— Надеюсь, нам хоть заплатят?
— Раз, два!
Музыкантов маленького духового оркестра пригласили сыграть в подмосковном городке. Прямо на улице, во дворе старого дома. Из зрителей — только ветхие деревянные окна. Барабанщик — совсем ещё молодой паренёк. А трубачи и тромбонисты — мужчины, уже успевшие разочароваться в выборе любимой когда-то профессии. У них на плечах — груз жизненных неурядиц. Успешную музыкальную карьеру построить не получилось. Работа давно превратилась в рутину, утратила значимость и смысл. Вот и сейчас их волнует только одно: заплатят ли им за это странное выступление? Ведь они даже не в курсе, для кого им приходится сейчас играть, ради кого с самого утра тряслись они по ухабам в то и дело глохнущем старом микроавтобусе. Музыканты — герои короткометражной киноленты Ивана Петухова «Играй для каждого». Фрагмент из неё прозвучал в начале программы.
Премьера фильма состоялась в 2020-м году в рамках 42-го Московского Международного кинофестиваля. На фестивале «Западные ворота» в Пскове картину назвали лучшей короткометражкой, а жюри фестиваля «Вечера российского кино» во французском Бордо присудило картине награду в номинации «Лучший игровой фильм». Критики называли ленту светлой драмой, нравственной и жизнеутверждающей. Об истории создания фильма режиссёр Иван Петухов рассказывал в одном из интервью. По его словам, идея картины появилась в преддверии Дня Победы. В новостях режиссёр прочёл о том, что накануне праздника с поздравлениями к ветеранам приезжают военные оркестры. А дальше заработала творческая мысль, и вот уже в сценарии вместо военного появился обыкновенный заштатный духовой оркестрик. Почти все его участники, хоть и давно работают вместе, особенного дружелюбия не демонстрируют, скорее наоборот, подтрунивают друг над другом, задевают за больное, либо вовсе не разговаривают. В общем — люди усталые, раздражённые, без надежд на лучшее, каждый со своим грузом забот и проблем. Очередной проблемой для них становится и этот утренний загородный выезд. Оказывается, что его устроил один из музыкантов — барабанщик, молодой новичок. Это выясняется, когда оркестр уже отыграл половину программы, состоящей из военных песен. Старший коллега, дядя Миша, вызывает юного барабанщика на откровенный разговор. И парень признаётся, для кого они сейчас играют в поросшем травой стареньком подмосковном дворике.
— Кто у тебя там? Родственник?
— Да нет. Там дед просто старый, он раньше гулять выходил, мы здоровались, общались немного.
— Ну и чего тебе от него нужно?
— А теперь он даже не балкон перестал выходить. Ну, я и подумал, ему, ну, как-то, праздник сделать...
— Деньги откуда?
— Скопил.
— Ты же на барабанную установку копил.
— Ну, позже куплю...
Что же произойдёт дальше? Может быть, не на шутку разозлённые музыканты уедут? Или отыграют программу до конца и возьмут у барабанщика деньги, которые он копил на инструмент, но решил потратить иначе. Всего за 20 минут режиссёр Иван Петухов ответит на эти вопросы. И за это короткое время поговорит со зрителями о человечности, душевной теплоте и счастье внимания к ближним. О «маленьких» людях, которые оказываются способны на большие поступки, меняющие в мгновение ока их внутренний мир. Режиссёр рассказывал, что в процессе монтажа, чтобы уложиться в хронометраж, из фильма пришлось вырезать несколько сцен и даже героев. И чем короче становилась картина, чем больше оставалось в ней недосказанного, тем более сильное впечатление она производила. Давайте и мы почувствуем это, посмотрев фильм Ивана Петухова «Играй для каждого».
Все выпуски программы Домашний кинотеатр
22 января. Об эпохе пророчества пророка Самея
Сегодня 22 января. Память святого пророка Самея, жившего в Х веке до Р. Х.
Об эпохе его пророчества — священник Николай Дубинин.
Пророк Самей жил в сложную эпоху с точки зрения политического устройства Ветхозаветного Израиля. А именно в то время, когда он жил, сын царя Соломона Ровоам разделил царство на северное и южное. И одно из царств продолжило поклонение единому Богу, а второе уклонилось в язычество. И сам царь Ровоам предпринимает попытку вернуть вторую половину своего же разделенного царства. Однако пророк Самей выступает против. И он говорит о том, что это Божья воля. Так Богу было угодно. От меня это было. То есть не вступай в конфронтацию с самим Господом. Потому что, видимо, состояние народов, живущих на территории Израиля, племен израильских, я бы сказал, таково, что кто-то хотел продолжать поклоняться в вере отцов, а кто-то начал с языческими богами блудодействовать по выражению Священного Писания. И вот эта измена разделила народ на два царства. И пророк Самей говорит удивительную вещь. Иногда, чтобы все царство не погибло или все общество не деградировало, лучше часть этого общества отделить и изолировать. Вот об этом пророчествовал пророк Самей.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 января. О трудах Павла Флоренского
Сегодня 22 января. В этот день в 1882 году родился русский религиозный философ Павел Флоренский.
О его трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Наш гениальный соотечественник, литературное наследие которого, ученая деятельность которого, нравственный и религиозный подвиг которого, с трудом могут быть сравнимы с кем бы то ни было из его предшественников. Он стал мучеником за веру, нося в душе приличествующую христианскому священнику кротость и любовь. При том, что сочетал скромность с гигантским объемом знаний, проявив себя и как физик, и естествоиспытатель, и библиограф, и культуролог, и историк, и религиозный мыслитель. Искусствоведы знают ценность его труда, обратные перспективы и иконостас. Те, кто изучают историю ГОЭЛРО, ведают вклад отца Павла Флоренского в этот проект, задуманный еще государем Николаем Александровичем II и грехом пополам, мало-помалу реализованный в советское время.
Мы благодарны и обязаны отцу Павлу Флоренскому за раскрытие смысла древнерусской иконы Святой Троицы, которая нынче возвратилась в отчий дом.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 января. О личности Ивана III
Сегодня 22 января. В этот день в 1440 году родился царь Иван III, государь всея Руси.
О его личности — протоиерей Игорь Филяновский.
Московский князь и государь всей Руси Иван III Васильевич не зря прозван великим. В годы его правления Русь окончательно избавилась от монгольской зависимости, длившейся несколько веков. В этот период завершился и процесс централизации русских княжеств, а Москва окончательно утвердилась в статусе столицы. Брак с Софией Палеолог породнил Русь с Византией. У государства появляется новый герб — двуглавый орел и новый титул великого князя — «Всея Руси самодержец». Именно в эпоху Ивана III зарождаются те идеи, которые позже составят официальную идеологию московского государства.
Большой шаг вперед при Иване III сделало русское зодчество. Символом Москвы как столицы стало строительство в 1479 году уникального для того времени по красоте и размеру кафедрального собора Русской Православной Церкви — Успенского собора. Через несколько веков в Великом Новгороде в 1868 году будет воздвигнут памятник тысячелетию Руси. Фигуры среднего ряда памятника олицетворяют шесть эпох российского государства. Среди них почетное место принадлежит Ивану III Васильевичу, объединителю русских земель вокруг Москвы и основателю самодержавного русского царства.
Все выпуски программы Актуальная тема