«Православная миссия в интернете». Священник Николай Дубинин, протоиерей Максим Горожанкин - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Православная миссия в интернете». Священник Николай Дубинин, протоиерей Максим Горожанкин

Православная миссия в интернете (11.02.2025)
Поделиться Поделиться
Священник Николай Дубинин, протоиерей Максим Горожанкин в студии Радио ВЕРА

У нас в гостях были настоятель храма святого Фёдора Стратилата в Старом Осколе священник Николай Дубинин и председатель миссионерской комиссии Белгородской епархии протоиерей Максим Горожанкин.

Разговор шел о современной христианской проповеди в интернет пространстве, насколько она востребована и как сделать так, чтобы она была полезной и приносила плоды.

Ведущая: Кира Лаврентьева


К. Лаврентьева

— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА. Здравствуйте, дорогие наши слушатели. Меня зовут Кира Лаврентьева. И с радостью представляю вам наших сегодняшних гостей. Сегодня у нас в гостях священник Николай Дубинин, настоятель храма святого Феодора Стратилата в Старом Осколе, и протоиерей Максим Горожанкин, председатель миссионерской комиссии Белгородской епархии. Здравствуйте, отец Николай. Здравствуйте, отец Максим.

Иерей Николай

— Здравствуйте.

Протоиерей Максим

— Здравствуйте.

К. Лаврентьева

— Мы очень рады видеть вас в нашей студии. Всегда рады, мы очень любим записывать с вами программы. И сегодня, конечно, мы будем говорить в очередной раз на злободневную тему — о присутствии пастырей и священнослужителей в интернет-пространстве, о миссии в интернет-пространстве. В очередной раз, но уже немного в другом свете, хочется поговорить с вами как со священнослужителями, которые служат на Белгородчине. Конечно, это служение непростое в нынешнее время, и понятно, что наверняка очень много вам приходится работать и в интернете, и с людьми онлайн, и по телефону, и через социальные сети. Давайте поговорим о плюсах такой работы. Отец Николай, вот как вы для себя это видите? Хватает ли у вас на это вообще времени и как это все выглядит в реальной жизни? Потому что что мы видим сейчас в интернет-пространстве, в блогосфере священнослужителей, которые, кажется, живут в формате не 24 часов в сутки, а в каком-то невероятном, нереальном формате времени. Потому что им надо и служить, им надо уделять время своей семье, еще и блогосфера. А любой человек, у которого есть интернет или социальные сети, понимает, сколько времени и сил это реально отнимает, если заниматься этим серьезно. Отец Николай, что вы скажете на этот счет?

Иерей Николай

— Ну во-первых, для нас, священнослужителей, является ключевым таким заданием, благословением проповедовать слово Божие. Это один из основных видов деятельности любого священника — свидетельствовать о Господе. И вообще, кстати, вот я как-то сегодня размышлял, слово «сеть» — мы сейчас его, это слово, часто используем применительно к интернету, да, но это слово и в Евангелии не раз встречается. «Господи, по слову Твоему, скажи, куда бросить сеть, и мы поймаем рыбу», — так апостолы обращались ко Христу. А Господь им сказал, что Я вас научу быть ловцами человеков. Вот это вот уловить, но в хорошем, конечно, значении — то есть привлечь к себе человека, рассказав ему о Господе нашем Иисусе Христе, свидетельствуя о вере нашей, вот я повторюсь, это задача любого священнослужителя. И вы знаете я думаю, что если бы в наше время, сегодня жили бы апостолы, они, конечно бы, пошли проповедовать в Москву, в Нью-Йорк, в Париж, в Лондон — самые крупнейшие центры, где живут люди, где живет множество людей. Потому что посмотрите на Послания апостолов к Римлянам, к Коринфянам, там к Ефесянам — это крупные цивилизационные центры того времени, и апостолы стремились идти туда, где много людей. А сегодня много людей находится в интернете, присутствует в социальных сетях, все это мы хорошо знаем. И поэтому, по этой логике, по этому принципу, естественно, священники обязаны — мне кажется, я слово это «обязаны» хочу подчеркнуть, — присутствовать в интернете. Хотя бы потому что если мы этого не будем делать, то это место займут другие люди. Кстати, это успешно достаточно делают там тарологи, нумерологи, вот эта лакуна...

К. Лаврентьева

— Это беда вообще.

Протоиерей Максим

— Уже заняли на самом деле.

Иерей Николай

— Ну вот отец Максим говорит, что уже заняли. Действительно, потому что смотришь — популярность отдельных вот этих астрологов, нумерологов, тарологов и прочих «ологов», да, она в разы больше, чем у самых именитых священников.

Протоиерей Максим

— Она внеконфессиональна.

Иерей Николай

— Да, она универсальна, и там не нужно каких-то навыков, требований, там все очень упрощенно. Только, что называется, надо развесить уши, и тебе лапшу быстро там начнут вешать.

К. Лаврентьева

— Кстати говоря, на ваш взгляд, для ведения успешной миссии через социальные сети, что нужно священнику уметь, знать и понимать о себе самом и об обществе в целом?

Иерей Николай

— Я вот к своему опыту обращусь, как это получилось вообще, это было спонтанно. Я думаю, что ни для кого не секрет, что большинство из нас ведет какую-то страничку — просто в «Одноклассниках» или еще в каких-то сетях, чтобы быть на связи со своими близкими и родными. Это удобно и все такое. И вот в какой-то из моментов, ведя свою страницу — кстати, это был 2015 год, я был в командировке миссионерской в Дагестане. И отслужил службу, время есть, и вот я какие-то заметки писал, фотографировал и выставлял у себя на странице. И в какой-то момент я стал понимать, что людям это интересно. Стали посещать там какие-то гости, дополнительно люди стали подписываться, и, конечно, там есть возможность общения, комментирования. Так вот, как это получилось. Я попробовал провести прямой эфир, смотрю — 20 человек присутствовало. А я визуализирую вот так, то есть представляю вживую, как будто я в класс зашел, передо мной класс. Вот и подумал: да это вообще-то форма взаимодействия. И так потихонечку начались вот эти прямые эфиры, и смотрю — прибавляются люди. И тогда, шаг за шагом, это начало превращаться уже в некую норму — норму работы я имею в виду. Вот на данный момент тоже несколько страничек есть и канал в Телеграме, и уже эта работа идет системно. То есть, например, еженедельно там провожу прямой эфир, где присутствуют там сотни человек уже, и люди могу задать вопрос, на который в таком блиц, в быстром, в кратком по объему, значит, я стараюсь дать ответ на этот вопрос, в кратком содержании. И это очень даже пользуется спросом, мне кажется. И вы что спросили, да, какие качества. Наверное, способность простым языком, доступным языком говорить на сложную тему. Мне кажется, это вот нечто такое, что привлекает к священнику. Ведь многие люди говорят: я вот проповедь слушала, ничего не поняла, батюшка о божественном. Мы, к сожалению, грешим этим. У нас очень витиеватый язык. Жертва живожертвенная. Что это такое? То есть я стою в храме на службе, в одном из городов — просто зашел как мирянин, и батюшка вот на проповеди: жертва живожертвенная. Батюшка, а что это такое, вы сами понимаете? Я как бы не в обиду.

К. Лаврентьева

— Вы о доступности все-таки каких-то понятий.

Протоиерей Максим

— Просто проповедь говорил я.

Иерей Николай

— Да, я паломничествую к отцу Максиму.

К. Лаврентьева

— Отец Максим, вот отец Николай говорит о том, что священник в интернете должен говорить о сложных вещах простым языком. Но вопрос критериев этого простого языка, каким он все же должен быть. Потому что мы не можем, да, тоже и бисер метать, с одной стороны, мы не можем говорить о слишком сложных вещах слишком простым языком. И с другой стороны, чтобы говорить о сложных вещах простым языком, нужно иметь базовое духовное образование. Потому что иначе ты не сможешь адаптировать сложные вещи для мирян. Вот что вы об этом думаете, отец Максим?

Протоиерей Максим

— Я не соглашусь с отцом Николаем.

К. Лаврентьева

— И это прекрасно.

Иерей Николай

— Я улыбаюсь.

Протоиерей Максим

— Я не согласился бы с отцом Николаем. Не во всем, скажем так, я согласен. Нельзя говорить о сакральном на профанном языке. Вот мы с вами, Кира, касались вопроса духовного образования. Вот очень важным моментом для меня — это к отцу Николаю не относится безусловно, он человек образованный, имеющий базовое богословское образование и светское историческое образование. Это немаловажно, это добавляет только красок и в его восприятие действительности, и в его восприятие своей пастырской миссионерской деятельности. А как вижу я этот вопрос. Мы всегда как-то существуем, в принципе, человеку проще идти на поводу у крайностей: то есть вот так вот плохо и вот так вот плохо, а как хорошо, мы вообще не знаем — то есть это искушение любой сетевой дискуссии, времен еще ЖЖ. Я помню эти все столбцы комментариев, когда люди просто, ударяясь в крайности, говорили об одном и том же разными словами.

Иерей Николай

— ЖЖ — это Живой Журнал, кто не знает.

К. Лаврентьева

— Да. Старожилы интернета помнят.

Иерей Николай

— Наверное.

Протоиерей Максим

— И здесь я бы как раз таки, с одной стороны, не согласился. А с другой стороны, вот о чем сказал. Сетевая дискуссия, как и сетевая активность, она позволяет говорить на любом языке, которым ты владеешь если не в совершенстве, то на хорошем уровне. Только на хорошем уровне. Ты можешь говорить простым языком. Я читаю Телеграм-канал там преподавателя философии — я не знаю, уместно, неуместно имя назвать?

К. Лаврентьева

— Ну почему нет. Очень уместно.

Протоиерей Максим

— Кирилл Сюндюков. «Лаконские щенки» у него Телеграм-канал прекрасный. Философским языком — ну да, что-то не понятно. Ну как бы если непонятно, для меня это повод, может быть...

К. Лаврентьева

— Разобраться.

Протоиерей Максим

— Да, в словарь заглянуть, что там из непонятных слов, чтобы стало понятным. А на самом деле любая сетевая деятельность сегодня, как для священника, так и для педагога, кстати, это возможность популяризировать и свой труд, и о себе рассказать. Потому что на самом деле вот я веду Телеграм-канал, который тоже не назовешь простым, и он умышленно таков. А на Телеграм-канале «Читаем святых отцов» порой такие отрывки там из творений святоотеческих сложные, но я же умышленно их вставляю. Я бы мог пойти по пути упрощения и забить весь канал открытками с кратенькими, самыми понятными святоотеческими цитатами. Таких каналов как в ВК, так и в Телеграме множество. А прикоснуться к какому-то предметному наследию святых отцов, наверное, тоже уместно. И в этой связи я бы очень рекомендовал не только священникам, но и педагогам, философам, математикам, историкам, может быть, как раз таки потихоньку выходить в сетевое пространство, чтобы наши важные профессии становились понятными и популярными в современном мире.

К. Лаврентьева

— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается. Напомню, что у нас в гостях священник Николай Дубинин, настоятель храма святого Феодора Стратилата в Старом Осколе, и протоиерей Максим Горожанкин, председатель миссионерской комиссии Белгородской епархии. Вот такие хорошие священники у нас сегодня в гостях, дорогие друзья, любимые нами. Меня зовут Кира Лаврентьева. Мы говорим о миссии в интернете, и говорим не впервые, честно говоря, и вообще сейчас эта тема такая острая в нашем обществе. И о чем хочется вспомнить. Хочется вспомнить о том, для чего вообще эта миссия нужна в интернете. Зачем священник тратит львиное количество времени и сил, общаясь с людьми в онлайн-пространстве. Ну действительно, зачем? Для того чтобы, очевидно, эти люди пришли все же в храм. Не уходим ли мы в проблему, отец Николай? Когда священник может годами общаться с одними же теми людьми в интернет-пространстве — они присылают ему вопросы на сорок минут, они присылают ему исповедь, может быть, даже, но вот до храма как-то не доходят или доходят очень редко и заменяют онлайн-общением с батюшкой свою реальную духовную жизнь.

Иерей Николай

— Ну тут очень важно, чтобы сам священник этой подмены не допустил. И сам в первую очередь себе об этом напоминал, что наша форма общения в интернете — это такой вот костылик, который поможет нам, хромым, где-то не упасть, не споткнуться, чтобы мы путь ко Христу продолжали. Например, в пресловутый ковид это было на сто процентов отработано, когда люди не потеряли связь с храмами благодаря трансляциям богослужения, кто-то подавал имена на литургию, кто-то священнику задавал вопрос. Я помню, что в одной из запрещенной ныне соцсетей у меня на Пасху, на пасхальное богослужение, во время ковида, в моменте было несколько тысяч человек. Люди вот так жаждали, боясь или не имея возможности вообще выйти из дома в тот момент, люди с жаждой смотрели. И это здорово, это та форма, которая помогает нам оставаться в некоей связи друг с другом. Ведь принцип Церкви — это соборность. Мы даже молитву «Отче наш» читаем как от лица Церкви, то есть собрания, сообщества: «Отче наш», не «Отче мой». Ты один дома молишься, а все равно обращаешься как бы от лица множества. И вот это ощущение себя, что ты в Церкви, вот это ощущение, оно достигается с помощью вот этого общения с братьями и сестрами в каком-нибудь чате приходском или с батюшкой со своим.

К. Лаврентьева

— Но мы знаем, что интернете, например, проще позволить себе какие-то вещи для многих людей, и можно позволить себе то, что ты не позволил бы себе в личном общении со священником. Отец Николай, как уйти от риска вот этого вот, знаете, сверхдружеского общения со священником, когда уважение к сану как-то отходит на второй план и начинается такая вот...

Иерей Николай

— Я понимаю, о чем вы говорите. Каков поп, таков и приход. Не случайно есть такая пословица, и она касается не только реального прихода, приходской общины, но и в том числе того, о чем мы сейчас рассуждаем. Батюшка, конечно, должен чувствовать, что он в первую очередь пастырь, и у него на кресте сзади есть слова апостола Павла: «Образ будь для верных словом, делом, житием, любовью» — то есть ты будь примером во всем. И священник, который выходит в публичное пространство проповедовать, и в интернет-пространство, конечно, должен очень дисциплинированно к себе самому в первую очередь относиться, ну и требовать некие правила от своего там чата или канала соблюдать. Это вопрос дисциплины и самого священника, который этим занимается. Вы спросили, а как вот у нас дело обстоит в Белгородской епархии. И вот это действительно интересный вопрос, в контексте наших трагических событий в Белгородской области, в соседней Курской. Вот тут тоже интересно. Люди на приходах создают страницы, прямо там: «За веру и Отечество» — там условно, я сейчас, там название какое-нибудь. Или храм Федора Стратилата там вот у нас, ну и другие, и в этих сообществах люди стихийно договариваются делать маскировочные сети, кто-то делает там сбор для военнослужащих в госпиталях, кто-то призывает там какую-то машину продуктов довезти до Шебекина, например. И это здорово, потому что мы же как в Евангелии читаем, помните, в Евангелии от Матфея Господь говорит: так да просветится свет ваш пред людьми, чтобы, видя ваши добрые дела, все прославляли Отца Небесного. То есть миссия успешна будет тогда, когда люди будут видеть добрые дела, не только слова. Можно сколько угодно говорить о Боге, о вере и о милосердии. Но или как апостол Иаков еще более четко и рельефно на эту тему пишет, он говорит: что толку, если ты будешь просто на словах желать там брату или сестре там добра и мира, и помощи, но при этом не поможешь. Не обманывайся, вера без дел мертва. То есть если нет конкретных дел милосердия, ну и просто дел твоей веры —молитвы, помощи ближнему, опять же милости, милосердия, то твоя вера, она пустая, она мертвая. Поэтому наши прихожане сегодня, они вот как раз делами служат — делами любви, заботы о наших воинах, о пострадавших, о жителях, которые вынужденно переселились. Этому, конечно, способствуют в том числе и социальные сети наши.

К. Лаврентьева

— Я вспоминаю один случай. У нас на программе очень много было разных священнослужителей. И так или иначе получается, что нам, как ведущим, конечно, кто-то откликается личностно, естественно, и хочется как-то продолжить с ним разговор, а может быть, даже в какой-то неформальной обстановке. Но тут был немножко другой случай. У меня был трудный вопрос жизненный. Очень трудный вопрос. Более того, у меня было у кого спросить — у меня есть духовник, у меня есть прекрасные священники, с которыми я общаюсь, но почему-то душа моя потянулась к конкретному священнику. И к чести его скажу, что это священник-блогер, то есть чтобы быть до конца правдивой, это был и есть священник известный блогер, он стоял у начала вообще ведения блогов священнослужителями. И он забыл вообще, то есть понятно, он был у нас на интервью, но он совершенно забыл меня. Потому что он много где ходит, много общается. И как-то, в общем-то, такого, что там Кира с Радио ВЕРА — ну ему ни о чем это не сказало, просто забыл, ну и ладно, и хорошо. И вот я, значит, ему задаю этот вопрос свой — серьезный, глубокий, важный для меня, проблемный. Десять вечера какого-то дня. А он еще имеет проблемы со здоровьем, он об этом говорит, у него есть там определенные скорби по плоти.

Иерей Николай

— Жало в плоть.

К. Лаврентьева

— Жало в плоть есть, действительно. У него семья, то есть понятно, что ему есть чем заняться. Ну и у него очень много подписчиков. Я думаю, что все прекрасно понимают, о ком я говорю, я намеренно не называю его имя, чтобы еще дополнительно как бы не призывать людей делать как я, не звонить ему в десять вечера.

Протоиерей Максим

— Горшочек, не вари.

К. Лаврентьева

— Да, горшочек, не вари. Я ему написала. Он мне перезванивает, к моему огромному удивлению, и говорит со мной два с половиной часа. Он говорит со мной два с половиной часа своего времени. И я так поняла, что для него это в общем-то не экстраординарная какая-то ситуация, он в принципе это практикует. И тогда я поняла и осознала, что, если ты серьезно занимаешься миссией в интернет-пространстве, будь готов к тому, что тебе придется уделять огромное количество сил и времени, своего личного в том числе, людям, которых вообще ты никогда не видел, которых ты не знаешь, не понимаешь, вернется ли этот человек к тебе и вообще скажет ли он тебе спасибо. Я позволю себе рассказать историю, которую отец Николай рассказал мне сейчас, перед записью, когда ему женщина наговорила вопрос буквально на сорок минут. Он все терпеливо выслушал, ответил ей, она прослушала. И, в общем, больше он эту женщину никогда не видел и не слышал. То есть мы будем надеяться, что женщина настолько окрылилась вашим ответом, что она забыла сказать спасибо, забыла что-то ответить, дать обратную связь, и убежала воплощать ваши советы.

Протоиерей Максим

— В египетскую пустыню.

К. Лаврентьева

— Да, мы будем надеяться на то, что вы действительно так ей помогли, что ее это реально окрылило, и она забыла даже спасибо сказать. Ладно, ничего. Но все же, отец Максим, это ведь такая проблема серьезная. Если священник в храме, он видит хотя бы какую-то отдачу, в интернете он должен быть готов наверняка к тому, что эту отдачу он не то что не увидит, а он может вообще как бы ответил и сделал добро, бросил в воду. То есть с точки зрения смирения это наверняка очень полезно. Но с точки зрения времени, которое, как мы знаем, не резиновое, и говорим об этом уже полчаса нашей программы, это может быть серьезной жертвой для священника.

Протоиерей Максим

— Это может быть серьезной жертвой для священника. Это может быть экстраординарным вопросом и проблемой для жены священника.

К. Лаврентьева

— Да, для жены и для детей священника.

Протоиерей Максим

— Если для самого батюшки-блогера это проблемой не является, то скорее всего для его супруги и детей это является определенной проблемой, что основное время, которое должно быть уделено им, было уделено не им. И здесь я бы хотел вот все-таки по-честному, да, какими-то своими мыслями поделиться. Я не священник-блогер, и, наверное, поэтому у меня есть какое-то моральное право давать оценки со стороны. Каждый священник, который вступает на блогерскую стезю, наверное, чувствует к этому призвание. Что такое это призвание? Это призвание к публичной деятельности. То есть человек сам себе как бы говорит — ну если серьезно об этом говорить, отбросив вот духовную составляющую, — что у меня есть некие способности, которым я могу поделиться. И у меня есть склонность к тому, чтобы публично высказывать свое мнение, и чтобы оно было услышано. Нормально это для человека? Вполне нормально. То есть так люди книги писали. Если бы Федор Михайлович Достоевский все время себя уверял в том, что он никудышний писатель, он бы не написал ни одной книжки, правда? Так и вся остальная история литературы и культуры в целом. То есть, когда человек приступает к публичной деятельности, он все равно отдает себе отчет, что какие-то вещи у него получаются: да, у меня хорошо получается публично выступать, значит, я попытаюсь это сделать. Насколько это будет успешно —рассудит история, слушатели. Все твои неудачи, все твои фиаско твои собратья заметят и подскажут, и отец Максим в первую очередь. Поэтому...

К. Лаврентьева

— А что поэтому?

Протоиерей Максим

— Нужно, понимая всю сложность и всю ответственность данного служения, не скатываться в смиреннословие, с одной стороны. Потому что мы любим, православные: вот, я там недостойный, смиренный... Ну у меня там полмиллиона подписчиков. Нет, ты человек яркий, выдающийся. Да, у тебя полмиллиона подписчиков, ты большой молодец. И вот мы желаем тебе и каждому, кто занимается в той или иной степени миссионерством, чтобы у тебя не снесло крышу, чтобы ты не заболел звездной болезнью. И чтобы ты не забывал, что, ложась в постель, ты Господу нашему молишься, как молился еще до того, как у тебя был миллион подписчиков.

К. Лаврентьева

— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА. Уважаемые слушатели, в гостях у нас священник Николай Дубинин, настоятель храма святого Феодора Стратилата в Старом Осколе, и протоиерей Максим Горожанкин, председатель миссионерской комиссии Белгородской епархии. Мы сделаем небольшой перерыв, скоро к вам вернемся. Пожалуйста, не переключайтесь.

К. Лаврентьева

— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается, уважаемые слушатели. У нас в гостях священник Николай Дубинин, настоятель храма святого Федора Стратилата в Старом Осколе, и протоиерей Максим Горожанкин, председатель миссионерской комиссии Белгородской епархии. Меня зовут Кира Лаврентьева. Мы говорим о миссии в интернете, мы говорим о присутствии священнослужителей в интернет-пространстве. Тема важная, злободневная, Святейший Патриарх на регулярной основе поднимает эту тему, обсуждает ее проблематику. И, отец Николай, давайте мы поговорим о каких-то хороших случаях, если они у вас были, связанные с общением с верующими людьми через интернет.

Иерей Николай

— Конечно, такие случаи, они просто обязаны быть. Ради этого, собственно, это все и делается. Потому что я думаю, что есть категория людей, которая, в силу природных каких-то своих особенностей, имеет там стеснительный характер, застенчивость, да, вот ту же самую скромность. И, имея живой ум и глубокие вопросы, связанные с духовной жизнью, они не решаются подойти к священнику и поговорить об этом. Иногда и приходской священник, занятый — безусловно, у батюшек дел действительно много, это правда, но вот не успевает всем уделить достаточного времени, поговорить с каждым, может быть, уделить это внимание. И вот как раз благодаря виртуальному общению в интернете у людей появляется такая возможность. Какие положительные конкретные случаи у меня на памяти? Знаете, вот, наверное, такой самый частый случай, когда тебе пишут: «Батюшка, спаси Господи, первый раз в жизни причастилась. Вот я там подписана полтора года на ваш канал, сначала было просто интересно, такая экзотика — священник, канал, там эфиры какие-то. Вот я созрела, я первый раз, и у меня крылья там за спиной, я вышла из храма, и у меня слезы радости, благодать». Вот такое, слава тебе, Господи, бывает, что пишут. Иногда бывает так, что семейные пары пишут совместно какой-то частный вопрос, который — вот тут странно, наверное, прозвучит, — который они стесняются поднять у себя на приходе со своим знакомым священником. Вот есть такой человеческий фактор. И тоже достаточно часто бывает, что положительный результат. Потому что вот как раз стеснение, я не случайно об этом заговорил, люди стесняются поговорить. «А что обо мне батюшка подумает, мы дружим семьями, вот наш кум священник местный, на приходе, вот я ему сейчас расскажу...»

Протоиерей Максим

— А вот нечего с батюшками дружить.

Протоиерей Максим

— Вот нечего с батюшками дружить. Кстати, отец Максим правильно говорит, почему. Достаточно, как мне кажется, достаточно, когда со священником общаются в формате приходского общения. А вот когда начинаются вот эти...

К. Лаврентьева

— Дружба.

Иерей Николай

— В гости, заедем сегодня на чай, — вот тут есть не тот эффект, который бы хотелось, кстати говоря. Спасибо, отец Максим. Да, поэтому положительный пример — это недоуменные вопросы решаются. И, конечно, это люди делают первый шаг к Церкви, к участию в церковных таинствах, благодаря интернет-миссии и вот такой работе с прихожанами. Я вот сейчас, кстати, во время нашего диалога зашел глянуть: 1546 не отвеченных сообщений в Телеграме скопилось и около двух тысяч в WhatsApp.

К. Лаврентьева

— И вот где брать на это время, да, отец Николай?

Протоиерей Максим

— И это только за последние десять минут?

Иерей Николай

— И это не за десять минут, это понятно, что за определенное время. К чему я это вот в цифрах, да? Вот вы говорите о времени — конечно, время уходит колоссально, это правда. Отец Максим не даст соврать. Но вот я вспоминаю, у Оптинских старцев была традиция письменно отвечать. Со всей России люди писали, и они от руки отдавали развернутые ответы. Благодаря этому у нас есть и наследие письменное. Ну вот такое послушание, я примерно, наверное...

Протоиерей Максим

— Прости, перебью, пока не забыл. К вопросу вот об Оптинских старцах и об их внимании ко всем людям. Нам почему-то кажется, что им писали вот только с правильными вопросами, все вопросы были по делу. Вот мне вспоминается из писем преподобного Иосифа Оптинского, ему пишет одна раба Божия. Величайшей богословской глубины вопрос. Она говорит: «Батюшка, я конфетку съела, половинку, а потом вспомнила, что среда, и уже когда вспомнила, вторую половинку съела».

Иерей Николай

— Где был момент греха?

Протоиерей Максим

— Да, он ей отвечает от руки, говорит: «Вот когда половинку ела и не помнила, что среда — это не грех, а когда вспомнила и доела — это грех». Ну то есть у человека там десятки тысяч писем. И письма у преподобного Амвросия, такого добра тоже хватало. И терпения хватало на всех этих людей.

К. Лаврентьева

— Святитель Феофан Затворник, помним его письма.

Протоиерей Максим

— Да. Ну и, наверное, у современного священника, который занимается публичной деятельностью, проповедует в соцсетях, такое послушание — отвечать в частных письмах, в сообщениях. Ну у меня такое вот правило: с утра...

Протоиерей Максим

— А не надоедает отвечать на самые часто повторяющиеся вопросы?

Иерей Николай

— Нет.

Протоиерей Максим

— Каждый раз что-то новое?

Иерей Николай

— Нет, дело не в новизне, а в том, что...

Протоиерей Максим

— Нет, тебе на ум. «Батюшка, как правильно крестное знамение налагать?»

Иерей Николай

— Ты знаешь, отец Максим, есть же у нас уже наработка какая-то, условно, ты знаешь основные тезисы по любому вопросу. Вот практика проведения прямых эфиров еженедельно на протяжении последних семи лет — это уже такая выработка, да. И я не говорю, что я формально отвечаю. Естественно, всегда по-новому сам стараешься для себя какую-то свежесть в том или ином вопросе иметь. Прежде всего для себя, еще раз повторю. Но основные тезисы, конечно, уже общеизвестны.

Протоиерей Максим

— Как говорят наши дети, выдаем базу.

Иерей Николай

— Выдаем базу, да.

К. Лаврентьева

— Хорошо. А методы, все-таки методы взаимодействия с людьми через интернет, они какие должны быть, отец Николай? Почему я спрашиваю. Я не предлагаю уходить в какую-то критику форм миссионерства, и не предлагаю сейчас посвящать программу тому, кто как что ведет, и кто делает это плохо, на ваш взгляд, а кто хорошо. Но я не могу не сказать о своем личном восприятии, как человека, который в Церкви давно, я бы не сказала, что я какой-то эксперт или критик, или имею право выносить какие-то суждения, это лично вот мое восприятие. Мне кажется, что современные священники-блогеры, даже не священники, может быть, а люди церковные — давайте не будем говорить только о священниках, да? Матушки, сестры матушек, какие-то прихожане, какие-то старосты храмов. Давайте мы от священников сейчас отойдем, говорить будем просто о верующих людях, которые ведут крупные, например, какие-то многотысячные, а может быть, и миллионные блоги. И вот здесь есть риск, вот на мой взгляд, уйти в некую игру. Знаете, вот такое православие-лайт, когда как-то это все в виде игры показано: проиграны диалоги, например, да, прихожан там...

Иерей Николай

— Отдельная боль.

К. Лаврентьева

— И женщины в церковной лавке, допустим, или какие-то игровые сценки.

Иерей Николай

— С наложенными текстами из известных роликов.

К. Лаврентьева

— Да, с наложенными текстами, с каким-то музыкальным сопровождением. Я говорила с людьми, которые ведут эти блоги, они говорят, что, ты знаешь, через мой блог несколько человек действительно пришли к крещению. Вот они боялись прийти в храм, потому что там все такие строгие.

Иерей Николай

— Да, а еще больше отказались от этого. Знаете, вот не надо забывать о том, что есть люди, которым это понравилось. А есть люди, которые увидели кривляющегося — я вот своими именами сейчас буду называть...

К. Лаврентьева

— Ну, не священника, допустим, а какого-то прихожанина, да, или христианина.

Иерей Николай

— Ну, кривляющегося христианина с большим крестом, например, да.

Протоиерей Максим

— Диакона.

Иерей Николай

— Ну неважно. То есть давайте так. Мы предельно честно все-таки должны сказать, что когда священнослужитель под наложенную музыку с диалогами проигрывает в храме...

Протоиерей Максим

— Священнослужитель, церковнослужитель, человек, имеющий отношение к Церкви.

Протоиерей Максим

— Да, ну давайте так: человек, который узнаваем как лицо церковное, начинает, по сути, мимикрировать под какую-то театральную подстановку или мимикрировать под какую-то актерскую игру. Мне хочется спросить: батюшка, а вы... Или: церковнослужитель, а вы актер? То есть, чем вы занимаетесь? Вот в попытке понравиться молодежи, аудитории, там еще кому-то, мы можем очень не понравиться тем, кто уже в Церкви или только пришел в Церковь. И мы можем в этот момент этих людей смутить. Потому что у Церкви за ее две тысячи лет существования здесь, на земле, есть методология, есть формат, есть какие-то принципы допустимости и недопустимости проповеди. И вот лично мое мнение, я завершу сейчас этот монолог на эту тему...

К. Лаврентьева

— Нет, это очень интересно.

Иерей Николай

— Вы знаете, мы не должны опускаться вот в те тренды, которым живет вся эта так называемая блогосфера. Какие-то ролики...

К. Лаврентьева

— Не вся она или какая-то ее часть, да.

Иерей Николай

— Знаете, вот это, сейчас ходит: «Бу, испугался?», — знаете, вот этот вирусный ролик с котом. Который пугает детей, кстати. И вот когда я вижу, как одна такая вот церковная, значит, блогерша в образе бабушки, которая сидит в церковной лавке в храме — сзади иконы, кресты, она: «Бу, испугался?» и вот это... Ну мне это кажется кощунственным. Вы что? Храм — это место священнодействий. Здесь не надо играть, здесь не надо какие-то постановочные ролики для привлечения там молодежи. Вас сегодня в ТикТоке или где там вы выставляете, полайкали, а завтра забыли. А послезавтра к вам всерьез не будут относиться, потому что вас будут воспринимать, как людей, которые играются в церковь. А за это люди вообще-то жизнь отдавали.

К. Лаврентьева

— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА. У нас в гостях священник Николай Дубинин, настоятель храма Святого Федора Стратилата в Старом Осколе Белгородской области, и протоиерей Максим Горожанкин, председатель миссионерской комиссии Белгородской епархии. Меня зовут Кира Лаврентьева. Мы обсуждаем непростую тему — тему присутствия священнослужителей и христиан, прихожан, каких-то церковнослужителей в интернет-пространстве. И сейчас мы, конечно, подошли к проблемам этого присутствия, потому что нельзя было, наверное, не затронуть какие-то крайности, которые, на ваш взгляд, и, судя по вашему опыту, да, присутствия в интернете лучше не допускать. И на самом деле отец Максим тянул руку перед отбивкой. И я бы, отец Максим, спросила вас, что вы хотели сказать.

Протоиерей Максим

— А я вам отвечу.

К. Лаврентьева

— Звучит угрожающе.

Протоиерей Максим

— Да. Отец Николай сказал, что завтра забудут. Дорогие друзья, братья и сестры, не стоит обольщаться от надуманных успехов, о нас мало кто знает. Находясь в разных аудиториях, даже в нашем городе, я спрашивал: кого из блогеров-священников вы знаете? В нескольких аудиториях я спросил, это аудитории были разные очень по составу и по количеству. Угадайте, скольких человек мне назвали? Ни одного. Ни одного, друзья. То есть я к чему? Мы должны вообще качественно переосмыслить, может быть, и степень участия, и степень ответственности нашей в интернет-миссии. Да, у нас есть яркие миссионеры-священники, интернет-миссионеры, их должно быть больше. Это должны быть талантливые люди, о которых бы говорили, о которых бы знали. Потому что вот то, о чем мы говорим, если в итоге все это мусолим мы на Радио ВЕРА, а в соседней московской школе никто из там пяти тысяч учащихся ни одного блогера-священника назвать не может — это все впустую. Согласны со мной?

Иерей Николай

— Да, конечно.

Протоиерей Максим

— Поэтому нам необходимо не просто размышлять, и мы не просто здесь критикуем. Мы размышляем, с одной стороны, о проблеме, с другой стороны, о явлении как таковом, и с третьей стороны — о том, как качественно и масштабно это может выглядеть. А это уже тема для другой передачи.

К. Лаврентьева

— Отец Максим, смотрите, отец Николай присутствует в интернет-пространстве, а вы нет. Почему?

Протоиерей Максим

— А я присутствую.

К. Лаврентьева

— Но вы не ведете блог.

Протоиерей Максим

— Но я веду блог текстовый.

