Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Василий Поленов, посетив Иерусалим, написал серию этюдов. Один и них — «Церковь святой Елены. Придел храма Гроба Господня». Внутреннее убранство церкви так впечатлило художника, что он решил воссоздать его в Храме Живоначальной Троицы в своём имении.
— Маргарита Константиновна, какая же красота здесь, в усадьбе Поленово! Меня не покидает ощущение причастности к чему-то стародавнему. И даже храм Живоначальной Троицы, в котором мы с вами сейчас находимся — хоть и построен в начале 20-го века — будто создан в древности... И что-то мне напоминает...
— Здесь, в самом деле, замечательно, Александр Петрович! А я, кажется, поняла, почему у вас в этом храме возникло ощущение далёкой старины.
— Интересно, и почему же?
— Когда художник Василий Дмитриевич Поленов задумал возводить в своём имении эту каменную церковь на месте обветшавшей деревянной, он обратился к эскизам древних псковско-новгородских храмов 11-12 веков. И разработал на их основе проект внешнего строения и фасада Троицкой церкви. А вот внутреннее убранство Поленов, так сказать, отправил ещё на несколько столетий назад.
— Как вы интересно рассказываете... Я чувствую себя путешественником во времени!
— За образец внутреннего устроения храма Василий Дмитриевич взял подземную церковь святой равноапостольной царицы Елены в Иерусалиме.
— Ну конечно! Один из приделов храма Гроба Господня! Ведь я молился в этом храме больше двадцати лет назад! Ах, Святая Земля...
— Василий Поленов тоже бывал там в экспедиции. Его потрясла архитектура храма Гроба Господня, со всеми церквями, сооружёнными вокруг него в разные века...
— Да-да, там несколько приделов, объединённых в одно пространство.
— Всё это впечатлило художника. Василий Дмитриевич в 1882 году привёз из Иерусалима целую серию этюдов, выполненных маслом, с изображением фасадов и внутреннего убранства этого грандиозного сооружения. Почти все эскизы приобрёл для своей коллекции Павел Третьяков.
— И они сейчас находятся у вас в Третьяковской галерее...
— Именно так. И на одном из эскизов, который я для вас найду в своём телефоне, как раз изображён интерьер подземного храма Святой равноапостольной царицы Елены. Минуточку... Вот, посмотрите, пожалуйста.
— О, это сложно назвать эскизом. Кажется, что я вижу на экране полноценное живописное полотно, выполненное со всеми нюансами.
— Да, мы смело можем назвать работу Поленова «Церковь святой Елены. Придел Храма Гроба Господня» — законченным произведением искусства. Как детально прописаны архитектурные элементы, вот эти древние колонны, лики святых на стенах храма. Интерьеры подземной церкви весьма аскетичны. Это — дань памяти святой царицы. Истинная христианка, она во всём предпочитала скромность и умеренность.
— А вот здесь, слева художник изобразил скамейку, на которой сидела царица, пока велись раскопки. Нам говорил об этом экскурсовод в той поездке двадцатилетней давности.
— Да, в 325-326-м годах раскопки там велись масштабные. Благодаря царице Елене была найдена Голгофа и Гроб, в котором погребли Христа после смерти на кресте. Елена на средства сына, византийского императора Константина, возвела в Иерусалиме первые христианские храмы. Но главное — она отыскала Крест, на котором распяли Спасителя.
— Поэтому вполне справедливо, что её именем был назван подземный храм в Иерусалиме. А спустя века и на русской земле появился похожий (по крайней мере по интерьеру) храм. Посмотрите вокруг нас, Маргарита Константиновна. Те же величественные своды, те же четыре массивных колонны с тонким резным орнаментом...
— Для Василия Поленова было важным воссоздать здесь, в своём имении, частицу Святой Земли.
— А у меня идея, Маргарита Константиновна! А не съездить ли нам с вами как-нибудь в Иерусалим? Я бы хотел ещё раз побывать там, где проповедовал Христос, где Он принял крестные страдания и смерть за весь человеческий род... Прикоснуться к святыням, побродить по улицам древнего города...
— Когда-нибудь съездим, Александр Петрович. Но сначала предлагаю вам приехать к нам в Третьяковскую галерею, поближе познакомиться с картиной Василия Поленова «Церковь святой Елены. Придел Храма Гроба Господня» и другими этюдами, которые художник создал на Святой земле.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла
2 Сол., 274 зач. (от полу́), I, 10 - II, 2.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
У знаменитого западного средневекового богослова Фомы Аквинского есть фраза, которая знакома и многим православным: «Молись так, как будто всё зависит от Бога, но действуй так, как будто всё зависит только от тебя». С течением времени мысль Фомы получила развитие, и у его фразы появились новые выражения, к примеру, такое: «Молись так, как будто умрёшь сегодня, но работай так, как будто будешь жить вечно». Впрочем, подобную мысль мы можем найти и у исламских богословов, и это неудивительно, ведь любая авраамическая религия утверждает, что человек должен, с одной стороны, источником своей жизни видеть лишь Бога, а с другой — трудиться над исполнением заповедей нашего Творца. В Новом Завете мы также видим такие призывы, и звучат они на фоне веры во Второе Христово Пришествие. О вере, о молитве и о труде говорит и звучащий сегодня во время литургии в православных храмах отрывок из 1-й и 2-й глав Второго послания апостола Павла к Фессалоникийцам.
Глава 1.
10 когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству.
11 Для сего и молимся всегда за вас, чтобы Бог наш соделал вас достойными звания и совершил всякое благоволение благости и дело веры в силе,
12 да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нем, по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа.
Глава 2.
1 Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему,
2 не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов.
Только что прозвучавший отрывок Второго послания к Фессалоникийцам продолжает начатую ранее тему: христиане Фессалоник на фоне гонений и под воздействием лжеучителей начали верить, что Второе Христово Пришествие наступит чрезвычайно скоро, а потому можно оставить все земные труды и просто ждать. Целью апостола Павла было, во-первых, убедить, что ожидание Христова Пришествия отнюдь не должно сопровождаться бездействием, во-вторых, напомнить, что о точном времени Дня Господня никто из людей знать не может, и в-третьих, поддержать христиан Фессалоник в мужественном перенесении выпавших на их долю испытаний.
Особый, и, судя по всему, никогда не теряющий актуальности, интерес представляют финальные слова этого отрывка апостольского послания, в которых апостол Павел призвал своих адресатов «не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания [...] будто уже наступает день Христов» (2Фес. 2:2).
Как мы знаем, во все времена находились проповедники, которые утверждали, что кончина мира наступит со дня на день. Зачастую назывались и конкретные даты. Такие проповедники всегда опирались на сопоставление слов Священного Писания и событий современности, при умелом подходе, подкреплённом талантом и харизмой, из такого сопоставления можно вывести что угодно, в том числе и утверждение о скором Христовом Пришествии.
Когда мы сталкиваемся с подобными речами, то нам стоит помнить, что Священное Писание, говоря о кончине мира, использует образный язык, который невозможно перевести на язык конкретных дат. Кроме того, не стоит забывать, что наша планета очень большая, в истории человечества не было того времени, когда везде и у всех всё было благополучно, всегда где-то тлели, а то и полыхали, вооружённые конфликты, всегда одни люди угнетали других, но человек устроен так, что обращать внимание он склонен лишь на то, что касается его лично, и близкие нам трагедии воспринимаются как имеющие вселенский масштаб, как то, что может стать предвестником конца мировой истории.
Апостол Павел писал, что христиане должны думать не о конкретных сроках кончины мира, а о том, чтобы в то время, в которое нам довелось жить, оставаться верными Христу, и если получится сохранять Ему верность, то нас с Ним не сможет разлучить ни настоящая земная жизнь, ни грядущая вечность, ну а все выпадающие на долю человека испытания мы сможем преодолеть силой Христовой и содействием Духа Святого.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помочь Полине из Барнаула другим детям обрести слух
Фонд «Страна — детям» — помогает малышам и подросткам с тяжёлыми заболеваниями — оплачивает лечение, операции и реабилитации. В рамках программы «Слушать и слышать» фонд поддерживает детей с нарушениями слуха. Помогает им открыть удивительный мир звуков — впервые услышать голоса папы, мамы и свой собственный, познакомиться с музыкой, узнать, как звучат дождь, деревья, машины и всё то, что их окружает.
Четырёхлетняя Полина Некрасова из Барнаула — одна из подопечных фонда. С рождения девочка ничего не слышит. Недавно ей провели операцию по установке кохлеарных имплантов. Это специальные приборы, которые вживляют в ухо. С ними у Полины появилась возможность обрести слух. Только не всё так просто. После операции тысячи звуков заполнилняют голову ребёнка. Но как воспринимать и реагировать на них он не понимает. Поэтому необходима реабилитация в специализированном центре.
Занятия по восстановлению слуха и речи проходят в несколько этапов. Стоят они дорого, и не каждый может их оплатить. Вот и у семьи Полины из Алтайского края такой возможности нет. В надежде на помощь родители девочки обратились в фонд «Страна — детям».
На сегодня таких подопечных, как Полина, здесь больше 50-ти. Все они ждут слухоречевую реабилитацию. С поддержкой фонда и отзывчивых людей, они смогут обрести гармонию в мире звуков.
Если вы хотите стать частью большого доброго дела — помочь Полине и другим детям научиться слышать, переходите на сайт фонда и сделайте любой благотворительный взнос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Как появился Символ веры». Николай Антонов
У нас в гостях старший преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Николай Антонов.
Разговор шел об истории формирования Символа веры, почему возникла необходимость в появлении этого текста и как формулировались включенные в него основы православного вероучения.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер