Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Добрый день! Дождливый денёк выдался, не правда ли?
— Прямо всемирный потоп! Я тут неподалёку работаю, в приюте для бездомных животных. Пошла корм покупать, и попала в грозу. Как раз была около музея — вот, решила зайти. И непогоду переждать, и заодно просветиться.
— А я уже давно хотел побывать в Саратовском Художественном музее. И вот, очень кстати выдалась поездка в Саратов. Так что я просто не мог сюда не зайти.
— Подскажите, а что же здесь можно посмотреть интересное? Я-то в живописи не особенно разбираюсь...
— О, в Саратовском художественном музее немало замечательных полотен! И знаете, вот вы сказали сейчас, что на улице — ливень, похожий на всемирный потоп... У меня сразу возникли ассоциации с одной прекрасной здешней картиной. Я могу её показать, если вы не против.
— Конечно, не против!
— Тогда взгляните, пожалуйста, сюда. Вот полотно, которое я имел в виду. Называется оно «Наполнение Ноева ковчега», и принадлежит кисти итальянского мастера 16-го века Якопо Бассано.
— Ой, смотрите, на картине козы, кролики, петух и куры, индейка, утка, голуби, кошка, собака. Такого количества животных даже в нашем приюте нет! А ещё ослик, коровы, овцы, лошади. Даже львы с оленями. Что же здесь происходит, интересно?
— Пожалуй, отвечу на ваш вопрос цитатой из Библии: «И сказал Господь Бог Ною: войди ты и всё семейство твоё в ковчег, и всякого скота возьми, мужеского пола и женского, также и из птиц небесных, чтобы сохранить племя для всей земли, ибо Я буду изливать дождь сорок дней и сорок ночей. Ной сделал всё, что Господь повелел ему». История о праведнике Ное, которого Бог избрал, чтобы заново заселить землю после Всемирного потопа, рассказывается в ветхозаветной книге Бытия.
— Точно! Ведь вы же сказали, что картина называется «Наполнение Ноева ковчега». На заднем плане видно, что сгущаются тучи и вот-вот хлынет дождь. Только... где же сам ковчег?
— Обратите внимание на правый верхний угол полотна — видите, там дверь с пологим настилом, по которому идут звери и птицы. Это и есть ковчег. Точнее, его часть. Художник просто решил не изображать его целиком и сосредоточиться на образах семьи Ноя и, конечно, животных, которых он собрал.
— Да, я вижу мужчин и женщин, которые укладывают домашнюю утварь — посуду, корзины. В них, наверное, запасы еды. Но почему-то почти все люди на картине обращены к зрителю либо спиной, либо вполоборота, и нарисованы не очень чётко. А вот звери — напротив, удивительно натурально и тонко выписаны!
— Должен с вами согласиться. На полотне фигуры людей не имеют столь детальной прорисовки, как изображения братьев наших меньших. Якопо Бассано вообще очень любил писать с натуры домашних животных. По историческим сведениям, его мастерская была увешана этюдами с изображениями кур, уток, гусей, петухов и прочей живности.
— Наш человек!
— Но вообще-то основным занятием художника была церковная живопись. Он много писал для храмов. К примеру, Бассано автор потрясающего полотна «Тайная вечеря». Ну, а на тему Ноева Ковчега у живописца есть целых четыре работы!
— Наверное, художнику нравился этот сюжет, потому что в нём совмещалась его вера в Бога и любовь к животным!
— Вполне можно предположить! Кстати, три картины из этой серии находятся за рубежом, в Чехии. Они выставлены в дворцовой галерее замка Кромержиж. А четвёртая — перед нами.
— А как она казалась у нас в Саратове?!
— Полотно Якопо Бассано «Наполнение Ноева Ковчега» раньше находилось в коллекции Эрмитажа. В Саратовский художественный музей оно попало в 1885-м году благодаря ходатайству русского художника Алексея Петровича Боголюбова.
— А напомните, пожалуйста: Ной ведь спас животных, которых поручил ему Бог? Все они благополучно пережили потоп?
— Снова отвечу вам цитатой из Библии: «И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним; все звери, и весь скот, и все гады, и все птицы, вышли из ковчега». Да, всё в итоге закончилось благополучно — иначе мы с вами сейчас не стояли бы здесь, перед этой замечательной картиной.
— Сегодня же открою Библию и перечитаю эту потрясающую историю!
— Кстати, посмотрите в окно. Дождь перестал. «Всемирный потоп» закончился, можно выходить на улицу.
— Я, пожалуй, останусь ещё ненадолго. Хочется посмотреть на картину. Спасибо вам за увлекательный рассказ! И... я тут подумала...У нашего приюта для животных нет названия. Может быть, назвать его «Ковчег»?
— По-моему, неплохая идея!
Картину Якопо Бассано «Наполнение Ноева Ковчега» можно увидеть в Саратовском государственном художественном музее имени Александра Радищева.
Все выпуски программы: Краски России
«Почитание новомучеников». Священник Анатолий Правдолюбов

У нас в гостях был клирик храма святителя Иова на Можайском шоссе в Москве священник Анатолий Правдолюбов.
Мы говорили о почитании новомучеников, о значении их подвига для церковной истории и для жизни людей сегодня.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
Псалом 72. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. В жизни каждого верующего человека бывают сомнения. Происходит это по разным причинам, порой как явное искушение, порой из-за тяжёлых обстоятельств, в которых человек оказывается. Но как быть верующему человеку, если его одолевают сомнения? Ответ на этот вопрос звучит в 72-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 72.
Псалом Асафа.
1 Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем!
2 А я — едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои, —
3 я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых,
4 ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их;
5 на работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам.
6 Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их;
7 выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце;
8 над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока;
9 поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле.
10 Потому туда же обращается народ Его, и пьют воду полною чашею,
11 и говорят: «как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего?»
12 И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство.
13 И я сказал: так не напрасно ли я очищал сердце моё и омывал в невинности руки мои,
14 и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?
15 Но если бы я сказал: «буду рассуждать так», — то я виновен был бы пред родом сынов Твоих.
16 И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих,
17 доколе не вошёл я во святилище Божие и не уразумел конца их.
18 Так! На скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти.
19 Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов!
20 Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их.
21 Когда кипело сердце моё, и терзалась внутренность моя,
22 тогда я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою.
23 Но я всегда с Тобою: Ты держишь меня за правую руку;
24 Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу.
25 Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле.
26 Изнемогает плоть моя и сердце моё: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек.
27 Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя.
28 А мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование моё, чтобы возвещать все дела Твои во вратах дщери Сионовой.
Многие верующие люди читали книгу Иова и помнят, что он не только был праведен во время благополучной жизни, но не усомнился в Боге и во время испытаний. Вместе с Иовом его страдания осмысляли пришедшие к нему друзья. Логика их рассуждений была проста — ты виноват, покайся — и всё будет хорошо. Посмотри, как спокойно и благополучно живут праведники и как страдают грешники... В сознании друзей Иова всё было просто. Но Иов задаёт им резонный вопрос: вы что, ослепли? Посмотрите вокруг, всё совсем наоборот! И действительно, когда Бог им является, Он хвалит Иова, потому что тот не уходил от проблемы, но видел и признавал, что в мире действительно не всё так просто.
В псалме, который мы сейчас услышали, рассказывается история одного не совершившегося падения. Он старался жить благочестиво и видеть мир через призму простых правил, какими пытались руководствоваться друзья Иова. Но сердце его увидело благоденствие нечестивых, и он позавидовал сильным мира сего. Они горды, говорят с высока... делают, что хотят, и благоденствуют, дерзки и уверены в том, что им за это ничего не будет. И в сердце псалмопевца закралась страшная мысль: зачем я праведен? Зачем стремлюсь к чистоте сердца? Зачем испытываю вину за грехи? Но самое интересное в том, что он с этой мыслью не согласился. Если бы я стал рассуждать так, я был бы виновен, — говорит он. Эта мысль мучила его, была для него трудна, пока он не вошёл в храм и не успокоился внутренне. И причиной его спокойствия было не только осознание страшного конца тех, кто живёт без правды в сердце. Самое главное — он осознал, что никакие земные радости, никакую возможность быть дерзким и своенравным он не променяет на возможность жить с Богом. Чувствовать, что Творец рядом, что Он держит его за руку, руководит его жизнью.
Псалом 72. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 72. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 72. На струнах Псалтири
1 Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем!
2 А я - едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои,-
3 я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых,
4 ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их;
5 на работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам.
6 Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их;
7 выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце;
8 над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока;
9 поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле.
10 Потому туда же обращается народ Его, и пьют воду полною чашею,
11 и говорят: "как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего?"
12 И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство.
13 [И я сказал:] так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои,
14 и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?
15 Но если бы я сказал: "буду рассуждать так",- то я виновен был бы пред родом сынов Твоих.
16 И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих,
17 доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их.
18 Так! на скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти.
19 Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов!
20 Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их.
21 Когда кипело сердце мое, и терзалась внутренность моя,
22 тогда я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою.
23 Но я всегда с Тобою: Ты держишь меня за правую руку;
24 Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу.
25 Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле.
26 Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек.
27 Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя.
28 А мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование мое, чтобы возвещать все дела Твои [во вратах дщери Сионовой].