В столице Польши, Варшаве, есть район под названием Прага Северная. До середины 20-х годов ХХ века это была малолюдная, лишённая особых достопримечательностей местность. Но всё изменилось, когда в 1928-м году там открылся городской зоопарк. Он сразу же превратился в место притяжения для горожан и туристов. В зверинце можно было увидеть экзотических животных — львов, тигров, носорогов и даже слонов. Варшавский зоопарк сделали популярным местом города его руководители — супруги Жабинские, Ян и Антонина. И именно благодаря им зоопарк вошёл в историю не только как один из крупнейших зоологических садов в Европе, но и как место, где во время Второй Мировой войны нашли спасение сотни жителей города, обречённые на смерть.
Когда в 1928-м Яна Жабинского, известного польского зоолога, назначили на должность директора нового зоопарка, он сразу решил, что переедет туда жить. Чтобы заботится о животных, нужно постоянно быть поблизости. Так размышлял пан Жабинский, и его жена Антонина была с ним полностью согласна. Супруги поселились в доме прямо в центре зоопарка. К его обитателям они относились с большим вниманием. Каждому дали имя. И ежедневно рано утром и вечером, после закрытия лично обходили вольеры, чтобы проверить, все ли животные в порядке. Несколько комнат своего дома Жабинские оборудовали под ветеринарный госпиталь. Ян, опытный зоолог, лично выхаживал самых слабых зверей — конечно, тех, которые могли поместиться в доме. Антонина помогала мужу.
1-го сентября 1939-го семья Жабинских проснулась от оглушительных взрывов. Немецкие войска вторглись на территорию Польши и бомбили Варшаву. Началась Вторая Мировая война. Когда воздушная тревога закончилась, Жабинские, обливаясь слезами, обходили свои владения. Картина была ужасающей. Вольеры разрушены, большинство животных погибло; другие оказались смертельно ранены. Позже Антонина Жабинская писала в мемуарах: «Я смотрела на пустые клетки, слушала мертвую тишину и уговаривала себя, что это — зимняя спячка».
В Варшаве между тем тоже происходили страшные перемены. Нацисты устроили в городе еврейское гетто — особую территорию, покидать которую евреям строго запрещалось. До Яна и Антонины доходили рассказы о том, что немцы массово увозят оттуда людей в концлагерь, где заставляют работать, а потом убивают.
Супруги решили помочь этим несчастным и разработали план. Жабинские уговорили немцев не выселять их семью из опустевшего зоопарка, а открыть на его территории свиноферму — якобы для нужд солдат Рейха. Ну, а свиньям нужно что-то есть — вот Ян и ездил по всему городу на телеге с огромными баками, собирая помои для поросят. Почти каждый день наведывался он за кормом и в гетто. А когда выезжал оттуда, в его телеге, тщательно укрытые от посторонних взоров, прятались несколько человек.
Жабинские размещали беглецов в подвалах пустых вольеров. Там эти люди ждали, пока супруги по подпольным каналам оформят им поддельные документы, где не будет упоминания об их национальности. Моше Тирош, один из тех, кто выжил благодаря Яну и Антонине, вспоминал, как Ян Жабинский привёз его семью в спасительный зоопарк. Моше было тогда три года. Увидев Антонину, её доброе лицо, он сказал матери: «Нам здесь будет хорошо!» В общей сложности более трёхсот человек избежали гибели благодаря Яну и Антонине.
Только чудом Жабинских тогда не раскрыли. Однако их всё же не миновала беда. В 1944-м году Яна арестовали и отправили в концлагерь за участие в антифашистском Варшавском восстании. К счастью, супруги сумели всё пережить. После войны семья вновь воссоединилась в своём доме. Яну и Антонине удалось восстановить своё детище — Варшавский зоопарк. В 2023-м году в честь героических супругов, которые помогали другим выстоять среди ужасов нацизма, зверинец стал называться Зоопарком имени Жабинских.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Колоссянам святого апостола Павла
Кол., 253 зач., II, 1-7.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Обращение к Богу — важнейший момент человеческой жизни, разделяющий её на «до» и «после». Ты жил и не знал Бога... или знал, но знание твоё было формальным и внешним. И вот тебе открылся Бог, открылась Его воля, Его замысел. И кажется, может ли быть что-нибудь важнее? Ответ не так очевиден, как кажется, и звучит он в отрывке из 2-й главы послания апостола Павла к Колоссянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
1 Желаю, чтобы вы знали, какой подвиг имею я ради вас и ради тех, которые в Лаодикии и Иераполе, и ради всех, кто не видел лица моего в плоти,
2 дабы утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа,
3 в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения.
4 Это говорю я для того, чтобы кто-нибудь не прельстил вас вкрадчивыми словами;
5 ибо хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами, радуясь и видя ваше благоустройство и твердость веры вашей во Христа.