К. Лаврентьева

— Я имею в виду такого какого-то обширного ведения канала вы сознательно для себя не допускаете. Почему?

Протоиерей Максим

— У меня есть Телеграм-канал «Читаем святых отцов» — я для себя нашел ту форму, которая мне удобна, которая для меня приемлема.

К. Лаврентьева

— То есть вот это ваш способ нахождения в интернете?

Протоиерей Максим

— А я для себя, я себе честно признался, что вот в свое время я когда-то прочитал много книжек, какое-то количество из них было святоотеческого характера, и почему бы этим сегментом не поделиться с людьми.

Иерей Николай

— А я книжки не читал, я их писал. Как шутит отец Максим.

Протоиерей Максим

— Вот. Читаю твои книги я. А потом публикую у себя на канале.

К. Лаврентьева

— Я недавно готовила что-то на кухне и решила послушать святых отцов. Какая-то вот жажда у меня время от времени просыпается. И говорю колонке интерактивной, как мы знаем, искусственный интеллект так называемый: включи, пожалуйста, мне святых отцов каких-нибудь. Так и говорю: «Включи святых отцов». Вы не поверите, что она мне включила. Она мне включила... «Хорошо, включаю программу „Читаем святых отцов“ с протоиереем Максимом Горожанкиным». И отец Максим весь следующий час читал мне про, по-моему, святителя Филарета или что-то в этом роде. И это было захватывающе, потому что буквально за несколько дней до этого мы с вами записали «Светлые истории». Я думаю: ну надо же, отец Максим везде.

Протоиерей Максим

— Он все ближе.

Иерей Николай

— Вот такое вот благословение всем слушателям.

Протоиерей Максим

— Я хотя бы пойму, как это работает.

К. Лаврентьева

— Да. Вот. Так что, дорогие наши слушатели, священнослужители, миссионеры, богословы, теологи, если у вас действительно есть что сказать, вы считаете и чувствуете, что это может быть полезно слушателям, зрителям — пожалуйста, известнейший поисковый ресурс имеет платформу музыки, и туда можно выгружать какие-то подкасты, какие-то лекции по святоотеческой литературе. И, соответственно, колонка интерактивная будет это выдавать по запросу. Это очень интересный момент, который я для себя открыла буквально вот несколько дней назад. И это был как раз отец Максим, он мне читал святых отцов через интерактивную колонку. Да, смотрите, тогда давайте говорить о плюсах. О минусах мы поговорили — то есть все-таки заигрывать, да, и уходить в какую-то игру, на ваш взгляд, не стоит. По вашему опыту, это непродуктивно и может даже больше вредить, отец Николай, да, чем помогать?

Иерей Николай

— Ну мое мнение такое, да.

К. Лаврентьева

— Да, тогда давайте поговорим о том, на чем основываться мы можем в интернет-проповеди.

Иерей Николай

— Да, безусловным плюсом является то, что люди, подписчики, да, так называемые, они уходят от стереотипов. Ведь у нас существуют серьезные такие стереотипы о Церкви и ее людях, как очень таких задумчивых, скучных и говорящих на непонятном языке. А как раз-таки вот он огромный плюс, когда они видят, что священник вполне понятным языком опять же, да, и вразумительно общается, и там юмор присутствует. И где-то священник даже показывает свою немножко бытовую жизнь, что вот он с детьми или еще как-то, с матушкой. Это позволяет людям больше доверять, больше доверия иметь к священнику. Потому что, знаете, вот когда батюшка кажется человеком вообще с другой планеты, который непонятно как живет, как мыслит и так далее, что у него там происходит дома, в семье, да, вот как они там взаимоотношения между детьми — это все дистанцирует: вы не такие, мы не такие...

К. Лаврентьева

— А тут ты видишь, что он такой же человек.

Иерей Николай

— Да, а здесь как раз этот плюс вот в том, что да, ты можешь с батюшкой поговорить и о детях. Вот мой отец, он не священнослужитель, работает на заводе. Я помню, что когда он воцерковлялся, для него ключевым таким вот фактором было то, что с батюшкой, который его потом и покрестил, они общались на темы про автомобили какие-то там — то есть не только о духовной жизни, но в том числе и такой мужской, про машины поговорили. Они оба там деревенские, и священник, и вот мой отец, да, и они там что-то вспоминали, как окучивали картошку в их молодости, как это правильно было делать. Вот это то, о чем я говорю, доступность священника как человека. Это, безусловно, плюс вот такой социальной сети, где батюшка умеет это показывать.

К. Лаврентьева

— Батюшка, знаете, какой вопрос, который меня давно беспокоит. Мы знаем десять заповедей, данных Моисею самим Богом, и в этих десяти заповедях есть заповедь третья: не произноси имя Господа Бога всуе. И евреи, вот правоверные, они очень серьезно к этому относятся. Понятно, что у них есть какие-то чисто формальные отношения с заповедями, бывает, но они искренне к этому, очень серьезно относятся и боятся даже в разговоре имя Божие произнести, они заменяют его как угодно.

Протоиерей Максим

— И пишут не полностью.

К. Лаврентьева

— Да. И мы знаем, что апостол Матфей в написании Евангелия, который он писал для евреев, для Иерусалимской общины, он заменял имя Божие, например, словом «Царствие Божие», что в некоторых фразах именно и указывает на самого Бога. То есть он настолько боялся вот здесь потерять диалог через нарушение заповеди, упоминание имя Божие всуе, что он даже заменял имя Божие выражением «Царствие Божие». Вот в отношении нас всех это можно поднимать, эту тему. Потому что мы и на Радио ВЕРА, в православных церковных СМИ, мы не можем, естественно, не говорить об этом, мы не можем не упоминать имя Божие. Но как его упоминать, чтобы это не было всуе. И ведь для священников-блогеров это как никогда, мне кажется, актуально. То есть это ведь всегда должно быть с каким-то невероятным благоговейным трепетом, как минимум. А как максимум, наверное, лучше лишний раз и действительно это вот между слов не упоминать, потому что это самое серьезное, что есть. А что вы думаете, отец Николай?

Иерей Николай

— Действительно, у евреев было такое отношение, они один раз в году произносили имя Бога: Сущий — Яхве, да, и почитание имени Бога, оно связано с чем? В имени Бога «Яхве» — это тетраграмматон, там три глагола — «был, есть, будет» — то есть переводится как «Сущий». А вообще <...> — «Тот, Кто есть», если очень-очень буквально. И евреи не просто фонетически, да, то есть в звуковом каком-то формате взяли и озвучили имя Бога, а в этом, в акте произнесения имени Бога они декларируют Его сущность и Его природу, каков Он. И поэтому для них, я понимаю, это по-настоящему сложная тема. Поэтому для них это исповедание их веры, в Кого они веруют. Это не просто имя, это основа их веры, что мы верим в Живого Бога, в Сущего. И поэтому, кстати, Господь в Ветхом Завете часто говорит: Я — Живой Бог, Я — Бог Живой. Тут надо просто знать, что это вот есть такая специфика Ветхого Завета и древних евреев. Мы же сейчас говорим еще и о благоговении перед именем Божиим. Потому что, знаете, вот я приведу такую аналогию, мне кажется, очень понятную из жизни. Когда человек влюблен, предположим, мужчина полюбил женщину, и он даже ее имя по-особенному будет произносить. И его, наверное, будет как-то обижать, когда это имя кто-то будет там неблагоговейно...

К. Лаврентьева

— Да, или без уважения.

Иерей Николай

— Без уважения произносить. Это будет его царапать ему слух, ему душу, его сердце. Так и для любящего Бога в сердце имя Божие всегда должно быть на особым таком месте, с особым благоговением, с особой любовью произноситься. Нельзя вставить как бы между прочим, вы знаете, как у нас, мы грешим этим все, я думаю, очень многие из церковного люда, когда мы «Господи, помилуй» говорим так, как будто мы, извините, там, я не знаю, споткнувшись или там толкнувшись: «Господи, помилуй» — звучит совершенно не с тем молитвенным настроем, хотя по форме это молитва и так далее. Ну я думаю, все сейчас прекрасно понимают те ситуации, когда вот так мы...

К. Лаврентьева

— Это серьезная тема очень.

Иерей Николай

— И это то, над чем надо работать. Вы очень хороший вот такой аспект затронули, такую тему. И, конечно, призывая имя Божие, или когда в интернете человек пишет о Боге, или прямой эфир какой-то ведет, конечно, нужно сохранять вот это благоговение, мы должны неукоснительно. И слово «Бог», и «Господь», с большой букву всегда писать, и даже местоимения связанные. Вот это правила такие, я считаю, хорошего тона в духовной жизни.

К. Лаврентьева

— Отец Максим.

Протоиерей Максим

— Безусловно, все зависит от контекста. И, говоря о традиции ветхозаветного отношения к произнесению имени Божия, следует сказать, что в Новом Завете она несколько иная. Мы все знаем практику молитвы Иисусовой, когда, наоборот, многократное произнесение имени Божия возводится в правило. Но, я повторюсь, все зависит от контекста. Здесь мы говорим о благоговейном, своевременном употреблении имени Божия. И это вводит нас в особую атмосферу. Мне вспоминается, я на просторах сети интернет нашел, как преподобный Софроний (Сахаров) совершает пятисотницу. И это кто-то записал. То есть отец Софроний просто...

К. Лаврентьева

— Да, есть, я это слышала. Пятьсот Иисусовых молитв.

Протоиерей Максим

— И ты погружаешься в эту атмосферу, это удивительно. Вот, с одной стороны, да, боязнь злоупотребить произнесением имени Божия. А с другой стороны, вот человек, который близко знал и преподобного Силуана, и который уже совершенно по-новозаветному воспринимал Церковь, жил в ней и состоялся в ней тоже как святой. А даже вот на расстоянии, через сеть интернет, ты попадаешь как будто в этот его монастырь.

К. Лаврентьева

— Спасибо огромное за этот разговор. Нам нужно всем стараться не пустословить. И нам, работникам церковных СМИ, христианских, и, наверное, всем, кто находится в интернет-пространстве и говорит о вере, о Церкви, как минимум, не заполнять паузы какими-то серьезными темами. Или не рассуждать, если не чувствуешь к этому сердечного расположения в данный момент. Я вспоминаю, владыка Антоний Сурожский в какой-то момент своей жизни вышел на литургию и сказал: вы знаете, сегодня...

Иерей Николай

— Я ничего не могу сказать.

К. Лаврентьева

— Я ничего не могу вам сказать. Вы знаете, вот это очень честно. Мне кажется, это очень честно. И если люди, находящиеся в интернете, верующие, в какой-то момент будут выходить в эфир и говорить: вы знаете, я вот сегодня не чувствую, что я могу вам сказать что-то от сердца. Давайте вот мы, например, сейчас переключимся, отключимся от прямого эфира и вместе помолимся. Ну как вариант. Простите, я просто сейчас фантазирую. Но это будет честно. Потому что мы все чувствуем и ищем друг в друге честность, какую-то правду. Спасибо огромное за этот разговор. Дорогие наши слушатели, у нас были в гостях священник Николай Дубинин, настоятель храма святого Федора Стратилата в Старом Осколе, и протоиерей Максим Горожанкин, председатель миссионерской комиссии Белгородской епархии. Мы всегда очень ждем отца Николая, отца Максима в нашем формате, в нашей студии Светлого радио. Дорогие батюшки, пожалуйста, приезжайте к нам почаще, мы вас очень любим и ждем. Меня зовут Кира Лаврентьева. Мы прощаемся с вами. Всего вам доброго и до свидания.

Иерей Николай

— До свидания.

Протоиерей Максим

— До свидания.


Все выпуски программы Светлый вечер

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем