Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
— Маргарита Константиновна, какая же красота здесь, в усадьбе Поленово! Меня не покидает ощущение причастности к чему-то стародавнему. И даже храм Живоначальной Троицы, в котором мы с вами сейчас находимся — хоть и построен в начале 20-го века — будто создан в древности... И что-то мне напоминает...
— Здесь, в самом деле, замечательно, Александр Петрович! А я, кажется, поняла, почему у вас в этом храме возникло ощущение далёкой старины.
— Интересно, и почему же?
— Когда художник Василий Дмитриевич Поленов задумал возводить в своём имении эту каменную церковь на месте обветшавшей деревянной, он обратился к эскизам древних псковско-новгородских храмов 11-12 веков. И разработал на их основе проект внешнего строения и фасада Троицкой церкви. А вот внутреннее убранство Поленов, так сказать, отправил ещё на несколько столетий назад.
— Как вы интересно рассказываете... Я чувствую себя путешественником во времени!
— За образец внутреннего устроения храма Василий Дмитриевич взял подземную церковь святой равноапостольной царицы Елены в Иерусалиме.
— Ну конечно! Один из приделов храма Гроба Господня! Ведь я молился в этом храме больше двадцати лет назад! Ах, Святая Земля...
— Василий Поленов тоже бывал там в экспедиции. Его потрясла архитектура храма Гроба Господня, со всеми церквями, сооружёнными вокруг него в разные века...
— Да-да, там несколько приделов, объединённых в одно пространство.
— Всё это впечатлило художника. Василий Дмитриевич в 1882 году привёз из Иерусалима целую серию этюдов, выполненных маслом, с изображением фасадов и внутреннего убранства этого грандиозного сооружения. Почти все эскизы приобрёл для своей коллекции Павел Третьяков.
— И они сейчас находятся у вас в Третьяковской галерее...
— Именно так. И на одном из эскизов, который я для вас найду в своём телефоне, как раз изображён интерьер подземного храма Святой равноапостольной царицы Елены. Минуточку... Вот, посмотрите, пожалуйста.
— О, это сложно назвать эскизом. Кажется, что я вижу на экране полноценное живописное полотно, выполненное со всеми нюансами.
— Да, мы смело можем назвать работу Поленова «Церковь святой Елены. Придел Храма Гроба Господня» — законченным произведением искусства. Как детально прописаны архитектурные элементы, вот эти древние колонны, лики святых на стенах храма. Интерьеры подземной церкви весьма аскетичны. Это — дань памяти святой царицы. Истинная христианка, она во всём предпочитала скромность и умеренность.
— А вот здесь, слева художник изобразил скамейку, на которой сидела царица, пока велись раскопки. Нам говорил об этом экскурсовод в той поездке двадцатилетней давности.
— Да, в 325-326-м годах раскопки там велись масштабные. Благодаря царице Елене была найдена Голгофа и Гроб, в котором погребли Христа после смерти на кресте. Елена на средства сына, византийского императора Константина, возвела в Иерусалиме первые христианские храмы. Но главное — она отыскала Крест, на котором распяли Спасителя.
— Поэтому вполне справедливо, что её именем был назван подземный храм в Иерусалиме. А спустя века и на русской земле появился похожий (по крайней мере по интерьеру) храм. Посмотрите вокруг нас, Маргарита Константиновна. Те же величественные своды, те же четыре массивных колонны с тонким резным орнаментом...
— Для Василия Поленова было важным воссоздать здесь, в своём имении, частицу Святой Земли.
— А у меня идея, Маргарита Константиновна! А не съездить ли нам с вами как-нибудь в Иерусалим? Я бы хотел ещё раз побывать там, где проповедовал Христос, где Он принял крестные страдания и смерть за весь человеческий род... Прикоснуться к святыням, побродить по улицам древнего города...
— Когда-нибудь съездим, Александр Петрович. Но сначала предлагаю вам приехать к нам в Третьяковскую галерею, поближе познакомиться с картиной Василия Поленова «Церковь святой Елены. Придел Храма Гроба Господня» и другими этюдами, которые художник создал на Святой земле.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
6 декабря. О восхождении человека к Богу
В день празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в Успенском Соборе Московского Кремля.
По завершении богослужения в своем пастырском слове Святейший Патриарх говорил о восхождении человека к Богу.
Какое значение для нас имеет это событие восхождения Богоматери чудесным образом в Храм Господень? Очень большое. Ведь каждый из нас по ступеням восходит. Только это ступени не из гранита, не из какого-то другого камня. Это препятствие в жизни нашей на пути к Богу. И эти препятствия бывают не меньше, чем те, которые преодолевать надо было, восходя в Иерусалимский храм, а, может быть, даже и больше. Сколько всего того существует на нашем жизненном пути, что нас как бы отвлекает от этого восхождения, что переключает наше сознание, что создает некие приоритеты в жизни, которые как бы вообще затмевали это движение к Богу. И мы знаем, что огромное число людей все эти испытания не выдерживают и в храм не подымаются. Одним тяжело, даже крещеным людям, иногда тяжело утром воскресенья встать и в храм пойти, помолиться. Тяжело сделать добрые дела, к которым нас Господь призывает. Тяжело не осуждать других. Ох, как тяжело! Не злословить еще тяжелее. Как тяжело жить по Божьим заповедям! Ну уж очень тяжело! А если мы не живем по Божьим заповедям, осознаваем, что делаем что-то плохое, ведь не всегда хватает сил остановиться, переосмыслить свою жизнь и сказать, ну хватит. Ну еще в молодости дурака валял. Молодость прошла. Ну в зрелые годы тоже всякое было в моей жизни. Но сейчас пора за ум-то взяться! Пора начать восходить по ступеням к Богу. Пора наполнять свою жизнь добрыми делами, не откладывая это на потом. И не относя это к делам второстепенным, осознавая, что вера без дел мертва есть, и по добрым делам будет определяться наша участь после смерти.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 декабря. Об имеющих таланты
В 19-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет».
Об имеющих таланты — священник Захарий Савельев.
В этих евангельских строках мы с вами можем увидеть, как Господь своим промыслом подчеркивает высоту тех даров, высоту того достоинства человека, которое изначально Господь вложил в каждого из нас. Все мы разные. Кому-то в детстве нравится больше играть в машинки, кому-то в солдатиков, кому-то больше нравятся читать книги, кому-то нравятся одни жанры, кому-то нравятся другие. Когда мы вырастаем, эти детские забавы, детские игры вырастают вместе с нами и становятся теми талантами, которые мы либо развиваем, либо нет.
И вот Господь здесь говорит о каждом из нас. С той точки зрения, что когда человек обладает талантом, он должен его реализовать, он должен его постоянно созидать. И вот через это созидание таланта он может и проявлять любовь к ближнему, и заботу о каждом, кто его окружает. Самое главное — приближаться к Богу. Когда человек расточает свой талант, действительно, вот сбываются слова Спасителя: «Если то, что я тебе дал, ты не можешь развить, то тогда и это отнимется. А тому, у которого все приумножается, еще дано будет больше».
И вот эти слова должны вдохновить на работу каждого на своем месте. И тогда это станет оплотом для Церкви, для Отечества и самое главное — для каждого из нас.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 декабря. Об отношении к священству
В 5-й главе 1-го Послания апостола Павла к фессалоникийцам есть слова: «Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе».
Об отношении к священству — иеромонах Назарий (Рыпин).
Уважения достоин любой человек в силу того, что мы есть образ Божий. Но, тем не менее, даже в канонах Церкви и еще в Ветхом Завете, что нельзя было злословить священников и первосвященников, об этом мы знаем даже из Евангелия. И это необходимые условия, потому что условия нашей духовной жизни. Потому что тот, кто не умеет уважать чужой труд, уважать духовный труд, не имеет благодарного сердца, никогда не сможет быть благородным. Это одно из необходимых качеств, свойств души настоящего христианина — иметь благодарность и иметь через это благородство. К сожалению, встречается в наше время некое умоление священства, но это причина в том, что священство почти на сто лет или чуть меньше фактически исчезло из социальной жизни. И для постсоветского пространства появление священников было неким новым явлением, и совершенно непонятно было, как к духовенству появившимся вновь в нашем социуме относиться. И тем более те клише советские, пренебрежительного отношения к духовенству, этой пропаганды советской, конечно, дали свои негативные плоды. Но тот, кто по-настоящему церковен, тот, кто знаком хотя бы немного с жизнью пастырей, понимает как много обязанностей, забот, всевозможных хлопот лежит на плечах нашего духовенства. И, безусловно, мы должны иметь благодарность к тому служению, которое они исполняют каждодневно.
Все выпуски программы Актуальная тема