Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Василий Поленов, посетив Иерусалим, написал серию этюдов. Один и них — «Церковь святой Елены. Придел храма Гроба Господня». Внутреннее убранство церкви так впечатлило художника, что он решил воссоздать его в Храме Живоначальной Троицы в своём имении.
— Маргарита Константиновна, какая же красота здесь, в усадьбе Поленово! Меня не покидает ощущение причастности к чему-то стародавнему. И даже храм Живоначальной Троицы, в котором мы с вами сейчас находимся — хоть и построен в начале 20-го века — будто создан в древности... И что-то мне напоминает...
— Здесь, в самом деле, замечательно, Александр Петрович! А я, кажется, поняла, почему у вас в этом храме возникло ощущение далёкой старины.
— Интересно, и почему же?
— Когда художник Василий Дмитриевич Поленов задумал возводить в своём имении эту каменную церковь на месте обветшавшей деревянной, он обратился к эскизам древних псковско-новгородских храмов 11-12 веков. И разработал на их основе проект внешнего строения и фасада Троицкой церкви. А вот внутреннее убранство Поленов, так сказать, отправил ещё на несколько столетий назад.
— Как вы интересно рассказываете... Я чувствую себя путешественником во времени!
— За образец внутреннего устроения храма Василий Дмитриевич взял подземную церковь святой равноапостольной царицы Елены в Иерусалиме.
— Ну конечно! Один из приделов храма Гроба Господня! Ведь я молился в этом храме больше двадцати лет назад! Ах, Святая Земля...
— Василий Поленов тоже бывал там в экспедиции. Его потрясла архитектура храма Гроба Господня, со всеми церквями, сооружёнными вокруг него в разные века...
— Да-да, там несколько приделов, объединённых в одно пространство.
— Всё это впечатлило художника. Василий Дмитриевич в 1882 году привёз из Иерусалима целую серию этюдов, выполненных маслом, с изображением фасадов и внутреннего убранства этого грандиозного сооружения. Почти все эскизы приобрёл для своей коллекции Павел Третьяков.
— И они сейчас находятся у вас в Третьяковской галерее...
— Именно так. И на одном из эскизов, который я для вас найду в своём телефоне, как раз изображён интерьер подземного храма Святой равноапостольной царицы Елены. Минуточку... Вот, посмотрите, пожалуйста.
— О, это сложно назвать эскизом. Кажется, что я вижу на экране полноценное живописное полотно, выполненное со всеми нюансами.
— Да, мы смело можем назвать работу Поленова «Церковь святой Елены. Придел Храма Гроба Господня» — законченным произведением искусства. Как детально прописаны архитектурные элементы, вот эти древние колонны, лики святых на стенах храма. Интерьеры подземной церкви весьма аскетичны. Это — дань памяти святой царицы. Истинная христианка, она во всём предпочитала скромность и умеренность.
— А вот здесь, слева художник изобразил скамейку, на которой сидела царица, пока велись раскопки. Нам говорил об этом экскурсовод в той поездке двадцатилетней давности.
— Да, в 325-326-м годах раскопки там велись масштабные. Благодаря царице Елене была найдена Голгофа и Гроб, в котором погребли Христа после смерти на кресте. Елена на средства сына, византийского императора Константина, возвела в Иерусалиме первые христианские храмы. Но главное — она отыскала Крест, на котором распяли Спасителя.
— Поэтому вполне справедливо, что её именем был назван подземный храм в Иерусалиме. А спустя века и на русской земле появился похожий (по крайней мере по интерьеру) храм. Посмотрите вокруг нас, Маргарита Константиновна. Те же величественные своды, те же четыре массивных колонны с тонким резным орнаментом...
— Для Василия Поленова было важным воссоздать здесь, в своём имении, частицу Святой Земли.
— А у меня идея, Маргарита Константиновна! А не съездить ли нам с вами как-нибудь в Иерусалим? Я бы хотел ещё раз побывать там, где проповедовал Христос, где Он принял крестные страдания и смерть за весь человеческий род... Прикоснуться к святыням, побродить по улицам древнего города...
— Когда-нибудь съездим, Александр Петрович. Но сначала предлагаю вам приехать к нам в Третьяковскую галерею, поближе познакомиться с картиной Василия Поленова «Церковь святой Елены. Придел Храма Гроба Господня» и другими этюдами, которые художник создал на Святой земле.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
10 декабря. О причинах ненависти первосвященников ко Христу
В 19-й главе Евангелия от Луки есть слова о Христе: «Первосвященники же и книжники, и старейшины народа искали погубить Его».
О причинах ненависти первосвященников ко Христу — иеромонах Назарий Рыпин.
Когда Христос вышел на свое общественное служение и явил себя как Мессия, Он пришел не к старейшинам, не к первосвященникам и книжникам, но пришел к галилейским рыбакам и мытарям, которых Он избрал, своими ближайшими учениками. Это был уже вызов той правящей партии в еврейском народе, которая была государственной верхушкой в этом, пусть под римлянами, но в государстве находящемся.
И, безусловно, это вызвало их ненависть ко Христу, что Он предпочел их, которые надеялись, что в земном плане они воспринимали Мессию, Он придет как правитель земной и, конечно, призовет их в первые помощники, в свой, очевидно, кабинет министров, правительство, но Он предпочел совершенно других людей. Ни знатных, ни книжных, ничего не значащих.
И вторая причина — это их зависть, потому что они понимали высочайшую нравственность Христа, они ее видели, осознавали. И ощущая свое порой ничтожество, или несопоставимость с этой высотой, в них это вызывало зависть, а, будучи людьми надменными и горделивыми, это, соответственно, вызывало уже и ненависть в них, и желание истребить его, потому что Он не вписывался в их человеческие, земные представления и планы о будущем их народа, государства и мессии, которого они воспринимали только в земном плане, как к земного царя.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 декабря. О святом архимандрите Крониде (Любимове)
Сегодня 10 декабря. Собор новомучеников и исповедников Радонежских.
О святом архимандрите Крониде (Любимове), входящем в сонм Радонежских новомучеников — протоиерей Константин Харитонов.
Во главе этого Собора стоит преподобный мученик Кронид, последний наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, когда она была закрыта после революции в 1920 году.
Священномученик Кронид пострадал вместе с братией на Бутовском полигоне и был расстрелян 10 декабря 1937 года. Но после того, как закрылась Лавра, он не оставлял братию, заботился о ней и всегда верил, что придет время, когда опять русский человек воспримет веру православную, когда опять наш народ вернется к Богу. И поэтому он оставил после себя антиминс, который находился в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры и заповедовал, что когда откроется Лавра, чтобы вновь совершалось богослужение на этом антиминсе. И когда в 1946 году открылась Лавра, и первое богослужение, пасхальное, совершалось в Успенском соборе, как раз на этом антиминсе, который оставил после себя преподобномученик Кронид.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 декабря. Об истории Иконы Божией Матери «Знамение»
Сегодня 10 декабря. Церковь чтит Икону Божией Матери, именуемую «Знамение».
О её истории — протоиерей Андрей Ефанов.
Икона Пресвятой Богородицы «Знамение» представляет собой классический иконописный стиль Оранта, когда Пресвятая Дева изображается с молитвенно воздетыми вверх руками. В районе груди Пречистой изображён младенец Христос.
История явления чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» связана с осадой Новгорода, с суздальским войском Андрея Боголюбского. Не надеясь на собственные силы, жители Великого Новгорода прибегли ко Пресвятой Богородице. И во время крестного хода, который совершали вокруг стен Великого Новгорода, одна из стрел, которую выпустили суздальцы, попала в икону. Чудесным образом из лика Пресвятой Богородицы потекли слёзы, а суздальское войско в панике отступило.
Чудо, произошедшее в Новгороде, показывает нам, что наша Небесная Мать глубоко скорбит о распрях христиан, а также учит в любом горе и при любых трудностях обращаться молитвенно к Богу, Его Пречистой Матери и святым молитвенникам за род христианский.
Все выпуски программы Актуальная тема