Случается в жизни так: видно, что человеку нужна помощь, но, когда вы её предлагаете, он от неё отказывается. Почему? Возможно, боится быть обязанным. Или привык самостоятельно преодолевать трудности. А может, просто стесняется. Однако одной из причин является и то, как мы эту помощь предлагаем.
Иногда стоит объяснить человеку, почему мы хотим позаботиться о нём. Например, так: «Я заметил, что тебе трудно и хотел бы помочь. У меня есть для этого время и возможность». То есть желательно показать, что не обяжете человека своей заботой и что вам приятно её проявить.
Важно также понять, действительно ли ваша помощь нужна? Ведь зачастую только кажется, что без нас проблема не решится. Да к тому же необходима и сама готовность человека принять помощь.
Давайте откроем книгу, где рассказывается, как Бог помогал человеку. Вы, конечно, сразу поняли, что я говорю о Евангелии. Христос часто спрашивает: «Тебе помочь? Хочешь ли, чтобы я спас тебя?» И если человек говорит «да», то получает помощь и спасение. То есть нужна ответная готовность принять чужую заботу. Поэтому если вы предлагаете помочь, но в ответ получаете отказ — не настаивайте.
Ещё один эпизод из Евангелия — случай в купальне, где больной не мог сам опуститься в целебный источник, и никто из людей не захотел о нём позаботиться. Христос сначала поговорил с этим человеком, с участием и любовью выслушал его историю и затем уже исцелил больного. Иногда важно не только дело, но и просто доброе слово. Проявить внимание, посочувствовать — это уже помощь.
Однако как быть, если вы сами не умеете принимать помощь. Из гордости, по привычке или не веря, что это возможно. Попробуйте посмотреть на ситуацию так: тот, кто хочет помочь, скорее всего, предлагает поддержку искренне и бескорыстно, и ему самому приятно.
Поэтому самая правильная реакция на помощь — это слова благодарности.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
5 февраля. О задачах, стоящих перед архиереями Русской Православной Церкви
1 февраля, в 16-ю годовщину интронизации, в своём первосвятительском слове после Литургии в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорил о задачах, стоящих перед архиереями Русской Православной Церкви.
Каждый архиерей должен ставить перед собой новые задачи. И не только уже строительство храмов, хотя еще во многих местах и это нужно сделать, но особенно работу с детьми, с молодежью. С той еще частью нашего социума, который как-то не воцерковился и сил еще может быть не имеет к тому, чтобы воцерковиться, чтобы всякие средостения между Церковью и обществом окончательно исчезли.
Мы живем в стране с абсолютным православным большинством. А если даже взять и значительную часть мусульманской общины, они тоже верят в единого Бога. И таким образом абсолютное большинство населения России, граждан России — это верующие люди. Нам действительно дан такой особый период времени. Я не перестаю думать о том, что он ведь неспроста нам дан. Не знаем, что нас ждет в будущем, но эти годы мы должны использовать для всестороннего развития церковной жизни, для укрепления веры в нашем народе, благочестия в народе. Мы должны так стараться влиять и на социальную жизнь, чтобы христианские идеи, вне зависимости от того слышат ли их люди, не принадлежащие к нашей Церкви или нет, становились частью нашего культурного кода, частью нашей политической практики, частью, а может быть даже основной силой нашей народной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 февраля. О решениях Шестого Вселенского Собора
Сегодня 5 февраля. Воспоминание Шестого Вселенского Собора.
О решениях Собора — протоиерей Андрей Ефанов.
Шестой Вселенский Собор, прошедший в 680-681 годах в Константинополе, завершил эпоху христологических споров — особый период в жизни Церкви, который она сформулировала и утвердила догматы о Христе, его природе и свойствах. На Шестом Вселенском Соборе была осуждена ересь монофелитства, приверженцы которой исповедовали одну божественную волю во Христе, отвергая в нем волю человеческую, тем самым умоляя и принижая тайну Боговоплощения. Присутствовавший на Соборе еретик Патриарх Александрийский Макарий был осужден и лишен священного сана, а православное учение о двух волях во Христе было соборно утверждено. Важным решением Шестого Вселенского Собора стоит также признать осуждение и предание анафеме Папы Римского Гонория, что свидетельствует о том, что в Церкви Христовой нет места никакому верховенству одной поместной церкви на другой, и как римский, так и современный константинопольский папизм — это нововведение, противоречащее учению и традиции Церкви.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 февраля. О духовной пользе скорби и болезней
В 4-й главе 1-го Послания апостола Петра есть слова: «Страдающий плотию перестает грешить».
О духовной пользе скорби и болезней — игумен Лука (Степанов).
До бесстрастия, вероятно, нам далеко. Относительная чистота от действия страстей достигается покаянием и потому мы, освящаясь благодатью Божией, составляем единство со Христом в Его Церкви. Но эти слова апостола Петра мы всегда вспоминаем тогда, когда нам трудно. «Страдающий плотью преста от греха». Когда приходит время переживаний, скорбей и болезней вот тогда и всерьез узнает человек, как будто в первый раз, что он тленен, что он временен, что духовное в нем имеет неприходящее значение и многие именно скорбями и болезнями подвигались к покаянию. Действительно, занятый возвращением себе необходимого для выживания здоровья уже мало печется и о славе земной, и о стяжаниях мирских и суетных, и о исполнении похотей своих, поскольку эти самые болезни плоти, напоминающие о неизбежном исходе из временной жизни, конечно же поставляют человека перед той самой реальностью о необходимости нашего преображения благодатью Божией для вечного спасения.
Все выпуски программы Актуальная тема