Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Василий Поленов, посетив Иерусалим, написал серию этюдов. Один и них — «Церковь святой Елены. Придел храма Гроба Господня». Внутреннее убранство церкви так впечатлило художника, что он решил воссоздать его в Храме Живоначальной Троицы в своём имении.
— Маргарита Константиновна, какая же красота здесь, в усадьбе Поленово! Меня не покидает ощущение причастности к чему-то стародавнему. И даже храм Живоначальной Троицы, в котором мы с вами сейчас находимся — хоть и построен в начале 20-го века — будто создан в древности... И что-то мне напоминает...
— Здесь, в самом деле, замечательно, Александр Петрович! А я, кажется, поняла, почему у вас в этом храме возникло ощущение далёкой старины.
— Интересно, и почему же?
— Когда художник Василий Дмитриевич Поленов задумал возводить в своём имении эту каменную церковь на месте обветшавшей деревянной, он обратился к эскизам древних псковско-новгородских храмов 11-12 веков. И разработал на их основе проект внешнего строения и фасада Троицкой церкви. А вот внутреннее убранство Поленов, так сказать, отправил ещё на несколько столетий назад.
— Как вы интересно рассказываете... Я чувствую себя путешественником во времени!
— За образец внутреннего устроения храма Василий Дмитриевич взял подземную церковь святой равноапостольной царицы Елены в Иерусалиме.
— Ну конечно! Один из приделов храма Гроба Господня! Ведь я молился в этом храме больше двадцати лет назад! Ах, Святая Земля...
— Василий Поленов тоже бывал там в экспедиции. Его потрясла архитектура храма Гроба Господня, со всеми церквями, сооружёнными вокруг него в разные века...
— Да-да, там несколько приделов, объединённых в одно пространство.
— Всё это впечатлило художника. Василий Дмитриевич в 1882 году привёз из Иерусалима целую серию этюдов, выполненных маслом, с изображением фасадов и внутреннего убранства этого грандиозного сооружения. Почти все эскизы приобрёл для своей коллекции Павел Третьяков.
— И они сейчас находятся у вас в Третьяковской галерее...
— Именно так. И на одном из эскизов, который я для вас найду в своём телефоне, как раз изображён интерьер подземного храма Святой равноапостольной царицы Елены. Минуточку... Вот, посмотрите, пожалуйста.
— О, это сложно назвать эскизом. Кажется, что я вижу на экране полноценное живописное полотно, выполненное со всеми нюансами.
— Да, мы смело можем назвать работу Поленова «Церковь святой Елены. Придел Храма Гроба Господня» — законченным произведением искусства. Как детально прописаны архитектурные элементы, вот эти древние колонны, лики святых на стенах храма. Интерьеры подземной церкви весьма аскетичны. Это — дань памяти святой царицы. Истинная христианка, она во всём предпочитала скромность и умеренность.
— А вот здесь, слева художник изобразил скамейку, на которой сидела царица, пока велись раскопки. Нам говорил об этом экскурсовод в той поездке двадцатилетней давности.
— Да, в 325-326-м годах раскопки там велись масштабные. Благодаря царице Елене была найдена Голгофа и Гроб, в котором погребли Христа после смерти на кресте. Елена на средства сына, византийского императора Константина, возвела в Иерусалиме первые христианские храмы. Но главное — она отыскала Крест, на котором распяли Спасителя.
— Поэтому вполне справедливо, что её именем был назван подземный храм в Иерусалиме. А спустя века и на русской земле появился похожий (по крайней мере по интерьеру) храм. Посмотрите вокруг нас, Маргарита Константиновна. Те же величественные своды, те же четыре массивных колонны с тонким резным орнаментом...
— Для Василия Поленова было важным воссоздать здесь, в своём имении, частицу Святой Земли.
— А у меня идея, Маргарита Константиновна! А не съездить ли нам с вами как-нибудь в Иерусалим? Я бы хотел ещё раз побывать там, где проповедовал Христос, где Он принял крестные страдания и смерть за весь человеческий род... Прикоснуться к святыням, побродить по улицам древнего города...
— Когда-нибудь съездим, Александр Петрович. Но сначала предлагаю вам приехать к нам в Третьяковскую галерею, поближе познакомиться с картиной Василия Поленова «Церковь святой Елены. Придел Храма Гроба Господня» и другими этюдами, которые художник создал на Святой земле.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
«Символ веры — история распространения». Петр Пашков
У нас в студии был старший преподаватель богословского факультета Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета Пётр Пашков.
Разговор шел о том, как в Символе вере была сформулирована основа православного вероучения, как этот текст распространялся в Византии и на Западе, как стал залогом единства Церкви и почему в западных странах Символ веры всё-таки был изменен.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Любовь к Родине». Протоиерей Марк Ермолаев, Елена Ляпичева
У нас в гостях были председатель отдела Московской митрополии по взаимодействию с вооруженными силами протоиерей Марк Ермолаев и режиссер Елена Ляпичева.
Мы говорили о том, как в людях из поколения в поколение передается любовь к Родине, почему уважение к предкам и родной земле важно воспитывать, в том числе через кино, а также разговор шел о служении священников в зоне военных действий.
Все выпуски программы Светлый вечер
Подруга. Наталья Махмудова
У меня есть подруга, с которой мы познакомились и сдружились в паломнических поездках от воскресной школы. Часто сидели на соседних местах в автобусах. Много беседовали о вопросах веры. Через некоторое время стали паломничать уже вдвоем. Самостоятельно выстраивая маршруты наших путешествий: сначала посещали святыни Москвы, потом были Муром, Владимир, Кострома, Екатеринбург, Святая Земля...
Мы не часто общаемся, но всегда в курсе того, какие основные события происходят в жизни друг друга. Не звоним и не встречаемся, чтобы просто поболтать, но если происходит что-либо важное, то сразу сообщаем: «У моей дочери операция» или «Я работу меняю» и так далее, и так далее. И всегда просьба: «Помолись». Или делимся радостью: «У нас первая служба в новом храме!», «Знаешь, какую святыню в Москву привезли! Поедем?»
Что нас объединило? Разница в возрасте больше десяти лет и сферы деятельности сильно отличаются. Я думаю то, что мы встретились, когда обе шли к Богу. Как у аввы Дорофея сказано: «Если же возлюбим Бога, то сколько приближаемся к Богу любовью к Нему, столько соединяемся любовью и с ближним; и сколько соединяемся с ближним, столько соединяемся с Богом».
Столько вместе пережито и пройдено. Сколько обсуждений богословской литературы и бесед о вере. Это общий духовный опыт. Когда я стояла в храме Воскресения Христова в Иерусалиме, мне не верилось, что Господь допустил меня до такого святого места. Переполняли чувства, которые я не в состоянии была передать словами, но только повернулась к подруге и поняла, что она знает, что со мной происходит.
Вы скажете: «Что особенного? Для этого подруги и нужны». Но общение с ней — пример для меня, как надо относиться к ближним. Мы обе очень эмоциональны. Иногда при взаимодействии с людьми мне надо прикладывать усилия, чтобы смириться и перетерпеть, не показать раздражение.
Но с подругой не так. Я спокойно отношусь к ее, порой, бурным эмоциям. Когда я это заметила, начала как бы наблюдать за собой и поняла, что меня самые разные проявления ее характера абсолютно не напрягают. Помолчу, подожду. Она повернется и скажет: «Как ты меня терпишь?». Посмеемся и всё.
Как я желала бы всегда чувствовать себя так и с посторонними людьми. Выслушать, не возмущаться, не раздражаться. Я стараюсь, слежу за собой, но пока не всегда получается. А с подругой — с Божией помощью. Да и она на мои возражения часто спокойно отвечает: «Давай так, как ты настаиваешь и сделаем». И я уже не знаю, а надо ли так, как я хочу?
Мне кажется, что именно совместная молитва, пост, обсуждение духовных вопросов нашей жизни приводят к тому, что мы не можем допустить между собой разлада. Мы вместе шли и идем к Богу. А на пути к Богу всё наполнено любовью. Ведь, как сказал Спаситель, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.
Автор: Наталья Махмудова
Все выпуски программы Частное мнение