Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Василий Поленов, посетив Иерусалим, написал серию этюдов. Один и них — «Церковь святой Елены. Придел храма Гроба Господня». Внутреннее убранство церкви так впечатлило художника, что он решил воссоздать его в Храме Живоначальной Троицы в своём имении.
— Маргарита Константиновна, какая же красота здесь, в усадьбе Поленово! Меня не покидает ощущение причастности к чему-то стародавнему. И даже храм Живоначальной Троицы, в котором мы с вами сейчас находимся — хоть и построен в начале 20-го века — будто создан в древности... И что-то мне напоминает...
— Здесь, в самом деле, замечательно, Александр Петрович! А я, кажется, поняла, почему у вас в этом храме возникло ощущение далёкой старины.
— Интересно, и почему же?
— Когда художник Василий Дмитриевич Поленов задумал возводить в своём имении эту каменную церковь на месте обветшавшей деревянной, он обратился к эскизам древних псковско-новгородских храмов 11-12 веков. И разработал на их основе проект внешнего строения и фасада Троицкой церкви. А вот внутреннее убранство Поленов, так сказать, отправил ещё на несколько столетий назад.
— Как вы интересно рассказываете... Я чувствую себя путешественником во времени!
— За образец внутреннего устроения храма Василий Дмитриевич взял подземную церковь святой равноапостольной царицы Елены в Иерусалиме.
— Ну конечно! Один из приделов храма Гроба Господня! Ведь я молился в этом храме больше двадцати лет назад! Ах, Святая Земля...
— Василий Поленов тоже бывал там в экспедиции. Его потрясла архитектура храма Гроба Господня, со всеми церквями, сооружёнными вокруг него в разные века...
— Да-да, там несколько приделов, объединённых в одно пространство.
— Всё это впечатлило художника. Василий Дмитриевич в 1882 году привёз из Иерусалима целую серию этюдов, выполненных маслом, с изображением фасадов и внутреннего убранства этого грандиозного сооружения. Почти все эскизы приобрёл для своей коллекции Павел Третьяков.
— И они сейчас находятся у вас в Третьяковской галерее...
— Именно так. И на одном из эскизов, который я для вас найду в своём телефоне, как раз изображён интерьер подземного храма Святой равноапостольной царицы Елены. Минуточку... Вот, посмотрите, пожалуйста.
— О, это сложно назвать эскизом. Кажется, что я вижу на экране полноценное живописное полотно, выполненное со всеми нюансами.
— Да, мы смело можем назвать работу Поленова «Церковь святой Елены. Придел Храма Гроба Господня» — законченным произведением искусства. Как детально прописаны архитектурные элементы, вот эти древние колонны, лики святых на стенах храма. Интерьеры подземной церкви весьма аскетичны. Это — дань памяти святой царицы. Истинная христианка, она во всём предпочитала скромность и умеренность.
— А вот здесь, слева художник изобразил скамейку, на которой сидела царица, пока велись раскопки. Нам говорил об этом экскурсовод в той поездке двадцатилетней давности.
— Да, в 325-326-м годах раскопки там велись масштабные. Благодаря царице Елене была найдена Голгофа и Гроб, в котором погребли Христа после смерти на кресте. Елена на средства сына, византийского императора Константина, возвела в Иерусалиме первые христианские храмы. Но главное — она отыскала Крест, на котором распяли Спасителя.
— Поэтому вполне справедливо, что её именем был назван подземный храм в Иерусалиме. А спустя века и на русской земле появился похожий (по крайней мере по интерьеру) храм. Посмотрите вокруг нас, Маргарита Константиновна. Те же величественные своды, те же четыре массивных колонны с тонким резным орнаментом...
— Для Василия Поленова было важным воссоздать здесь, в своём имении, частицу Святой Земли.
— А у меня идея, Маргарита Константиновна! А не съездить ли нам с вами как-нибудь в Иерусалим? Я бы хотел ещё раз побывать там, где проповедовал Христос, где Он принял крестные страдания и смерть за весь человеческий род... Прикоснуться к святыням, побродить по улицам древнего города...
— Когда-нибудь съездим, Александр Петрович. Но сначала предлагаю вам приехать к нам в Третьяковскую галерею, поближе познакомиться с картиной Василия Поленова «Церковь святой Елены. Придел Храма Гроба Господня» и другими этюдами, которые художник создал на Святой земле.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла
2 Сол., 275 зач., II, 1-12.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Христианская эсхатология, то есть учение о конечных судьбах человека и мира, — это, пожалуй, самый непростой для понимания раздел богословия. Основная сложность здесь заключается в том, что эсхатология вынуждена оперировать теми понятиями, которые выходят за пределы обычной человеческой жизни, у эсхатологии своя терминология, и во многом эта терминология обусловлена отрывком из 2-й главы Второго послания апостола Павла к Фессалоникийцам, который звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.
Глава 2.
1 Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему,
2 не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов.
3 Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели,
4 противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога.
5 Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это?
6 И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время.
7 Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь.
8 И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего
9 того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными,
10 и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения.
11 И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи,
12 да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду.
Апостол Павел, написав своим адресатам, чтобы они не верили лжеучителям, которые проповедуют скорое Второе Пришествие Христово, изложил и апостольское учение о Втором Пришествии.
Давайте рассмотрим основные пункты этого учения, но не будем забывать, что относительно него блаженный Августин написал очень важные и значимые слова, которые звучат так: «Признаюсь, я не понимаю этих слов». Мы не станем делать вид, что наши интеллектуальные способности превосходят способности блаженного Августина, и затронем лишь те пункты павловых размышлений, которые не представляют особого труда для понимания.
Во-первых, Второго Пришествия не будет, пока не явится некий человек, которого многие станут считать Богом, этот человек займёт место Бога в храме, и здесь нам стоит вспомнить, что под словом «храм» апостол Павел понимал лишь храм в Иерусалиме, разрушенный в 70-е годы I-го века по Рождестве Христовом.
Далее апостол упомянул некую «тайну беззакония», которая «уже в действии». Некоторые русские переводы предлагают менее таинственное прочтение этого места, к примеру, такое: «Правда, сила беззакония уже действует, хотя и скрытно пока». В этой редакции понять мысль апостола Павла значительно проще, ведь речь здесь идёт о той силе, которая противится заповедям Христовым, и ощущает её в себе самом любой живущий по Евангелию человек. Однако пока что эта сила не стала всеобщим законом, хотя, конечно, она и стремится им стать, и мы знаем, что в некоторых сообществах общественные нормы и государственные законы иногда становятся чем-то прямо противоположным евангельским словам Спасителя.
Здесь же апостол Павел написал и о некоем «удерживающем». Однозначного понимания, кого именно имел в виду апостол, попросту не существует, а потому то именно эта павлова мысль является предметом многочисленных спекуляций. Существует как минимум пять возможных пониманий этого слова: римский император, некий иной правитель, поддерживающий справедливый порядок, Святой Дух, Спаситель и сам апостол Павел. У каждого из этих пониманий есть своя аргументация, однако из самых общих соображений понятно, что речь здесь не может идти о каком-либо человеке, ведь со времени написания апостолом этих слов сменилось множество поколений, но Бог по-прежнему позволяет видимому миру существовать.
Наиболее логичным, если, конечно, логика может быть здесь подходящим инструментом, кажется предположение, что у апостола речь идёт о Духе Святом. Пока Дух живёт в Церкви, пока Он освящает нас, наставляет и поддерживает, никакое зло не сможет распространиться настолько, что человечество утратит дальнейший смысл своего существования. Однако Дух можно изгнать из нашей жизни грехами, не грехами каких-то абстрактных злодеев, а нашими собственными, следовательно, есть только один доступный человеку метод спасения мира, и этот метод полностью совпадает с методом очищения своей души от грехов и страстей.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Символ веры — история распространения». Петр Пашков
У нас в студии был старший преподаватель богословского факультета Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета Пётр Пашков.
Разговор шел о том, как в Символе вере была сформулирована основа православного вероучения, как этот текст распространялся в Византии и на Западе, как стал залогом единства Церкви и почему в западных странах Символ веры всё-таки был изменен.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Любовь к Родине». Протоиерей Марк Ермолаев, Елена Ляпичева
У нас в гостях были председатель отдела Московской митрополии по взаимодействию с вооруженными силами протоиерей Марк Ермолаев и режиссер Елена Ляпичева.
Мы говорили о том, как в людях из поколения в поколение передается любовь к Родине, почему уважение к предкам и родной земле важно воспитывать, в том числе через кино, а также разговор шел о служении священников в зоне военных действий.
Все выпуски программы Светлый вечер