
1 сентября — день знаний. Однажды в этот день я получила важный урок от Господа.
«Вот тебе и доброе утро» — с иронией подумала я, оглядев квартиру за 15 минут до выхода семьи из дома. Муж еле-еле натягивал пиджак, никак не мог до конца проснуться. А наши семеро детей закопались каждый в своих, на мой взгляд, не нужных в данный момент занятиях. Старшие дети — дочки — спорили, делили сумки, рюкзаки и очередь к утюгу. Средняя девочка, Юля, — никак не могла выбрать бантики. Младшие дети — сыновья — играли и ждали, когда я их одену. «Да, всё только на мне и держится — пробормотала я мужу, — ты мне совсем не помогаешь».
Пять школьников, дошкольник и младенец на руках. В таком составе мы выходим из дома, точнее, выбегаем из дома, уже опаздывая на линейку. Степан, средний сын, вызвал лифт, но вспомнил, что забыл кофту дома, решил вернуться за ней. И оставил на проходе свой любимый скейтборд. Я наступила на эту доску на колесиках и, подлетев, упала плашмя, всем телом! Сказать, что было больно — не сказать ничего.
До школы я дошла, еле сдерживая слёзы от боли. Стоять было больно, сидеть тоже, да ещё и рукой трудно пошевелить. После окончания линейки отправилась в травмпункт. Диагноз — перелом. «Ничего страшного — подумала я — рука сломана левая, переживу как-нибудь».
Но не тут-то было. Сложности начались практически сразу. Разуться самостоятельно не получилось, потому что привыкла расстёгивать липучки на босоножках правой рукой, но опираясь левой о стену. Переодеться оказалось ещё сложнее. Спать первые две ночи было так неудобно и больно, что я даже плакала. Готовка, уборка, покупки в магазине, прогулки с детьми — всё стало делать намного тяжелее.
Я поняла, что никогда не задумывалась о том сколько всего делаю двумя руками. Одна держит, другая режет, одна несёт сумку, другая открывает входную дверь, одна распахивает дверцу холодильника, другая — ставит кастрюлю.
И только теперь я поняла, что всё это совсем не про руки, а про мою благодарность. Став беспомощной, я увидела, что жизнь нашей семьи не остановилась, а всё потому что не на мне одной всё держалось.
Оказалось, старшая дочь отлично справляется с мытьем посуды и наведением уюта на кухне, вторая дочка делает шикарные прически сёстрам, третья — лучшая нянька для малышей, наш неугомонный Степан — душа компании — устраивает песенные вечера для всей семьи, Юля — здорово организовывает уборку и сортировку игрушек.
А муж? А муж всему голова. Он много работает, для того, чтобы обеспечить нас всем необходимым. При этом каждую свободную минуту, проводит с нами — со своей семьёй. Выводит нас на интереснейшие прогулки, выбирает и показывает прекрасные фильмы. И у него хватает сил выслушать каждого.
Так где же была моя благодарность всем окружающим меня людям? Оказывается, я ценила каждый свой поступок, и не замечала поддержки близких, без которой у меня ничего бы не получилось.
Сейчас я учусь смотреть по сторонам и благодарить: мужа за его заботу, поддержку и опору, детей, за их любовь и помощь, всех окружающих людей продавцов кассиров учителей, врачей, водителей и родителей — за то, что каждый на своём месте делает то что должно и что уж говорить о благодарности Богу — без благословения которого я себе вообще не представляю, как сложилась бы каждая секунда моей жизни.
Рука, чудесным образом зажила быстрее, чем думали врачи, и чем я надеялась. И Слава Богу за этот урок на первое сентября. Урок благодарности.
Автор: Елена Смаглюк
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 96 зач., VIII, 2-13.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Людям, как известно, свойственно сложные вещи упрощать. Так устроено наше сознание, и нам так просто легче жить. Но есть области бытия, где упрощение может довести до печальных последствий. И одна из таких областей — жизнь духовная. О недопустимости упрощения отношений человека и Бога рассуждает апостол Павел в отрывке из 8-й главы своего послания к Римлянам, который читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 8.
2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.
3 Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти,
4 чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.
5 Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном.
6 Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир,
7 потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.
8 Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.
9 Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его.
10 А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности.
11 Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.
12 Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти;
13 ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.
Лейтмотивом прозвучавшего отрывка из послания апостола Павла к Римлянам является противостояние плоти и духа. На первый взгляд, понять суть проблемы, которую поднимает апостол, довольно трудно. Для этого нам понадобится немного погрузиться в исторический контекст. Римская община христиан первоначально состояла из евреев, поверивших во Христа и принявших крещение. Затем к ним присоединились бывшие язычники. До определённого времени церковная община Рима жила в мире. Но затем последовал указ императора Клавдия, согласно которому евреи (и иудеи, и христиане) изгонялись из всех крупных городов из-за подозрений в сепаратизме. В результате, Римская община лишилась своего ядра. Что привело к кризису — помочь его преодолеть поспешил апостол Павел, направивший столичным христианам послание. В этом тексте содержится много важных мыслей и ценных советов. Один из них мы только что слышали.
Апостол Павел напоминает своим читателям, а вместе с ними и нам, что спасение в христианском понимании невозможно получить самостоятельно — без Бога. Спасение является даром Божиим. И поддаются досадной иллюзии те, кто полагают, что с Творцом можно играть в какие-то религиозные игры. А именно — с помощью исполнения тех или иных традиций, обрядов фактически принудить Бога к тому, чтобы Он даровал человеку те или иные блага. Апостол называет подобный ошибочный подход к духовной жизни — плотским. Потому что данное видение не может возвыситься над горизонтом земных вещей. Такое отношение к религии имело место и в язычестве, и в позднем иудаизме. И там, и там люди полагали, что через совершение каких-то ритуалов они гарантированно получают необходимый результат — помощь свыше. При этом какого-либо внутреннего изменения к лучшему в общем-то и не требуется.
Апостолу Павлу такой меркантильный подход совершенно не нравился. В первую очередь, по причине его фактической лживости. Вот почему Павел призывает своих читателей жить не плотской, а духовной жизнью. Что означает на практике следующее. Вера не может существовать без внешнего проявления. Но внешние поступки определяются тем, какое конкретное содержание вкладывает человек в них. И Павел призывает нас не играть в меркантильные игры, не упрощать отношения с Богом до уровня «ты мне — я тебе», а опираться на искреннюю веру и на надежду, что наши скромные приношения будут Богом приняты и освящены. И ответом со стороны Творца станет дар Духа Святого, без помощи Которого никакого спасения стяжать нельзя. Потому что спасение не есть какой-то бесконечный комфорт, что существует помимо Бога, но жизнь вечная во Христе и со Христом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Заповеди блаженства о нищих духом и плачущих». Священник Анатолий Правдолюбов

У нас в студии был клирик храма святителя Иова на Можайском шоссе в Москве священник Анатолий Правдолюбов.
Разговор шел о Нагорной проповеди Спасителя и значении заповедей блаженства: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» и «Блаженны плачущие, ибо они утешатся».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных Нагорной проповеди Иисуса Христа.
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена историческому контексту Нагорной проповеди.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Китайские мученики». Священник Алексей Юсупов

У нас в гостях был секретарь китайского Патриаршего подворья в Москве священник Алексей Юсупов.
Мы говорили о православии в Китае, об истории распространения христианства в этой стране, а также об известный китайских христианских мучениках.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер