Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Василий Поленов, посетив Иерусалим, написал серию этюдов. Один и них — «Церковь святой Елены. Придел храма Гроба Господня». Внутреннее убранство церкви так впечатлило художника, что он решил воссоздать его в Храме Живоначальной Троицы в своём имении.
— Маргарита Константиновна, какая же красота здесь, в усадьбе Поленово! Меня не покидает ощущение причастности к чему-то стародавнему. И даже храм Живоначальной Троицы, в котором мы с вами сейчас находимся — хоть и построен в начале 20-го века — будто создан в древности... И что-то мне напоминает...
— Здесь, в самом деле, замечательно, Александр Петрович! А я, кажется, поняла, почему у вас в этом храме возникло ощущение далёкой старины.
— Интересно, и почему же?
— Когда художник Василий Дмитриевич Поленов задумал возводить в своём имении эту каменную церковь на месте обветшавшей деревянной, он обратился к эскизам древних псковско-новгородских храмов 11-12 веков. И разработал на их основе проект внешнего строения и фасада Троицкой церкви. А вот внутреннее убранство Поленов, так сказать, отправил ещё на несколько столетий назад.
— Как вы интересно рассказываете... Я чувствую себя путешественником во времени!
— За образец внутреннего устроения храма Василий Дмитриевич взял подземную церковь святой равноапостольной царицы Елены в Иерусалиме.
— Ну конечно! Один из приделов храма Гроба Господня! Ведь я молился в этом храме больше двадцати лет назад! Ах, Святая Земля...
— Василий Поленов тоже бывал там в экспедиции. Его потрясла архитектура храма Гроба Господня, со всеми церквями, сооружёнными вокруг него в разные века...
— Да-да, там несколько приделов, объединённых в одно пространство.
— Всё это впечатлило художника. Василий Дмитриевич в 1882 году привёз из Иерусалима целую серию этюдов, выполненных маслом, с изображением фасадов и внутреннего убранства этого грандиозного сооружения. Почти все эскизы приобрёл для своей коллекции Павел Третьяков.
— И они сейчас находятся у вас в Третьяковской галерее...
— Именно так. И на одном из эскизов, который я для вас найду в своём телефоне, как раз изображён интерьер подземного храма Святой равноапостольной царицы Елены. Минуточку... Вот, посмотрите, пожалуйста.
— О, это сложно назвать эскизом. Кажется, что я вижу на экране полноценное живописное полотно, выполненное со всеми нюансами.
— Да, мы смело можем назвать работу Поленова «Церковь святой Елены. Придел Храма Гроба Господня» — законченным произведением искусства. Как детально прописаны архитектурные элементы, вот эти древние колонны, лики святых на стенах храма. Интерьеры подземной церкви весьма аскетичны. Это — дань памяти святой царицы. Истинная христианка, она во всём предпочитала скромность и умеренность.
— А вот здесь, слева художник изобразил скамейку, на которой сидела царица, пока велись раскопки. Нам говорил об этом экскурсовод в той поездке двадцатилетней давности.
— Да, в 325-326-м годах раскопки там велись масштабные. Благодаря царице Елене была найдена Голгофа и Гроб, в котором погребли Христа после смерти на кресте. Елена на средства сына, византийского императора Константина, возвела в Иерусалиме первые христианские храмы. Но главное — она отыскала Крест, на котором распяли Спасителя.
— Поэтому вполне справедливо, что её именем был назван подземный храм в Иерусалиме. А спустя века и на русской земле появился похожий (по крайней мере по интерьеру) храм. Посмотрите вокруг нас, Маргарита Константиновна. Те же величественные своды, те же четыре массивных колонны с тонким резным орнаментом...
— Для Василия Поленова было важным воссоздать здесь, в своём имении, частицу Святой Земли.
— А у меня идея, Маргарита Константиновна! А не съездить ли нам с вами как-нибудь в Иерусалим? Я бы хотел ещё раз побывать там, где проповедовал Христос, где Он принял крестные страдания и смерть за весь человеческий род... Прикоснуться к святыням, побродить по улицам древнего города...