6 Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем,
7 будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением.
У каждого священника, как, наверное, у каждого врача, есть опыт трагичных неудач. Ты делаешь всё, что можешь, но обстоятельства складываются не в твою пользу. Впрочем, есть в деятельности священника и врача существенное отличие. Зачастую врач работает с отдельными системами организма, деятельность которых подчинена биологическим, химическим и на самой глубине — физическим законам. И если у человека не работает или плохо работает какой-то орган, обычно это происходит не потому, что сам человек этого хочет. В свою очередь священник, как пастырь и наставник, обращается не к отдельной проблеме, но ко всему человеку в целом. И если человек отказывается от веры — это его свободный выбор.
Помню, когда я только начинал священническую службу, ко мне пришёл молодой человек, который не просто хотел креститься, но был готов подойти к этому осознанно. Радости моей не было предела, ведь пришёл человек, который сам захотел всё узнать, которому не надо ничего доказывать, не надо чуть ни силком заставлять ходить на огласительные беседы перед крещением. Опыта в подобных делах у меня было мало, но что мог сделать, я сделал. Не сомневаюсь, что мог сделать больше и лучше, но так или иначе, через пару лет я узнал, что человек этот всё же ушёл из Церкви. Думаю, у большинства священников есть подобный печальный опыт.
В сегодняшнем чтении апостол Павел обращается к самым разным людям, которым было доступно его благовестие. Они обратились к Богу благодаря Его проповеди. И не только обратились, но и со всей искренностью соединились для общей жизни в любви. Они не оставляли свои семьи, не переставали трудиться, зарабатывая себе на жизнь. Зачастую, если только речь не шла о профессии, связанной с грехом, в бытовом плане жизнь человека не менялась. Но его восприятие самого себя, отношений с Богом и окружающими людьми постепенно преображалось. Почему постепенно? Потому что в его внутреннем мире, как и в общественной жизни, не все были согласны с его выбором, не все были готовы его принять. В душе восставали страсти, а во внешней жизни находились те, кто призывал его вернуться к грехам, или смеялся над его новой верой и жизнью. Путь преображения не обещал быть простым. Именно поэтому, апостол, радуясь об успехах учеников, призывал их к бдительности и просил оставаться верными Христу.
Обращение к Богу действительно одно из важнейших событий в жизни человека, но не меньше значат и ежедневные духовные и нравственные усилия, которые мы призваны предпринимать, укореняясь и укрепляясь на пути веры.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Навещать особенных людей в интернате и совершать другие добрые дела
Жизнь москвички Марины Калачёвой сильно переменилась 12 лет назад. В то время она была ещё студенткой. Девушка стремилась помогать людям. Желание приносить пользу другим привело Марину в Церковь. Тогда она и подумать не могла, что с послушания в храме начнётся её путь в мир благотворительности.
Поначалу Марина принимала участие в уборке московского храма святителя Николая Мирликийского в Бирюлёво — после церковной службы мыла полы и подсвечники. Со временем, когда влилась в приходскую жизнь, стала участвовать и в помощи людям. Марина собирала информацию о тех, кто нуждаются в поддержке. В основном это были пожилые женщины. Им передавали от храма наборы с продуктами, что было для них большим подспорьем. Также в качестве волонтёра девушка вместе с другими прихожанами храма навещала людей в одном из психоневрологических интернатов. «Наверное, именно со встречи с особенными людьми для меня и началась другая жизнь, — делится девушка. — Это было огромное открытие — то, как они умеют любить и учить этой любви других. Рядом с ними меняешься по-настоящему».
Со временем Марина решила посвятить жизнь помощи ближним и заниматься этим системно. Поэтому вместе с единомышленниками основала в Москве благотворительную организацию «Я с тобой». Её команда помогает людям в беде и православным храмам, открывая адресные сборы под конкретные нужды. При содействии Синодального отдела по тюремному служению Русской Православной Церкви поддерживает осуждённых, передавая им посылки. А ещё вместе с волонтёрами заботится об особенных людях в интернате.
У вас есть возможность приобщиться к добрым делам — стать волонтёром или помогать финансово. Узнать об этом больше можно на сайте организации «Я с тобой»: https://yastoboihelp.ru/general
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Антифашистское движение сопротивления «Белая роза». Андрей Кострюков, Дмитрий Лебедев
У нас в студии были сотрудники Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: профессор, доктор исторических наук Андрей Кострюков и аспирант, учитель немецкого языка Дмитрий Лебедев.
Разговор шел об антифашистской группе сопротивления «Белая роза», действовавшей в нацистской Германии, и о ее участниках, в частности, об Александре Шмореле, причисленном Православной церковью к лику святых.
Все выпуски программы Светлый вечер