзывчивого человека.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (15.12.2025)
Второе послание к Тимофею святого апостола Павла
2 Тим., 294 зач., II, 20-26

Комментирует священник Антоний Борисов.
История неоднократно демонстрировала, как самые светлые, возвышенные вещи могут, к сожалению, быть использованы для самых дурных, меркантильных целей. Таким инструментом служило и Священное Писание — Слово Божие, которое, будучи неверно истолковано, позволяло оправдывать различные преступления. Сегодня во время утреннего богослужения читается отрывок из 2-й главы 2-го послания апостола Павла к Тимофею, которое как раз использовалось для упомянутых, не слишком добрых задач. Давайте послушаем этот текст.
Глава 2.
20 А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении.
21 Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело.
22 Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца.
23 От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры;
24 рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым,
25 с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины,
26 чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю.
Прозвучавший отрывок некоторыми христианскими исповеданиями, тяготеющими к радикализму, понимается превратным образом. А именно — образ дорогих и дешёвых сосудов, использованный апостолом Павлом, с точки зрения этих людей, доказывает, что Господь якобы изначально одних людей предопределил ко спасению, а других к погибели. Таким образом, золотые и серебряные сосуды — праведники, которые таковыми стали фактически по принуждению Бога. А деревянные и глиняные сосуды, соответственно, — грешники, ставшие, в общем-то, невольной жертвой того же предопределения. Им уготована изначально самая печальная участь — и в земной жизни мучиться, и после смерти пребывать в адских мучениях. Почему? Потому что так якобы распорядился Бог.
Такая точка зрения не соответствует ни духу Священного Писания, ни христианской нравственности. Однако человек, как известно, стремится верить не в то, что истинно, а в то, что удобно. Например, английским колонистам в 17-м веке превратное толкование рассуждений апостола Павла позволило оправдать геноцид коренного населения Америки. Колонисты себя считали драгоценными сосудами Божиими, предопределёнными ко спасению, а индейцев — глиняными и деревянными горшками — которые не жалко и разбить. Толку-то от них?..
Но давайте посмотрим всё же на то, что на самом деле имеет в виду апостол Павел, когда рассуждает о двух типах сосудов. Он, с одной стороны, соглашается, что мы все рождаемся не в вакууме, стартовые позиции у нас действительно разные. Но это не означает, что существует не зависящая от человека предопределённость. Вовсе нет. Мы можем или улучшить то, чем обладаем, что нам дано. Или, наоборот, всё растерять, испортить, погубить. В этом и заключается свобода, дарованная нам Богом.
Апостол Павел прямо пишет, что сосуд драгоценный при неправильном использовании может превратиться в ёмкость, куда будут сливаться нечистоты. Сосуд же простой, наоборот, может чудесно переродиться, став вместилищем для самых ценных жидкостей. И апостол иллюстрирует свои размышления примером своего адресата — лица, которому изначально был направлен услышанный нами текст. Речь об апостоле Тимофее, еврее-полукровке, воспитанном бабушкой, т.к. он рос без отца. Для древних иудеев Тимофей был бастардом, то есть выродком. Для язычников — просто неудачником. Но апостол Павел в этом юноше, которого все считали (если использовать образ из послания) чуть ли не ночным горшком, разглядел чистое сердце, наполненное золотым светом любви к Богу и людям.
И Павел сделал всё, чтобы свет благодати внутри Тимофея разгорелся, и сам Тимофей стал драгоценным сосудом — примером для других христиан, их опорой и утешением. Что, в конечном счёте, и произошло. Но почему? Не потому, что так был изначально предопределено, а потому что и Павел, и Тимофей, каждый по-своему, усердно потрудились — стремились творить добро и уклоняться от тьмы пороков. И получается, что все мы (при всех имеющихся различиях) способны к удивительному преображению, которому Господь всячески способствует. Потому будем просить у Бога мудрости и сил. А в отношении других людей не станем спешить с выводами, определяя, из чего они сделаны — из золота или из глины. Чтобы не совершить досадных ошибок, способных лишить нас света благодати и превратить в никому не нужные черепки.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 127. Богослужебные чтения
Наверное, у каждого человека иногда возникает «картина счастья». Давайте послушаем 127-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, и поразмышляем о том, что есть счастье, и об его истоках.
Псалом 127.
Песнь восхождения.
1 Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его!
2 Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!
3 Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоём; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей:
4 так благословится человек, боящийся Господа!
5 Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей;
6 увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!
Прозвучавший псалом — как маленькая икона счастья: дом, многодетная счастливая семья, виноградная лоза, оливковые ветви, общий стол, благоденствующий город. Но эта «идиллия» написана очень трезво: она вырастает не из удачи и не из «правильного тайм-менеджмента», а из одного корня — «страха Господня».
Псалом как бы обрамляется идеей «страха Божия» — и в начале, и ближе к середине речь идёт о благословении «боящегося Господа». Этот страх — не паника перед «карателем-Богом», а трепет перед Его величием и добротой. Любовь не отменяет такой страх, а преображает его: рабский ужас исчезает, остаётся дерзновение сына, который боится не наказания, а разрыва общения.
Мы сегодня из разных источников слышим о том, что страх — это плохо, страх — это «негативная эмоция», которую необходимо тщательно «проработать» у своего психотерапевта. Но едва ли мы скажем, что страх оступиться на краю обрыва — тоже «разрушительная сила» в человеке, и его надо мужественно преодолеть! Страх страху — рознь; и одно дело, когда страх становится «внутренним демоном» личности, подчиняя ему всю жизнь и отравляя её, — и совершенно другое дело, когда глубинное, трепетное переживание близости Бога, Его Любви и Правды оказывает выстраивающее — так и хочется сказать — «конституирующее» — действие на всего человека.
Современный мыслитель Бён Чхоль Хан говорит о том, что подлинная любовь живёт не «позитивными чувствами», а именно «негативностью отсутствия», ожиданием, обращённостью к тому, «чего ещё нет», и благодаря этому противостоит превращению другого в лишённый всякой тайны «товар». Страх Божий — как раз и есть признание радикальной инаковости Бога и готовность идти за Ним, Его непредсказуемым и неуправляемым путём, а не за своим комфортом.
Вот эта открытость навстречу Богу — с пониманием несоразмерности своего и Божественного масштабов — и есть, по мысли псалмопевца, главное условие, даже — гарант! — возможности всей картины счастья, так красочно и описанной в сегодняшнем псалме!
Псалом 127. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 127. (Церковно-славянский перевод)











