Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Василий Поленов, посетив Иерусалим, написал серию этюдов. Один и них — «Церковь святой Елены. Придел храма Гроба Господня». Внутреннее убранство церкви так впечатлило художника, что он решил воссоздать его в Храме Живоначальной Троицы в своём имении.
— Маргарита Константиновна, какая же красота здесь, в усадьбе Поленово! Меня не покидает ощущение причастности к чему-то стародавнему. И даже храм Живоначальной Троицы, в котором мы с вами сейчас находимся — хоть и построен в начале 20-го века — будто создан в древности... И что-то мне напоминает...
— Здесь, в самом деле, замечательно, Александр Петрович! А я, кажется, поняла, почему у вас в этом храме возникло ощущение далёкой старины.
— Интересно, и почему же?
— Когда художник Василий Дмитриевич Поленов задумал возводить в своём имении эту каменную церковь на месте обветшавшей деревянной, он обратился к эскизам древних псковско-новгородских храмов 11-12 веков. И разработал на их основе проект внешнего строения и фасада Троицкой церкви. А вот внутреннее убранство Поленов, так сказать, отправил ещё на несколько столетий назад.
— Как вы интересно рассказываете... Я чувствую себя путешественником во времени!
— За образец внутреннего устроения храма Василий Дмитриевич взял подземную церковь святой равноапостольной царицы Елены в Иерусалиме.
— Ну конечно! Один из приделов храма Гроба Господня! Ведь я молился в этом храме больше двадцати лет назад! Ах, Святая Земля...
— Василий Поленов тоже бывал там в экспедиции. Его потрясла архитектура храма Гроба Господня, со всеми церквями, сооружёнными вокруг него в разные века...
— Да-да, там несколько приделов, объединённых в одно пространство.
— Всё это впечатлило художника. Василий Дмитриевич в 1882 году привёз из Иерусалима целую серию этюдов, выполненных маслом, с изображением фасадов и внутреннего убранства этого грандиозного сооружения. Почти все эскизы приобрёл для своей коллекции Павел Третьяков.
— И они сейчас находятся у вас в Третьяковской галерее...
— Именно так. И на одном из эскизов, который я для вас найду в своём телефоне, как раз изображён интерьер подземного храма Святой равноапостольной царицы Елены. Минуточку... Вот, посмотрите, пожалуйста.
— О, это сложно назвать эскизом. Кажется, что я вижу на экране полноценное живописное полотно, выполненное со всеми нюансами.
— Да, мы смело можем назвать работу Поленова «Церковь святой Елены. Придел Храма Гроба Господня» — законченным произведением искусства. Как детально прописаны архитектурные элементы, вот эти древние колонны, лики святых на стенах храма. Интерьеры подземной церкви весьма аскетичны. Это — дань памяти святой царицы. Истинная христианка, она во всём предпочитала скромность и умеренность.
— А вот здесь, слева художник изобразил скамейку, на которой сидела царица, пока велись раскопки. Нам говорил об этом экскурсовод в той поездке двадцатилетней давности.
— Да, в 325-326-м годах раскопки там велись масштабные. Благодаря царице Елене была найдена Голгофа и Гроб, в котором погребли Христа после смерти на кресте. Елена на средства сына, византийского императора Константина, возвела в Иерусалиме первые христианские храмы. Но главное — она отыскала Крест, на котором распяли Спасителя.
— Поэтому вполне справедливо, что её именем был назван подземный храм в Иерусалиме. А спустя века и на русской земле появился похожий (по крайней мере по интерьеру) храм. Посмотрите вокруг нас, Маргарита Константиновна. Те же величественные своды, те же четыре массивных колонны с тонким резным орнаментом...
— Для Василия Поленова было важным воссоздать здесь, в своём имении, частицу Святой Земли.
— А у меня идея, Маргарита Константиновна! А не съездить ли нам с вами как-нибудь в Иерусалим? Я бы хотел ещё раз побывать там, где проповедовал Христос, где Он принял крестные страдания и смерть за весь человеческий род... Прикоснуться к святыням, побродить по улицам древнего города...
— Когда-нибудь съездим, Александр Петрович. Но сначала предлагаю вам приехать к нам в Третьяковскую галерею, поближе познакомиться с картиной Василия Поленова «Церковь святой Елены. Придел Храма Гроба Господня» и другими этюдами, которые художник создал на Святой земле.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
9 декабря. Об отношении к оскорблениям
В 1-й главе 2-го Послания апостола Павла к фессалоникийцам есть слова: «Праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба».
Об отношении к оскорблениям — священник Захарий Савельев.
Самый главный посыл в этих словах апостола Павла — не воздавать злом за зло, а верить в то, что всемогущий Господь может и тебя сохранить, и о тебе промышлять, и этого человека, либо восставить от греха, либо же учинить ему то, что он заслужил, воздать каждому по делам его. Но самое главное воздаяние, безусловно, будет в день страшного суда, а до тех пор, пока человек жив, Господь каждого старается спасти и каждого поставить на правильный путь.
В этих словах апостола Павла усматривается твердая вера в промысел Божий. Господь, человека, который нас обидел, по нашим молитвам и по своему милосердию, может привести ко спасению и к осознанию своей греховности.
Есть пример из патерика преподобного Авы Дорофея, когда один монах был хуже всех в своих грехах, был хуже всей своей братии, но стал настолько усердно молиться, настолько усердствовать в послушаниях, что потом дьявол, который искушал этого брата, явился старцу и сказал, что если он был моим другом и всегда шел на поводу у моих искушений, то сейчас он стал самым усердным из братии. А почему? Потому что за него молились, и Господь через те или иные обстоятельства в его жизни привел его к осознанию своей греховности.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 декабря. О плаче Христа
В 19-й главе Евангелия от Луки есть слова о Христе, пришедшем в Иерусалим: «И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем».
О плаче Христа — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Подчеркивается любовь и правда Божья по отношению к людям. Христос плакал об Иерусалиме, потому что его жители оказались слепыми и пропустили самое главное в своей жизни — встречу с Богом. Произошло это от лжи и злобы, которая поселилась в сердцах людей. «О, если бы и ты, хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему!», обращается к городу Христос. «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз Я хотел собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели!»
Вместе с тем, описывая плач Христа, апостол Лука подтверждает, что Сын Божий действительно не призрачно является Сыном Человеческим. И эта человеческая природа во Христе чувствовала жажду, страдания, холод и другие человеческие несовершенства, как называют их богословы, непорочные страсти. Это свидетельство евангелиста дает сильные аргументы против тех, кто считал, что Сын Божий лишь призрачно пребывал в человеческом теле.
Будем помнить, что Господь любит нас, но и справедлив с нами.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 декабря. О святых воинах
Сегодня 9 декабря. День Героев Отечества.
О святых воинах — священник Роман Федотов.
Сегодня день памяти героев нашего могучего Отечества, почитаемых и неизвестных, офицеров и рядовых, чья жизнь, подвиги, военная доблесть, прижизненные и посмертные чудеса являются для нас добрым примером беззаветного служения Богу, нашей стране и ее людям.
Святитель Филарет, митрополит Московский, говорил, «Война — священное дело для тех, которые принимают ее по необходимости, — в защиту правды, веры, Отечества. Подвизающийся в сей брани оружием совершает подвиг веры и правды, который христианские мученики совершали исповедованием веры и правды, страданием и смертью за сие исповедание; и, приемляя раны, и полагая живот свой всей брани, он идет в след мучеников к нетленному венцу».
Сегодня в те дни, когда враги нашего Отечества ополчились на Святую Русь, мы во всех наших храмах, на каждой божественной литургии призываем наших героев Отечества, русских святых воинов, защитить нас от всякого зла, даровать крепость Духа, сохранить от смерти, ран и пленения.
Все выпуски программы Актуальная тема