У нас в студии был историк Михаил Хрущёв.
Разговор шел о возникновении и развитии города Юрьев-Польский, о его святынях и храмах, а также о его особенностях по сравнению с другими древними городами Северо-Восточной Руси.
Этой программой мы завершаем цикл из пяти бесед о храмах Северо-Восточной Руси.
Первая беседа с Анатолием Оксенюком и Олегом Рыжковым была посвящена истории Георгиевского собора в Юрьев-Польском;
Вторая беседа с Анатолием Оксенюком и Олегом Рыжковым была посвящена истории изучения и восстановления Георгиевского собора в Юрьев-Польском;
Третья беседа с Юлией Ратомской была посвящена особенностям домонгольских храмов Юрьев-Польского и Боголюбово;
Четвертая беседа с Юлией Ратомской была посвящена особенностям домонгольских храмов Владимира и Суздаля.
Ведущий: Алексей Пичугин
Алексей Пичугин
— Друзья, здравствуйте! Меня зовут Алексей Пичугин, это «Светлый вечер» на Светлом радио. Я напомню, что наши программы на этой неделе посвящены городу Юрьев-Польский. Мы на протяжении четырёх дней говорили не только про Юрьев-Польский, но и про домонгольскую архитектуру Северо-Восточной Руси, но всё это было приурочено к выставке, которая проходит, и до 26 октября будет проходить в музее архитектуры имени Щусева, то есть вы вполне туда успеете. Я думаю, если вы живёте в Москве, если вы будете в Москве до 26 октября. Выставка называется «Белый храм. История Георгиевского собора». Это очень интересный домонгольский храм. Если пропустили наши предыдущие программы, найдите на сайте на нашем — radiovera.ru, они есть, мы с организаторами выставки говорили про историю Георгиевского собора, говорили про историю его изучения, потом говорили про домонгольскую архитектуру Северо-Восточной Руси в целом. И сегодня, завершая этот цикл программ про Юрьев-Польский, мы поговорим о истории города, о городе, что же это за город такой, потому что мы как-то вот всё про храм, про собор Георгиевский, про домонгольскую архитектуру в целом, но в каком городе Георгиевский собор находится, понять, наверное, достаточно сложно. Вот сегодня попробуем всё восполнить. В гостях у нас Михаил Хрущёв, нашим постоянным слушателям, я думаю, хорошо очень знаком, и по программам «Светлый вечер», и по «Прогулкам по Москве», и поездкам по Подмосковью, историк, краевед. Миш, здравствуй!
Михаил Хрущев
— Здравствуй. Я хотел бы добавить себе одну регалию: историк, краевед, учитель истории и житель Юрьев-Польского уезда.
Алексей Пичугин
— Жители Юрьев-Польского уезда, это правда.
Михаил Хрущев
— Но не района!
Алексей Пичугин
— Не района. И, кстати, для нашего разговора Юрьев-Польский уезд — это гораздо более правильное обозначение, ну, поскольку районирование, оно менялось, советское районирование тех мест, оно далеко не всегда совпадает с...
Михаил Хрущев
— Дореволюционным.
Алексей Пичугин
— Дореволюционным, да.
Михаил Хрущев
— Причины, просто, по которым те или иные населённые пункты передавались из одного района в другой, часто были хозяйственные. И, к сожалению, некоторые земли, исторически прилежавшие к Юрьеву, сейчас отторгнуты от него, находятся в соседней области, в другом районе, и многие старые связи исторические, поэтому нарушенные.
Алексей Пичугин
— И дороги тоже.
Михаил Хрущев
— И дороги, да. Вот мой любимый пример. Я регулярно езжу в замечательное старинное село Мирславль, которое раньше было в Юрьев-Польском уезде, было центром Мирславской волости Юрьев-Польского уезда. И когда я еду, я еду некоторое время по старинной Стромынской дороге, на которой, собственно, Юрьев и стоит, вот там такой, у меня дети всегда повторяют, Киржач, Кольчугино, Юрьев.
Алексей Пичугин
— Я тоже так примерно говорю.
Михаил Хрущев
— Да, вот мы проезжаем Киржач — город, где Сергей Радонежский основал монастырь, потом проезжаем Кольчугино — город, который вырос как центр медного производства, и, кстати, находился этот населённый пункт раньше именно в Юрьев-Польском уезде, а потом мы приезжаем в Юрьев и из Юрьева...
Алексей Пичугин
— Он, кстати, Юрьев-Польский или Юрьевский уезд?
Михаил Хрущев
— Юрьевский уезд, да. Потом мы из Юрьева едем, выезжаем на красивейшую гору, водораздельную такую, и с неё открывается прекрасный вид на наше любимое Суздальское Ополье, или, как жители Юрьева говорят, Юрьевское Ополье.
Алексей Пичугин
— Жители Владимира — Владимирское.
Михаил Хрущев
— Да, жители Переславля — Переславское. А дело в том, что мы потом поворачиваем на село Григорово, там такой отвороток есть. Проезжаем его и сворачиваем на такую гравийную дорогу, которая ещё местами уложена плитами. Там едешь так тук-тук-тук-тук. Мы её с детьми называем «Римская дорога», потому что она вот такая. Выглядит очень древней. На самом деле она правда древняя, потому что она, как и многие древние дороги, идёт чётко по водоразделу. И как-то мне было интересно, почему эта дорога так идёт и вдруг обрывается. Вот я нашёл старинную карту и вижу, что из этого Григорова, оказывается, была прямая дорога до села Сима. И эта дорога просто исчезла, её в советское уже время распахали, от неё не осталось ни следа. И вот так часто мы... проезжая по какому-нибудь, как это говорится, агроландшафту, можем не видеть чего-то подлинно исторического, и нужно обращаться к каким-то дополнительным источникам.
Алексей Пичугин
— Я очень часто привожу этот пример. Совсем недавно, казалось бы, ну в рамках там, не знаю, десятилетий, в рамках нашей жизни, выходили замечательные сборники жёлтые «Дороги к прекрасному», и те маршруты, которые в ранних сборниках, сборники до 1993 года издавались, И вот те, которые в 60-е выходили, вот этими маршрутами уже пройти достаточно сложно, потому что это маршруты дореволюционные. Ещё в 60-е годы эта сетка дорог сохранялась, и по ней можно было пройти, проехать между сёлами. Сейчас, к сожалению, ну, только, может быть, в памяти местных жителей какие-то следы сохраняются, но кое-где может быть, если знать, как идти, можно найти эти дороги, но большинство из них исчезло, а часть стала современными трассами. Переходим к истории Юрьев-Польского.
Михаил Хрущев
— Когда мы приезжаем в Юрьев-Польский, опять же, давайте поедем из Киржача, из Кольчугина. Мы едем вот по дороге старинной, и вот мы поднимаемся на очередной подъем, и там прям у меня каждый раз, когда вот на этот подъем подымаюсь на машине, каждый раз всплывает строчка из «Слова о полку Игореве»: «О руская земле! уже за Шеломянем еси». Я только ее меняю на «О, Юрьев-Польский! за Шеломянем еси». Дальше ты поднимаешься на холм, и раз, перед тобой такая долина, и там город Юрьев-Польский.
Алексей Пичугин
— Да, он в такой ложбинке лежит.
Михаил Хрущев
— Да, в ложбинке. Вот тут ты видишь долину реки Колокши, вот видишь...
Алексей Пичугин
— Ну там есть Авдова гора и Юрьева гора.
Михаил Хрушев
— Да, ты видишь вот эту всю красоту и задумываешься над одним интересным вопросом. Вот обычно, когда города строятся, они строятся на каких-то возвышениях. Обычно.
Алексей Пичугин
— А на горке Владимира под горкой Покрова.
Михаил Хрущев
— Да, удобно оборонять, всё такое. Здесь возвышений не наблюдается. Получается, что старинный Юрьевский Кремль стоит внизу такой большой чаши. Со всех сторон к Кремлю дороги спускаются. Можно прочитать, что город основан Юрием Долгоруким, назван в собственную честь, обзавёлся названием «Польский», поскольку вокруг поля, чтобы не путали его с Юрьевым, который на территории современной Эстонии, который Тарту, и с ещё одним Юрьевым, который на территории Украины. В общем, у нас, получается, Юрьев-Польский появляется по личному пожеланию Юрия Долгорукого.
Алексей Пичугин
— А, кстати, основание городов. Вот мы знаем, что город основан Юрием Долгоруким. Это вообще как происходило? Это приезжал Юрий Долгорукий и говорил «Здесь будет город!»
Михаил Хрущев
— «Назло надменному соседу», — да.
Алексей Пичугин
— Или это просто политически так получалось? Что вот в этом месте принималось политическое решение образовать город, но совершенно необязательно, что тут вот на холме стоял Юрий Долгорукий, чесал бороду и указывал...
Михаил Хрущев
— Да, вот, к сожалению, у нас нет подробных описаний: что, как это происходило, но определённую логику действий князя можно просчитать. Вот если вспомнить, тут недалеко есть город тоже в 1152 году, основанный Юрием Долгоруким — Переславль-Залесский. Но есть одно «но». В отличие от Юрьева, Переславль-Залесский перенесён. Было вот городище рядом, да, Клещино.
Алексей Пичугин
— Археология показывает, что городской материал Клещино и городской материал Переславля, они достаточно синхронны. То есть, если он и был предшественником Переславля, то очень недолгое время.
Михаил Хрущев
— Ну да, но вот тут можно какую-то такую вещь увидеть, что вот есть некое поселение, его переносят на другое место. На этом месте, вот на Колокше, где впадает в неё речка Гза, сложно понять, зачем город основать, если не смотреть на карту. А вот если на карту посмотришь, то складывается впечатление, что это очень разумно, поскольку таким образом сплетается достаточно плотная сеть городов, потому что отсюда, от Переславля до Юрьева не то чтобы далеко, и от Юрьева до Суздаля не то чтобы далеко.
Алексей Пичугин
— Плюс мы ещё должны, тут важно понимать, что те города, которые мы сейчас привыкли считать историческими городами «Золотого кольца» — Юрьев, Переславль, Суздаль — это сохранившиеся, но...
Михаил Хрущев
— Это те, которые выжили.
Алексей Пичугин
— Те, которые выжили, потому что монгольское нашествие, потому что другие процессы. Но вообще города, городища, коими они теперь являются, укреплённые поселения, они чаще всего делались на расстоянии примерно дневного перехода плюс-минус. И вот, пожалуйста, вам Переславль, Юрьев, было ещё городище Семьинское, как оно называется археологами, уж как оно называлось в древности, никто не знает.
Михаил Хрущев
— Да, оно называется археологами просто по ближайшему населённому пункту.
Алексей Пичугин
— Село Семьинское, да, которое на другом берегу Колокши. А дальше вот вы как бы достаточно спокойно до Владимира добираетесь.
Михаил Хрущев
— Вот ещё один интересный момент по поводу основания города. Нужно учитывать, что здесь, просто часто в краеведческой, ну в такой популярно-краеведческо-туристической литературе можно сказать «посреди чистого поля основали город». Но это неверно, потому что мы стоим прямо вот на самой, что ни на есть, Стромынской дороге. Она, конечно, во времена Юрия Долгорукого Стромынской не называлась, но очевидно, что это один из немногих маршрутов, где можно обойти разливы широких больших рек по верхам, дорога будет сухой. Она длиннее, например, из Москвы во Владимир через Стромынскую дорогу ехать дольше, чем по Горьковскому шоссе или по «платке», например. Но мосты строить сложно было. Вот появляется город Юрьев. Он интересен, в первую очередь, хорошо сохранившимся своим Кремлём. Круглые валы с тремя прорехами на месте вот этих вот прорех, в валах были раньше ворота. Место очень интересное, обрати внимание, тут Колокша делает такой изгиб, вот, идеально просто, удобно для создания небольшого укреплённого города. Ну а там, где вот этот мыс расширяется, да, там, собственно, был когда-то городской посад. Что меня особенно в Юрьеве радует, это что здесь Кремль до сих пор жилой.
Алексей Пичугин
— Да, и это на самом деле, ну, может быть, не такая уж и редкость, но всё-таки не так часто и встречается. Тем более, что когда мы говорим «Кремль», нам чаще всего в голову приходит что: Московский Кремль, там Нижегородский Кремль.
Михаил Хрущев
— Поэтому всегда туристы, которые приезжают в Юрьев, видят каменные стены и башни Михаило-Архангельского монастыря и радостно кричат «Вот он, Кремль!».
Алексей Пичугин
— Да, как в Ростове.
Михаил Хрущев
— Да, но на самом деле монастырь занимает только часть Кремля, хотя монастырь очень интересный. Говоря об истории Юрьева, нельзя не... можно я позанудничаю, вспомню такое слово: строительные периоды. Нельзя не повздыхать немножечко над его несчастной судьбой. Вот основал его в середине XII века Юрий Долгорукий. Вот наступил прям рассвет. Вот веком позже здесь строится замечательный собор чудесный белокаменный.
Алексей Пичугин
— Причём строится...
Михаил Хрущев
— Причем второй...
Алексей Пичугин
— Второй, да.
Михаил Хрущев
— ... второй каменный собор. Вот приходят орды Батыя, всё сносят, сжигают, город еле жив. Потом наступает XV век, собор рушится, и удивительное дело присылают специалистов, чтобы его починить. Это же совершенно невозможная история. Но чаще всего, когда какой-нибудь собор обрушивался, то либо строили новый на этом месте, либо рядом строили новый, но в любом случае вот так, чтобы восстановить что-то, такого нигде я не вспомню.
Алексей Пичугин
— Но это одна из загадок, почему так получилось, что Георгиевский собор после его обрушения решили именно восстановить, и из Москвы даже прислали Ермолина для этого дела.
Михаил Хрущев
— Но между монголами и Ермолиным Юрьев сгорал не единожды. Все рати, которые проходили через эти места, город сжигали. В начале XV века Едигей его сжигал и так далее.
Алексей Пичугин
— И за 20 лет до этого его сжигали.
Михаил Хрущев
— Да. При этом Юрьев тоже интересную такую роль играл. Его неоднократно давали в «кормление». То есть, его давали в «кормление» каким-нибудь союзникам московского великого князя.
Алексей Пичугин
— Абдулле Ак-Кубекову, например.
Михаил Хрущев
— Да, или, например, Свидригайле. (князь Свидригайло Ольгердович — брат польского короля Владислава II Ягайло, с 1430 по 1432 г. правитель Великого Княжества Литовского. — прим. ред.) То есть, город и судьба очень интересны. Тут приходит XVII век, в начале XVII века опять смута, разорение — город неоднократно грабят, как и все окрестности здесь. И только в конце XVII века здесь снова начинается каменное строительство.
Алексей Пичугин
— Я напомню, что в гостях у нас сегодня Михаил Хрущёв, историк, учитель истории, и мы с ним говорим про город Юрьев-Польский. Мы раньше, кстати, Миш, говорили, помнишь, всегда Юрьев-Польскόй и гордились.
Михаил Хрущев
— Бравировали, да!
Алексей Пичугин
— Да, но на самом деле, как выясняется всё-таки, что Юрьев-Польскόй — это скорее такое обрусевшее произношение конца XIX века, начала XX, когда в моду входит всё исконно русское, русское.
Михаил Хрущев
— Или кажущееся исконно русское.
Алексей Пичугин
— Кажущееся, да. И вот польское происхождение решили исправить. Но изначально он всё-таки Юрьев-Польский, скорее всего. Мы, кстати, пропустили ещё важный момент, мне очень нравится эта история, что Святослав Всеволодович — строитель Георгиевского собора, когда у него не сложилось с княжением во Владимире, вернулся в Юрьев и попытался воплотить здесь какие-то свои вот идеи градостроительства.
Михаил Хрущев
— Да, ну и вообще сам персонаж такой необычный для своего времени, когда все друг друга князья рубили и так далее, этот какой-то такой достаточно мирный был.
Алексей Пичугин
— Ему по неволе приходилось в этом участвовать, в Липецкой битве-то он участвовал. Ну, сейчас мы перейдём к более поздней истории. Ну, коль скоро мы вспомнили Липецкую битву, даже целых две Липецкие битвы. Ведь ранняя история Юрьева, она неразрывно связана с...
Михаил Хрущев
— Политическими процессами во Владимиро-Суздальском княжестве.
Алексей Пичугин
— Да, и две Липецкие битвы рядом с городом проходили. До сих пор спорят, где они были.
Михаил Хрущев
— Памятников несколько штук есть.
Алексей Пичугин
— Даже несколько?
Михаил Хрущев
— Ну, два есть памятника.
Алексей Пичугин
— Шлем, да, и... около Посада
Михаил Хрущев
— Это три тогда получается. Смотри, есть три памятника, посвящённые Липецкой битве.
Алексей Пичугин
— Один под городом Гаврилов Посад в Ивановской области.
Михаил Хрущев
— Один, да, недалеко от поворота на Загорье, там на дороге между Осановцем и Гавриловым Посадом стоит крест на камне в память Липецкой битве 1216 года. Второй памятник находится недалеко от древнего города Мстиславля. Там такой подъём, потом спуск, и вот на этом спуске есть указатель налево «Памятник Липецкой битвы». Если ты вот невнимательный автолюбитель, то ты этот знак не заметишь никогда. Ну вот я много раз проезжал, думаю, надо остановиться. Вот мы остановились, перешли дорогу, там за посадкой защитной, значит, такой стоит камень — каменный постамент, на нём доска с надписью вот, что здесь произошла в 1216 году битва, погибло столько-то людей, вот в назидание потомкам памятник. Что важно про эти два памятника, что они стоят в абсолютно случайных точках пространства. Нет никаких доказательств, что эта битва произошла в той точке, на которой стоит памятник в виде креста, или той точки, где стоит памятник около Мстиславля, ни то, ни другое не доказано. За давностью лет, за дороговизной металла определить точно место Липецкой битвы — сложно!
Алексей Пичугин
— Но это заветная мечта всех местных краеведов, которые расставляют Липецкую битву в разные локации.
Михаил Хрущев
— Да, но у них есть определенные интересные, сразу скажем, очень интересные идеи, но с тем аппаратом методов, которыми они работают, сделать, уточнить это нельзя. То есть, как мы знаем, битвы обычно происходят в удобных местах. Вот, я не знаю, ты когда в школе учился, ты ходил драться с ребятами? Где вы дрались? Чаще всего где-то за гаража где-нибудь. И в одном и том же месте. Почему? Потому что там удобно. И вот то же самое меня спрашивают школьники. Почему две Липецких битвы в одной точке? Говорят, потому что удобно.
Алексей Пичугин
— Ну, как в одной точке? Никто тебе не скажет, что в одной точке.
Михаил Хрущев
— Ну, почему они рядом произошли? Ну, вот удобно.
Алексей Пичугин
— Ну, может быть, и в одной.
Михаил Хрущев
— Да.
Алексей Пичугин
— С разницей в...
Михаил Хрущев
— Тридцать лет.
Алексей Пичугин
— Тридцать лет, да. В сорок! 76-й и 16-й.
Михаил Хрущев
— Да, 76-й и 16-й — это 40 лет прошло. Вот два раза бились, сначала Всеволод Юрьевич со своими родственниками.
Алексей Пичугин
— С Мстиславом, племянничком.
Михаил Хрущев
— Да, бился против, значит...
Алексей Пичугин
— Ну, друг против друга, да.
Михаил Хрущев
— Да, со своим племянником. Второй раз братья — сыновья Всеволода Большое Гнездо при поддержке Мстислава Мстиславича тоже бились. Обе битвы были кровопролитными, обе очень тяжёлыми были. Вторая особенно интересная, мне там нравится в описании этой битвы, очень есть человеческий момент, который прям очень трогательный. Там у Мстислава Мстиславича, который много бывал в Новгороде, у которого было влияние в Новгороде, были с собой новгородские войска пешие. Вот картина, для нас древнерусские вот эти все битвы, они выглядят как-то очень эпично, да, там обязательно «Ух», там кто-то там размахивает мечом, а тут новгородские воины, выйдя на битву, обнаруживают, что неудобно в поршнях ходить по траве.
Алексей Пичугин
— И разуваются.
Михаил Хрущев
— Да, и разуваются. И об этом есть в летописи. И это же какая-то такая человеческая деталь, которой нам часто не хватает, когда мы изучаем Средневековую русскую историю. Чтобы определить точку, где находилась Липецкая битва, нужно всё сопоставлять. Нам известно, что там был холм, на котором оборонялись, что там был ручеёк, через который надо было переходить. Также указывается, что, дескать, в самом Юрьеве слышно было гром от этой битвы. И вот кроведы спорят, это литературная деталь или это действительно. И я знаю краеведа, который прям вымерял расстояние, где что слышно в Юрьеве. Высоты-то не поменялись! Вот на речке Липице мы с тобой бывали, помнишь, там даже бобровые хатки видели.
Алексей Пичугин
— Да, ну и где-то там происходила битва. Почему мы так подробно об этом говорим? Потому что...
Михаил Хрущев
— Мы обожаем эти места.
Алексей Пичугин
— Ну, помимо этого, поэтому мы вообще об этом говорим, да. Поэтому я люблю звать людей, которые их тоже любят, которые про них профессионально рассказывают. Просто это интересные зарисовки к истории города Юрьева. Город Юрьев, он несколько побледнел в тени Суздаля, Владимира, Переславля, хотя он даже сейчас, скорее, воспринимается, как просто жилой город. Такой среднего размера, достаточно небольшой, средний город Владимирской области.
Михаил Хрущев
— Ты знаешь, я часто общаюсь с людьми, которые любят путешествовать по разным городам, и когда я им упоминаю город Юрьев, они мне говорят: Ой, а мы как-то всё никак не заедем. Я говорю, ребят, ну надо же. Говорят, ну да, но как-то сложно, он так неудобно расположен. Вот для меня было, например, большим удивлением узнать, что нет маршрута, который бы связывал Суздаль и Юрьев. Ну, положа руку на сердце, действительно, в Суздале есть, что делать двое суток.
Алексей Пичугин
— А разве нет автобуса Суздаль — Юрьев?
Михаил Хрущев
— Нет, только через Владимир.
Алексей Пичугин
— Только через Владимир... ну, да, с одной стороны, это так. С другой стороны, понятно, что Суздаль — это город-музей, как ни крути, а Юрьев — это жилой город. Потому что Юрьев, он такой большой, всё-таки там есть какие-то фабрики, производство, микрорайоны.
Михаил Хрущев
— Даже своё радиовещание есть со своей местной рекламой.
Алексей Пичугин
— Своего нет, там местная реклама какая-то идёт.
Михаил Хрущев
— Но тем не менее.
Алексей Пичугин
— Да. Дело-то не в этом. Дело в том, что он был большим. И вот эта его величина сделала его не таким компактным, как Суздаль, из которого просто было сделать музей, который там был прям насыщен историей. Он по-другому развивался, в другой логике, в логике достаточно большого города. И поэтому, поэтому ... ну, неважно, да, вот давайте перейдём теперь всё-таки к более поздней его истории.
Михаил Хрущев
— Я, подожди, я прошу внимания. Мы вот упомянули город Мстиславль, мы его же не бросим так просто.
Алексей Пичугин
— Мстиславль, да, неизвестный город, до сих пор никто про него ничего не знает.
Михаил Хрущев
— Очень малоизвестный город, который при этом находится прямо рядом с шоссе, и вот если вы едете из Юрьева в сторону Гаврилова Посада, проезжаете село Городище.
Алексей Пичугин
— Или бывшее Числово Городище.
Михаил Хрущев
— Да.
Алексей Пичугин
— Так красивее называли.
Михаил Хрущев
— И видите такую красную кирпичную колокольню. Вот не поленитесь, пожалуйста, сверните туда, хотя бы 5 минут проведите на берегу рва.
Алексей Пичугин
— Кстати единственный...
Михаил Хрущев
— Один из немногих.
Алексей Пичугин
— Один из немногих, я не знаю, где ещё, просто, сохранившийся средневековый ров, заполненный водой, огромные высокие валы. Он достаточно неплохо изучен археологами, из него происходит много материала, про него археологи могут рассказывать, как про город вот с таким устройством, много, но сведения о том, почему он здесь возник — нет. Вот на эти вопросы археология практически никогда ответов не даст.
Михаил Хрущев
— Есть теория, что была такая система... Эта теория построена на некотором приближении. У древнерусских городов часто был парный город.
Алексей Пичугин
— Да, но тут не очень бьется, для кого...
Михаил Хрущев
— У Новгород Великого — Городище, там Владимир — Боголюбово, и вот вроде как Юрьев-Мстиславль. Но расстояние между Юрьевом и Мстиславлем существенно больше, чем между парными городами другими.
Алексей Пичугин
— Да, даже если оно не больше, вот парный город, он достаточно понятен в случае Владимира и Боголюбово. На самом деле, между древним Владимиром, не современными границами, там Владимир в Боголюбово переходит фактически — границы между ними стёрты, а между древним Владимиром...
Михаил Хрущев
— Средневековым.
Алексей Пичугин
— Да, средневековым, времён Боголюбского и Боголюбовым расстояние примерно похожее. Но тут история прозрачная, про это всё написано, и достаточно много источников.
Михаил Хрущев
— Но не повезло, Юрьев был вне фокуса интереса летописцев.
Алексей Пичугин
— Да, но здесь Мстиславль, вот есть его название, он упоминается в летописях, упоминается в «Списке городов дальних и ближних», тоже любопытный документ, в более позднее время, то есть даже атрибутировали, что это точно тот самый Мстиславль. Но почему Мстиславль там? История знает трёх Мстиславов. Сын Владимира Святославовича, крестителя Руси, сын Юрия Долгорукого, и Мстислав, собственно говоря, с которым бились...
Михаил Хрущев
— На Липецкой битве.
Алексей Пичугин
— ... в 1176 году.
Михаил Хрущев
— Ну, и его отец тоже Мстислав, кстати.
Алексей Пичугин
— Ну, да, кстати, да.
Михаил Хрущев
— Ну, в общем, да, тут много вопросов, поэтому мы не будем тут растекаться мыслью и подреву. Я скажу ещё один момент. В Мстиславле три памятника. Даже я бы сказал, четыре памятника, так будет лучше. Это Кремль-ров, Валы и Ров, раз, это Древняя Русь, это кирпичная колокольня — всё, что осталось от церкви XIX века. Это неочевидный, но очень интересный памятник, там есть кирпичное здание электростанции, построенное в начале 20-х годов. Причём не гидроэлектростанции, а тепловой. Там вся суть была, что не хватало топлива для разных тракторов и так далее. Была идея в рамках плана ГОЭЛРО больше использовать электричество, там вот такая есть. И четвёртый памятник, там очень симпатичные двухэтажные блочные домики, покрытые такими узорами в народном стиле. В целом, вот мы можем приехать и увидеть 4 слоя, 4 среза. Ну а теперь давай вернёмся обратно в Юрьев.
Алексей Пичугин
— Буквально через минуту, сейчас небольшой перерыв. Я напомню, друзья, что в гостях у нас сегодня Михаил Хрущёв, учитель истории. Мы говорим о истории города Юрьев-Польский. И продолжим делать это буквально через минуту.
Алексей Пичугин
— Возвращаемся в студию Светлого радио. Друзья, напомню, что в гостях у нас сегодня историк, учитель истории Михаил Хрущёв. Мы говорим о городе Юрьев-Польский — это заключительная программа нашего цикла, посвящённого этим местам, посвящённого Георгиевскому собору в Юрьеве-Польском, Юрьеву-Польскому. В Музее архитектуры сейчас проходит выставка про Георгиевский собор, «Белый храм» она называется, замечательная, до 26 октября будет продолжаться, приходите, посмотрите. А мы про историю города. Итак, на чём мы остановились?
Михаил Хрущев
— Мы вернёмся от Липецкой битвы обратно в город и скажем о том, чем жил вообще город Юрьев-Польский, вообще какая тут жизнь была. Жизнь была самая замечательная, когда не было войн и эпидемий, поскольку вокруг суперплодородная земля. И здесь ещё к тому же идёт торговый путь важный, Стромынский. Местные купцы торгуют льном, зерном, а позже, уже в XVIII веке, к списку товаров, которые тут производятся, добавляется крахмал. И в XVIII-XIX веке здесь многие поселяне выращивают картофель специально для того, чтобы делать из него крахмал. Вот если будете в краеведческом музее, там есть очень симпатичные всякие картофелетерки, которыми картофель перерабатывали, делали пудру. Здесь же, соответственно, появляется торговля, вместе с торговлей появляются деньги — появляются каменные здания, и к началу XIX века вот какой статус у Юрьева — он центр уезда, у него есть герб. Герб очень симпатичный, в верхней части герба лев Владимирский, а в нижней — две корзинки с вишнями. У нас вишни больше ассоциируются с Владимиром.
Алексей Пичугин
— Ну, это всё-таки Владимирская земля.
Михаил Хрущев
— Да, но вот здесь в Юрьеве тоже выращивали вишни, и местные жители, значит, ими лакомились. Некоторое время, кстати, Юрьев был центром целой провинции Юрьев-Польской. Она, правда, недолго просуществовала.
Алексей Пичугин
— Так называлась провинция?
Михаил Хрущев
— Юрьев-Польская провинция, да.
Алексей Пичугин
— Когда это было?
Михаил Хрущев
— Это в петровское время. В 1719 году основана она была. Но просуществовала она недолго, причём у неё разброс территорий был от Юрьева до Шуи.
Алексей Пичугин
— Там с одной стороны поля, с другой леса.
Михаил Пичугин
— Да, кстати, интересный момент. Юрьев-Польский уезд, он очень интересно делился. Там в северной части уезда заканчивается Аполье, начинаются леса, вот там долина реки Нерли, вот там на Нерли, здесь несколько интересных населённых пунктов. Один из них — это такая вот, опять же, потерянная фактура, во многом немало исследованная. Мы часто говорим про замки феодалов в Европе. Вот тут жил рыцарь такой, это вот его замок. У нас же на Руси тоже такие были, но только они были не каменные, а земляные. Вот недалеко от села Сима знаменитого был так называемый Хабаров городок. Был такой воевода — Хабар Симский.
Алексей Пичугин
— Времён Ивана Грозного.
Михаил Хрущев
— Времён Ивана Грозного — Ивана III Грозного, ты хотел сказать.
Алексей Пичугин
— Ивана III? Мне казалось Грозного.
Михаил Хрущев
— Да. Ивана III Грозного, да. Он и при Василии III служил, он и с Крымским ханством воевал, и с Казанским ханством воевал, и, собственно, у него было имение недалеко от Симы, вот, некий укреплённый замок, который до сих пор известен как вот городище — Хабаров городок. Он стоит на реке Селекше, тут недалеко. Вот на Нерли чуть дальше находится замечательное село Мирславль. Его я обожаю, во-первых, потому что у меня там дом, а во-вторых, потому что оно продуцирует какое-то невообразимое количество краеведческих легенд. То ли в 70-е, то ли в 80-е годы кто-то придумал, что в Мирславле был подписан мир между князьями и участниками Липецкой битвы. И любители такого туристического краеведения эту историю всячески развивают и докрутили ее до создания того, что там был даже замок. У нас рядом с Мирславлем в деревне Новая есть остатки электростанции, и вот эту электростанцию описывают как построенную на месте замка.
Алексей Пичугин
— Ну, вот это показывает, как даже в краеведении легендарная история — фолк-история, она сплетается с реальностью, и зачастую эту реальность побеждает.
Михаил Хрущев
— Да.
Алексей Пичугин
— Потому что Мирславль — это, несмотря на такое красивое название, всё-таки, видимо, достаточно позднее село, но, возможно, с какой-то ранней историей, которую мы вообще никак не знаем, потому что первое упоминание, по-моему — XVII век.
Михаил Хрущев
— Ну, там с ранними упоминаниями сложно. Вокруг есть большое количество древнерусских памятников.
Алексей Пичугин
— Где там их только нет.
Михаил Хрущев
— Был такой Курган Шишка там, в общем, есть что посмотреть. Но вернёмся обратно в Юрьев. Итак, Юрьев с конца XVIII века — это город уездный, у него есть герб, и, как водится, при Екатерине II просвещённый абсолютизм и идея того, что нужно всё упорядочивать, и, конечно, и городостроительство. Поэтому современная планировка центра Юрьева-Польского — это Екатерининский план. Он очень чётко прослеживается, мы видим, как улицы пересекаются под прямым углом. И, кстати, из-за этого там бесконечное количество знаков «стоп», потому что повороты часто слепые. Но что радует, благодаря тому, что Колокша так изгибается, Кремль не пострадал при Екатерине, хотя прямая улица в него заведена. Через весь город, с севера на юг, вот до, собственно, Кремля, идёт улица 1 Мая. И на этой улице располагается много всяких интересных построек, там и фабрика «Авангард», знаменитая, местная, которая была крупнейшей ткацкой фабрикой в городе начала XX века, принадлежала семье Ганшиных, тогда она, правда, не была «Авангардом». Там же находится и монастырь Петропавловский, который, к сожалению...
Алексей Пичугин
— Да, он не в лучшем виде сейчас.
Михаил Хрущев
— ... в очень грустном состоянии сейчас находится.
Алексей Пичугин
— Ну там всё-таки какие-то работы начинаются. Интересно, что мне долгое время казалось, что ансамбль Петропавловского монастыря вот кроме колокольни утрачен, и только...
Михаил Хрущев
— Ну потому что она виднее.
Алексей Пичугин
— Да, спустя некоторое время я заглянул, что же там за колокольня, и оказывается, что там, в общем, храмы-то все почти сохранились. Другое дело, что они совсем в руинированном состоянии.
Михаил Хрущев
— Да. В городе много интересных сюжетов исторических. Вот, например, в 1812 году огромное количество москвичей эвакуировались именно в Юрьев-Польский.
Алексей Пичугин
— Почему?
Михаил Хрущев
— По Стромынской дороге, Горьковку тогда ещё не докопали полностью. И вот они по Стромынской дороге, кто в Киржач, а кто и в Юрьев. И когда французы на некоторое время заняли Павлово Посад современный, и стали двигаться дальше на восток, была паника, но обошлось. Через Юрьев провозили тяжелораненого Багратиона, герой 1812 года, герой Бродинской битвы, раненый в Бородинской битве, эвакуировался. Его везли к родственникам — Голицыным, собственно, в Симу через Юрьев, и Юрьев эту память не потерял, там есть в краеведческом музее целая большая экспозиция про 1812 год, но там как-то вот не очень точно, как-то вот не акцентируется, что он всё-таки в Юрьеве-то особенно не был, а только проехал, но там есть и кареты, и всякие предметы вооружения, и много чего интересного. В Юрьеве набиралась часть Владимирского ополчения, кстати. Интересно, я не знаю, знал ли ты или нет, Владимирское ополчение, когда собиралось, то очень мало было ресурсов, и там огнестрельного оружия было крайне мало, и многие шли там с пиками самодельными, копьями, вот в Юриев-Польском музее есть очень симпатичное самодельное крестьянское оружие, которое тоже стоит посмотреть. Владимирское ополчение, правда, в боях участие особо не принимало, они шли за наступающей армией, несли полицейскую службу. До Франции они, кстати, тоже не дошли, они дошли до территории современного Минска, и их потом вернули обратно. Во второй половине XIX века Юрьев — это город с ткацкими фабриками, примерно половина населения продолжает заниматься сельскохозяйственным трудом, кто-то торгует. Постепенно появляются всё новые и новые постройки, вот, например, строятся торговые ряды. Способствовала изменению облика города, появлению там многочисленных каменных зданий, и несчастье, поскольку в 1871 году в городе случился ужасающий пожар. Как часто бывает, после пожара город стал восстанавливаться очень интенсивно и получил новые замечательные памятники, в частности, торговые ряды. Вот когда мы выходим на площадь...
Алексей Пичугин
— Но они до сих пор поздние.
Михаил Хрущев
— Да, они 1870-х годов.
Алексей Пичугин
— Но были тут раньше и деревянные, а вообще торговые ряды, надо сказать, почему они появлялись, это попытка в XVIII веке во времена Екатерины упорядочить торговлю, потому что купеческие города, и купцы торговали все из своих лавок, из своих домов, и там люди знали, что за мукой надо идти туда, за какой-то утварью сюда, а здесь попытка вот всё это...
Михаил Хрущев
— Ну и контролировать проще.
Алексей Пичугин
— И контролировать, ну и удобство для жителей. Ты знаешь, что точно, да, тебе, может быть, за мукой ближе, а вот за ещё чем-нибудь дальше. А тут тебе всё равно идти в центр.
Михаил Хрущев
— Ну, тут и сейчас торговля в этих торговых рядах присутствует. Мы, когда бываем в Юрьев-Польском, совершаем обход — смотрим, что новенького появилось, что старенького. Есть надежда, что их отреставрируют.
Алексей Пичугин
— Музей туда переедет.
Михаил Хрущев
— Да, хотят перевезти туда музей из Михаило-Архангельского монастыря.
Алексей Пичугин
— Для начала надо, конечно, приспособить помещение. У нас вот горазды выделять музеям места, к сожалению, не очень подходящие для хранения.
Михаил Хрущев
— Да, хотелось бы, чтобы сначала его подготовили, а потом переселили.
Алексей Пичугин
— Но идея переселения, мы про монастырь-то почти не сказали, поскольку, да, это упущение, потому что монастырь Юрьев-Польского был основан Святославом Всеволодовичем уже как раз после его возвращения с Великого княжения. Комплекс разновременной, от XVII до XIX веков, за два столетия сложился. Ну, плюс ещё совершенно непонятно, какого времени деревянная церковь Егорий два дуба из села Егорий, перенесённая в 70-е годы. «Егорий два дуба» — это интересное название, там в этом селе был монастырь Георгиевский с двумя храмами, поэтому два дуба — две дубовых церкви. Вот одна из них не сохранилась, и вообще неизвестно, когда она окончила свои дни, а одну из них перенесли как раз в монастырь.
Михаил Хрущев
— Да, она очень интересная, и опять же, экскурсанты обычно спрашивают: «Ой, а она тут всегда была деревянная?» Нет, её перенесли. Там территория у монастыря очень симпатичная. Очень красивая колокольня шатровая. Мой любимый пример, когда ты залезаешь на колокольню, и с неё буквально виден весь город. Хотя колокольня, не чета Преподобинской, такая невысокая. Но с неё всё равно весь город видно.
Алексей Пичугин
— Фильм вспоминается сразу.
Михаил Хрущев
— Да. Ну, конечно, нужно сказать, что в городе, если уж про кино, что в городе Юрьев-Польском снимался фильм «Золотой телёнок». Хотя действие «Золотого телёнка» там происходит где-то существенно...
Алексей Пичугин
— Южнее.
Михаил Хрущев
— ... южнее, но, тем не менее, вот фактурно показался подходящим городом, поэтому там снимали отдельные сцены, и город это много лет эксплуатирует, эту тему. Там есть и заведение с подобными названиями, муралы на стенах, там есть забор, расписанный персонажами «Золотого телёнка», хотя, конечно, действие происходило не там, просто там съёмки велись. Если мы про Юрьев говорим, то нужно, наверное, поговорить и про такую необычную историю, про то, что в 1919 году Юрьев, который вообще-то далеко отовсюду, в таком тихом мирном месте, был захвачен восставшими крестьянами, «зелёными», во главе с Юшкой Скородумовым. Я почему про Юшку говорю, потому что он вырос в деревне соседней с Мирславлем. Он из Красково. Там, кстати, до сих пор живут потомки Скородумовых, их там достаточно много. И, собственно, история его очень интересная. Она многое может нам рассказать про этот район и про его население. Он после Первой мировой войны, во время которой он отличился, получил ордена, вернулся в родные места, и решил избежать мобилизации в Красную армию, ушел в леса. Ну и там было достаточно много других дезертиров, и пока Гражданская война не кончилась, они достаточно активно там боролись с советской властью в лесах к северу от Юрьева, вот на берегах Нерли. С ними сделать ничего было нельзя, с одной стороны, потому что они прятались в лесах, с другой стороны, потому что это Медвежий угол, который был неинтересен. Пока они не взяли город Юрьев, всё было ещё более-менее ничего. Тут решили с ним активно бороться. Сама банда у него была маленькая, но он собрал много крестьян из окрестностей, обещал им, что отдаст город на поток разграблений. Собственно, описание этого грабежа совершенно фантастическое, когда крестьяне тянули всё, что могли. Например, в городе была мастерская по починке артиллерийских орудий, и вот крестьяне детали артиллерийских орудий забирали: «Ну, Кузьмич, бери, всё равно пригодится».
Алексей Пичугин
— В хозяйстве всё пригодится.
Михаил Хрущев
— Да, ну и когда, собственно, красные подошли к городу, то юшкинские банды разбежались и город оставили. Есть на эту тему очень интересный роман, называется «Зелёная зыбь». Вот его можно приобрести, по-моему, в любом магазине в Юрьев-Польском, где книжками торгуют, потому что это местные...
Алексей Пичугин
— Потому что там так много мест, где книжками торгуют.
Михаил Хрущев
— Ну да, в кассе-музее, в смысле, да.
Алексей Пичугин
— Напомним, что про город Юрьев-Польский мы сегодня и про его историю говорим с Михаилом Хрущёвым, учителем истории, человеком, который тесно связан с Юрьевским уездом. Итак, железная дорога, вот до чего мы дошли, потому что транспортное сообщение у Юрьева сейчас достаточно слабое. Автобус до Владимира...
Михаил Хрущев
— Автобус из Москвы до Юрьева есть.
Алексей Пичугин
— Автобус из Москвы ходит, да, но он там какой-то такой. Не знаю уж, официально или неофициально.
Михаил Хрущев
— Официально, четыре часа идёт почти.
Алексей Пичугин
— Хотя расстояние-то небольшое, если вы на машине поедете, так там недалеко. Но есть железная дорога, есть транспортное сообщение, есть проходящие поезда, есть даже в последнее время Юрьевские. Но железная дорога сыграла важную роль в развитии города, и в том, что он вот стал таким промышленным, достаточно крупным по меркам первой половины XX века, второй половины XIX века. В этом, конечно, заслуга железной дороги немалая.
Михаил Хрущев
— Железная дорога, как мы знаем, через Юрьев проходит из Александрова на Кинишму, это дорога не всегда двухпутная, там по большей части движение однопутное, там она неэлектрифицированная, но, тем не менее, да, поезда есть. Вот ваш покорный слуга недавно проезжал, как раз в районе Юрьева я засыпал, вот там. Она идёт из Александрова в Кольчугино, из Кольчугино в Юрьев, из Юрьева в Гаврилов Посад. Так как поезд ночной, который из Москвы идёт, то посмотреть на красоту не удаётся, но если вы любите такие неоднозначные, не самые комфортные, но интересные железнодорожные маршруты, вы можете приехать в Александров.
Алексей Пичугин
— И до Иваново проехать на рейсовом автобусе.
Михаил Хрушев
— Да, и посмотреть, собственно, как выглядит русская земля в этих местах.
Алексей Пичугин
— Красиво, да.
Михаил Хрущев
— Красиво, да.
Алексей Пичугин
— Сказал я, ни разу не ездил. Ну, я мимо проезжаю этой железной дороги, всё время представляю, что люди из вагонов...
Михаил Хрущев
— Да, там поезд едет, к каждому столбу кланяется, но тем не менее, благодаря железной дороге усилилась торговля, усилилась промышленность. Вот к началу XX века несколько десятков фабрик работало в городе. Ну, со временем их национализировали после революции, работают они и до сих пор, надо сказать. На улице 1 Мая, мне очень нравится, там есть, где вход на фабрику «Авангард», там и сами фабричные здания очень красивые, и на входе очень красивый металлический фонарь стоит такой: cетчатая металлическая конструкция, и наверху три отдельных фонаря, прям очень здорово, слава Богу, он сохраняется. Некоторые исторические детали, к сожалению, в городе пропадают, вот недавно с прискорбием отметил, что пропал около Кремля стоял грибок-остановка деревянный.
Алексей Пичугин
— А, нету уже?
Михаил Хрущев
— К сожалению, нет. Я надеюсь, может, его на реставрацию отправили, но вот такое вот есть. В Юрьеве здорово и зимой, и летом, и осенью, и весной, в любое время года нужно только вот продумать свой маршрут так, чтобы приехать туда, посмотреть всё, в принципе, в день уложиться можно. А если вы добавите ещё окрестности, то, может, и больше времени понадобится. Вот, например, съездить в Симу, посмотреть усадьбу Голицыных и один из самых трогательных в России народных музеев. Дело в том, что там музей Багратиона в Симе появился исключительно в результате деятельности местных активистов, которые были огорчены тем, что несправедливо история Симы передана в город Юрьев. И вот у них там очень симпатичный музей с костюмированными мероприятиями, с очень интересными экскурсиями. Там нет личной шашки Багратиона, там нет кареты, в которой он ехал, там нет каких-то драгоценностей.
Алексей Пичугин
— Но комната, в которой он умер, конечно, она немножко видоизменена, там всё чуть-чуть, чуть-чуть совсем изменилась.
Михаил Хрущев
— Я сказал, трогательный очень музей.
Алексей Пичугин
— Но трогательно, да.
Михаил Хрущев
— Просто там с душой люди работают.
Алексей Пичугин
— Ну а помимо этого можно походить просто по окрестностям Юрьева, потому что окрестности Юрьева, они любопытные... своими пейзажами, о чём Михаил уже всю программу рассказывает, очень поэтично. Можно сходить... Я, знаете, как-то один раз вот в таких совсем хтонических полях встретил немца, который просто вот когда-то он узнал, что город, в котором он живёт, у него есть побратим — Суздаль, и стал он приезжать. Уже выйдя на пенсию, стал приезжать в Суздаль, и просто вот ему, может быть, уже не столь интересен был город, он гулял по полям и наслаждался видами. И вот вы знаете, точно так же, выйдя из Юрьева, можно идти и наслаждаться, вот сходить в Даниловское, например, где ещё, я не знаю, можно посмотреть церковь, замечательную церковь Нарышкинского барокко. Сейчас меня специалисты упрекнут, что слово «барокко» здесь неприменимо, но всё-таки мы уже привыкли, да. Замечательная Нарышкинская церковь, стоящая в распаханном, абсолютно распаханном поле, абсолютно целая. Её даже сейчас пытаются консервировать. От неё роскошный вид на сам город. А до неё сложно достаточно добраться, но если потратить часа-два времени, можно...
Михаил Хрущев
— Пешком дойти.
Алексей Пичугин
— Дойти пешком, используя подсказки местных жителей. Пока есть ещё цивилизация, потом просто надо идти полями, но дорогу найти можно. А село Даниловское с хрущёвских времён не существует, когда-то было очень большое село на Стромынке. И от него шла прямая дорога до Юрьева, буквально от границы Даниловского до границы с Юрьевом. Ну, не знаю, минут 20 пешком можно было, 15 дойти. Но сейчас все эти дороги, то, с чего мы начинали нашу программу, их просто нет. Или они настолько незаметно где-то полями идут, перепахиваются, что обнаружить их сложно. Но раньше... мы попадаем в какую-то исчезающую абсолютно историю. Мы застали эти места ещё людными, но видно, что сохраняться они будут недолго. И нет никаких причин, по которым бы они продолжали существовать. Вот как это село Даниловское.
Михаил Хрущев
— Нет, я бы сказал другое. Причины-то есть, чтобы они продолжали. Нет предпосылок, чтобы они продолжали существовать, к сожалению.
Алексей Пичугин
— Предпосылок, да, предпосылок.
Михаил Хрущев
— В окрестностях тоже вот, если мы уже заговорили про отдельные уникальные памятники, если ехать на север от Юрьева, мы проехали поворот на Ивановскую область, и вот село Подолец. Замечательное место — Подолец, Шордога, такой вот. Упирается дальше дорога в лес, дальше там уже Нерль, дорога заканчивается. Вот в Подольце совершенно великолепная церковь, середина XVII века, очень красивая, которую я рекомендовал бы даже, ну, искушенным любителям архитектуры посмотреть, потому что это совершенно замечательный памятник, очень интересный с двухъярусной, с гульбищем, с колокольней, с очень красивым крыльцом. И при этом достаточно за ним как-то наблюдают, стараются чинить, может быть, не всё, что с ним делают правильно, потому что там по окраске есть, например, вопросики, ну ладно. Середина XVII века, село, в котором находится эта церковь, принадлежало когда-то Милославским. Возможно, церковь была какая-то раньше, но вот эта вот она — середина XVII века, она очень хороша, она прям стоит отдельного заезда.
Алексей Пичугин
— И она ещё отличается от окрестной архитектуры, которая сложилась всё-таки чуть позже, в XVIII веке, в XIX, а это более ранний пример.
Михаил Хрущев
— Здесь в окрестностях большая часть церквей построена во второй половине XVIII, первой половине XIX. Тут прям можно как вот... Точно определить, что десятки церквей в этих окрестностях построены в первые десятилетия XIX века. Они очень похожи, прямо одна на другую. Они все интересные, уникальные, но эта, согласен, выделяется, в первую очередь, своим возрастом. Во многом, спасибо Милославским, всё-таки были люди с ресурсами, могли себе такое позволить.
Алексей Пичугин
— Тут у нас программа получилась поэтически экскурсионная, наверное, с одной стороны, с другой стороны, мы всё время говорим про Золотое кольцо. Читаю отзывы какие-нибудь, или отчёты о путешествиях: «Побывали в Суздале», «были в Переславле-Залесском», «были во Владимире». Но так как у нас автомобилизация всё-таки высока, и люди на машинах ездят. Приехать вот в такие маленькие городки — это особое удовольствие. И вот изучать их, непросто пройдя по тем памятникам, которые вот в путеводителе.
Михаил Хрущев
— Пять-шесть, да.
Алексей Пичугин
— Да. Конечно, надо посмотреть Георгиевский собор. Не важно, он сейчас закрыт, его после реконструкции откроют.
Михаил Хрущев
— Его можно десять раз обойти, скучно не будет.
Алексей Пичугин
— Да. Зашли в Михаило-Архангельский монастырь, зашли в ещё несколько храмов открытых. Побывали в музее.
Михаил Хрущев
— Например, на набережную улицу прошлись, там напротив друг друга два замечательных памятника модерна. Один деревянный, бывший школа, он, к сожалению, сейчас в таком грустном состоянии, но вроде как законсервированный, напротив — каменный дом, покрытый весь глазурованной плиткой. Есть на что посмотреть.
Алексей Пичугин
— Ну, это традиционный туризм. Вот то, о чём сейчас Михаил рассказывал красиво, если вы на машине выехать в сторону Мстиславля, Городищ. проехать дальше по всем этим совершенно прекрасным дорогам, через невероятные пейзажи, посмотреть, благо у нас в интернете много пишут про эти поля, про какие-то дороги, разъезды, и тоже там пройти и проехать, где возможно, на машине.
Михаил Хрущев
— Или, например, бердвотчингом позаниматься, тут столько разных птиц.
Алексей Пичугин
— А, бирдвотчинг — это, да, птиц смотреть, это вообще... Тут такие хищники летают. Я Беркута встречал, да. Про историю Юрьев-Польского, конечно, можно говорить долго, академично, у нас было 4 академичных программы, а сегодня вот такая завершающая получилась, поэтическая, я думаю, что это неплохо. Главное, чтобы захотелось самим приехать в Юрьев. Если вы в Москве, Юрьев совсем рядом. Если вы на машине, меньше двух часов по Ярославскому шоссе и до Переславля еще 60 километров до Юрьева, или по Горьковскому.
Михаил Хрущев
— А можно по Востоку, до Владимира.
Алексей Пичугин
— Да, по Востоку от Владимира до Юрьева тоже 60 километров. Чуть больше, вернее, даже чуть больше, наверное, но все равно.
Михаил Хрущев
— И тут можно просто насладиться самыми разными вещами. И каждый себе что-нибудь интересное найдёт. Поэтому, не знаю, если, в общем, не были в Юрьеве, постарайтесь побывать. А если были, не забудьте заехать ещё!
Алексей Пичугин
— Спасибо, Михаил Хрущёв, историк, говорили мы об истории Юрьев-Польского. И программы наши на этой неделе были приурочены к выставке «Белый храм. История Георгиевского собора Юрьев-Польского», которая до 26 октября будет проходить в Музее архитектуры имени Щусева. Успейте побывать. Прощаемся, до свидания.
Михаил Хрущев
— До свидания.
Все выпуски программы Светлый вечер
- «С.С. Аверинцев». Егор Агафонов
- «Семьи святых». Армен Попов
- «Святитель Иоанн Шанхайский». Глеб Елисеев
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (16.12.2025)
Псалом 64. Богослужебные чтения
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
У псалмов, как и многих других пророческих текстов, есть несколько значений: во-первых, псалмы могут говорить о том, что происходит в момент их составления и что будет происходить в ближайшем будущем; во-вторых, они могут касаться весьма далёкого будущего, отстоящего от времени появления псалма на тысячу и более лет; и в-третьих, псалмы могут раскрывать ту духовную реальность, которая явит себя в жизни будущего века. Конечно, далеко не всякий псалом обладает такой многозначностью, но звучащий сегодня во время богослужения в православных храмах 64-й псалом из числа тех, которые не ограничиваются лишь буквальным смыслом. Давайте его послушаем и попытаемся найти в нём то, что касается каждого нашего современника.
Псалом 64.
1 Начальнику хора. Псалом Давида для пения.
2 Тебе, Боже, принадлежит хвала на Сионе, и Тебе воздастся обет в Иерусалиме.
3 Ты слышишь молитву; к Тебе прибегает всякая плоть.
4 Дела беззаконий превозмогают меня; Ты очистишь преступления наши.
5 Блажен, кого Ты избрал и приблизил, чтобы он жил во дворах Твоих. Насытимся благами дома Твоего, святого храма Твоего.
6 Страшный в правосудии, услышь нас, Боже, Спаситель наш, упование всех концов земли и находящихся в море далеко,
7 поставивший горы силою Своею, препоясанный могуществом,
8 укрощающий шум морей, шум волн их и мятеж народов!
9 И убоятся знамений Твоих живущие на пределах земли. Утро и вечер возбудишь к славе Твоей.
10 Ты посещаешь землю и утоляешь жажду её, обильно обогащаешь её: поток Божий полон воды; Ты приготовляешь хлеб, ибо так устроил её;
11 напояешь борозды её, уравниваешь глыбы её, размягчаешь её каплями дождя, благословляешь произрастания её;
12 венчаешь лето благости Твоей, и стези Твои источают тук,
13 источают на пустынные пажити, и холмы препоясываются радостью;
14 луга одеваются стадами, и долины покрываются хлебом, восклицают и поют.
Невозможно не заметить, что первейший смысл только что прозвучавшего псалма состоит в восхвалении Иерусалима как места селения Божия, как места, в котором находится Храм. Действительно, Иерусалим был уникальным местом для древнего мира, в нём и только в нём был Храм, вокруг которого строилась жизнь избранного Богом народа.
Любопытно то, какими словами 64-й псалом выразил мысль о блаженстве людей, живущих в Иерусалиме: «Блажен, кого Ты избрал и приблизил, чтобы он жил во дворах Твоих. Насытимся благами дома Твоего, святого храма Твоего» (Пс. 64:5). О каких таких благах храма Божия здесь идёт речь? Храм — это не супермаркет, это не рынок, это не банк и даже не поликлиника, храм не способен дать человеку то, что мы привыкли понимать под «благом», храм не может дать человеку ничего материального. Следовательно, псалом говорит о благах иного рода, псалом возвещает высшее благо, которое можно обрести лишь в храме, — возможность пребывания рядом с Богом.
В дальнейшем эта мысль псалма получила новое прочтение, сегодня мы её понимаем не как указание на Иерусалим, а как свидетельство о Церкви и о том благе — спасительных таинствах церковных — которые дают нам храмы.
Нельзя не вспомнить и ещё об одном важном — самом важном! — смысле прозвучавшего сегодня псалма: его слова мы слышим во время заупокойных православных богослужений. И здесь под храмом понимается уже не Иерусалим и не христианские храмы, а Сам Бог, блаженным оказывается тот, кого Бог избрал и приблизил, кто поселился не в какой-то точке земного мира, а в обителях Царя Небесного. Именно это жилище стремится обрести всякий христианин, пусть же Бог поможет нам в исполнении этой мечты!
Второе послание к Тимофею святого апостола Павла

Апостол Павел
2 Тим., 297 зач., III, 16 - IV, 4.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Согласно физическим законам, для полной стабильности объект должен иметь три точки опоры. Понять это легко — например, стоя в автобусе, мы держимся за поручень, то есть находим третью, внешнюю, точку опоры. Об этой точке, но уже не в физическом, а в духовном смысле, рассуждает апостол Павел — в отрывке из 3-й и 4-й глав своего второго послания к Тимофею. Данный текст читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 3.
16 Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности,
17 да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.
Глава 4.
1 Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его:
2 проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием.
3 Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху;
4 и от истины отвратят слух и обратятся к басням.
Существует ещё один интересный пример, связанный с теорией трёх точек опоры. Это знаменитый Медный всадник — памятник Петру Первому в Петербурге. Многие, полагаю, его видели. Так вот — Пётр изображён восседающим на коне, вставшем на дыбы. И наблюдателю кажется, что памятник, как живой, как будто балансирует, ловит равновесие. Но это не так, конечно же. У Медного всадника есть третья, скрытая точка опоры. Это змей, который подкрадывается к коню сзади и цепляется за его хвост и копыта. Очень интересная деталь — не правда ли?
Так скульптор — Этьен Фальконе — продемонстрировал следующую вещь. Каждый правитель призван остерегаться искушения мыслить себя как вечного и непобедимого, беречь себя от безумия властолюбия, не поддаваться гордости. Потому что та, как змей, исподтишка ужалит и погубит правителя, нанеся удар и его стране. О чём-то подобном рассуждает и апостол Павел, обращаясь к своему ученику Тимофею. Тимофей был назначен Павлом епископом, то есть руководителем, церковной общины в городе Эфесе, где сам Павел много и усердно проповедовал. Тимофей по тем временам был несколько молод для занятия подобной должности. Но, с точки зрения Павла, его ученик был вполне готов к непростому и ответственному служению.
Что не означало, впрочем, отсутствия каких-то ошибок. От них и стремится уберечь Павел Тимофея. В первую очередь, он призывает ученика внимательно следить за собой и не поддаваться гордости. Какие же практические рекомендации даёт Павел? Он просит Тимофея постоянно и вдумчиво читать Священное Писание — Слово Божие, которое, как слышали мы в послании, «полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен».
Священное Писание обладает уникальным свойством — при должном внутреннем расположении читателя, оно вступает с ним в самый настоящий диалог. Господь начинает беседовать с нами. Это подтвердит каждый, кто регулярно обращается к тексту Библии. Сколько бы раз ты ни читал тот или иной фрагмент Писания, оно всякий раз открывается тебе с новой стороны и способно, таким образом, стать той необходимой, третьей точкой опоры, которая позволит человеку не потерять чувство равновесия, не утратить связи с реальностью.
Но Писание будет, так сказать, «работать» корректно, только если мы будем читать его с молитвой — просьбой к Богу открыть нам правду о мире и о нас самих. Это очень и очень важно. Павел же, продолжая наставлять Тимофея, просит его осуществлять епископское служение не в свою славу, а в славу Божию. И проповедовать не от себя, а на основании Слова Божия, прививая людям любовь к Священному Писанию. Чтобы сами прихожане Тимофея обрели в Библии собственную точку опоры и через это выработали иммунитет в отношении всяких лжепроповедников, шарлатанов, которые не правду Божию возвещают, а льстят и обманывают. Всё для того, чтобы сделать человека своей собственностью.
Советы апостола Павла были полезны не только для святого Тимофея. Они могут, безусловно, пригодиться и нам. Многое, конечно, с первого века поменялось, но люди, по большому счёту, остались прежними. А значит — мы по-прежнему нуждаемся в доброй и крепкой опоре, которой пусть будет для нас Господь, говорящий с нами через Священное Писание.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











