Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Василий Поленов, посетив Иерусалим, написал серию этюдов. Один и них — «Церковь святой Елены. Придел храма Гроба Господня». Внутреннее убранство церкви так впечатлило художника, что он решил воссоздать его в Храме Живоначальной Троицы в своём имении.
— Маргарита Константиновна, какая же красота здесь, в усадьбе Поленово! Меня не покидает ощущение причастности к чему-то стародавнему. И даже храм Живоначальной Троицы, в котором мы с вами сейчас находимся — хоть и построен в начале 20-го века — будто создан в древности... И что-то мне напоминает...
— Здесь, в самом деле, замечательно, Александр Петрович! А я, кажется, поняла, почему у вас в этом храме возникло ощущение далёкой старины.
— Интересно, и почему же?
— Когда художник Василий Дмитриевич Поленов задумал возводить в своём имении эту каменную церковь на месте обветшавшей деревянной, он обратился к эскизам древних псковско-новгородских храмов 11-12 веков. И разработал на их основе проект внешнего строения и фасада Троицкой церкви. А вот внутреннее убранство Поленов, так сказать, отправил ещё на несколько столетий назад.
— Как вы интересно рассказываете... Я чувствую себя путешественником во времени!
— За образец внутреннего устроения храма Василий Дмитриевич взял подземную церковь святой равноапостольной царицы Елены в Иерусалиме.
— Ну конечно! Один из приделов храма Гроба Господня! Ведь я молился в этом храме больше двадцати лет назад! Ах, Святая Земля...
— Василий Поленов тоже бывал там в экспедиции. Его потрясла архитектура храма Гроба Господня, со всеми церквями, сооружёнными вокруг него в разные века...
— Да-да, там несколько приделов, объединённых в одно пространство.
— Всё это впечатлило художника. Василий Дмитриевич в 1882 году привёз из Иерусалима целую серию этюдов, выполненных маслом, с изображением фасадов и внутреннего убранства этого грандиозного сооружения. Почти все эскизы приобрёл для своей коллекции Павел Третьяков.
— И они сейчас находятся у вас в Третьяковской галерее...
— Именно так. И на одном из эскизов, который я для вас найду в своём телефоне, как раз изображён интерьер подземного храма Святой равноапостольной царицы Елены. Минуточку... Вот, посмотрите, пожалуйста.
— О, это сложно назвать эскизом. Кажется, что я вижу на экране полноценное живописное полотно, выполненное со всеми нюансами.
— Да, мы смело можем назвать работу Поленова «Церковь святой Елены. Придел Храма Гроба Господня» — законченным произведением искусства. Как детально прописаны архитектурные элементы, вот эти древние колонны, лики святых на стенах храма. Интерьеры подземной церкви весьма аскетичны. Это — дань памяти святой царицы. Истинная христианка, она во всём предпочитала скромность и умеренность.
— А вот здесь, слева художник изобразил скамейку, на которой сидела царица, пока велись раскопки. Нам говорил об этом экскурсовод в той поездке двадцатилетней давности.
— Да, в 325-326-м годах раскопки там велись масштабные. Благодаря царице Елене была найдена Голгофа и Гроб, в котором погребли Христа после смерти на кресте. Елена на средства сына, византийского императора Константина, возвела в Иерусалиме первые христианские храмы. Но главное — она отыскала Крест, на котором распяли Спасителя.
— Поэтому вполне справедливо, что её именем был назван подземный храм в Иерусалиме. А спустя века и на русской земле появился похожий (по крайней мере по интерьеру) храм. Посмотрите вокруг нас, Маргарита Константиновна. Те же величественные своды, те же четыре массивных колонны с тонким резным орнаментом...
— Для Василия Поленова было важным воссоздать здесь, в своём имении, частицу Святой Земли.
— А у меня идея, Маргарита Константиновна! А не съездить ли нам с вами как-нибудь в Иерусалим? Я бы хотел ещё раз побывать там, где проповедовал Христос, где Он принял крестные страдания и смерть за весь человеческий род... Прикоснуться к святыням, побродить по улицам древнего города...
— Когда-нибудь съездим, Александр Петрович. Но сначала предлагаю вам приехать к нам в Третьяковскую галерею, поближе познакомиться с картиной Василия Поленова «Церковь святой Елены. Придел Храма Гроба Господня» и другими этюдами, которые художник создал на Святой земле.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
«Журнал от 06.12.2024». Алексей Соколов, Арсений Федоров
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Анна Леонтьева и Константин Мацан, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— Внимание к значению слов;
— Отношение к незаметным ежедневным трудам людей, помогающих ближним;
— Чудесные события в жизни;
— Христианское отношение к природе, экологии.
Все выпуски программы Журнал
Встреча. Анастасия Битиева
Вся наша жизнь — это череда встреч. Встречи могут быть разные; мимолетные, драматические, счастливые, судьбоносные. Встреча с самим собой, с разными людьми, встреча с Богом, с Евангелием или встреча со святым...
У каждого из нас есть святые, которые особенно дороги сердцу.
Кто-то сопровождает нас с раннего детства и очень сложно вспомнить первую встречу, с кем-то мы первый раз встречаемся на страницах книг или в рассказах друзей и близких, а кто-то сам буквально врывается в нашу жизнь.
Как раз о такой встрече я и хочу рассказать.
Эта встреча произошла почти десять лет назад на острове Кипр. Мы поехали с подругой в долгожданный отпуск на море на десять дней. На Кипре мы обе были первый раз, поэтому сразу по приезде заказали несколько экскурсий.
Одна из них была в монастырь святой Феклы недалеко от Ларнаки.
По ее окончании, мы с подругой решили заглянуть в церковную лавку, чтобы купить подарки для родных и близких. У меня получилось очень быстро справиться с покупками, а вот подруга еще выбирала. Чтобы не стоять без дела, я решила еще раз обойти лавку.
Когда проходила мимо полок с иконами, одна из них упала мне под ноги. Небольшая бумажная икона. Я остановилась и подняла ее. На меня смотрел неизвестный святой с большой седой бородой и добрыми глазами. Я поставила икону на место и пошла дальше.
Сделав круг, вернулась на место. Подруга все еще выбирала подарки для своей многочисленной семьи... Я уже начала нервничать, что мы можем опоздать на автобус, и решила пойти поторопить ее. Только сделала пару шагов, как снова мне под ноги упала уже знакомая икона. Попробовала прочитать имя святого. Но не разобрала. Текст был написан на греческом и очень мелким шрифтом. Я снова вернула икону на место, получше прижав к остальной стопке.
Подруга наконец подошла к кассе со множеством своих покупок и встала в очередь. Нас торопил экскурсовод. Свободное время закончилось. Автобус отъезжал. Я пошла к подруге помочь сложить покупки по пакетам. И снова прошла мимо все тех же полок с иконами. И тут уже в третий раз икона с седовласым святым упала мне почти в руки.
Игнорировать такие совпадения уже было невозможно. Я решила купить эту икону. Протянув образ монахине у кассы, я спросила на английском, кто же тут изображен? Она широко улыбнулась и сказала, что это один из самых любимых и добрых греческих святых — Порфирий Кавсокаливит! И что она поздравляет меня с этой прекрасной встречей! Оказывается, монахиня все это время наблюдала за мной!
Я купила икону святого Порфирия и мысленно произнесла: «Святой отче Порфирий, моли Бога о нас». На душе вдруг стало очень спокойно, тепло и радостно! И мы с подругой побежали к автобусу.
Вся группа уже сидела внутри и ждала только нас. Удивительно, но никто не сказал ни слова упрека. Через пару часов, когда мы уже подъезжали к следующему монастырю, я поняла, что так и держу в руках икону святого Порфирия. Так вот с чьей помощью умягчились сердца всего автобуса! Сразу вспомнились слова монахини о доброте святого.
Когда мы вернулись в Москву из отпуска, я принесла маленькую икону святого Порфирия Кавсокаливита на работу. С тех пора, она так и стоит у меня на рабочем столе. Всем, кто замечает икону и спрашивает, кто на ней изображен, я рассказываю о нашей удивительной встрече! А еще всегда советую почитать его книгу «Цветослов советов», в которой каждый для себя может найти что-то доброе и полезное.
Автор: Анастасия Битиева
Все выпуски программы Частное мнение
6 декабря. О восхождении человека к Богу
В день празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в Успенском Соборе Московского Кремля.
По завершении богослужения в своем пастырском слове Святейший Патриарх говорил о восхождении человека к Богу.
Какое значение для нас имеет это событие восхождения Богоматери чудесным образом в Храм Господень? Очень большое. Ведь каждый из нас по ступеням восходит. Только это ступени не из гранита, не из какого-то другого камня. Это препятствие в жизни нашей на пути к Богу. И эти препятствия бывают не меньше, чем те, которые преодолевать надо было, восходя в Иерусалимский храм, а, может быть, даже и больше. Сколько всего того существует на нашем жизненном пути, что нас как бы отвлекает от этого восхождения, что переключает наше сознание, что создает некие приоритеты в жизни, которые как бы вообще затмевали это движение к Богу. И мы знаем, что огромное число людей все эти испытания не выдерживают и в храм не подымаются. Одним тяжело, даже крещеным людям, иногда тяжело утром воскресенья встать и в храм пойти, помолиться. Тяжело сделать добрые дела, к которым нас Господь призывает. Тяжело не осуждать других. Ох, как тяжело! Не злословить еще тяжелее. Как тяжело жить по Божьим заповедям! Ну уж очень тяжело! А если мы не живем по Божьим заповедям, осознаваем, что делаем что-то плохое, ведь не всегда хватает сил остановиться, переосмыслить свою жизнь и сказать, ну хватит. Ну еще в молодости дурака валял. Молодость прошла. Ну в зрелые годы тоже всякое было в моей жизни. Но сейчас пора за ум-то взяться! Пора начать восходить по ступеням к Богу. Пора наполнять свою жизнь добрыми делами, не откладывая это на потом. И не относя это к делам второстепенным, осознавая, что вера без дел мертва есть, и по добрым делам будет определяться наша участь после смерти.
Все выпуски программы Актуальная тема