Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Василий Поленов, посетив Иерусалим, написал серию этюдов. Один и них — «Церковь святой Елены. Придел храма Гроба Господня». Внутреннее убранство церкви так впечатлило художника, что он решил воссоздать его в Храме Живоначальной Троицы в своём имении.
— Маргарита Константиновна, какая же красота здесь, в усадьбе Поленово! Меня не покидает ощущение причастности к чему-то стародавнему. И даже храм Живоначальной Троицы, в котором мы с вами сейчас находимся — хоть и построен в начале 20-го века — будто создан в древности... И что-то мне напоминает...
— Здесь, в самом деле, замечательно, Александр Петрович! А я, кажется, поняла, почему у вас в этом храме возникло ощущение далёкой старины.
— Интересно, и почему же?
— Когда художник Василий Дмитриевич Поленов задумал возводить в своём имении эту каменную церковь на месте обветшавшей деревянной, он обратился к эскизам древних псковско-новгородских храмов 11-12 веков. И разработал на их основе проект внешнего строения и фасада Троицкой церкви. А вот внутреннее убранство Поленов, так сказать, отправил ещё на несколько столетий назад.
— Как вы интересно рассказываете... Я чувствую себя путешественником во времени!
— За образец внутреннего устроения храма Василий Дмитриевич взял подземную церковь святой равноапостольной царицы Елены в Иерусалиме.
— Ну конечно! Один из приделов храма Гроба Господня! Ведь я молился в этом храме больше двадцати лет назад! Ах, Святая Земля...
— Василий Поленов тоже бывал там в экспедиции. Его потрясла архитектура храма Гроба Господня, со всеми церквями, сооружёнными вокруг него в разные века...
— Да-да, там несколько приделов, объединённых в одно пространство.
— Всё это впечатлило художника. Василий Дмитриевич в 1882 году привёз из Иерусалима целую серию этюдов, выполненных маслом, с изображением фасадов и внутреннего убранства этого грандиозного сооружения. Почти все эскизы приобрёл для своей коллекции Павел Третьяков.
— И они сейчас находятся у вас в Третьяковской галерее...
— Именно так. И на одном из эскизов, который я для вас найду в своём телефоне, как раз изображён интерьер подземного храма Святой равноапостольной царицы Елены. Минуточку... Вот, посмотрите, пожалуйста.
— О, это сложно назвать эскизом. Кажется, что я вижу на экране полноценное живописное полотно, выполненное со всеми нюансами.
— Да, мы смело можем назвать работу Поленова «Церковь святой Елены. Придел Храма Гроба Господня» — законченным произведением искусства. Как детально прописаны архитектурные элементы, вот эти древние колонны, лики святых на стенах храма. Интерьеры подземной церкви весьма аскетичны. Это — дань памяти святой царицы. Истинная христианка, она во всём предпочитала скромность и умеренность.
— А вот здесь, слева художник изобразил скамейку, на которой сидела царица, пока велись раскопки. Нам говорил об этом экскурсовод в той поездке двадцатилетней давности.
— Да, в 325-326-м годах раскопки там велись масштабные. Благодаря царице Елене была найдена Голгофа и Гроб, в котором погребли Христа после смерти на кресте. Елена на средства сына, византийского императора Константина, возвела в Иерусалиме первые христианские храмы. Но главное — она отыскала Крест, на котором распяли Спасителя.
— Поэтому вполне справедливо, что её именем был назван подземный храм в Иерусалиме. А спустя века и на русской земле появился похожий (по крайней мере по интерьеру) храм. Посмотрите вокруг нас, Маргарита Константиновна. Те же величественные своды, те же четыре массивных колонны с тонким резным орнаментом...
— Для Василия Поленова было важным воссоздать здесь, в своём имении, частицу Святой Земли.
— А у меня идея, Маргарита Константиновна! А не съездить ли нам с вами как-нибудь в Иерусалим? Я бы хотел ещё раз побывать там, где проповедовал Христос, где Он принял крестные страдания и смерть за весь человеческий род... Прикоснуться к святыням, побродить по улицам древнего города...
— Когда-нибудь съездим, Александр Петрович. Но сначала предлагаю вам приехать к нам в Третьяковскую галерею, поближе познакомиться с картиной Василия Поленова «Церковь святой Елены. Придел Храма Гроба Господня» и другими этюдами, которые художник создал на Святой земле.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
«Любовь к Родине». Протоиерей Марк Ермолаев, Елена Ляпичева
У нас в гостях были председатель отдела Московской митрополии по взаимодействию с вооруженными силами протоиерей Марк Ермолаев и режиссер Елена Ляпичева.
Мы говорили о том, как в людях из поколения в поколение передается любовь к Родине, почему уважение к предкам и родной земле важно воспитывать, в том числе через кино, а также разговор шел о служении священников в зоне военных действий.
Все выпуски программы Светлый вечер
Подруга. Наталья Махмудова
У меня есть подруга, с которой мы познакомились и сдружились в паломнических поездках от воскресной школы. Часто сидели на соседних местах в автобусах. Много беседовали о вопросах веры. Через некоторое время стали паломничать уже вдвоем. Самостоятельно выстраивая маршруты наших путешествий: сначала посещали святыни Москвы, потом были Муром, Владимир, Кострома, Екатеринбург, Святая Земля...
Мы не часто общаемся, но всегда в курсе того, какие основные события происходят в жизни друг друга. Не звоним и не встречаемся, чтобы просто поболтать, но если происходит что-либо важное, то сразу сообщаем: «У моей дочери операция» или «Я работу меняю» и так далее, и так далее. И всегда просьба: «Помолись». Или делимся радостью: «У нас первая служба в новом храме!», «Знаешь, какую святыню в Москву привезли! Поедем?»
Что нас объединило? Разница в возрасте больше десяти лет и сферы деятельности сильно отличаются. Я думаю то, что мы встретились, когда обе шли к Богу. Как у аввы Дорофея сказано: «Если же возлюбим Бога, то сколько приближаемся к Богу любовью к Нему, столько соединяемся любовью и с ближним; и сколько соединяемся с ближним, столько соединяемся с Богом».
Столько вместе пережито и пройдено. Сколько обсуждений богословской литературы и бесед о вере. Это общий духовный опыт. Когда я стояла в храме Воскресения Христова в Иерусалиме, мне не верилось, что Господь допустил меня до такого святого места. Переполняли чувства, которые я не в состоянии была передать словами, но только повернулась к подруге и поняла, что она знает, что со мной происходит.
Вы скажете: «Что особенного? Для этого подруги и нужны». Но общение с ней — пример для меня, как надо относиться к ближним. Мы обе очень эмоциональны. Иногда при взаимодействии с людьми мне надо прикладывать усилия, чтобы смириться и перетерпеть, не показать раздражение.
Но с подругой не так. Я спокойно отношусь к ее, порой, бурным эмоциям. Когда я это заметила, начала как бы наблюдать за собой и поняла, что меня самые разные проявления ее характера абсолютно не напрягают. Помолчу, подожду. Она повернется и скажет: «Как ты меня терпишь?». Посмеемся и всё.
Как я желала бы всегда чувствовать себя так и с посторонними людьми. Выслушать, не возмущаться, не раздражаться. Я стараюсь, слежу за собой, но пока не всегда получается. А с подругой — с Божией помощью. Да и она на мои возражения часто спокойно отвечает: «Давай так, как ты настаиваешь и сделаем». И я уже не знаю, а надо ли так, как я хочу?
Мне кажется, что именно совместная молитва, пост, обсуждение духовных вопросов нашей жизни приводят к тому, что мы не можем допустить между собой разлада. Мы вместе шли и идем к Богу. А на пути к Богу всё наполнено любовью. Ведь, как сказал Спаситель, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.
Автор: Наталья Махмудова
Все выпуски программы Частное мнение
На нуле. Яна Юревич
Однажды мы с мужем решили съездить на пару дней в Санкт-Петербург. Поехали на машине из Москвы. Чтобы сэкономить время, решили воспользоваться платной дорогой.
Большая часть пути прошла замечательно. Трасса была сухая, свободная. Мы спокойно ехали, разговаривали. Ничто не предвещало никаких проблем. Конечно, перед выездом муж залил полный бак бензина. Но мы ехали уже достаточно долго. И в какой-то момент супруг сказал, что хорошо бы машину заправить. Стрелка датчика топлива показывала меньше половины.
Зная, что, как правило, заправки на трассах встречаются достаточно часто, мы не придали значения, что пропустили ближайшую заправку — подумали, что можно заправиться чуть позже. Как выяснилось дальше, это решение стало ошибкой — до следующей автозаправки нужно было ехать ещё девяносто километров. Мы не учли того, что на этой трассе мало заправок и между ними приличное расстояние.
Тем временем, датчик уровня топлива стремился к нулю. Что делать? Конечно, мы обратились к Богу с просьбой о помощи. И решили ехать столько, сколько получится, а дальше — действовать по ситуации.
Было тревожно, что машина может остановиться прямо посреди трассы. Я смотрела то на датчик топлива, то в навигатор. Стрелка датчика находилась практически на нуле, а ехать нужно было ещё долго. Когда до заправки оставалось около тридцати километров, муж сказал: «Ну всё, бензин кончился». И действительно, датчик показывал нулевой уровень бензина в баке. Но машина продолжала ехать! Мы то и дело поглядывали на датчик, в итоге муж закрыл его листочком бумаги, чтобы сосредоточиться на дороге. Так мы проехали десять километров, потом — двадцать. Вот уже до заправки осталось девятьсот метров, восемьсот, семьсот... Дальше я уже считала вслух, глядя в навигатор!
Когда подъехали к бензоколонке, открыли датчик и увидели, что стрелка ушла за ноль. Но зато сколько у каждого было восторга, удивления, изумления! Если бы внутри нас находился датчик эмоций, он бы точно зашкаливал.
После того, как муж заправил машину, и мы снова выехали на трассу, меня переполнило чувство благодарности к Богу, благодарности за Его заботу о нас. Ещё я подумала, как часто человек полагается только на свои силы. И как оказывается немощен, беспомощен в своей самонадеянности. Человек никогда не может предусмотреть всего. Даже в такой, казалось бы, простой бытовой ситуации, как наша. Но Господь милостив. И если искренне уповать на Него, то даже машина сможет проехать практически без бензина столько, сколько нужно.
Автор: Яна Юревич
Все выпуски программы Частное мнение