Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Василий Поленов, посетив Иерусалим, написал серию этюдов. Один и них — «Церковь святой Елены. Придел храма Гроба Господня». Внутреннее убранство церкви так впечатлило художника, что он решил воссоздать его в Храме Живоначальной Троицы в своём имении.
— Маргарита Константиновна, какая же красота здесь, в усадьбе Поленово! Меня не покидает ощущение причастности к чему-то стародавнему. И даже храм Живоначальной Троицы, в котором мы с вами сейчас находимся — хоть и построен в начале 20-го века — будто создан в древности... И что-то мне напоминает...
— Здесь, в самом деле, замечательно, Александр Петрович! А я, кажется, поняла, почему у вас в этом храме возникло ощущение далёкой старины.
— Интересно, и почему же?
— Когда художник Василий Дмитриевич Поленов задумал возводить в своём имении эту каменную церковь на месте обветшавшей деревянной, он обратился к эскизам древних псковско-новгородских храмов 11-12 веков. И разработал на их основе проект внешнего строения и фасада Троицкой церкви. А вот внутреннее убранство Поленов, так сказать, отправил ещё на несколько столетий назад.
— Как вы интересно рассказываете... Я чувствую себя путешественником во времени!
— За образец внутреннего устроения храма Василий Дмитриевич взял подземную церковь святой равноапостольной царицы Елены в Иерусалиме.
— Ну конечно! Один из приделов храма Гроба Господня! Ведь я молился в этом храме больше двадцати лет назад! Ах, Святая Земля...
— Василий Поленов тоже бывал там в экспедиции. Его потрясла архитектура храма Гроба Господня, со всеми церквями, сооружёнными вокруг него в разные века...
— Да-да, там несколько приделов, объединённых в одно пространство.
— Всё это впечатлило художника. Василий Дмитриевич в 1882 году привёз из Иерусалима целую серию этюдов, выполненных маслом, с изображением фасадов и внутреннего убранства этого грандиозного сооружения. Почти все эскизы приобрёл для своей коллекции Павел Третьяков.
— И они сейчас находятся у вас в Третьяковской галерее...
— Именно так. И на одном из эскизов, который я для вас найду в своём телефоне, как раз изображён интерьер подземного храма Святой равноапостольной царицы Елены. Минуточку... Вот, посмотрите, пожалуйста.
— О, это сложно назвать эскизом. Кажется, что я вижу на экране полноценное живописное полотно, выполненное со всеми нюансами.
— Да, мы смело можем назвать работу Поленова «Церковь святой Елены. Придел Храма Гроба Господня» — законченным произведением искусства. Как детально прописаны архитектурные элементы, вот эти древние колонны, лики святых на стенах храма. Интерьеры подземной церкви весьма аскетичны. Это — дань памяти святой царицы. Истинная христианка, она во всём предпочитала скромность и умеренность.
— А вот здесь, слева художник изобразил скамейку, на которой сидела царица, пока велись раскопки. Нам говорил об этом экскурсовод в той поездке двадцатилетней давности.
— Да, в 325-326-м годах раскопки там велись масштабные. Благодаря царице Елене была найдена Голгофа и Гроб, в котором погребли Христа после смерти на кресте. Елена на средства сына, византийского императора Константина, возвела в Иерусалиме первые христианские храмы. Но главное — она отыскала Крест, на котором распяли Спасителя.
— Поэтому вполне справедливо, что её именем был назван подземный храм в Иерусалиме. А спустя века и на русской земле появился похожий (по крайней мере по интерьеру) храм. Посмотрите вокруг нас, Маргарита Константиновна. Те же величественные своды, те же четыре массивных колонны с тонким резным орнаментом...
— Для Василия Поленова было важным воссоздать здесь, в своём имении, частицу Святой Земли.
— А у меня идея, Маргарита Константиновна! А не съездить ли нам с вами как-нибудь в Иерусалим? Я бы хотел ещё раз побывать там, где проповедовал Христос, где Он принял крестные страдания и смерть за весь человеческий род... Прикоснуться к святыням, побродить по улицам древнего города...
— Когда-нибудь съездим, Александр Петрович. Но сначала предлагаю вам приехать к нам в Третьяковскую галерею, поближе познакомиться с картиной Василия Поленова «Церковь святой Елены. Придел Храма Гроба Господня» и другими этюдами, которые художник создал на Святой земле.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
«Социальные проекты, помощь ближним». Мария Большакова
У нас в студии была медиа-менеджер, специалист по социальному проектированию, председатель экспертного совета конкурса грантов Мэра Москвы Мария Большакова.
Разговор шел о том, как люди, объединяясь, создают социальные проекты и как организовать такую деятельность так, чтобы она действительно приносила пользу.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер
Понимаем ли мы наши пословицы и поговорки
Пословицы и поговорки — постоянные спутники нашей жизни. На разные случаи у нас есть меткие народные высказывания. Многие из них прошли испытание временем и не исчезли, хотя и сохранили устаревшую лексику. Давайте разберемся, как мы понимаем наши пословицы, все ли слова в них нам знакомы?
Вот, например, известное выражение: «Взялся за гуж — не говори, что не дюж». Что же такое гуж? У данного слова есть два значения, и оба очень даже подходящие. В одной местности «гуж» — это петля в упряжи лошади. Второе значение слова «гуж» — выпечка, большой калач. Таким образом, выражение «взялся за гуж» означает: и начал запрягать лошадь и — принялся есть большой кусок. А слово «дюж» является краткой формой слова «дюжий», то есть сильный, крепкий.
Интересно, что в большинстве случаев мы понимаем смысл всей фразы, даже не зная значения конкретных слов. Вот, например, поговорка: «Не было ни гроша, да вдруг алтын» Это выражение означает неожиданное улучшение, прибавление чего-то. Грош в былые времена — самая мелкая монета, полкопейки. А алтын — около 3 копеек. Даже не зная значений этих слов, мы восстанавливаем смысл поговорки из контекста.
Много раз слышали мы: «От горшка два вершка», «косая сажень в плечах». А вершок и сажень — это сколько? Мы уже не употребляем данные слова в повседневной речи, но понимаем смысл всей фразы.
Правда, некоторые слова мы всё же используем, но уже в другом значении, и тогда возникает немного комический эффект. Многие помнят пословицу: «Назвался груздем — полезай в кузов». Большинство современных детей и даже взрослых представят себе грибы, лежащие в кузове грузовика. А ведь «кузов» в прошлом — это корзинка.
Конечно, многие слова в пословицах и поговорках устарели, но мы всё равно используем их. В этом заключается чудо народной мудрости: она сохранилась в памяти поколений и по сей день остаётся меткой и образной.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
Приём САМ ТАКОЙ и другие манипуляции
У многих из нас, я думаю, бывает так, что собеседник говорит что-то обыденное, и его речь, на первый взгляд, не вызывает подозрений, а мы почему-то испытываем смутное ощущение ловушки. Если да, то, возможно, перед нами манипуляция.
Давайте порассуждаем, что означает это слово. Оно произошло при слиянии двух латинских слов — «манус», рука, и «пелере» — толкать, приводить в движение. Иными словами, управлять. Но главное в том, что манипуляция — это не простое воздействие, а скрытое. Не зря в словаре синонимов парой данному слову является существительное «обработка». Манипулятор управляет собеседником, используя тайные приемы.
Можно ли понять, когда вами манипулируют? Да, если вы чувствуете, что вас исподволь заставляют делать или ощущать не то, что вы хотите.
Психолингвисты выявили около 100 манипулятивных способов. Например, ультиматум, неправильная трактовка слов собеседника, давление на чувства жалости и вины. Возможно, вы слышали такие фразы: «Мне так тяжело, а ты меня совсем не жалеешь» или: «Если бы ты меня любил, ты бы так не сделал».
Один из скрытых приемов — это приём «сам такой». Например, приятель опоздал на встречу, а на ваше резонное недовольство он парирует: «Ой, ну ты что, сам никогда не опаздывал?» Разновидность подобной манипуляции — когда вам пытаются доказать, что так делают все или, наоборот, никто. К примеру, вы захотели воплотить мечту — научиться играть на барабанах. А вам говорят: «Взрослые люди такими вещами не занимаются».
Если возникло ощущение, что за словами собеседника скрывается желание управлять вами, скажите, например, так: «Мне не нравится, когда мной манипулируют, я не хочу продолжать разговор в таком ключе». А иногда стоит и вовсе резко прервать общение. Ведь манипуляция — это давление на волю человека и неуважение к его чувствам. Давайте очистим наше общение от таких вот «приёмчиков», чтобы оно было открытым и доверительным.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова