Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Василий Поленов, посетив Иерусалим, написал серию этюдов. Один и них — «Церковь святой Елены. Придел храма Гроба Господня». Внутреннее убранство церкви так впечатлило художника, что он решил воссоздать его в Храме Живоначальной Троицы в своём имении.

— Маргарита Константиновна, какая же красота здесь, в усадьбе Поленово! Меня не покидает ощущение причастности к чему-то стародавнему. И даже храм Живоначальной Троицы, в котором мы с вами сейчас находимся — хоть и построен в начале 20-го века — будто создан в древности... И что-то мне напоминает...
— Здесь, в самом деле, замечательно, Александр Петрович! А я, кажется, поняла, почему у вас в этом храме возникло ощущение далёкой старины.
— Интересно, и почему же?
— Когда художник Василий Дмитриевич Поленов задумал возводить в своём имении эту каменную церковь на месте обветшавшей деревянной, он обратился к эскизам древних псковско-новгородских храмов 11-12 веков. И разработал на их основе проект внешнего строения и фасада Троицкой церкви. А вот внутреннее убранство Поленов, так сказать, отправил ещё на несколько столетий назад.
— Как вы интересно рассказываете... Я чувствую себя путешественником во времени!
— За образец внутреннего устроения храма Василий Дмитриевич взял подземную церковь святой равноапостольной царицы Елены в Иерусалиме.
— Ну конечно! Один из приделов храма Гроба Господня! Ведь я молился в этом храме больше двадцати лет назад! Ах, Святая Земля...
— Василий Поленов тоже бывал там в экспедиции. Его потрясла архитектура храма Гроба Господня, со всеми церквями, сооружёнными вокруг него в разные века...
— Да-да, там несколько приделов, объединённых в одно пространство.
— Всё это впечатлило художника. Василий Дмитриевич в 1882 году привёз из Иерусалима целую серию этюдов, выполненных маслом, с изображением фасадов и внутреннего убранства этого грандиозного сооружения. Почти все эскизы приобрёл для своей коллекции Павел Третьяков.
— И они сейчас находятся у вас в Третьяковской галерее...
— Именно так. И на одном из эскизов, который я для вас найду в своём телефоне, как раз изображён интерьер подземного храма Святой равноапостольной царицы Елены. Минуточку... Вот, посмотрите, пожалуйста.
— О, это сложно назвать эскизом. Кажется, что я вижу на экране полноценное живописное полотно, выполненное со всеми нюансами.
— Да, мы смело можем назвать работу Поленова «Церковь святой Елены. Придел Храма Гроба Господня» — законченным произведением искусства. Как детально прописаны архитектурные элементы, вот эти древние колонны, лики святых на стенах храма. Интерьеры подземной церкви весьма аскетичны. Это — дань памяти святой царицы. Истинная христианка, она во всём предпочитала скромность и умеренность.
— А вот здесь, слева художник изобразил скамейку, на которой сидела царица, пока велись раскопки. Нам говорил об этом экскурсовод в той поездке двадцатилетней давности.
— Да, в 325-326-м годах раскопки там велись масштабные. Благодаря царице Елене была найдена Голгофа и Гроб, в котором погребли Христа после смерти на кресте. Елена на средства сына, византийского императора Константина, возвела в Иерусалиме первые христианские храмы. Но главное — она отыскала Крест, на котором распяли Спасителя.
— Поэтому вполне справедливо, что её именем был назван подземный храм в Иерусалиме. А спустя века и на русской земле появился похожий (по крайней мере по интерьеру) храм. Посмотрите вокруг нас, Маргарита Константиновна. Те же величественные своды, те же четыре массивных колонны с тонким резным орнаментом...
— Для Василия Поленова было важным воссоздать здесь, в своём имении, частицу Святой Земли.
— А у меня идея, Маргарита Константиновна! А не съездить ли нам с вами как-нибудь в Иерусалим? Я бы хотел ещё раз побывать там, где проповедовал Христос, где Он принял крестные страдания и смерть за весь человеческий род... Прикоснуться к святыням, побродить по улицам древнего города...
— Когда-нибудь съездим, Александр Петрович. Но сначала предлагаю вам приехать к нам в Третьяковскую галерею, поближе познакомиться с картиной Василия Поленова «Церковь святой Елены. Придел Храма Гроба Господня» и другими этюдами, которые художник создал на Святой земле.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
1 Кор., 166 зач., XVI, 13-24.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Совместима ли любовь со строгостью? Зачастую в детстве, когда родители бывают строгими, нам кажется, что не совместима, но как дела обстоят на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 16-й главы 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 16.
13 Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.
14 Все у вас да будет с любовью.
15 Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым),
16 будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся.
17 Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше,
18 ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых.
19 Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью.
20 Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием.
21 Мое, Павлово, приветствие собственноручно.
22 Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа.
23 Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами,
24 и любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь.
Люди, которые имеют опыт написания настоящих больших писем, легко расслышат в прочитанном отрывке интонации, которыми обычно эти самые письма завершаются. Апостол обращается к ученикам с последними наставлениями, кого-то рекомендует, кому-то передаёт приветы. Всё, как делаем мы сегодня, когда пишем письма. В то же время, по своему эмоциональному настрою и даже по самим рекомендациям, которые мы слышим, речь его может показаться непоследовательной. Я имею в виду следующее. Вначале апостол говорит ученикам, что всё у них должно быть с любовью... А в конце говорит: кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, то есть пусть будет отлучён от церковного общения. Какая-то странная выходит любовь, строгая, отлучающая. Но действительно ли в словах апостола есть непоследовательность?
Многие из нас знают слово «идентичность», которое обозначает соотнесение человеком себя с той или иной группой: религиозной, культурной, спортивной и любой другой. У группы, как это обычно бывает, есть отличительные признаки, которым человек призван соответствовать. Даже если это просто группа филателистов, тебя признают своим только если ты будешь собирать марки. В подобных вещах нет ничего плохого и вносящего лишние разделения, просто мы проводим границы, чтобы различать. Если никаких границ и признаков не будет, многие слова перестанут иметь всякий смысл: можно будет быть спортсменом, не занимаясь спортом или музыкантом, совершенно ничего не понимая в музыке. Впрочем, в современном мире всё чаще встречаются подобные вещи. Людям кажется, что реальность зависит от их внутренней позиции, от того, что они думают о себе. Называй себя верующим и даже христианином и верь во что хочешь... или наоборот не верь. Удивительным образом получается так, что можно встретить христианина, который не верит в воскресение мёртвых, не доверяет Священному Писанию, не считает Иисуса Христа Богочеловеком... Что приводит к размыванию самого понятия «христианин» и ко всё большему расхождению фантазий с реальностью, а значит и к тому, что плодов такая христианская жизнь приносить не будет. Но если это так, не будет ли как раз проявлением подлинной любви, то есть желанием блага и спасения, сказать такому человеку правду о его состоянии? Неслучайно ведь апостол с этого и начинает, когда призывает учеников быть внимательными, устойчивыми в вере, мужественными и твёрдыми. Все эти призывы, в разных формах, сводятся к тому, чтобы ученики Христовы не изменяли своему христианству и были верны апостольской проповеди. И уже тех, кого Павел призвал к этой верности, он призывает также к любви. «Всё, — говорит Павел, — да будет у вас с любовью». И под этим всем мы понимаем не только помощь, жертвенность и готовность служить, но также и честность с теми, кто, называя себя верующими, не хочет вере соответствовать. Здесь нет речи об обличении или осуждении, но о подлинной заботе, ведь только тот, кто понимает своё истинное положение, может осознанно и свободно последовать за Христом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Сесть на коня, чтобы вновь научиться ходить

Андрей — ветеран специальной военной операции. В зоне конфликта он получил тяжёлые травмы позвоночника. На ноги мужчина встал, но его одолевала сильная боль.
Год назад он приехал в центр реабилитации «Целебный Ессентуки», который находится в Ставропольском крае. Это проект Пятигорской епархии. В центре бесплатно помогают детям и взрослым с инвалидностью. Однако реабилитация здесь не совсем обычная — она проводится при участии лошадей и называется иппотерапией. Её Андрею рекомендовал лечащий врач.
«Я не сильно верил в успех, но решился, — рассказывает мужчина. — Легче стало уже после второго занятия. А через три месяца занятий верхом прошла невыносимая боль».
Успех Андрея — не исключение. Иппотерапия помогает тяжелораненым восстанавливаться после травм и справляться с последствиями стресса. У них получается в разной степени возвращать утраченные навыки. Например, мужчина, который не мог даже сидеть, через год занятий начал ходить. Кроме этого, добрая атмосфера в центре, искреннее участие его сотрудников, общение с лошадьми способствуют и психоэмоциональному восстановлению. Многие взрослые, приезжая сюда, видят, как дети с инвалидностью упорно занимаются и добиваются невероятных результатов в развитии: пятерым воспитанникам сняли диагноз «аутизм». Мужество и успехи детей вдохновляют раненых и дарят им надежду!
Центр реабилитации «Целебный Ессентуки» работает уже 6 лет при поддержке добрых людей. Сейчас центру тоже необходима помощь. Чтобы проект продолжал работу, важно оплатить труд инструкторов и запасти корм для лошадей на зиму. Ваше участие подарит возможность людям, получившим тяжёлые ранения в зоне конфликта, вернуться к нормальной жизни. Поддержать проект можно на церковной платформе «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«13-е воскресенье по Пятидесятнице». Священник Стахий Колотвин

В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (1Кор.16:13-24) и Евангельского (Мф.21:33-42) чтений в тринадцатое воскресенье по Пятидесятнице, о совершении молебна о сохранении творения Божия, о днях памяти Обора Московских святых, преподобного Пимена Великого, Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Седмица