— Когда-нибудь съездим, Александр Петрович. Но сначала предлагаю вам приехать к нам в Третьяковскую галерею, поближе познакомиться с картиной Василия Поленова «Церковь святой Елены. Придел Храма Гроба Господня» и другими этюдами, которые художник создал на Святой земле.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
8 декабря. О гражданстве в Царствии Небесном
Во 2-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу».
О гражданстве в Царствии Небесном — священник Родион Петриков.
В земной жизни иметь гражданство и прописку очень важно. Это дает не только чувство дома, но и внутреннее ощущение, что ты здесь свой и свой среди своих.
Апостол Павел обращается к христианам и дает совершенно новое понимание своего места в мире. «Вы не чужие для Бога и Его святых, а свои — Господу и Его людям». Ты, христианин, не пришелец на земле, который брошен в лабиринт временной жизни без подсказок и сопровождения, без возможности приблизиться к небу. Нет, ты — коренной житель Небесного Отечества, законный гражданин благодатного Царства Христа. А все христиане — это возлюбленные чада и наследники, имеющие духовный паспорт с небесной пропиской в уготованных Христом обителях.
Подобно тому, как народ, желавший мира с Римом, собрав дары, приходил к вечному городу и его принимали как римских граждан, так и любой, принимающий веру христианскую, становится согражданином святых и своим Богу. Самопонимание христианина — это видение себя гражданином, которому даровано право жить в небесном граде Иерусалиме, там, где всех нас ждут с любовью.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 декабря. О подвиге Преподобного Петра Галатийского
Сегодня 8 декабря. День памяти Преподобного Петра Галатийского, Молчальника.
О его подвиге — протоиерей Андрей Ефанов.
В совсем юном возрасте преподобный Петр оставляет родителей, чтобы уединенно подвязаться в пустынном месте близ Галатии. Пищей ему был простой хлеб, а питьем — вода. И пребывая в непрестанных молитвах и строгом посте, Петр сподобился дара чудотворения, исцелял многие болезни и изгонял демонов и одержимых бесами.
Предстал пред Богом преподобный Петр в преклонном возрасте. По различным данным, то ли в 90, то ли в 99 лет.
Самый известный случай исцеления связан с историей одной женщины, которая пришла к преподобному в яркой одежде и с макияжем. Святой обличил женщину и, вызвав у нее глубокое раскаяние, исцелил от болезни глаз.
Современное общество относится к макияжу как к необходимому атрибуту внешнего вида женщины. В связи с этим, не лишним будет вспомнить слова преподобного Петра Антиохийского: «Думая, что телу не хватает необходимого, вы обвиняете Творца в некоторого рода бессилии».
Все выпуски программы Актуальная тема
8 декабря. О художественном таланте как даре Божьем
Сегодня 8 декабря. Международный день художника.
О художественном таланте как даре Божьем — протоиерей Артемий Владимиров.
Художники Леонардо да Винчи и Микеланджело, Веласкес и Гойя, Карл Брюллов и Венецианов, Левитан и Поленов — это люди, отмеченные высоким талантом, при том, что у каждого свой предмет живописи, свой неповторимый, незабываемый стиль. Между тем, сегодня мне хочется поздравить и иконописцев, ведь и они, в первую очередь они, призваны отпечатлевать по законам иконописного искусства горний мир. И между иконописцами и земными художниками-реалистами есть определенная граница, потому что у каждого из них есть свой язык, свои приемы, свои изобразительные средства. Но согласимся в одном — высокое художество, как мы сказали, должно пробуждать чувство прекрасного в человеческом сердце, отрешать душу от земной суеты и побуждать человека, созерцателя художественного произведения, искать ответы о смысле бытия, конечно, в горнем мире, отражением которого служат прекрасный пейзаж и человеческое лицо, и даже натюрморт, запечатлевающий красоту Божьего творения.
Все выпуски программы Актуальная тема