Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Наташенька! Рада тебя видеть. Проходи, сейчас чай пить будем.
— Ой, Маргарита Константиновна, я, наверное, не вовремя? У вас дома уборка...
— Ну что ты, Наташа! Хорошо, что зашла. А за беспорядок прошу прощения. Решила на досуге художественные альбомы разобрать. Присаживайся, а я пойду на кухню — чай ставить.
— А вот и чай! Наташа! Наташенька!
— Ой, Маргарита Константиновна, я и не слышала, как вы подошли. Взяла с журнального столика альбом, открыла, и засмотрелась на портрет. Такой необычный!
— Вижу, у тебя в руках издание с коллекцией живописи Государственного исторического музея. Ну-ка, давай посмотрим, какой картиной ты так залюбовалась. Ах, это же портрет супругов Теодора и Елизаветы Дёллер, урождённой Шереметевой. Его написал художник-портретист 19-го века Иван Кузьмич Макаров. Интересно, что путь в искусстве он начинал с церковной живописи, а впоследствии стал одним из крупнейших портретистов своего времени.
— Как интересно! А я ничего не знаю об этом художнике... Впрочем, как и о мужчине с женщиной, которые изображены на его полотне. Но вижу, что они очень друг друга любят. В их глазах столько нежности...
— Макаров написал этот портрет после венчания супругов Дёллер в 1846-м году. История их любви — удивительная. Теодор Дёллер был австрийским композитором и музыкантом. Во время одной из гастрольных поездок в Петербург он познакомился с Елизаветой Сергеевной Шереметевой. Молодые люди всей душой друг друга полюбили. Но о браке не могло быть и речи.
— А почему?!
— Такие были времена, Наташенька. Елизавета Шереметева происходила из старинного дворянского рода. Простой музыкант, Теодор Дёллер не мог претендовать на её руку.
— Но ведь всё-таки они поженились! Как им это удалось?
— Теодор служил придворным музыкантом у итальянского герцога Карла Бурбона. Он вернулся из России в Италию и поведал герцогу о своих трудностях. Тогда тот пожаловал Дёллеру титул барона. Теодор стал дворянином, и теперь мог посвататься к Елизавете Шереметевой. Он снова отправился в Петербург, и весной 1846-го года молодые люди обвенчались в Симеоновской церкви.
— И тогда же заказали у художника Ивана Макарова свой первый семейный портрет?
— Совершенно верно. Думаю, на Ивана Кондратьевича выбор молодожёнов пал неспроста. Макаров в середине 19-го века считался одним из лучших в России мастеров портретной живописи. Его техника отличалась не только строгой достоверностью рисунка, но и особым, мягким колоритом красок, который придавал полотнам естественность.
— Да, художнику очень точно и вместе с тем деликатно удалось передать тихую радость, переполняющую молодых людей. Портрет супругов получился, как бы это сказать... неформальный, что ли. Не парадный, как большинство семейных портретов того времени, а такой домашний, уютный. Супруга трогательно и доверчиво прильнула к мужу. А его глаза светятся радостью.
— Наташа, ты совершенно права. Портрет супругов Теодора и Елизаветы Дёллер необычен для школы русского камерного портрета середины 19-го столетия. Полотно эмоциональное, молодожёны не скрывают своих чувств, и художник Иван Кузьмич Макаров намеренно это подчёркивает.
— Смотрю на портрет, и думаю: воистину, неисповедимы пути Господни. Молодые люди были уверены, что им никогда не быть вместе. А потом стали счастливыми мужем и женой.
— Да, Теодор и Елизавета Дёллер прожили долгую совместную жизнь. Кстати, впоследствии супруги много фотографировались. Но первым их семейное счастье запечатлел художник Иван Кондратьевич Макаров.
— Благодаря ему сегодня и мы можем почувствовать это счастье молодожёнов и искренне порадоваться за них.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
1 Кор., 166 зач., XVI, 13-24.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Совместима ли любовь со строгостью? Зачастую в детстве, когда родители бывают строгими, нам кажется, что не совместима, но как дела обстоят на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 16-й главы 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 16.
13 Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.
14 Все у вас да будет с любовью.
15 Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым),
16 будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся.
17 Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше,
18 ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых.
19 Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью.
20 Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием.
21 Мое, Павлово, приветствие собственноручно.
22 Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа.
23 Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами,
24 и любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь.
Люди, которые имеют опыт написания настоящих больших писем, легко расслышат в прочитанном отрывке интонации, которыми обычно эти самые письма завершаются. Апостол обращается к ученикам с последними наставлениями, кого-то рекомендует, кому-то передаёт приветы. Всё, как делаем мы сегодня, когда пишем письма. В то же время, по своему эмоциональному настрою и даже по самим рекомендациям, которые мы слышим, речь его может показаться непоследовательной. Я имею в виду следующее. Вначале апостол говорит ученикам, что всё у них должно быть с любовью... А в конце говорит: кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, то есть пусть будет отлучён от церковного общения. Какая-то странная выходит любовь, строгая, отлучающая. Но действительно ли в словах апостола есть непоследовательность?
Многие из нас знают слово «идентичность», которое обозначает соотнесение человеком себя с той или иной группой: религиозной, культурной, спортивной и любой другой. У группы, как это обычно бывает, есть отличительные признаки, которым человек призван соответствовать. Даже если это просто группа филателистов, тебя признают своим только если ты будешь собирать марки. В подобных вещах нет ничего плохого и вносящего лишние разделения, просто мы проводим границы, чтобы различать. Если никаких границ и признаков не будет, многие слова перестанут иметь всякий смысл: можно будет быть спортсменом, не занимаясь спортом или музыкантом, совершенно ничего не понимая в музыке. Впрочем, в современном мире всё чаще встречаются подобные вещи. Людям кажется, что реальность зависит от их внутренней позиции, от того, что они думают о себе. Называй себя верующим и даже христианином и верь во что хочешь... или наоборот не верь. Удивительным образом получается так, что можно встретить христианина, который не верит в воскресение мёртвых, не доверяет Священному Писанию, не считает Иисуса Христа Богочеловеком... Что приводит к размыванию самого понятия «христианин» и ко всё большему расхождению фантазий с реальностью, а значит и к тому, что плодов такая христианская жизнь приносить не будет. Но если это так, не будет ли как раз проявлением подлинной любви, то есть желанием блага и спасения, сказать такому человеку правду о его состоянии? Неслучайно ведь апостол с этого и начинает, когда призывает учеников быть внимательными, устойчивыми в вере, мужественными и твёрдыми. Все эти призывы, в разных формах, сводятся к тому, чтобы ученики Христовы не изменяли своему христианству и были верны апостольской проповеди. И уже тех, кого Павел призвал к этой верности, он призывает также к любви. «Всё, — говорит Павел, — да будет у вас с любовью». И под этим всем мы понимаем не только помощь, жертвенность и готовность служить, но также и честность с теми, кто, называя себя верующими, не хочет вере соответствовать. Здесь нет речи об обличении или осуждении, но о подлинной заботе, ведь только тот, кто понимает своё истинное положение, может осознанно и свободно последовать за Христом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Сесть на коня, чтобы вновь научиться ходить

Андрей — ветеран специальной военной операции. В зоне конфликта он получил тяжёлые травмы позвоночника. На ноги мужчина встал, но его одолевала сильная боль.
Год назад он приехал в центр реабилитации «Целебный Ессентуки», который находится в Ставропольском крае. Это проект Пятигорской епархии. В центре бесплатно помогают детям и взрослым с инвалидностью. Однако реабилитация здесь не совсем обычная — она проводится при участии лошадей и называется иппотерапией. Её Андрею рекомендовал лечащий врач.
«Я не сильно верил в успех, но решился, — рассказывает мужчина. — Легче стало уже после второго занятия. А через три месяца занятий верхом прошла невыносимая боль».
Успех Андрея — не исключение. Иппотерапия помогает тяжелораненым восстанавливаться после травм и справляться с последствиями стресса. У них получается в разной степени возвращать утраченные навыки. Например, мужчина, который не мог даже сидеть, через год занятий начал ходить. Кроме этого, добрая атмосфера в центре, искреннее участие его сотрудников, общение с лошадьми способствуют и психоэмоциональному восстановлению. Многие взрослые, приезжая сюда, видят, как дети с инвалидностью упорно занимаются и добиваются невероятных результатов в развитии: пятерым воспитанникам сняли диагноз «аутизм». Мужество и успехи детей вдохновляют раненых и дарят им надежду!
Центр реабилитации «Целебный Ессентуки» работает уже 6 лет при поддержке добрых людей. Сейчас центру тоже необходима помощь. Чтобы проект продолжал работу, важно оплатить труд инструкторов и запасти корм для лошадей на зиму. Ваше участие подарит возможность людям, получившим тяжёлые ранения в зоне конфликта, вернуться к нормальной жизни. Поддержать проект можно на церковной платформе «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«13-е воскресенье по Пятидесятнице». Священник Стахий Колотвин

В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (1Кор.16:13-24) и Евангельского (Мф.21:33-42) чтений в тринадцатое воскресенье по Пятидесятнице, о совершении молебна о сохранении творения Божия, о днях памяти Обора Московских святых, преподобного Пимена Великого, Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Седмица