Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Добрый день! Дождливый денёк выдался, не правда ли?
— Прямо всемирный потоп! Я тут неподалёку работаю, в приюте для бездомных животных. Пошла корм покупать, и попала в грозу. Как раз была около музея — вот, решила зайти. И непогоду переждать, и заодно просветиться.
— А я уже давно хотел побывать в Саратовском Художественном музее. И вот, очень кстати выдалась поездка в Саратов. Так что я просто не мог сюда не зайти.
— Подскажите, а что же здесь можно посмотреть интересное? Я-то в живописи не особенно разбираюсь...
— О, в Саратовском художественном музее немало замечательных полотен! И знаете, вот вы сказали сейчас, что на улице — ливень, похожий на всемирный потоп... У меня сразу возникли ассоциации с одной прекрасной здешней картиной. Я могу её показать, если вы не против.
— Конечно, не против!
— Тогда взгляните, пожалуйста, сюда. Вот полотно, которое я имел в виду. Называется оно «Наполнение Ноева ковчега», и принадлежит кисти итальянского мастера 16-го века Якопо Бассано.
— Ой, смотрите, на картине козы, кролики, петух и куры, индейка, утка, голуби, кошка, собака. Такого количества животных даже в нашем приюте нет! А ещё ослик, коровы, овцы, лошади. Даже львы с оленями. Что же здесь происходит, интересно?
— Пожалуй, отвечу на ваш вопрос цитатой из Библии: «И сказал Господь Бог Ною: войди ты и всё семейство твоё в ковчег, и всякого скота возьми, мужеского пола и женского, также и из птиц небесных, чтобы сохранить племя для всей земли, ибо Я буду изливать дождь сорок дней и сорок ночей. Ной сделал всё, что Господь повелел ему». История о праведнике Ное, которого Бог избрал, чтобы заново заселить землю после Всемирного потопа, рассказывается в ветхозаветной книге Бытия.
— Точно! Ведь вы же сказали, что картина называется «Наполнение Ноева ковчега». На заднем плане видно, что сгущаются тучи и вот-вот хлынет дождь. Только... где же сам ковчег?
— Обратите внимание на правый верхний угол полотна — видите, там дверь с пологим настилом, по которому идут звери и птицы. Это и есть ковчег. Точнее, его часть. Художник просто решил не изображать его целиком и сосредоточиться на образах семьи Ноя и, конечно, животных, которых он собрал.
— Да, я вижу мужчин и женщин, которые укладывают домашнюю утварь — посуду, корзины. В них, наверное, запасы еды. Но почему-то почти все люди на картине обращены к зрителю либо спиной, либо вполоборота, и нарисованы не очень чётко. А вот звери — напротив, удивительно натурально и тонко выписаны!
— Должен с вами согласиться. На полотне фигуры людей не имеют столь детальной прорисовки, как изображения братьев наших меньших. Якопо Бассано вообще очень любил писать с натуры домашних животных. По историческим сведениям, его мастерская была увешана этюдами с изображениями кур, уток, гусей, петухов и прочей живности.
— Наш человек!
— Но вообще-то основным занятием художника была церковная живопись. Он много писал для храмов. К примеру, Бассано автор потрясающего полотна «Тайная вечеря». Ну, а на тему Ноева Ковчега у живописца есть целых четыре работы!
— Наверное, художнику нравился этот сюжет, потому что в нём совмещалась его вера в Бога и любовь к животным!
— Вполне можно предположить! Кстати, три картины из этой серии находятся за рубежом, в Чехии. Они выставлены в дворцовой галерее замка Кромержиж. А четвёртая — перед нами.
— А как она казалась у нас в Саратове?!
— Полотно Якопо Бассано «Наполнение Ноева Ковчега» раньше находилось в коллекции Эрмитажа. В Саратовский художественный музей оно попало в 1885-м году благодаря ходатайству русского художника Алексея Петровича Боголюбова.
— А напомните, пожалуйста: Ной ведь спас животных, которых поручил ему Бог? Все они благополучно пережили потоп?
— Снова отвечу вам цитатой из Библии: «И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним; все звери, и весь скот, и все гады, и все птицы, вышли из ковчега». Да, всё в итоге закончилось благополучно — иначе мы с вами сейчас не стояли бы здесь, перед этой замечательной картиной.
— Сегодня же открою Библию и перечитаю эту потрясающую историю!
— Кстати, посмотрите в окно. Дождь перестал. «Всемирный потоп» закончился, можно выходить на улицу.
— Я, пожалуй, останусь ещё ненадолго. Хочется посмотреть на картину. Спасибо вам за увлекательный рассказ! И... я тут подумала...У нашего приюта для животных нет названия. Может быть, назвать его «Ковчег»?
— По-моему, неплохая идея!
Картину Якопо Бассано «Наполнение Ноева Ковчега» можно увидеть в Саратовском государственном художественном музее имени Александра Радищева.
Все выпуски программы: Краски России
30 октября. Об отношении к тем, кто не против Христа

В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова апостола Иоанна, обращённые ко Христу: «Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами. Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас».
Об отношении к тем, кто не против Христа — священник Родион Петриков.
Часто мы, подобно апостолам, склонны к созданию круга своих людей. «Вот этот — наш, это правильный, а все, кто за пределами этой группы, вызывают у нас подозрения». И апостол возмущается, что этот человек не из нашего круга, он не прошёл школу ученичества, и он, возможно, делает что-то не так. И прямо докладывает это своему Учителю Христу Спасителю.
Однако Христос видит главное: этот человек действует именем Его, именем Христа Божия. И он, этот человек, творит доброе дело, изгоняет духов тьмы. Слова «кто не против вас, тот за вас» — это призыв к широте сердца и к духовной рассудительности, что, возможно, мы часто слишком сужаем границы и выставляем жёсткие препятствия в общении с нами.
Господь не призывает нас к безразличию в вопросах веры. Однако напоминает нам, что благодать Божия может действовать не в тех кругах и не в тех границах, которые мы сами выставили в окружающем мире, а там, где мы сами того не ожидаем.
И вместо того чтобы запрещать и осуждать тех, кто творит добро не по нашим лекалам и не нашим способом, стоит сначала увидеть в них соратников, пусть и не вполне пока понятных. Ведь всякий, кто не против Христа и дел Его любви, тот за Него.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 октября. Об истории Иконы Божией Матери «Избавительница»
Сегодня 30 октября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Избавительница».
О её истории — игумен Лука (Степанов).
Этот чудесный образ был принесён в конце XIX века в Новоафонский Симоно-Кананитский монастырь на Кавказе со святой горы Афон. Прежде он находился у одного из подвижников святой горы, иеромонаха Феодула. И этот подвижник молился перед этим образом. Впоследствии благоволил к тому, чтобы этот образ был перенесён в наш русский монастырь в горах Кавказа.
В этой обители празднование особое в честь этой иконы было установлено на 17 октября по старому стилю в благодарное воспоминание чудесного спасения Александра III со всем семейством в этот день. Оказалось, что накануне происшедшего железнодорожного происшествия катастрофического царская семья в полном составе заезжала помолиться пред этой иконой в Симоно-Кананитский монастырь и, в частности, этой святой иконе, и усердно молилась перед ней.
Потому вплоть до 1924 года эта икона Матери Божией «Избавительница» пребывала там, и память её свершалась в день чудного избавления царского семейства в этой катастрофе от смерти.
Икона эта напоминает канон образа Божией Матери «Одигитрия», когда свободной рукой Матерь Божия указывает на Божественного Своего Сына, а на левой руке Сам Господь располагается, обращая к Своей Пречистой Матери и благословляющую десницу, и взор Свой.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 октября. О важности сохранения исторической памяти

Сегодня 30 октября. День памяти жертв политических репрессий.
О важности сохранения исторической памяти во избежание повторения трагических событий прошлого — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Как такое могло произойти, когда дети одной страны, соседи, сослуживцы преследовали и убивали друг друга? Каким образом грандиозная идея построить мир свободным и справедливым привела к крови и беззаконию? В то время люди мечтали о мире без эксплуатации, без бедности, без войны. О мире, где наука решит все проблемы и исцелит все болезни. Но мечта для многих обернулась кошмаром.
В чём была ошибка? Не в том ли, что люди стремились построить гуманное и справедливое общество, отвергнув духовные основы человеческой жизни, и поставив нравственность в положение подчинённой идеологии, что и привело к оправданию несправедливости и к жестокости на пути построения светлого будущего?
Опасность отхода общества от нравственных норм ведёт к кризисам. Эту точку зрения разделяют представители всех традиционных религий России, между последователями которых репрессивная машина не делала различий.
И сегодня всем нам следует осознать, что никакого светлого будущего не будет, если вновь, в стремлении к таковому будущему, уже под влиянием новых идеологий, станет разрушаться нравственная и духовная основа человеческого бытия.
Нынешнее поколение не имеет права на повторение исторических ошибок. Ненависть не должна руководить нами в нашем стремлении построить мирную, справедливую и благополучную жизнь. А потому и трагические страницы нашего прошлого не должны быть поводом для разжигания ненависти и усиления напряжённости. А осуждение террора не должно из нравственного акта превращаться в политический ритуал.
Все выпуски программы Актуальная тема







